Реализация идей компетентностного подхода на уроках иностранного языка.
учебно-методический материал по испанскому языку

Ключевые образовательные компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чигарёва М.Ю., учитель иностранного языка

ГБОУСОШ№539 Кировского района

с углубленным изучением иностранных языков

Санкт-Петербурга

Реализация идей компетентностного подхода на уроке иностранного языка.

Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Цель предмета «Иностранный язык»- формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на иностранном языке. Смысл преподавания иностранного языка на современном этапе – введение учеников в мир родной и иноязычной культур, развитие мышления детей средствами языка.

Вся урочная и внеурочная деятельность должны быть направлены на формирование компетенций у обучающихся. Решить эту проблему поможет использование современных развивающих технологий в образовательном процессе. В стремлении к формированию учащегося как субъекта учебной деятельности учитель осваивает такие методические приемы, как целеполагание, исследование, моделирование учебных задач, рефлексию. Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.  

Прежде всего нужно понять, что такое «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция» - это обладание определенными знаниями, умениями и готовность для эффективной деятельности в конкретной ситуации.

«Компетентность»- это обладание учащимися определенной компетенцией и личностное отношение к данной компетенции и предмету деятельности.

Учебный предмет «Иностранный язык» можно считать компетентностным, поскольку основа его содержания является практическая деятельность, т.е. преобладает деятельностное содержание. Предмет «иностранный язык» обладает большим потенциалом для формирования ключевых компетенций.

По классификации А.В.Хуторского выделяется 3 основных вида компетенций:

  1. ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному то есть над предметному);
  2. общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  3. предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы. Учащийся в условиях модернизации образования должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Такое качество обучения и призван обеспечить компетентностный подход. Дискуссии, беседы, ролевые игры проблемной направленности, проектная деятельность – это те виды деятельности, которые побуждают учащихся к самостоятельным размышлениям в устной или письменной форме. Формы и технологии, используемые для обучения иностранному языку, реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые в свою очередь, способствуют формированию и развитию а) поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур; б) способностей учащихся осуществлять различные виды деятельности, используя иностранный язык; в) когнитивных способностей учащихся; г) их готовности к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей.

А.В. Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

Рассмотрим, каким образом можно формировать ключевые компетенции средствами уроков иностранного языка и какие технологии дают больше возможностей для формирования той или иной компетенции у обучающихся.

Ценностно-смысловые компетенции

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития её качеств. Уроки иностранного языка – благодатная почва для этого. Для развития данной компетенции широкие возможности даёт проблемное обучение. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

Общекультурные компетенции

Круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Выполнение этой задачи позволяет обучающимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, а также помогает выработать у себя толерантность.

Формирование у детей общекультурной компетенции происходит на уроках при изучении обычаев и традиций в испаноязычных странах. Учащиеся очень живо реагируют на темы, связанные с их досугом, интересами, увлечениями. Обсуждая это, они учатся грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения.

Учебно-познавательные компетенции

Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности.

Момент совместного целеполагания должен присутствовать на каждом уроке. Начиная очередную новую тему учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность. На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы; в результате у них вырабатывается навык рефлексии. Навыки систематизации, анализа, умения отделять главное от второстепенного формируются на уроках различными способами. Один из них – составление опорных схем и конспектов учителем и обучающимися. Практика подобных заданий очень полезна, она позволяет обучающимся закрепить полученные знания, подключив моторную и зрительную память, создать системный образ строения языка. При помощи информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции.

На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Поэтому ученики, получая задание написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для раскрытия темы. Естественно, что для выполнения подобного задания ученики прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствуя свою информационную компетентность.

Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.

Коммуникативная компетенция

Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.

Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определённые сведения и пр.

Обучающиеся определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец - покупатель), «На улицах города» (местный житель - приезжий) и т.д. Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности. Он ещё и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

В письменной речи о сформировании коммуникативной компетенции можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию, может написать письмо.

Социально-трудовая компетенция

В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально-трудовая компетенция.

Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, - очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.

Основной способ – ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, от самых простых (например, «Узнай у прохожего, который час») до более сложных (например, «Твой друг собирается пройти собеседование с работодателем. Он никогда раньше не бывал в таких ситуациях и очень нервничает. Обсуди с ним возникшую проблему, попробуй дать несколько дельных советов»), ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, но и готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.

Компетенция личностного самосовершенствования

Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, - растёт и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в данном случае большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход на уроках иностранного языка (из опыта работы)

Общеобразовательная школа должна уметь формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые ко...

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках иностранного языка.

Коммуникативно-деятельностный подход ставит в центр обучения иностранному языку субъектно-субъектную схему общения, т.е. обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, уп...

Статья "Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Организация рефлективного осмысления результатов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Из опыта работы...

Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...

Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.

В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, кот...

Тема. «Реализация идей компетентностного подхода на уроке истории».

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К ч...