Использование межпредметных связей на уроках английского языка.
статья по теме

Перешивалова Ирина Викторовна

Использование межпредметных связей на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi..doc17 КБ
Microsoft Office document icon doklad_2013.doc19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование межпредметных связей на уроках английского языка.

Связь между учебными предметами одно из принципиальных требований отечественной дидактики. Это взаимодействие необходимо прежде всего и потому, что для школьников важно познание взаимосвязей, существующих между предметами и явлениями. Отсюда большое значение межпредметных связей для формирования мировоззрения учащихся.

Межпредметные связи, как и любой другой принцип обучения, реализуясь в каждом учебном предмете. Они расширяют существующее в предметной системе обучения противоречие между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их синтеза, комплексного применения знаний в современных условиях научно-технического прогресса и информационного общества, где главной ценностью является информация. Актуализация опорных знаний из различных предметов и их интеграция , является важнейшим регулятором активности индивида в современном мире.. Связь между дисциплинами учебного плана нужна и для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше усвоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов.

В настоящее время иностранный язык все больше рассматривается как интегрированная дисциплина, которая вносит существенный вклад в формирование профессионально значимых навыков обучаемых и в раскрытие их творческого потенциала, повышение культуры общения.

Иностранный язык –предмет изучения и в тоже время важное средство общения и познания. Эти особенности иностранного языка открывают широкие возможности для его связей с различными учебными предметами. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», он изучается как средство общения, а тематика для речи привносится извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из других учебных предметов. В свою очередь взаимосвязь иностранного языка с другими учебными предметами имеет большое значение для овладения практическими языковыми умениями и навыками. А практическое владение иностранным языком для школьника- это умение использовать иностранный язык как средство общения. При этом разумеется, что межпредметные связи не самоцель. Межпредметные связи в согласованной коллективной, групповой или индивидуальной работе учителей становятся принципом конструирования дидактической системы. Такая система может иметь локальный характер, замыкаться рамками одной учебной темы, охватывать несколько учебных тем, связанных общими для ряда предметов ведущими идеями, объединять группу учебных курсов, решающих комплексную межпредметную проблему.

Основным психологическим условием возникновения и развития интереса к тому или иному учебному предмету является осознание жизненной полезности этого предмета, причем очень важно, чтобы учащиеся на личном опыте убедились в том, какую пользу на практике приносят полученные ими знания. И здесь учителю иностранного языка помогают межпредметные связи, используя сведения из различных дисциплин на уроках иностранного языка, он, таким образом, наполняет свои уроки новым и разнообразным содержанием. Тексты учебников, в которых излагаются сведения по литературе, физике, истории, географии, химии и др., дают учащимся возможность вести беседы на определенные темы и читать с полным пониманием прочитанного. Учащийся должен верить,что когда- то в бдущем все эти знания, умения и навыки ему понадобятся. Можно проводить уроки нестандартного типа, используя межпредметные связи.

Учебные материалы должны содержать информацию о культуре родной страны с целью дать возможность обучающимся выступать в качестве культурно-исторических субъектов и полноценных представителей родной страны и культуры.



Предварительный просмотр:

«Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе».

Федеральные государственные образовательные стандарты уже приняты в окончательном варианте, включая старшую школу. В связи с этим, мы должны быть готовы к изменениям которые произойдут в системе преподавания, в требованиях к ведению школьной документации, в системе контроля в т.ч. ГИА и ЕГЭ. В отличие от предыдущего образовательного стандарта (2004 г.), основу современного ФГОС составляют 3-х кита.

                            Фундаментальные основы ФГОС (3 кита).

  1. Формирование базовых национальных ценностей.
  2. Формирование метапредметных умений.
  3. Формирование предметных умений.

Несмотря на порядок расположения, на первый план в Федеральном образовательном стандарте выступают метапредметные умения.

Метапредметные умения – это все универсальные действия, которые формируются глобально по всем предметам. Главная цель – это формирование базовых национальных ценностей.

Иными словами, каждый школьный предмет должен внести свой вклад  для их формирования. Межпредметную интеграцию планируется проводить на уровне понятий и общеучебных умений. Все вышеперечисленное предполагает создание собственной внутришкольной документации на основе сотрудничества и тесного взаимодействия всего преподавательского состава конкретной школы.

                       Необходимая документация.

  1. Учебные программы по английскому языку ( 2-11 классы).
  2. Рабочие программы.
  3. Тематическое планирование (обновленное).
  4. Система контроля метапредметных и предметных умений.

В процессе разработки учебных программ необходимо предоставить детализацию начальной, основной и старшей школы. Однако, следует иметь ввиду, что учебные программы для основной и начальной школы по английскому языку уже существуют, то программу для старшей школы необходимо разрабатывать самостоятельно.

При составлении рабочих программ нельзя использовать авторские полностью, т. к. они написаны без учета ФГОС, т. е. в них не отражены метапредметные связи.

В обновленном тематическом планировании в графе «систематизация и перенос знаний », необходимо указать из каких областей эти знания происходят. Например: географические сведения (местоположение, соседи, язык и т.д.), бытовая культура (еда, одежда и т.д.), социальная культура, вклад страны в мировую культуру. Все сосредоточено вокруг одного, центрального понятия «Россия и мир».

                  Тематическое планирование (обновленное).

  1. Тема.
  2. Проблема.
  3. Ключевые термины и понятия.
  4. Систематизация и перенос знаний.
  5. Список основной и дополнительной литературы (с указанием страниц).

В своих работах Е.Н. Соловова советует выделять цветом то, что добавили из других источников, что сами придумали и что использовали из УМК.

                             Понятие.

  1. Конкретизация (декабрь, январь, февраль).
  2.  Гиперализация (зима).
  3. Анализ.
  4. Синтез.
  5. Сравнение.
  6. Установление причинно-следственных связей.

Кроме того, каждая школа должна разработать (все кафедры пишут совместно) 4 внутришкольные программы (метапредметные), где обязаны прописать метапредметные связи, т .к. без этого не пройдут аттестацию.

                Внутришкольные программы.

  1. Культура смыслового чтения.
  2. Формирование ИКТ компетенций.
  3. Проектная деятельность.
  4. Метапредметные умения и процедура контроля.

Диагностические работы должны быть межпредметные, т.е. создаваться на стыке универсальных учебных действий и различных дисциплин. Каждая контрольная работа должна иметь демоверсию и систему оценки знаний, которые должны быть доступны ученикам и их родителям.

В ближайшей перспективе будут разработаны 2 вида ЕГЭ (базовый, В1 и углубленный В2, С1, С2). Поэтому и контроль должен быть 2-х уровневый. МЦКО дает такого рода тесты уже сейчас. 2-х уровневые тесты имеются  в настоящее время только у М.В. Вербицкой и Е.Н. Солововой.

Таким образом, использование метапредметных связей на уроках английского языка является необходимым условием реализации Государственных образовательных стандартов нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Педагогическая проблема , над которой работаю в настоящее время...

"Межпредметные связи на уроках английского языка"

Обобщение опытом " Межпредметные связи на уроках английского языка"...

Использование межпредметных связей на уроках английского языка

Содержание учебного предмета Английский язык позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных и метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных ...

Перспективы использования межпредметных связей в обучении английскому языку

Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы “беспредметен” (И.А. Зимняя): он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэт...

Межпредметные связи на уроках английского языка

В этом году наша школа начала работать над такой методической проблемой, как интеграция. Являясь методистом,  мне необходимо было разобраться в сути этого вопроса  и естественно,  как у...

«Использование межпредметных связей на уроках иностранного языка».

        Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы “беспредметен” (И.А. Зимняя): он изучается как средство общения, а темат...

Курсовой проект "Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы"

Курсовой проект представлен в форме презентации, в котором раскрываются вопросы актуальности темы, роли межпредметных связей в обучении...