Региональный компонент по иностранному языку
статья по теме

Мананникова Наталья Николаевна

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе, среднем звене и в старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предмет «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Цели изучения содержания регионального компонента

Изучение содержания регионального компонента на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование умений описывать в устной и письменной форме региональные особенности собственной жизнедеятельности с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
  2. активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
  3. обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру в сравнении языковым сознанием родного народа для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
  4. освоение элементарных лингвистических представлений реалий окружающего мира;
  5. знакомство с региональным фольклором доступным младшим школьникам.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Предметное содержание речи

Семейные традиции празднования Нового года в Челябинской области. Места отдыха школьников в Челябинске и Челябинской области. Места проведения досуга в Челябинске и Челябинской области. Погода в родном городе/ селе. Литературные персонажи Уральских сказок.

Виды речевой деятельности

Говорение. Соблюдение элементарных норм регионального речевого этикета. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о своей семье, описание места, описание персонажей сказок с опорой на иллюстрации.

Слушание. Восприятие на слух иноязычных соответствий региональных реалий.

Чтение. Чтение про себя и понимание несложных текстов о регионе. Нахождение в тексте необходимой информации.

Письмо и письменная речь. Написание с опорой на образец короткого личного письма.

Языковые знания и умения

Графика и орфография. Правила чтения и орфографии при написании имен собственных региональных реалий.

Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие вышеуказанные дидактические единицы в пределах тематики начальной школы. Реплики-клише, отражающие культуру региона. Интернациональные слова.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения содержания регионального компонента ученик должен

знать/ понимать

  1. информацию краеведческого характера на эмоционально-познавательном уровне;
  2. географические названия региона;
  3. имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений Урала;

уметь

  1. понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;
  2. участвовать в элементарном этикетном диалоге;
  3. расспрашивать собеседника по соответствующим темам;
  4. кратко рассказывать о себе, своей семье, своей малой родине;
  5. составлять небольшие описания картинок, мест;
  6. читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов о своем городе/ селе;
  7. писать краткое поздравление родителям, друзьям, одноклассникам с опорой на образец.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  1. устного общения с представителями других стран, развития патриотического отношения к своей малой родине;
  2. преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка;
  3. более глубокого осознания родного языка.


ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Цели изучения содержания регионального компонента

Изучение содержания регионального компонента на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. способствование развитию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
  1. речевой компетенции – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении) с учетом региональных особенностей актов коммуникации;
  2. языковой компетенции – овладение языковыми средствами для описания жизнедеятельности в Челябинской области, освоение знаний о разных способах выражения мысли в родном языке;
  3. социокультурной компетенции – расширение коммуникативного опыта за счет включения регионально обусловленных ситуаций общения, формирование умения представлять свой регион, город/ село, их культуру;
  4. компенсаторной компетенции – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при передаче информации о социокультурных особенностях жизни в Челябинской области;
  5. учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий;
  1. закрепление изучаемого языкового материала федерального компонента с соблюдением принципа ситуативности;
  2. активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
  3. воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Речевые умения

Предметное содержание речи

Досуг и увлечения молодежи в Челябинской области. Достопримечательности и места отдыха в Челябинской области. Молодежная мода в Челябинской области. Проблема проведения каникул в Челябинской области. Проблема выбора профессии в Челябинской области. Особенности жизни в городах и селах Челябинской области. Выдающиеся люди Урала, их вклад в науку и мировую культуру. Проблемы экологии в Челябинской области. Технический прогресс в Челябинской области.

Виды речевой деятельности

Говорение. 

Диалогическая речь. Диалог с целью обмена оценочной информацией – выражение точки зрения, согласия и несогласия с ней, одобрения и неодобрения, эмоциональной оценки применимо к вышеуказанным ситуациям общения.

Монологическая речь. Краткие описания, характеристики, сообщения, эмоциональные и оценочные суждения по вышеуказанным темам.

Аудирование. Понимание необходимой информации в текстах прагматического характера о городах/селах Челябинской области с опорой на языковую догадку, контекст.

Чтение. Чтение с пониманием основного содержания текстов, отражающих особенности быта, жизни, культуры городов/сел Челябинской области. Просмотровое чтение с выбором необходимой или интересной учащимся информации.

Письмо и письменная речь. Личное письмо на материале тем, усвоенных в устной речи. Перевод текстов социокультурного характера, отражающих особенности быта, жизни, культуры городов/сел Челябинской области.

Языковые знания и умения

Орфография. Правила чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексического материала.

Произносительная сторона речи. Адекватное произношение изучаемого лексического материала.

Лексическая сторона речи. Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках вышеописанной тематики.

Социокультурные знания и умения

Осуществление межличностного и межкультурного общения с применением знаний о национально-культурных особенностях Челябинской области и родного города/ села. Знание иноязычных соответствий реалий окружающего мира. Умение представлять родную культуру на иностранном языке, находить сходство и различия в традициях стран изучаемого языка и Челябинской области, оказывать помощь зарубежным гостям региона в ситуациях повседневного общения.

Компенсаторные знания и умения

Умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при передаче информации о социокультурных особенностях жизни в Челябинской области

Учебно-познавательные умения

Умение осуществлять информационную переработку текстов, отражающих особенности быта, жизни, культуры городов/сел Челябинской области; пользоваться справочными материалами; участвовать в проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения содержания регионального компонента ученик должен

знать/ понимать

  1. информацию краеведческого характера на познавательно-поисковом уровне;
  2. сходство и различия в традициях страны изучаемого языка и Челябинской области;

уметь

  1. рассказывать о своем городе/ селе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  1. разработки и проведения экскурсии по своей местности для иностранных гостей;
  2. использования собранного материала для оформления стенной газеты, коллажа, альбома, устного журнала, видеофильма;
  3. сравнительного изучения традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и Челябинской области;
  4. участия в обсуждении, споре, дискуссии;
  5. установления и применения межъязыковых и межпредметных связей.


СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(Базовое изучение)

Цели изучения содержания регионального компонента

Изучение содержания регионального компонента на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
  1. речевой компетенции – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении) с учетом региональных особенностей актов коммуникации;
  2. языковой компетенции – овладение языковыми средствами для описания жизнедеятельности в Челябинской области, освоение знаний о разных способах выражения мысли в родном языке;
  3. социокультурной компетенции – расширение коммуникативного опыта за счет включения регионально обусловленных ситуаций общения, формирование умения представлять свой регион, город/ село, их культуру;
  4. компенсаторной компетенции – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при передаче информации о социокультурных особенностях жизни в Челябинской области;
  5. учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий;
  1. закрепление изучаемого языкового материала федерального компонента с соблюдением принципа ситуативности;
  2. активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
  3. воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;
  4. формирование культурологического потенциала;
  5. формирование адаптивного типа жизнедеятельности;
  6. систематизация сведений из разных наук (истории, географии, литературы, искусства) и создание целостной картины истории и современной жизни Челябинской области.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Речевые умения

Предметное содержание речи

Региональные особенности социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер жизнедеятельности.

Виды речевой деятельности

Говорение. 

Диалогическая речь. Участие в беседе/ дискуссии на указанные выше темы, выражать свое мнение по проблеме.

Монологическая речь. Сообщение, рассказ, описывающие особенности жизни и культуры Челябинской области, приводя примеры, аргументы.

Слушание. Понимание необходимой информации в текстах прагматического характера о городах/селах Челябинской области с опорой на языковую догадку, контекст, определять к ним свое отношение.

Чтение с пониманием основного содержания текстов, отражающих особенности быта, жизни, культуры городов/сел Челябинской области. Просмотровое чтение с выбором необходимой или интересной учащимся информации. Умение раскрывать причинно-следственные связи между фактами, понимать аргументацию, определять свое отношение  прочитанному.

Письмо и письменная речь. Личное письмо на материале тем, усвоенных в устной речи. Перевод текстов социокультурного характера, отражающих особенности быта, жизни, культуры городов/сел Челябинской области. Составление тезисов сообщения.

Языковые знания и умения

Орфография. Правила чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексического материала.

Произносительная сторона речи. Адекватное произношение изучаемого лексического материала.

Лексическая сторона речи. Расширение рецептивного и продуктивного объема лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках вышеописанной тематики.

Социокультурные знания и умения

Осуществление межличностного и межкультурного общения с применением знаний о национально-культурных особенностях Челябинской области и родного города/ села. Знание иноязычных соответствий реалий окружающего мира. Умение представлять родную культуру на иностранном языке, находить сходство и различия в традициях стран изучаемого языка и Челябинской области, оказывать помощь зарубежным гостям региона в ситуациях повседневного общения. Расширение знаний и умений за счет новой тематики и проблематики общения.

Компенсаторные знания и умения

Умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при передаче информации о социокультурных особенностях жизни в Челябинской области

Учебно-познавательные умения

Умение осуществлять информационную переработку текстов, отражающих особенности быта, жизни, культуры городов/сел Челябинской области; пользоваться справочными материалами и словарями; участвовать в проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения содержания регионального компонента ученик должен

знать/ понимать

  1. информацию краеведческого характера на социально-личностном уровне;
  2. значения новых лексических единиц;
  3. социокультурную информацию, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о Челябинской области, ее науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях.

уметь

  1. вести диалог в ситуациях общения по вышеуказанным темам;
  2. участвовать в обсуждении проблем;
  3. рассказывать о своем окружении;
  4. рассуждать в рамках изученной тематики;
  5. полно и точно понимать высказывания в рамках изученных тем зрительно и на слух;
  6. письменно излагать сведения о себе в форме принятой в стране изучаемого языка или в Челябинской области.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  1. успешного взаимодействия в различных ситуациях общения с соблюдением этикетных норм межкультурного общения;
  2. получения сведений из различных источников (в том числе через Интернет);
  3. обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой куль туры.
  4. разработки и проведения экскурсии по своей местности для иностранных гостей;
  5. творческого осмысления полученной краеведческой информации;
  6. предложения собственных решений актуальных социальных проблем Челябинской области;
  7. сравнительного изучения традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и Челябинской области;
  8. установления и применения межъязыковых и межпредметных связей;
  9. перехода от усвоения предлагаемого материала к активному приобретению знаний.


СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(Профильное изучение)

Цели изучения содержания регионального компонента

Изучение содержания регионального компонента на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
  1. речевой компетенции – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении) с учетом региональных особенностей актов коммуникации;
  2. языковой компетенции – овладение языковыми средствами для описания жизнедеятельности в Челябинской области, освоение знаний о разных способах выражения мысли в родном языке;
  3. социокультурной компетенции – расширение коммуникативного опыта за счет включения регионально обусловленных ситуаций общения, формирование умения представлять свой регион, город/ село, их культуру;
  4. компенсаторной компетенции – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при передаче информации о социокультурных особенностях жизни в Челябинской области;
  5. учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий;
  1. закрепление изучаемого языкового материала федерального компонента с соблюдением принципа ситуативности;
  2. активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
  3. воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека, развитие и воспитание способности к социальной адаптации в Челябинской области;
  4. формирование культурологического потенциала;
  5. формирование адаптивного типа жизнедеятельности;
  6. систематизация сведений из разных наук (истории, географии, литературы, искусства) и создание целостной картины истории и современной жизни Челябинской области.
  7. приобретение опыта исследовательской работы с использованием иностранного языка.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Речевые умения

Предметное содержание речи

Региональные особенности социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер жизнедеятельности с учетом выбранного профиля.

Виды речевой деятельности

Говорение. 

Диалогическая речь. Участие в беседе/ дискуссии на указанные выше темы, выражать свое мнение по проблеме.

Монологическая речь. Сообщение, рассказ, описывающие особенности жизни и культуры Челябинской области, приводя примеры, аргументы с учетом выбранного профиля.

Слушание. Понимание необходимой информации в текстах прагматического характера о городах/селах Челябинской области с опорой на языковую догадку, контекст, определять к ним свое отношение.

Чтение с пониманием основного содержания текстов, отражающих особенности быта, жизни, культуры городов/сел Челябинской области с учетом выбранного профиля. Просмотровое чтение с выбором необходимой или интересной учащимся информации. Умение раскрывать причинно-следственные связи между фактами, понимать аргументацию, определять свое отношение  прочитанному.

Письмо и письменная речь. Личное письмо на материале тем, усвоенных в устной речи, с учетом выбранного профиля. Перевод текстов социокультурного характера, отражающих особенности быта, жизни, культуры городов/сел Челябинской области. Составление тезисов сообщения.

Языковые знания и умения

Орфография. Правила чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексического материала.

Произносительная сторона речи. Адекватное произношение изучаемого лексического материала.

Лексическая сторона речи. Расширение рецептивного и продуктивного объема лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках вышеописанной тематики.

Социокультурные знания и умения

Осуществление межличностного и межкультурного общения с применением знаний о национально-культурных особенностях Челябинской области и родного города/ села. Знание иноязычных соответствий реалий окружающего мира. Умение представлять родную культуру на иностранном языке, находить сходство и различия в традициях стран изучаемого языка и Челябинской области, оказывать помощь зарубежным гостям региона в ситуациях повседневного общения. Расширение знаний и умений за счет новой тематики и проблематики общения.

Компенсаторные знания и умения

Умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при передаче информации о социокультурных особенностях жизни в Челябинской области

Учебно-познавательные умения

Умение осуществлять информационную переработку текстов, отражающих особенности быта, жизни, культуры городов/сел Челябинской области; пользоваться справочными материалами и словарями; участвовать в проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения содержания регионального компонента ученик должен

знать/ понимать

  1. информацию краеведческого характера на социально-личностном уровне;
  2. значения новых лексических единиц;
  3. социокультурную информацию, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о Челябинской области, ее науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях.

уметь

  1. вести диалог в ситуациях общения по вышеуказанным темам;
  2. участвовать в обсуждении проблем;
  3. рассказывать о своем окружении;
  4. рассуждать в рамках изученной тематики;
  5. полно и точно понимать высказывания в рамках изученных тем зрительно и на слух;
  6. письменно излагать сведения о себе в форме принятой в стране изучаемого языка или в Челябинской области.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  1. успешного взаимодействия в различных ситуациях общения с соблюдением этикетных норм межкультурного общения;
  2. получения сведений из различных источников (в том числе через Интернет);
  3. обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой куль туры.
  4. разработки и проведения экскурсии по своей местности для иностранных гостей;
  5. творческого осмысления полученной краеведческой информации;
  6. предложения собственных решений актуальных социальных проблем Челябинской области;
  7. сравнительного изучения традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и Челябинской области;
  8. установления и применения межъязыковых и межпредметных связей;
  9. перехода от усвоения предлагаемого материала к активному приобретению знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе

Участие в фестивале «Талант-2009» г. НевинномысскПроектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе...

Национально-региональный компонент по английскому языку, 9 класс

Национально-региональный компонент по английскому языку, 9 класс на примере УМК Enjoy English...

Национально-региональный компонент по английскому языку, 8 класс

Национально-региональный компонент по английскому языку, 8 класс на примере УМК Enjoy English...

Национально-региональный компонент по английскому языку, 6 класс

Национально-региональный компонент по английскому языку, 6 класс на примере УМК Enjoy English...

Национально-региональный компонент по английскому языку, 10 класс

Национально-региональный компонент по английскому языку, 10 класс на примере УМК Enjoy English...

Национально-региональный компонент по немецкому языку, 5 класс

Национально-региональный компонент по немецкому языку, 5 класс на примере УМК Бим, Рыжова: Шаги....

Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе

Статья "Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе" с приложением...