Неформальные молодежные движения в Англии
статья по теме

В данной работе рассматриваются наиболее значимые молодежные субкультуры, возникшие во 2 половине 20 века в Великобритании. Статья сопровождается презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО  26.08.2011г.

                                                                                                     Кожемякина Татьяна Александровна,

                                                                           учитель английского языка,

                                                                                                     МОУ Гимназия №1 г. Лыткарина

                                                               Московской области

Неформальные молодежные движения в Англии.

Содержание

1. Введение

2.Тедди-бойз

3. Моды

4. Рокеры

5. Скинхеды

6. Панки

7. Готы

8. Заключение

           

           Работая много лет в школе преимущественно со старшеклассниками, я заметила, что многие ребята причисляют себя к различным неформальным группировкам, часто даже не подозревая, откуда их корни и что они проповедуют. Носят на голове разноцветные ирокезы, клетчатые брюки, красные или белые подтяжки, подвернутые джинсы, красные тяжелые ботинки. рокерские «косухи» и перстни с черепами, а на вопрос, что все это значит и почему они выбрали эти атрибуты, ответить не могут.  Поскольку корни многих молодежных движений надо искать именно в Великобритании ( даже  названия самих группировок – рокеры, скинхеды,  панки, моды и т.д. имеют англоязычное происхождение),  я заинтересовалась английскими молодежными субкультурами. Цель данной работы  -  проанализировать истоки и историю развития некоторых молодежный движений Великобритании второй половины 20 века.

            Восприятие субкультуры зачастую сопровождается  догматизмом. Какая мысль первой приходит на ум, как только человек слышит о двухколёсных машинах? Какой образ возникает прежде всего? Чёрная кожа, агрессия, цепи и громкая, похожая на рычание мотора, музыка. Так ли это на самом деле и не существует ли здесь, как в любом другом правиле, исключений? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо совершить небольшой экскурс в историю молодёжных движений. Итак, время действия – пятидесятые, место действия – Великобритания.

                   Британские исследователи в качестве первой молодежной субкультурной группы называют «тедди-бойз». Эта группа заявила о себе в середине 1950-х годов. «Тедди», подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом, стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были невелики: кафе, кино, дискотеки. Но главной их культурной нишей стал американский рок-н-ролл. Как отмечают английские ученые, облик «тедди» сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди» были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где происходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот часто заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди» были  выражением консервативных ценностей, иногда им был присущ агрессивный национализм (расовые беспорядки). «Тедди» исчезли к 1964г. Однако именно они заявили о молодежи не как о возрастной, но как о социальной группе.

                 Великая морская держава постепенно забывала лишения второй мировой войны, экономика переживала второй послевоенный бум, что, безусловно, привело к значительному росту рабочих мест. И новое время неминуемо должно было привести к появлению на «неформальной сцене» нового героя, того, кто более соответствовал духу происходящего. Это были  те, кто пристально следил за новинками моды в одежде, музыке и так далее; те, кто выбирал для себя «золотую середину» между миром неформалов и «благополучным» обществом,  в то же время не теряя своей индивидуальности. Их назвали модами.

           «Британский феномен» – моды -  появился в 1962 году.  Но существует мнение, что первое упоминание о модах в СМИ в 1962-63 годах было, собственно, не началом движения, а его лебединой песней. Именно тогда идеология была принесена в жертву популяризации и доступности. Само же движение началось задолго до этого – тогда, когда у молодёжи, не заставшей ни разрухи, ни унижения послевоенной Британии, стёрлись социальные и расовые рамки и, самое главное, появились деньги. Им ещё рано было думать о том, как прокормить семью, о содержании дома и прочих бытовых проблемах; однако сложившаяся ситуация давала им возможность зарабатывать деньги. И молодой человек задумался: «А что мне, собственно, с ними делать?». Прежде всего, он отправился в столичный магазин и накупил себе самых свежих записей современной музыки, а затем решил разжиться дорогой одеждой и хорошей обувью, дабы произвести должное впечатление на окружающих. Сверстники смотрели на него, завидовали и, конечно, уважали. А затем (что естественно) стали поступать так же: вкладывали кровные деньги в дорогие и стильные вещи, редкую и не успевшую приесться музыку и посещение ночных клубов. Можно сказать, что это и были первые моды.   Они жили в своём собственном тесном мире, куда попадали только избранные. И достаточно было перекинуться несколькими словами, бросить беглый взгляд на одежду, чтобы понять – «свой» или нет. Именно тогда появилось то, что впоследствии стали называть «дресс-кодом» молодёжных субкультур. Они презирали массовую культуру, рассчитанную на «среднего обывателя», для них сам этот термин был унизителен. Но, несмотря на все эти условности, нельзя сказать, что у модов был свой манифест. Главной целью было просто жить и получать от жизни максимум удовольствия, причём жить только так, как они считали нужным. Многие из них при первой возможности покидали родительский дом и снимали за небольшие деньги какую-нибудь развалюху на окраинах или вообще в пригороде. Жильё не было основной статьёй их расходов – львиная доля заработка уходила на одежду, музыку и скутеры. 

             Моды, так называемой первой волны,  предпочитали слушать американский чёрный джаз, блюз и соул – тогда это были близкие стили, и зачастую их называли просто соул.  Из британских исполнителей их интересовало  творчество  Georgie Fame, Chris Farlowe, Zoot Money Big Roll Band, Long John Baldry, Graham Bond Organization, из джаза – Jimmy Smith, Lee Morgan, Art Blakey, Ramsey Lewis, Mongo Santamaria, Charles Mingus, из ска – Desmond Dekker, Skatalites, Millie Small, Prince Buster, из соула – Sam & Dave, Otis Redding, Rufus Thomas, Smokey Robinson, Martha Reeves, Lou Rawls и многие-многие другие. Сложно выделить какие-то лейблы, но продукция студий «Blue Note», «Stax», «Motown», «Brunswick», «Chess» и «Island» в те времена уверенно занимала первые места в сердцах молодёжи. Диски этих звукозаписывающих компаний изначально были редкостью на туманном Альбионе, ими можно было гордиться не меньше, чем дорогой одеждой и хорошим скутером. Вообще, пластинки в культуре модов были и остаются одним из самых ценных фетишей.

         В начале шестидесятых продукция этих компаний стала носить массовый характер. Замечательным примером этому может служить выход первого альбома группы «The Beatles», с которым, как принято считать, закончилась эпоха настоящих модов и началась эпоха «британского вторжения».  Появилось очень много английских кавер-групп – те же самые ранние «The Beatles» и «Rolling Stones», которые играли каверы соул- и блюз. Оригиналы же забывались: подросткам было всё равно, когда и кем они были записаны. Это время можно обозначить как приход второй волны модов. Те, кто составлял первую волну, выросли и оставили идею на растерзание вскормленным ТВ и радио тинейджерам. Вторая волна развивалась на фоне глобального освещения движения в СМИ: фильмы и пластинки, ориентированные на так называемую мод-аудиторию, одежда, выпущенная специально для модов; реклама пестрит словами «мод», «модный», «модерн» (современный). Появляются телевизионные программы типа «Ready Steady Go», где моды – постоянные и желанные гости. Так и возникает легендарный «Very British Phenomenon», которому в дальнейшем суждено стать одной из статей прибыльного английского экспорта.

         Говорить об этой второй, «коммерческой», волне сложно из-за её разноплановости. Там были так называемые хард-моды (которые в дальнейшем трансформировались в традиционных скинхедов), фейсы (остаточное явление первой волны), пробританские фрики (они злоупотребляли  психотропными веществами и одевались в яркие кричащие пиджаки и расклёшенные вельветовые брюки, но тем не менее также называли себя модами) и просто молодые люди, которые подражали стилю, но не особенно задумывались о мотивации. Единственное, что их объединяло, это то, что они пытались жить красиво и с размахом на честно заработанные деньги и получать от этого максимум удовольствия. Музыка «второй волны» разнообразна и охватывает практически все существующие на тот момент стили: тут и британский поп, бит, ритм-н-блюз, и американский соул, и карибская музыка от ска до латин-джаза.  Принято считать, что главной группой модов в середине 60-х являлись «The Who», но именно их моды первой волны негласно обвинили если не в профанации и культурном предательстве, то полной ущербности. Они не смогли им простить глумления  над Джеймсом Брауном, Мартой Ривз и прочими соул- и джаз-стандартами. Так или иначе, модами группа «The Who» была от силы года полтора-два; потом они увлеклись психоделической музыкой и своей ролью рок-идолов. В конце концов, психоделия, наркотики и повальная эпидемия звёздной болезни погубили вторую волну и её музыкальную сцену. Вслед за «The Who», «The Beatles», «Small Faces», «Rolling Stones», которые увлеклись популярным «хиппизмом», последовали многие моды. Оставшиеся ушли в «чёрную» музыку (ска, соул, джаз-ривайвл) и фолк-музыку. И с этого времени начинается отсчёт истории так называемых радикальных модов, которые настолько обозлились на хиппи с их инертностью, что начали делать всё совершенно наоборот – коротко стричь волосы, носить тяжёлые ботинки и гонять «этих недоразвитых хиппи» по тёмным улочкам. Собственно, в 60-е годы дрались все. Принято считать, что моды дрались только с рокерами. Да,  но моды дрались и с такими же модами, но из соседних районов, и с хиппи, и со многими другими.

             Слово рокеры, изначально, служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века, которая позволяла себе весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Рокеры стали понятием, противопоставляемым модам – их же ровесникам, только использующим в виде транспорта скутеры.

         Рокеры появились как субкультура в пятидесятых – начале шестидесятых годов, в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

          Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы «Levi's», кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки от «Lewis Leathers» или военные ботинки и футболки. Также популярна символика, которая говорит о причастности человека к 59 Club of England – молодежной церковной организации, которая потом трансформировалась в клуб любителей мотоциклов по всему миру. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов. Интересно, что,несмотря на то, что возникли рокеры уже в пятидесятых годах, ассоциироваться с субкультурой, а соответственно, и музыкой рок-н-ролла они стали только в шестидесятых. Их основными чертами стала привязанность к рок-н-роллу и езде на мотоцикле, что помогло создать образ английского уличного хулигана.  Любители мотоциклов в более поздние годы создали параллельную рокерам байкерскую культуру. Как те, так и другие абсолютно аполитичны и ставят себя над социальными проблемами. Байкеры становятся единым целым со своими мотоциклами, у них существует свой кодекс чести, который включает в себя выражение высоких моральных принципов.

              Другая сторона рокерской культуры – злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами. Именно рокерской культуре свойственна пропаганда отхода от несовершенного мира. Эта культура выстроена на философских способах мировосприятия, что можно явно увидеть в текстах песен (кстати, их идеологическая окраска может колебаться от довольно безобидной до призывающей к конкретным действиям). В идеале, рокер – это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку.

            Субкультура рокеров или металлистов, любителей тяжелого рока нашла широкое распространение в нашей стране. До сих пор на улицах нередко можно встретить молодых людей с длинными волосами, одетых в кожаные куртки, увешанных цепями. По ночам рокеры нарушают тишину, разъезжая на мотоциклах. Их музыка громка и агрессивна.

             Скинхэды – еще одно из глобальных направлений молодежных субкультур в Англии.  Первые упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Одним из первых названий субкультуры было «Hard Mods». Скинхеды 60-х годов имели общие черты стиля с субкультурой модов. Современных музыкальных стилей, таких, как Oi! и панк, тогда ещё не существовало. Наиболее предпочитаемой музыкой первых  скинхедов были ска и соул, позже — рокстеди и регги. Субкультура с самого начала была полностью аполитичной. Ни левая, ни правая политика не преобладала. Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: поло и свитера Fred Perry, джинсы Levi's, классическое пальто Crombie и ботинки Dr. Martens, но кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвёрнутые джинсы (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля). Длинные куртки модов исчезли. Этот стиль был назван «boots and braces»: «ботинки и подтяжки». Эта внешность упоминается в нескольких песнях 60-х годов, которые записывал ямайский исполнитель ска и регги Лорел Эйткен. Основные составляющие стиля (ботинки, джинсы, рубашка, подтяжки, короткая стрижка и так далее) упоминаются в песнях «Skinhead Jamboree» и «Skinhead Girl» регги-группы Symarip, записанных в 1969 году.

         Ямайская музыка появилась в Англии вместе с первыми эмигрантами с Ямайки, в начале 1960-х. Впоследствии некоторые из них основали свои лейблы (Island Records, Pama Records и др.), печатавшие музыку со своей родины, что способствовало распространению ямайской музыки в начале 1960-х годов (официально издаваемая музыка могла попасть в хит-парады). Новой музыке из бывшей Британской колонии отдавали свое предпочтение моды, что впоследствии было перенято скинхедами. Вслед за собственными лейблами, ямайские эмигранты начали записывать и издавать песни в Англии. Наиболее популярными среди скинхедов ямайскими исполнителями и продюсерами были Лорел Эйткен, Ллойд Террел, Рико Родригез, Джо Мансано (уроженец Тринидада), Роберт Томпсон и др. В конце 1960-х их имена часто встречались на пластинках, в качестве исполнителей и/или продюсеров. Наиболее знаменитой  стала группа Symarip, записавшая реггей-треки, популярные среди скинхедов и по сей день.

                 В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами». Традиционные скинхеды (англ. Traditional Skinheads) — возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Они следуют образу первых скинхедов — преданность субкультуре, память о корнях (семья, рабочий класс), антирасизм и аполитичность. Их  неофициальный лозунг — «Remember the Spirit of 69», так как считается, что в 1969 году движение скинхедов было на пике развития, они тесно связаны с музыкой ска, регги и современной музыкой Oi!. Хардкор скинхеды — ответвление скинхедов, которое в основном ассоциируется с хардкор сценой, а не Oi! и ска. Хардкор скинхеды стали распространенными в конце первой волны хардкора. Они сохранили идеи своих предшественников и не имели никаких расовых предрассудков. R.A.S.H. (англ. Red & Anarchist Skinheads) — «Красные» и анархо-скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма, коммунизма, анархизма.  Это прополитичное движение. НС-скинхеды (англ. Nazi skinheads или англ. National Socialist skinheads)  придерживаются национал-социалистической идеологии, радикальные националисты и расисты, выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы (White Power). Деятельность НС-скинхедов часто носит экстремистский характер, нередко террористический. Однако, сейчас наблюдается тенденция искоренения субкультуры скинхедов из современного национал-социалистического движения. На некоторых Русских Маршах образ "скинхеда" был запрещён и их не допускали на это мероприятие. Среди многих ультраправых в России образ "скинхеда" вызывает негатив, так как сам образ позиционирует себя как "субкультура для малолеток",  ассоциируется с фашистскими организациями.

                И, конечно же, говоря о молодежных неформальных субкультурах, невозможно не вспомнить панк-культуру. Слово  «punk» в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство. Среди значений, в зависимости от контекста, могло быть просто «подонок» или «негодяй», во всех остальных случаях как эмоциональное нецензурное выражение. На уличном жаргоне так называли проституток.  Позже в основном лексиконе слово стало употребляться в значениях «грязь», «гнильё», «отбросы».

           Чтобы выявить и понять истоки возникновения этого движения, необходимо опять совершить экскурс в историю Великобритании.  Экономический подъем 60-х сменился  кризисом 70-х. 1970-ые - это время самой большой молодежной безработицы, такая была только до войны. Мировой энергетический кризис, повлекший за собой экономические трудности,  ухудшил  положение молодежи Великобритании. Это способствовало нагнетанию атмосферы социальной безысходности и духовной бесперспективности, что обусловило, в свою очередь, распространение среди молодых людей настроений отчаяния и обреченности, которые не могли найти выражения в пацифистской, неагрессивной субкультуре хиппи. Именно этот момент, по мнению Теда Полимуса, стал объединяющим для панк-субкультуры, несмотря на ее социальную разнородность: "Панки не были (как принято считать) сплошь жители трущоб из рабочего класса. Кое-кто был, но большинство - ребята из среднего класса, а также подростки богатых пригородных районов. Их всех объединяла ненависть к хиппи, "вялым, ленивым и скучным". Еще одной важной предпосылкой появления панка было изменение статуса рока, который к середине 1970-х из музыки детей-бунтарей превратился в "музыку для родителей". Иными словами, рок в большинстве своем утратил свои контркультурные качества и стал продуктом массовой культуры. Рок приносил колоссальные прибыли продюсерам, исполнителям, музыкальным корпорациям. Успех и богатство изолировали рок группы от простой молодежи. Теперь это были недоступные кумиры "развлекатели", приезжавшие на концерты в роскошных лимузинах под охраной полиции. Панки резко порвали с этой традицией. В основном панк-диски делались быстро и дешево, в маленьких звукозаписывающих студиях. Панк-группы не заключали контрактов с мэйджор-лейблами (крупными звукозаписывающими компаниями),  дистрибьютировались независимыми фирмами. Панк противостоял коммерческой музыке двумя путями: во-первых, он бойкотировал крупные звукозаписывающие корпорации, во-вторых, изменил сам процесс создания музыки, провозгласив "это может делать каждый!" «Профессионализм считался внешним атрибутом коммерческого рока... Слова "звезда" и "слава" были проклинаемыми (анафемой) для панков". Иными словами, подлинная Панк группа, перешедшая черту и ставшая знаменитой, вмиг теряла своих поклонников. Эта позиция начала формировать целую идейно-эстетическую программу и образ жизни, опирающиеся на принцип DIY (сокращенно от англиского " Do It Yourself - "Сделай сам"). Его суть заключается в утверждении автономного существования, максимально независимого от коммерческих и государственных структур. Таким образом, панк явился новым витком контркультуры, противопоставив себя господствующей  массовой культуре, продуктами которой к середине 1970-х стали протестные явления 1960-х.

               Именно первая волна панка в Великобритании (1976-1978) считается панк-эрой и рассматривается большинством исследователей. В ней, на мой взгляд, можно выделить две основные тенденции. Во-первых, существовало "ядро" панка - среда, в которой провозглашенные лозунги были центром мировоззрения и социального действия. Эту среду можно с уверенностью отнести к явлению контркультуры, к протестному образованию. С другой стороны, происходит использование идеи панка, появляются псевдо-панки, использующие язык субкультуры, ее стиль, но игнорирующие ее идейное содержание. Цель таких культурных образований - зарабатывание денег и опошление понятий культуры Панка. В этом случае их можно определить как явления массовой культуры (товар).

          Вторая тенденция в панк-субкультуре наметилась на рубеже 1970-80-х. Панк становится все более политизированным. Панк-группы играют концерты в защиту прав животных, против фашизма. Внутри субкультуры появляется новое молодежное движение - хардкор. Как и другие движения, оно формируется вокруг музыкального стиля - жесткой, быстрой, агрессивной и, как правило, политизированной музыки, где вокалист часто не поет, а выкрикивает тексты. Хардкор и панк составляют на сегодняшний день единую DIY -культуру (обозначаемую панк/хардкор) и знаменуют собой логический переход панк-движения на Западе от полного нигилизма к позитивизму.

          Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости (индивидуализм), нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» (DIY) и принцип «прямого действия» (direct action). Другие направления в политике панков включают в себя нигилизм, анархизм, социализм, антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, антисексизм, антинационализм, энвайронментализм, вегетарианство, веганство, и борьбу за права животных. Некоторые индивидуумы, имеющие отношение к субкультуре, придерживаются консервативных взглядов, неонацизма , либо аполитичны.

               Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез».  Они носят заправленные в тяжёлые ботинки джинсы или подвёрнутые под короткие тяжёлые ботинки (банки), некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами.  Среди панков популярны  также кеды. Манеру носить кеды начала группа  Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой  «латиносы»). Куртка-косуха — была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки. В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары, носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки. Представители этого движения любят рваные протёртые джинсы, а цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам.

            Американская группа «Ramones» считается первой группой, игравшей музыку в стиле «панк-рок». Первыми британскими панк-группами признаны «Sex Pistols», «The Damned» и «The Clash».

                 В конце 70-х годов 20-го века на волне пост-панка зародилась новая молодежная субкультура  готов. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор-литературе, фильмам ужасов и мистике.

           У готов за два десятилетия сложился достаточно узнаваемый имидж. Хотя внутри готической моды существуют многочисленные направления, их объединяют общие черты. Основные элементы готического имиджа — преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Типичная атрибутика, используемая готами — анх (древнеегипетский символ бессмертия, активно используется после фильма «Голод»), черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши. Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Он не является повседневным атрибутом и, как правило, наносится перед посещением концертов и готических клубов. Макияж обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз.

           Прически в готической моде достаточно разнообразны. В эпоху пост-панка основным видом прически были средней длины растрепанные волосы. Но в современной субкультуре многие носят длинные волосы, или даже ирокезы. Для готов характерно красить волосы в чёрный или — реже — рыжий цвет.

           Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII—XIX вв. с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у мужчин. Встречаются также общие атрибуты с модой металлистов — частое использование кожаной одежды, цепей и металлических аксессуаров. Иногда используются садо-мазохистские атрибуты, такие как ошейники и браслеты с шипами. Стиль «вамп» особенно характерен для готов.

                 Готик-рок появился в Великобритании в конце 1970-х — начале 1980-х как часть более общего жанра пост-панк. Группы первой волны готик-рока — Sisters of Mercy, Bauhaus, Siouxsie & the Banshees, The Cure, Joy Division — были тесно связаны с панк-роком. Однако от панка их отличали существенные музыкальные особенности: более медленный ритм исполнения, меньшая тяжесть, минорная мелодика. Многие группы (например, Sisters of Mercy) использовали драм-машины вместо живых ударных.

            Открывшийся в 1982 году в Лондоне ночной клуб Batcave стал культовым местом в истории готики. Здесь организовывались концерты готик-групп 80-х и вечеринки в готическом стиле. Batcave стал главным местом сбора образовавшейся сцены в Лондоне и также привлёк много внимания со стороны средств массовой информации. С расцветом Batcave по всей Великобритании открылись похожие клубы. Готик-рок оставался популярным до конца 1980-х, в нем появилась вторая волна — такие группы как Alien Sex Fiend, Fields of the Nephilim, The Mission, и др.

               Готическая субкультура постоянно попадает под огонь критики со стороны консервативной общественности. Отчасти это связано с мифами о готах, распространяемыми прессой, отчасти — с конфликтом «отцов и детей», отчасти — с неприятием обществом отдельных элементов готической культуры. Готику, справедливо или нет, обвиняли в пропаганде суицида, депрессии, сатанизма, вандализма и прочем вредном влиянии. Одно из распространённых обвинений в адрес готики — пропаганда суицида. В текстах некоторых готик-групп (а также групп, ошибочно причисляемых к готике) тема депрессии, смерти, загробной жизни встречается достаточно часто, и некоторые из текстов можно трактовать как одобрительно отзывающиеся о самоубийстве. Другой причиной такого обвинения стала привычка некоторых готов инсценировать попытку самоубийства, например, надрезая вены. Является ли увлечение готикой причиной или следствием таких проблем, остается предметом споров. По мнению психологов, готика может привлекать людей с комплексами, психологическими проблемами, изначально склонных к депрессии. При этом, согласно последним исследованиям, готик-субкультура дает людям со склонностью к депрессии понимающее общество, облегчает их социализацию и таким образом, может даже предотвращать суицид.

               Рассмотрев лишь несколько молодежных неформальных течений Великобритании, мы видим как сильно их влияние на молодое поколение в целом, и нашей страны в частности. Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Неформальные молодежные движения  получили заметное развитие в 20–м веке. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми. Многие подростки просто слепо подражают своим кумирам в одежде и музыке, не задумываясь об истоках и значении того или иного движения. Поэтому мне представляется важным доносить до школьников информацию о наиболее популярных молодежных движениях. Это можно делать и на уроках, и на внеклассных мероприятиях.  Мне кажется целесообразным  использовать различные педагогические технологии:

 коммуникативную (организовать диалог, «круглый» стол между учащимися, где царит демократизм, партнерские отношения и нет никакого давления на подростков, каждый участник имеет право на ошибку);

 технологию критического мышления (критически осмысливать прочитанное, услышанное и сказанное, подвергать все сомнению и искать аргументы);

 проектную, с помощью которой учащиеся самостоятельно (лишь при направляющей и консультирующей роли учителя ) изучают и освещают поставленные перед ними вопросы и проблемы, представив их потом в виде проектов;

компьютерную, без которой невозможно представить и презентовать свой проект, переработать огромное количество информации;

и, конечно же, информационную.

Список литературы.

  1. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры. Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 200
  2. Гацкова Е.И. Молодежь и современность. М.: Инфра, 2002.
  3. Гуревич П.С. Культурологи. М.: Знание, 1996.
  4. Ильин А. Н. Панк как явление китч-культуры // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4
  5. Кокарев А. Панк-рок от А до Я. М, 1992
  6. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
  7. Свиридов С. А.  Молодежные субкультуры, жизнь вне общества. М, 2009


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н еформальные молодежные движения в Англии

Слайд 2

Введение Цель данной работы - проанализировать истоки и историю развития некоторых молодежный движений Великобритании второй половины 20 века.

Слайд 3

Тедди-бойз Британские исследователи в качестве первой молодежной субкультурной группы называют « тедди-бойз ». Главной их культурной нишей был американский рок-н-ролл.

Слайд 4

Облик « тедди » сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок.

Слайд 5

. « Тедди » были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где происходило активное освоение ими рок-н-ролла.

Слайд 6

Моды Великая морская держава постепенно забывала лишения второй мировой, экономика переживала второй послевоенный бум, что, безусловно, привело к значительному росту рабочих мест. И новое время неминуемо должно было привести к появлению на « неформальной сцене » нового героя, того, кто более соответствовал духу происходящего. Это были те, кто пристально следил за новинками моды в одежде, музыке и так далее; те, кто выбирал для себя « золотую середину » между миром неформалов и « благополучным » обществом, в то же время не теряя своей индивидуальности. Их назвали моды.

Слайд 8

Главной целью было просто жить и получать от жизни максимум удовольствия, причём жить только так, как они считали нужным.

Слайд 9

Моды так называемой первой волны предпочитали слушать американский чёрный джаз, блюз и соул – тогда это были близкие стили, и зачастую их называли просто соул . Принято считать, что главной группой модов в середине 60-х являлись « The Who », но именно их моды первой волны негласно обвинили если не в профанации и культурном предательстве, то полной ущербности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неформальные молодежные движения - текст выступления на районной конференции классных руководителей

       Современные  дети как сказочные персонажи находятся на распутье. Прямо пойдёшь… направо пойдёшь … налево пойдёшь…  Какой выберут путь они в значительн...

Неформальные молодежные движения - текст выступления на районной конференции классных руководителей

       Современные  дети как сказочные персонажи находятся на распутье. Прямо пойдёшь… направо пойдёшь … налево пойдёшь…  Какой выберут путь они в значительн...

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...

типы и виды неформальных молодежных группировок

материал для проведения беседы...

Презентация к классному часу Субкультура неформальных молодежных течений"

Презентация является наглядным дополнением к классному часу по теме "Субкультура неформальных молодежных течений". Классный час для учащихся 8-11 классов....

презентация к реферату "Неформальные молодежные группировки"

Презентация рассказывает о различных группировках молодежи...

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...