«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
рабочая программа по теме
«
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000
115522, г. Москва, ул. Кантемировская, д.22, корп.6 Тел\факс: (495) 320-00-00
ПРОГРАММА
по здоровьесбережению в процессе обучения
иностранным языкам
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
Составители:
учителя английского языка
Юсупова Н.В.
Белоклокова Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu_yusupovoy.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учителей английского языка
Белоклоковой Т.А., Юсуповой Н,В,
по здоровьесбережению в процессе обучения ИЯ.
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
Цель : разработать систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровьесбережения
«Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».
К.Д.Ушинский
Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизации содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная вещно-пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.
Актуальность данной деятельности в учебном процессе обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
В нашей программе рассматриваются подходы к организации главной составляющей образовательного процесса – урока и способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения
Основная цель - создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся и воспитанников.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ опирается на принципы -
- научности,
- креативности,
- личностно-ориентированное деятельности,
- системности.
Основные средства -
- активизация физического развития;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
- пропаганда здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты –
- уменьшение пропусков по болезни;
- предотвращение усталости и утомляемости;
- потребность в здоровом образе жизни.
Базовые ресурсы
- применение специальных педагогических технологий;
- материально-технические, информационные
- личный пример педагогов в здоровом образе жизни);
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ на уроках иностранного языка
Направлено на цель - обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на принципы -
- природосообразности,
- преемственности,
- вариативности,
- прагматичности (практической ориентации).
Достигается через средства
- учет особенностей аудитории (изучение и понимание человека);
- создание благоприятного психологического фона на уроке;
- использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
- создание условий для самовыражения учащихся;
- инициацию разнообразных видов деятельности; п
- редупреждение гиподинамии.
Приводит к результатам
- предотвращение усталости и утомляемости;
- повышение мотивации к учебной деятельности;
- прирост учебных достижений.
Специальные педагогические технологии обеспечения здоровьесбережения на уроке ИЯ
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие следующих личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством ИЯ.:
мыслительные,
речевые,
поведенческие,
коммуникативные,
творческие,
физические,
эмоционально-чувственные.
Личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.
Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения опирается на знания особенностей личности ученика (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных).
Ее цель – оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности.
Следовательно, применение данной технологии позволяет осуществлять, прежде всего, учет особенностей аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу.
Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения.
Данная технология создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
Технология ненасильственного обучения содержит информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на ученика.
Применение этой технологии предполагает:
уход от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке,
дает возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению,
позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности.
Применение технологии ненасильственного обучения также способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, использованию приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности.
Технология эффективной речевой деятельности позволяет управлять речью.
Применение этой технологии учителем позволяет постоянно отслеживать качество, как своей речи на ИЯ, так и речи учащихся во всех видах речевой иноязычной деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо)
Данная технология помогает создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность и позитивную эмоциональную окрашенность речи.
Технология диалогового обучения дает возможность строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен).
Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.
Технология рефлексивного обучения содержит информацию о рефлексии, ее сущности, этапах, видах.
Используя данную технологию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учащимися учебного материала,
особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности),
отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи. Названная технология помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.
Предупреждение гиподинамии на уроках требует от педагогов знания и применения: специальных методик и приемов, положительно влияющих, прежде всего на зрение и позвоночник.
Технологии коллективной мыслительной деятельности, которая в отличие от традиционной организации урока, стимулирует как мыслительную, так и двигательную функцию организма учащихся за счет активной работы в микрогруппах.
Основные направления деятельности .
реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.
I. Урок – зона психологического комфорта!
В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроках.
Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения ИЯ и для межличностного общения.
С этой целью используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова на английском языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам-сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Методика «Утренний сбор»
. Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.
Задания
«Поделись радостью».
Медитативно - релаксационные упражнения.
1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».
-ученик должен сказать три предложения, что он видит;
-три предложения, что он слышит,
-три предложения о том, что он чувствует.
Количество предложений зависит от уровня обучения.
2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки.
Кукла падает.
Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.
Упражнение на релаксацию и визуализацию.
Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина.
Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика.
Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т.д.
Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.
На уроках ИЯ в младшей школе оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче.
Разрезные жетончики (по типу пазлов). Чем полнее картинка, тем значительнее их победа.
На уроках ИЯ следует широко практиковать самооценивание и взаимооценку.
Например, оцени свою работу на уроке:
good (хорошо)
ok (нормально)
Try again ! (попробуй еще!)
II.Индивидуальный и дифференцированный подход
на уроках ИЯ осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания.
Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Организуя виды взаимодействия , учитываю уровень экстравертированности интровентированности учащихся.
Например, для выполнения определенных заданий на уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы. Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме.
Разделение учащихся на 3 типа:
синтетический,
аналитический,
кинестетический –
позволяет индивидуализировать стиль и предпочтительные методы работы.
В уроки ИЯ необходимо элементы уровневого обучения:
выбор уровня выполнения домашнего задания,
контроля по теме.
Пример выбора домашнего задания.
6 класс. Тема: «Мой день».
Задание: рассказать о своем выходном дне.
На 3 балла - написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике);
На 4 балла- рассказать о своем выходном 7-8 предложений;
На 5 баллов – рассказать о том, как ваша семья проводит выходные ( 10-12 предложений).
III. Двигательная активность учеников
на уроках английского способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.
Отличительной особенностью многих упражнений на уроке является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным.
При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Здесь срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку.
Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток:
проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала.
Обязательным условием эффективного проведения подобных форм является положительный эмоциональный фон.
Примеры некоторых активных форм работы:
After a bath.
- After a bath
- I try, try, try,
- To wipe myself
- Till I dry, dry, dry.
- I wipe my hands
- And fingers and toes
- And two wet legs
- And a little shiny nose.
- Just think how much
- Less time I'd take
- If I were a dog
- And could shake, shake, shake.
***
Have you ever seen the moo-moo
- Come to tea
- Have a look at me
- The moo-moo you will see
- Moo-moo! Attention!
- Moo - moo ! Begin !
- Right arm ! (поднимаем и машем)
2. Повторяем первую часть и добавляем: Left arm
3. Right leg
4. Left leg
5. Nod your head
6. Turn around
7. Sit down
***
.Thumbs up
- Wrists together
- Elbows in – Rusty – sha
- Rusty – sha
- Rusty – sha – sha!
2.Thumbs up
- Wrists together
- Elbows in
- Chest out - Rusty – sha
- Rusty – sha
- Rusty – sha – sha!
3. Thumbs up
- Wrists together
- Elbows in
- Chest out
- Knees together
- Rusty – sha
- Rusty – sha
- Rusty – sha – sha!
4. Thumbs up
- Wrists together
- Elbows in
- Chest out
- Knees together
- Toes together
- Rusty – sha
- Rusty – sha
- Rusty – sha – sha!
5. Thumbs up
- Wrists together
- Elbows in
- Chest out
- Knees together
- Toes together
- Tongue out - Rusty – sha
- Rusty – sha
- Rusty – sha – sha!
Все эти рифмовки забавны и могут использоваться для проведения физзарядок.
На уроках также следует практиковать зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.
• These are mother's forks and knives ( пальцы обеих рук скрещены )
- This is mother's table ( изображаем столик )
- This is mother's looking glass ( изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму )
- This is baby ' s cradle . (колыбелька для ребенка)
***
• Five little gentlemen
- Going for a walk.
- Five little gentlemen
- Stop for a talk.
- Along came five ladies
- They stood all together
- And they began to dance.
(5 пальчиков – джентельмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).
Зарядка для глаз.
- Look left, right
- Look up, look down
- Look around.
- Look at your nose
- Look at that rose
- Close your eyes
- Open, wink and smile.
- Your eyes are happy again.
IV. Поддержание интереса к изучению английского языка
На уроках важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивания новых слов, работы со словарем.
Но чтобы учащиеся получали подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно могли прочесть по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас, необходимо широко практиковать обучение через развлечение и игру, особенно на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.
Например, вводя тему «Одежда», детям предлагается
игра «Модники и модницы».
Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома.
«Избалованный Мишка».
Эту игру можно использовать при изучении названий фруктов и овощей.Кроме лексики, эта игра закрепляет структуры « I am hungry » (я голоден), « I am thirsty » (хочу пить) и вопрос типа « Do you want ?» (хочешь ли ты?…).
С целью повышения интереса к английскому языку в урок вводятся занимательные элементы
На доске круг для игры с дротиками. Он разделен на сегменты. Возможные сегменты: рифмовки, скороговорки, песни, веселый театр, спорт и т.п. Обязательно вводится сегмент «Счастливчик». Класс делится на 2-3 группы. Группа выбирает стрелка. Стрелок попаданием дротика в цель выбирает задание. Например, выбран сегмент «Рифмовки». Первая группа начинает. Кто знает больше. Если попадают в сегмент «Счастливчик» - жетончик дается без задания. Игра идет до полного выбора сегментов. Наполнение игры можно варьировать в зависимости от уровня учащихся.
Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.
Типы проектов:
исследовательские,
творческие,
информационные
проектно- ориентированные. .
Например , проект «Мы – тинейджеры».(8 класс) Проведение исследований через анкетирование своих сверстников о том, что интересует подростков, какие у них самые важные ценности, какой они видят свою школу и свое будущее. По результатам создается портрет идеального, реального подростка и намечается программа совершенствования.
Проект 9-го класса «С Днем рождения, школа!» может быть приурочен к юбилею школы и состоять из видеофильма «Путеводитель по школе» и альбома «История школы». Альбом может быть сделан по интервью с ветеранами школы и работы с блоком ДО и школьными музеями.
Возможные проекты : « Диана-принцесса Уэльская», «Обращение в английском языке», «Радуга профессий», «Национальные праздники США и Великобритании, как ресурс развития международного туризма».
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.
V.Структура рациональной организации урока английского языка
№ | ||
1 | Не менее 60% и не более 75% | |
2 | Число видов учебной деятельности | 4-7 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 минут |
4 | Частота чередования видов учебной деятельности | Смена не позднее, чем через 7-10 минут |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3 |
6 | Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2-3 |
Таблица заимствована у Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»
Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь успеха.
На уроках следует придерживаться структуры:
организационный момент,
мотивация и постановка цели,
опрос, актуализация знаний,
изучение нового,
закрепление,
контроль/коррекция,
итоги,
домашнее задание,
постановка новых целей.
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Дети работают в парах, в парах сменного состава, в группах сменного состава. Делятся на группы по цвету карточки, по символу, по разрезанной картинке, по месяцу рождения и т.п. Сменность партнера и партнеров снимает усталость, привносит элемент новизны.
В группе распределение обязанностей носит достаточно демократичный характер. Если ты не можешь что-то написать, ты можешь оформить, подобрать материал и т.д. слабый ребенок чувствует себя в группе увереннее, более защищенным.
Ожидаемые результаты:
Сформированность условий адаптивной среды
Более высокий уровень настроения, оптимизма и более низкий уровень фоновой тревожности учащихся.
Повышение уровня обученности и качества знаний.
При взаимопосещении уроков членами ШМО учителей ИЯ рекомендуется использовать для анализа в свете применения здоровьесберегающих технологий прилагаемую анкету:
Анкета качества урока
Отметить кружком номера проявлений, которые имели место при проведении урока
_______________________ учителем ___________________________
( предмет, класс) (Фамилия И.О. учителя)
- какие ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
- Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
- Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
- Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
- Устанавливает и использует связи с другими предметами.
- Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
- Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
- Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
- Дает разноуровневые домашние задания.
- Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
- Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
- Поощряет индивидуальные учебные достижения.
- Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
- Обращает внимание на качество речи обучаемых.
- Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
На уроке использует приемы (методы):
- Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
- Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
- Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)
- Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
- Коллективной мыслительной деятельности.
- Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...
Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий
Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация ...
Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий.
"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…"В....
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий» Публикация - статья...
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
Программа учителz английского языкаБелоклоковой Т.А. по здоровьесбережению в процессе обучения ИЯ....
«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»
Программа учителя английского языкаБелоклоковой Т.А.по здоровьесбережению в процессе обучения ИЯ....
Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий
Статья посвящена использованию здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....