Применение нетрадиционных форм уроков в преподавании иностранного языка
статья на тему

Дурнова Раиса Владимировна

Статья: "Применение нетрадиционных форм уроков в преподавании иностранного языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение нетрадиционных форм уроков в процессе обучения иностранному языку в целях формирования коммуникативных навыков обучающихся»

В настоящее время деятельность современной школы основана на принципе гуманизации, который предполагает уважение личности ребенка, доверие к нему, принятие его личностных целей и интересов, т.е. создание максимально благоприятных условий для активного, свободного и успешного развития личности. Поэтому одной из главных задач современного учителя является предоставление возможности учащимся свободного выражения своих чувств и мыслей в процессе общения на иностранном языке, при этом повышая их уровень гуманитарного образования.

Обучать, развивать, воспитывать посредством практического овладения иностранным языком, формировать всесторонне развитую личность, способную к творчеству, учитывать при этом индивидуальность каждого ребёнка, уважать его личность и достоинство вот конкретные цели, которые я ставлю перед собой как педагог.

Общение, коммуникация на уроке иностранного языка - это и цель,  и средство,      и      основа      организации      учебного      процесса.              Когда я пришла работать в школу  я столкнулась с рядом проблем:

•        Низкая мотивация к изучению иностранного языка

•        Низкое речевое общение.

•        Невысокая познавательная активность

•        Неумение или нежелание наладить контакт с учителем и одноклассниками

•        Знания не переходят с уровня умений на уровень навыка

•        Невысокий уровень психологических знаний и умений учителя для создания на уроке психологического комфорта.

В связи с этими проблемами возник вопрос, как сделать так, чтобы на всем протяжении  урока иностранного языка детям было интересно, а главное был виден  результат.

Проанализировав уроки  иностранного языка, проведенные в традиционной форме,  мною была выявлена проблема  мотивационного «застоя», т.е. приобретения учащимися  каких-либо знаний по инерции, только потому, что нужна оценка. Анкетирование учащихся помогло найти выход из сложившейся ситуации. 100% учащихся выразили более интенсивно изучать все стороны иностранного языка, затрагивающих различные аспекты жизни, как страны изучаемого языка, так и родной.   Проведенное исследование показало, что изменив традиционную форму урока можно добиться роста коммуникативной активности обучающихся и повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

Актуальность педагогического опыта        Актуальность  опыта  определяется следующими противоречиями:

1. Между  потребностью  в  более  гибком и неординарном  преподавании  предмета, в целях активизации познавательной деятельности обучающихся  и «классической», «традиционной» формой преподавания.

2.  Между  потребностью  применения коммуникативных способностей обучающихся на практике в ситуациях близких к «реальному» общению   и  недостатком времени и возможности полного погружения в языковую атмосферу, диктуемую рамками традиционного урока.

Педагогическая идея        Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании положительной мотивации обучающихся, направленной на рост познавательных интересов учащихся и потребности в овладении новыми  знаниями, умениями и навыками. В целях организации благоприятного мотивационного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, становится актуальной необходимостью выбор нетрадиционных форм уроков иностранного языка, которые будут стимулировать и активизировать речевую деятельность обучающихся.

Аргументированность  преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса, в выборе педагогического инструментария        Изменения, наблюдаемые в характере образования, диктуют новые условия преподавания иностранного языка, основанные на творческой инициативе, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Данные условия обосновывают применение педагогического опыта , сущность которого заключается в усовершенствовании и разнообразии  процесса обучения иностранным языкам через применение нетрадиционных форм уроков, в целях формирования коммуникативных навыков обучающихся.

Длительность работы над опытом

        с 2010/2011 уч.г. по 1полугодие 2011/12 уч.г.

Указанный исследовательский период разделен традиционно на три этапа:

1 этап (аналитико-диагностический, 2010-2011(1полуг.) – проанализировано состояние проблемы опыта в научной и методической литературе; определены цель и задачи деятельности, сформулирована ведущая педагогическая идея, определена методика проведения исследования, осуществлена начальная диагностика;

2 этап (проектировочный, 2010-2011(2полуг.) – сконструирована и апробирована предлагаемая методическая система преподавания материала, разработан дидактический материал по отдельным темам.

3 этап (аналитико-обобщающий, 2011-2012(1полуг.) – сформулированы основные выводы, обработаны и систематизированы результаты опыта, расширен диапазон применения созданной системы использования нетрадиционных форм занятий  путем ее внедрения в практику работы в других классах.

Диапазон опыта

        Диапазон опыта охватывает органичную систему уроков в традиционной форме и нетрадиционных форм уроков, направленных  на повышение эффективности  речевой деятельности обучающихся

Теоретическая база опыта

Понятие «урок» обозначает основную организационную форму обучения. Он является не только  важной организационной, но и педагогической единицей процесса  обучения и воспитания.. По меткому определению Е.И. Пассова «урок – это плацдарм, на котором разворачивается битва за знания; учитель же – полководец».  Отмечая роль учителя в образовательном процессе, В.А. Сухомлинский писал, что «хороший педагог тем хорош, что он, видя, как развивается урок, умеет пойти по тому единственно необходимому пути, который подсказывается логикой именно данного урока». Говоря о роли нетрадиционных форм уроков Е.И. Пассов писал о том, что «слава Богу учительская (методическая) мысль ещё жива и плодотворна».

Обоснование использования предлагаемых технологий, их описание.        Цель опыта–  показать возможность использования нетрадиционных форм урока в современной школе, направленной на решение задачи формирования коммуникативной компетентности и социокультурной грамотности обучающихся.

Предмет исследования – нетрадиционные уроки в процессе обучения иностранному языку.

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных навыков обучающихся  через применение  различных видов нетрадиционных уроков иностранного языка.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

•        осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

•        обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

•        предусматривается минимальное участие  учителя на уроке.

Нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, бинарный (интегрированный) урок, урок-экскурсия (путешествие), урок–интервью, урок-праздник, и.т.п.

Урок-экскурсия (путешествие)

В рамках этого урока предполагается осуществление принципа диалога культур, а именно использование культуроведческого материала не только о родной стране, родном крае, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Урок-спектакль Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.  Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

Урок-праздник. - Такая форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в других странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, творческие способности, позволяющие участвовать в различных ситуациях, межкультурной коммуникации.

Бинарная форма урока(метапредметный подход) позволяет:

•        усилить прикладную значимость ИЯ как средства для расширения общего кругозора;

•        подвести обучающихся к осознанию важности выбранной им профессии;

•        способствовать воспитанию потребности в практическом применении ИЯ в будущей профессиональной деятельности.

Планируемые образовательные результаты;        •        формирование у учащихся положительной мотивации к изучению иностранного языка;

•        воспитание уважения к культуре страны изучаемого языка;

•        воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;  

•        развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций обучающихся.

Описание полученных образовательных результатов        Использование нетрадиционных форм урока позволило:

•        повысить качество знаний учащихся

•        повысить результативность контрольных работ

•        выявить одарённых детей для участия в олимпиадах (победители и призёры олимпиад)

•        привлечь учащихся к участию в конкурсах по предмету

•        повысить уровень познавательной активности;

•        повысить уровень психологической комфортности на занятиях по английскому языку.

Свидетельства достижения результатови анализ результативности профессионального опыта        В ходе проведения педагогического исследования, поставленные цели были достигнуты. Исследование показало возможность использования нетрадиционных форм урока в современной школе, направленной на решение задачи формирования социокультурной грамотности учащихся, владение иностранным языком на функциональном уровне.

В течение этого периода мною были проведены нетрадиционные  открытые уроки, по данной теме с докладом я выступала на школьном и районном методическом объединении учителей иностранных языков, а также имеются опубликованные методические и поурочные разработки в сети Интернет на сайтах педагогических сообществ, с целью развития и обобщения педагогического опыта.

Свидетельства достижения результатов –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний».

Использование  нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний». Одна из задач образования – снабдить молодое поколение теми знаниями, к...

Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока. Опыт работы в современной сельской школе.

О компетенциях на уроках иностранного языка. Использование Интернета на уроках, применение метода проектов, видео-уроков, уроков- экскурсий, уроков- спектаклей. Предоставление собственного опыта...

Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе

Каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодого поколения, в формировании личности ребёнка. Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет обла-дает бо...

Эффективные формы и методы преподавания иностранного языка для оптимизации образовательного процесса

Доклад  представлен на районном методическом объединении учителей английского языка. В настоящее время все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий при изучении иностранных...

«Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока».

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать ...

Применение дистанционных форм обучения в преподавании иностранного языка

Применение дистанционных форм обучения в преподавании иностранного языка...

Нетрадиционные формы и методы преподавания русского языка и литературы

Данная статья отражает мой опыт применения на уроках русского языка и литературы игровых элементов. Она будет полезна учителям, желающим повысить интерес обучающихся к изучаемым предметам....