Использование здоровьесберегающих технологий при изучении английского языка в начальной школе
статья по теме

Нет ничего более важного для человека, чем здоровье. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_zdorovesberezheniyu.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

при изучении английского языка в начальной школе

Медкова Инна Сергеевна

                    Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

                        сделайте его крепким и здоровым.

                                                                                                                      Руссо

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.

          Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников. Время совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее -  социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.

         Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

         Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Поскольку гуманизация предполагает стремление сохранить здоровье ученика и учителя, развивать духовное начало, формировать установки на общечеловеческие ценности, то именно здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе и предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.

         Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений и большого объема материала для запоминания. Учитель всегда замечает внешние признаки усталости  ученика: частую смену позы, подпирание головы руками, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах и др. Как следствие, снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности и рассеянности.

         Чтобы этого не случилось, учитель всегда должен учитывать физиологические и психологические особенности детей, помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы избежать переутомления.

          В нашей школе английский язык преподается со второго класса. Начинаю урок  с ,,warming up” (так называемого «разогрева»), ответить на элементарные вопросы: How are you? What is your name? What is your surname? How old are you? Where are you from? Данные вопросы помогают детям настроиться на урок английского языка и погрузиться в языковую среду. После речевой зарядки провожу фонетическую зарядку. В этом мне помогают английские скороговорки “A black cat sat on a mat and ate a fat rat”, “Why do you cry Willy?” и небольшие стихотворения.

              Fly, little bird, fly!                                             One, two, three, four, five

              Fly into the blue sky!                                         I can swim. I can fly.

              One, two, three,                                                 I can swim. I can hop.

              You are free!                                                      I can jump. I can stop.

                                                Rain, rain, go away!                                            

                                                Come again another day!                                            

         С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. Я стремлюсь создать приятную, располагающую к занятиям обстановку. И в этом мне помогают зарядки-релаксации.

Clap your hands, clap your hands

                                    Clap your hands, clap your hands,

                                    Listen to the music and clap your hands.

                                    Stamp your feet, stamp your feet,

                                    Listen to the music and stamp your feet.

                                    Turn around, turn around,

                                    Listen to the music and turn around.

                                    Jump up high, jump up high,

                                    Listen to the music and jump up high.

          Для снятия усталости и повышения работоспособности учащихся третьего и четвертого классов, провожу короткие физкультминутки. Вслед за учителем школьники многократно повторяют слова, речевые клише, предложения. В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, прыжки на месте и т.д.).

 Hands up, hands down

                                                   Hands on hips, sit down

                                                   Stand up!

                                                   Bent left, bent right

                                                   Turn to the left

                                                   Turn to the right

                                                   One, two, three hop one, two, three stop!

                                                   Stand still!

                                                   Touch your shoulder

                                                   Touch your back.

                                                   Clap, clap, clap!

                                                   Jump, jump, jump!

                                                   Swim, swim, swim!

                                                   Fly, fly, fly!

                                                   Sit down, my dear butterflies!

         Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы, но и увеличивает энергетические резервы организма.

         Часто во время уроков во втором классе провожу «минутки-покоя». Прошу детей закрыть глазки, подумать немножко о том, что им нравиться, улыбнуться, посчитать про себя до тридцати и открыть глазки. Цель такой релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Счет помогает привести в порядок мысли.

         Во время письменных работ всегда провожу зарядку для пальцев рук.

Ten little fingers

                                                       Ten little toes

                                                       Two little ears

                                                       And one little nose

                                                       Two little eyes

                                                       They shine so bright

                                                       One little mouth

                                                       To say good night.

Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке  провожу «зарядку» для глаз.

                                          Close your eyes!

                                          Open your eyes!

                                          Turn your eyes to the left!

                                          Turn your eyes to the right!

                                          Your eyes up, your eyes down!  

                                          Look at your nose!

                                          Look at that rose!

         Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. В своей работе применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие (игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры). С учащимися четвертого класса часто играем в ролевые игры, благодаря которым формируются навыки диалогической речи. Ролевые игры дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.

Большое значение при изучении английского языка играют песни. Ни  один  ребенок  не останется  равнодушным  к  веселой, задорной  песенке!   Песня на уроке английского языка – дает возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Благодаря  музыке  создается  благоприятный  психологический  климат  на  уроке, повышается  эмоциональный  тонус. Однако  следует  помнить  о  том, что  музыка  не  самоцель  и  не  развлечение  на  уроке  английского  языка. Она  должна  естественным  образом  вплетаться  в  сюжет  урока и  благоприятно  воздействовать  на  мотивационную  сферу  обучаемых.

Особую роль релаксации на уроке английского языка определяется тем, что она позволяет без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Для снятия напряжения во время урока необходимо, чтобы весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учащихся создавалась бы располагающая к занятиям обстановка. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Литература

             1.Варламова С.И. «Здоровье наших учеников»// Начальная школа. 2003. №2.

             2.Златогорская Р.Л. «Формы разрядки на уроках иностранного языка», Иностранные языки в школе.    

                  1974. №6.

             3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. -      

                (Педагогика. Психология. Управление).

             4.Методические рекомендации по организации и проведению разрядки на уроке иностранного языка /  

                Т.И. Жаркова. – 2-е изд-е, перераб и доп. – Челябинск: изд-во Челяб. пед. ун-та, 2003.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе

в данной работе используется теоретический материал и даётся практическая направленность...

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

В статье предложены средства, которые помогут восстановить работоспособность учащихся на уроке ( физкультминутки, пальчиковые игры,смена видов деятельности) и  сохранить психологическое здор...

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

Забота о здоровье учащихся – одна из задач процесса воспитания и обучения в школе. Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его не...

Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка в начальной школе

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе" содержит необходимую информацию для сохранения  и укрепления здоровья младших школьников. В статье так же при...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный динамично изменяющийся мир оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, который постоянно усложняется и, как следствие, требует от детей все большего нервно-психического ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

В наши дни проблема здоровья детей актуальна как никогда. На сегодняшний день большинство учащихся испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению психического и физического здоровья, снижению усп...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

Предлагаются физкультминутки, песенки с элементами движения, упражнения для рук....