Обучение письму и письменной речи
методическая разработка по французскому языку

Обучение письму и письменной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_pismu_i_pismennoy_rechi.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение письму и письменной  речи».

Выполнила учитель иностранного

языка МОУ СОШ №1 г. Лиски

Воронежской области

Горина О. М.

2023

Письмо в методическом плане длительное время считалось «золушкой методики» и было почти полностью устранено из процесса обучения, что по мнению Е. И. Пассова, было стратегическим просчетом. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. Зарубежные стажировки студентов, аспирантов и молодых учёных предполагают умение делать записи на иностранном языке, составлять и заполнять анкету, отвечать на вопросы анкеты, писать заявление о приёме на учёбу или работу, писать краткую или развёрнутую автобиографию, писать личные или деловые письма, употребляя нужную форму речевого этикета носителей языка, в том числе и форму делового этикета.

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам.

Психологические основы обучения иностранным языкам в целом и письменной речи в частности, проанализированы в работах А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина, В. А. Артемова, А. И. Зимней.

Так, например, среди исследований, посвященных обучению письменной речи, следует отметить работы Г. К. Левицкой и А.М. Ивановой. Г. К. Левицкая анализирует содержание обучения письменной речи в школе и предлагает виды упражнений в письменной речи, определяя написание письма наиболее целесообразным письменным жанром при обучении школьников иностранному языку.

В работе А. М. Ивановой определяются задачи и этапы обучения письменной речи в школе, трудности, испытываемые школьниками при овладении письменной иноязычной речью.

Говоря о развитии познавательной самостоятельности в овладении письменной речью, следует констатировать тот факт, что в имеющихся исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы, но при этом отсутствует целостный системный подход к разработке процессуальной и содержательной сторон ее решения. Таким образом, имеется противоречие между объективной  необходимостью повышения уровня владения школьниками письменной речью и недостаточной разработанностью данной научной проблемы в аспекте расширения возможностей процесса обучения через развитие познавательной самостоятельности школьников.

Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

Конечные требования к обучению письменной речи включают развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли, формирование  способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.

 Базовый курс обучения ИЯ предполагает овладение письменной речью на «уровне выживания», т.е. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках Программы обучения иностранным языкам в средней школе до умений:

-графически правильного письма;

-письма как самостоятельного вида речевой деятельности (по окончании базового курса учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста; составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста; написать короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр; написать личное письмо (расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выразить благодарность, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка);

-письма как средства обучения другим видам речевой деятельности.

 Взаимосвязь письменной речи и других видов речевой деятельности

Письмо и письменная речь в современной методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку. Письмо – это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-речемоторного анализаторов. Опора на все анализаторы в обучении дает значительно больший эффект. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении другого на 90%. Психологи считают, что базой письменной речи является устная речь. И говорение, и письмо можно проследить от замысла (что говорить) к отбору необходимых средств (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно или письменно.

 Как известно, письмо тесно связано с чтением. В их системе лежит одна графическая система языка. При письме идёт кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов, при чтении – их декодирование или расшифровка.

Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее.

Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

Вспомогательную роль письмо выполняет при выработке грамматического навыка, при выполнении письменных заданий от простого списывания до заданий, требующих творческого подхода, что создаёт необходимые условия для запоминания. Без опоры на письмо обучающимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал.

 Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична. Вторичность письма не умаляет его значения в жизни человека.

Различают письмо и письменную речь. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью – книжный стиль речи.

 В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь – это процесс выражения мыслей в графической форме.

 В методике письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано. Базой письменной речи является устная речь. В обоих случаях в результате состоится понимание сообщения другими людьми. Письмо связано с чтением. В их основе лежит одна графическая система языка. При письме, также как и при чтении, устанавливаются графемно-фонемные соответствия; они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. В первом случае идет декодирование или дешифровка, во втором – кодирование, зашифровка сообщения.

Часто в методике термины «письмо» и «письменная речь» не противопоставляются. Термин «письмо» – понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь.

Письмо предполагает:

графику – систему знаков-графем

орфографию – правописание, систему правил использования знаков

запись – письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности

письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.

В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью – сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме.

Когда говорят о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то имеют в виду письменную речь. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке. Любой текст, написанный автором, - это выражение мыслей в графической форме.

Лингвистический компонент содержания обучения письму включает графику, орфографию, запись (списывание, репродукция, продукция), письменную речь в ограниченном объеме (анкета, формуляр, открытка, письмо). Компенсационные умения включают умения перефразировать высказывание, выразить сложную мысль простыми языковыми средствами, опираться на текст с целью поиска необходимой информации.

Обучение технике письма включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией. Письмо (техника письма) является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи.

Продуктивная (экспрессивная) письменная речь в зависимости от назначения подразделяется на два уровня: учебную письменную речь и коммуникативную письменную речь (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина).

Под учебной письменной речью понимается выполнение в письменной форме разнообразных языковых и условно-речевых упражнений, направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками, а также речевыми умениями, включая умения коммуникативной письменной речи. Учебная письменная речь не только эффективное средство обучения, но и действенное средство контроля. Упражнениями самого высокого уровня в иерархии учебных письменных работ являются сочинение и подробное изложение. Они же – традиционное средство контроля сформированности продуктивных навыков и умений письма.

Коммуникативная письменная речь – это экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие умения выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая в свою очередь, опирается на технику письма, сформированные графические и орфографические навыки. Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или профессиональной деятельности, а также в личных целях.

Письменная речевая деятельность - это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь - способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности.

Письменная речь может рассматриваться в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи) и исполнения (графики).

Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.

Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся: поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового содержания), записки (членам семьи, друзьям, коллегам по работе), вывески (на домах, учреждениях), этикетки (на товарных упаковках), подписи к рисункам, объявления-инструкции, объявления-информации (о поисках работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни), меню, рекламы, приглашения, соболезнования, личные письма, деловые письма, в частности письма о приеме на работу, благодарственные письма, письма с протестами и жалобами, обращения (к руководителю, к общественности), ответы на заявления, автобиографические сведения, характеристики, заполненные анкеты и бланки, справки, опорные схемы типа (для выступления перед аудиторией), инструкции (по технике безопасности, для выполнения задания), рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные), дневники (наблюдений, путешествий), словарики, диктанты, библиографии (произведения автора, книги по проблеме), конспекты, (краткое изложение содержания прочитанного), заметки в стенную газету, впечатления (об увиденном или услышанном), книжные обозрения, рецензии, (на книгу, рассказ, кинофильм, произведение искусства), отчеты, (о наблюдениях, об анкетировании, об опросе), доклады (о состоянии проблемы. Об изучении конкретных случаев типа изложение,  (прочитанного, услышанного), резюме, (основная идея прочитанного, услышанного), сообщения (о новостях, о последних событиях), обзоры (статей в газете, событий за неделю), аннотации,  (основное содержание рассказа, книги, фильма), рефераты,  (краткий обзор прочитанного), тезисы, т.е. (краткое изложение выступления), проекты,  (взгляд на состояние и изменение окружающего мира), очерки, т.е.  (собственный взгляд на вещи и явления), сочинения (интерпретация темы или проблемы), рассказы (придумывание фабулы и сюжета), стихи (создание стихотворных произведений разной формы).

Трудности обучения письменной речи очевидны:

-процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке;

-если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию; отсутствие возможности выразительно интонировать свою речь требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;

-формирование навыков в области графико-орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменение звуковой формы слова;

-овладение письменной речью требует наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции.

 

В условиях школы это может быть связное высказывание по теме, письменное описание предмета, факта, события, письменное сообщение конкретному (или воображаемому) лицу, изложение по заданной теме, сочинение на свободную тему и так далее.

Формирование навыков каллиграфии,  написание букв и надстрочно-подстрочных знаков, начинается с первых дней преподавания французского языка во втором классе. Для упорядочения и ускорения работы на данном этапе используются:

показы букв в тетрадях учащихся, которые делаются учителем заранее, дают возможность учащимся сначала обводить их, а затем копировать;

несколько разных наборов разрезных алфавитов французского языка: печатный и письменный вариант изображения букв; их использование дает возможность привлечь дополнительное внимание учеников и повысить интерес к изучаемому.

С первых уроков обучения письму много времени отводится формированию умения списывать слово с доски, учебника, специально изготовленных карточек, при этом важно научить второклассников списывать слово целиком, а не по буквам или слогам. Для этого проводится следующая работа:

учащиеся получают задание запомнить то или иное слово в течение некоторого времени, стараются его «сфотографировать¦» глазами, затем по сигналу учителя воспроизводят слово, изображая его или в воздухе, или на листке бумаги;

после запоминания определенного слова 2-3 ученика одновременно записывают его на доске,  мини-конкурс на лучшее написание слова (в данном случае учитывается не только орфография, но и каллиграфия);

парная работа учеников: слово пишется в тетради или на листочке поочередно, записи проверяются совместно (если в паре нет сильного учащегося, учитель помогает в проверке).

Разумеется, время запоминания слова варьируется в зависимости от сложности слова и степени обученности учащихся. Во втором классе использую следующие упражнения:

-найди среди данных букв пары заглавных и прописных, запиши их;

-расположи данные буквы в алфавитном порядке (даются выученные уже буквы, необязательно весь алфавит);

-найди данную букву (буквосочетание) в следующих словах, выпиши слова с ней (ним);

-напиши прописными буквами данные печатные слова (предложения);

-запиши слова, начинающиеся на ... букву;

-вставь пропущенные буквы (буквосочетания) (это, пожалуй, самое распространенное задание, употребляемое в различных вариантах);

-поставь нужный артикль к существительному.

От работы над словом постепенно переходим к работе над небольшими предложениями, одновременно с этим необходимо закрепить в сознании детей структуру французской фразы. Постепенно делается переход к написанию слов под диктовку: сначала с предварительной зрительной опорой, потом без нее. Первые диктанты носят буквенный характер, затем проводятся словарные диктанты, позднее  это 2-3 предложения, связанные или не связанные общим содержанием.

Таким образом, диктант выступает не только в качестве контроля, но и как способ обучения орфографии. Работа над орфографией в 3-м классе усложняется, появляются (наряду со многими, используемыми еще во 2-м классе) такие виды упражнений:

-списывание с выделением определенных букв или буквосочетаний;

-выборочное списывание слов, написание которых подчиняется определенному правилу орфографии;

-списывание со вставкой прописных букв или буквосочетаний (нескольких);

-списывание слов с их группировкой по какой-либо орфографической закономерности.

Письмо и письменная речь  в обучении иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения.

Следует отметить, что обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

 Говоря о развитии познавательной самостоятельности в овладении письменной речью, следует констатировать тот факт, что в имеющихся исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы, но при этом отсутствует целостный системный подход к разработке процессуальной и содержательной сторон ее решения. Таким образом, имеется противоречие между объективной  небходимостью повышения уровня владения школьниками письменной речью и недостаточной разработанностью данной научной проблемы в аспекте расширения возможностей процесса обучения через развитие познавательной самостоятельности школьников.

Конечным результатом грамотного и правильно спланированного подхода к преподавательской деятельности в области обучения письму является высокий уровень грамотности учащихся, свободное владение языковыми средствами и стилями изложения, умение последовательно и лаконично передавать как собственные мысли, так и воспринимаемые из внешних источников.

Поскольку письменная речь является одним из наиболее сложных видов речевой деятельности, она требует постоянного внимания со стороны преподавателя. Только тогда можно рассчитывать на положительный результат.

Литература:

1. Егорова О. С. – Язык, культура, образование. Издательство ЯГПУ Ярославль им. К. Д Ушинского, 2006г.

2. Зимняя И. А. Психология обучения в школе, - М.; Просвещение 1991.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология – М.; Логос, 2000.

4. Иванова А. М. Обучение письменной речи на французском языке. - М : Просвещение, 1981г.

5. Карамышева Т. В., Иванченко А. И. Уроки французского языка. – СПб: КАПО, 2001.

6. Мильруд Р. П. Методика обучения иноязычной письменной речи // Иностранные языки в школе.- 1997г. - №2,5,11.

7. Миньяр- Белоручев Р. К. Методика обучению французскому языку. -М. ; Просвещение, 1990.

8. Маслыко Е. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 2004.

9. Пассов Е. И. Беседы об уроке иностранного языка. – СП б., 1991

10. Синица Ю. А. Межкультурная коммуникативная компетенция; требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования // Иностранные языки в школе- 2002.- №6.

11. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.; Астрель, 2009.

12. Цели обучения иностранному языку. Под редакцией Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой – Воронеж; Интерлингва, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии работы по формированию навыков письма и письменной речи у учащихся на уроках иностранного языка на средней ступени обучения.

Уже несколько лет учащиеся школ проходят итоговую аттестацию в форме письменного экзамена. Поэтому обучение  письму как виду речевой деятельности на уроках иностранного языка на современном этапе...

Презентация "Письмо и письменная речь как цель как средство обучения иностранному языку"

Показаны этапы и примеры при обучении письменной речи пр обучении иностранному языку...

Методическая разработка: «Обучение письму и письменной речи на уроках финского языка».

Данная методическая разработка уточняет, конкретизирует и обобщает теоретические основы и практические рекомендации в обучении финскому языку, в частности письменной стороне речи. В дальнейшем хотелос...

Урок английского языка. Упражнения на развитие навыков письма и письменной речи.

Обучение письму и письменной речи на уроках английского языка. Перенос навыков устной речи и языковых навыков  на письмо и письменную речь....

Обучение письму и письменной речи на уроках английского языка

Целью данной работы является разработка комплекса заданий и упражнений, предназначенного обучить иноязычному письму и письменной речи в средней и/или старшей школе. Поставленная цель в свою очередь, т...

Особенности обучения письму и развитию речи учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Целью уроков письма и развития речи  у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравст...