Статья "Иностранный язык в классах коррекционного обучения"
статья на тему

Сухарева Лидия Павловна

Необходимость узучения иностранного языка в классах коррекционного обучения в условиях общеобразовательной школы. Специфика преподавания иностранного в данных классах. Эта информация для учителей, работающих в классах КРО или имеющих затруднения в обучении отдельных детей с задержкой развития в обычных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иностранный язык в классах коррекционного обучения

Необходимость изучения иностранным языкам в классах коррекционного обучения очевидна по нескольким причинам. Во-первых, как и всякий другой ученик, учащийся класса коррекционного обучения должен по окончании 9 класса получить свидетельство о неполном среднем образовании. Во-вторых, лишив учащегося предмета» иностранный язык», мы лишим его потенциальной возможности быть переведённым в общеобразовательный класс. В-третьих, изучение ИЯ решает многие коррекционные задачи, развивает фонематический слух, буквенный слуховой анализ, способствует развитию абстрактного оперативного и словесно-логического мышления, частично ликвидирует дефицитность памяти и внимания, расширяет кругозор и познавательную активность учащихся.

«В таких классах учащиеся овладевают теми же видами деятельности, что и в обычных классах: говорение, аудирование, чтение и письмо»(1) Аудирование и говорение являются трудными видами деятельности для таких детей из-за  недоразвитости речи, памяти (особенно, долговременной), нарушения эмоционально-волевой сферы и низкого уровня вербального интеллекта. Поэтому при обучении этим видам деятельности требования должны быть снижены. Учитель должен уделять больше внимания подготовительным упражнениям, опорам, ключам, повторению каждого элемента грамматической структуры или модельной фразы. Особое внимание должно уделяться игре, как форме обучения, закрепления и тренировки грамматического материала и лексики. Игра наилучшим способом стимулирует учащихся употреблять определённый языковой материал, развивает способность к сосредоточенности, повышает умственную активность, расширяет диапазон языковой практики. Учитывая недостатки фонематического слуха у многих детей таких классов, неумение догадываться по контексту или по аналогии о смысле незнакомых слов, аудирование лучше проводить на материале подготовительных упражнений, направленных на коррекцию и формирование фонематического слуха, а также на основе усвоенного ранее материала. Предъявление текста учителем, а не в звукозаписи, облегчит задачу учащихся. В связи с недоразвитием вербальных анализаторов письмо необходимо использовать не только как средство обучения, но и в качестве комплексного средства на этапе ознакомления с лексико- грамматическим материалом, в качестве опоры на этапе активизации. На этапе контроля использовать письмо не рекомендуется.

Основным видом деятельности в классе коррекционного обучения является чтение. Задачей в области чтения должно стать не только обучение чтению про себя с извлечением основной информации, но и чтение вслух, так как оно способствует развитию артикуляционных навыков.

На начальном этапе навыки пользования словарём очень слабые, таким образом большое внимание следует уделять языковой догадке – развитию умений догадываться о значении незнакомых слов, опираясь на известные правила словообразования, сходства между явлениями родного и иностранного языков, на контекст. Чтение на иностранном языке представляет трудности из-за несформированности  буквенно- звукового анализа, поэтому при чтении не следует учитывать скорость. Чтение тестов и извлечение полной информации – слишком сложная задача для таких детей. Поэтому необходимо дать учащимся возможность прочитать текст дважды: первый раз – вслух, обращая внимание на технику чтения, второй раз – про себя, разрешить пользоваться словарём.

Что касается грамматики иностранного языка в классах коррекционного обучения, её нужно давать ознакомительно. Учащиеся должны уметь узнавать грамматическое явление в тексте, назвать его на русском языке, понимать смысл.

Работая в классах коррекционного обучения, учитель должен стараться следовать следующим принципам на уроке:

- «Создавать благоприятную психологическую атмосферу на уроке, деловую обстановку, которая способствует включению всех учащихся в занятия и создаёт условия для их развития.

- Подобрать детям адекватные их возможностям задания, постепенно повышая требования по мере включения учащихся в занятия.

- Осуществлять индивидуальный подход на всех этапах, дифференцированные требования.

- Чередовать виды деятельности, требующие включения разных анализаторов, чередовать устную и письменную работу, фронтальную беседу с самостоятельной работой.  Обязательно включать физкультминутки, упражнения на снижение утомляемости глаз, развитию мелкой моторики, дидактические игры.

- Создавать ситуации успеха, отдавать приоритет стимулирующим приёмам воздействия, что является главным средством формирования положительной направленности личности» (2)

Большое влияние на учебный процесс оказывает его правильная организация. Учитывая слабую способность к концентрации внимания детей с нервно-психическими заболеваниями, на каждом этапе, перед каждым новым видом деятельности нужно предусматривать работу по организации внимания. Эффективным средством организации внимания учащихся является психологическая установка на восприятие или закрепление материала – это момент создания проблемной ситуации, сообщение сведений по вопросу, о практическом применении этих знаний. Сообщение плана, объёма и задач также служат организационным моментом, способствующим повышению мотивации в учебной деятельности.

Очень важно использовать на уроке плакаты-памятки, схемы с опорным материалом при организации фронтальной работы с классом, при объяснении и закреплении материала. Включать в урок тренировочные упражнения полусамостоятельного и самостоятельного характера для всех учащихся. Изучение нового материала всегда должно сочетаться с сопутствующим повторением.  Развивать умение работать с книгой, справочниками, словарями, умение организовывать необходимым образом своё рабочее место, умение слушать и выполнять требования. Также очень важно проводить работу по развитию мышления при помощи сравнения, сопоставления, классификации, обощения.

Развивающего эффекта можно добиться лишь при формировании адекватной самооценки, учебной мотивации, структуры мыслительной деятельности.

Индивидуальную работу с учащимися классов КРО необходимо осуществлять через подбор специальных заданий, работы в более медленном темпе, организации самостоятельной работы во время урока с индивидуальными карточками-заданиями. Незаменимым дидактическим материалом для всякого рода развивающих игр являются карточки с изображением животных, природы, предметов обихода и т.п.

Трудной, но очень важной педагогической задачей учителя является постоянная эмоциональная поддержка детей, которые отстают в учении и тормозят ход всего учебного процесса на уроке.

Таким образом, обращая внимание на специфику данных классов можно получить некоторые результаты в обучении иностранному языку.

                                         Литература

1. Михайловская К.В. «Программа по английскому языку для 5-6 классов коррекционного обучения в средней школе». Астрахань 1996

2. Положение об единых требованиях к организации образовательного процесса в классах КРО. Астрахань, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по чтению 6 класс коррекционное обучение 8 вида

Примерное тематическое планирование учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвид...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку по УМК М.З.Биболетовой для 5 класса коррекционного обучения.

Данное Календарно-тематическое планирование по английскому языку по УМК М.З.Биболетовой создано  для 5 класса коррекционного обучения, на 2 часа в неделю....

Статья "Иностранный язык в классах коррекционного обучения"

Необходимость изучения иностранного языка в классах коррекционного обучения в условиях общеобразовательной школы и специфика его преподавания в данных классах. Эта информация для учителей, работающих ...

рабочая программа по математике 6 класс (коррекционное обучение)

Рабочая программа по математики для 6 класса составлена на основе   «Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1)» ,2010 год, под ред...

Значение музыкально-ритмической деятельности на уроках музыки в классах коррекционного обучения VII вида

Музыкально-ритмическая деятельность на уроках музыки помогает усвоить основные музыкально­теоретические понятия, развивают музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, акти...

Значение музыкально-ритмической деятельности на уроках музыки в классах коррекционного обучения VII вида

Музыкально-ритмическая деятельность на уроках музыки помогает усвоить основные музыкально­теоретические понятия, развивают музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, акти...

Рабочая программа по английскому языку New Millenium English (68 часов) 9 класс (коррекционное обучение)

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 9  коррекционного класса VII вида  общеобразовательного учреждения...