доклад "ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ "
статья (10 класс) на тему

    В современной школе существуют разные педагогические технологии, направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Особое внимание среди них заслуживает метод проектов, так как обеспечивает творческий подход к решению любой задачи. Это всегда творческий процесс, в центре внимания которого оказывается каждый ученик. Проектная методика входит в образование как требование времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа»

«ПРОЕКТНАЯ   МЕТОДИКА  КАК НОВАЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ

ОБУЧЕНИЯ  ИНОСТРАННОМУ  ЯЗЫКУ»

     

Учитель английского языка Бутяева Гулия Равильевна.

В настоящее время изменения затронули все стороны образования. Одним из важнейших вопросов является повышение эффективности процесса обучения. В центре этой проблемы стоят задачи нравственного и духовного развития учащихся, формирования положительной мотивации к изучению школьных дисциплин, в частности иностранного языка, развития познавательных интересов, потребности к самообразованию и саморазвитию.

    В современной школе существуют разные педагогические технологии, направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Особое внимание среди них заслуживает метод проектов, так как обеспечивает творческий подход к решению любой задачи. Это всегда творческий процесс, в центре внимания которого оказывается каждый ученик. Проектная методика входит в образование как требование времени. В результате работы над проектами проявляются интересы участников, создаются благоприятные условия для их реализации и дальнейшего совершенствования, развиваются умения адаптироваться к условиям современного общества в условиях непрерывного его изменения.

    Основа проектной методики – идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на значимый результат. Достижение конечных результатов становится важным показателем продуктивности учебной деятельности. При этом обязательна реализация принципа связи обучения с жизнью, с практикой. Конкретные дела всегда значимы. Школьники любят показывать результат своей деятельности, реальные продукты своего труда окружающим. Это способ их самовыражения.

    В процессе работы над проектами участники учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают чувство интуиции. Увеличивается активность участников: они начинают больше читать, особенно справочную и специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать защищать свои идеи, самообладание. Таким образом, происходит развитие личности.

    Проектная методика играет важную роль в образовательном процессе. Разрабатываются вопросы интеграции учебных дисциплин, обеспечивается связь с изученными темами. В процессе проектной работы полнее реализовывается системный подход в обучении, согласовываются учебно-воспитательные задачи, соединяются теория и практика. Происходит более тесное соединение учебной и воспитательной работы.

    Необходимо подчеркнуть, что проектная методика не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Хочется отметить, что использование метода проектов возможно в разноуровневых классах и группах. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся. Слабоуспевающие дети могут показать свои интересы, свое трудолюбие и свою полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет использован в учебном процессе. Высокомотивированные дети в результате данной работы приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект на высоком уровне и предложить одноклассникам дополнительный интересный материал или общественно значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех учеников в активную деятельность и общение. Данная категория учащихся может разрабатывать темы, выходящие за рамки школьной учебной программы, а также выполнять исследовательские проекты, ориентированные на социальный интерес самих участников, требующих хорошо продуманной структуры.

Как обучать учащихся делать проекты.

    Проектная работа может реализовываться в различных типах и формах. Главная особенность проектов заключается в возможности индивидуальной творческой деятельности для каждого учащегося или небольшой группы учащихся, относительной самостоятельности при соблюдении заданных сроков и тематики проектной деятельности. Конечным результатом проектной работы всегда является материальный продукт, который можно физически предъявить и анализировать.

    Работу над проектами целесообразно применять на всех ступенях обучения в школе: начальной, средней и старшей. Первоначально это могут быть мини-проекты, затем они будут усложняться и расширяться. Формы предъявления проектов могут быть разными от открыток, стенгазет, альбомов, мультимедийных презентаций до объемных докладов, рефератов, разработок мероприятий и прикладных общезначимых проектов.

    Наиболее распространенной формой проектной деятельности, понятной и доступной учащимся, является создание плакатов, газет, письменных докладов и альбомов. Данные проекты могут выполняться в несколько этапов. Их можно начинать как индивидуальный или парный проект и завершать созданием обобщенного продукта всей группы. Для начала предлагается проект в виде плаката или газеты, где содержательная и текстовая части имеют такое же значение, как и художественное оформление. В совокупности работа может оцениваться по этим двум параметрам и даже в случае неудачного текстового компонента иметь достаточно высокую оценку всей работы. Для эффективности выполнения задания необходимо предоставить ряд языковых и речевых опор, к которым можно отнести рубрики данного задания, а также тексты упражнения, урока. Например, для выполнения проекта о домашних животных-любимцах учащимися 6 кл. использовались отдельные предложения из текста урока о наших домашних любимцах. Для снятия возможных трудностей при оформлении проекта учащимся надо дать информацию о возможных источниках иллюстративного материала (фотографии, газетные или журнальные вырезки, рисунки, материал из Интернета). Можно предложить учащимся выполнить проект и в качестве домашней работы, но целесообразнее провести дома подготовку к проекту, а выполнить его в классе. Те учащиеся, у которых нет домашних любимцев, могут работать совместно с теми, у кого они есть. По завершении работы каждый ученик представляет свой проект классу, а после урока можно развесить получившиеся стенные газеты, объединить их в единую проектную папку или газету.

    Или, например, как сделать проект в 7 кл. по теме «Мои летние приключения». Это задание, которое направлено на комплексное переосмысление всего ранее изученного материала по теме «Каникулы» и ситуациям учебного общения. Воспитательное значение этого раздела заключается в том, что при работе с этой темой внимание учащихся обращается на то, что каникулы- это возможность узнать и увидеть много нового, научиться полезным и интересным вещам. Лексический материал раздела позволяет учащимся составлять высказывания о популярных способах проведения каникул: на море, за границей, в городе.

    Форма проекта определяется учителем и является единой для всех учащихся, тем не менее следует обратить внимание учащихся на то, что содержание проекта может быть основано как на реальных, так и на воображаемых событиях, где полет их фантазии практически неограничен. Более того, в этом случае учащиеся могут заочно реализовать свою мечту, проявить эрудицию, выдумку и нестандартность решения простой на первый взгляд задачи. Поскольку учащиеся не имеют достаточных навыков для самостоятельного выполнения такой работы, предлагаемые рубрики постера (плаката) являются необходимой, но не обязательной опорой. Например,

•    Место отдыха

•    Погода в это время года

•    Как вы туда добрались?

•    Что ты делал (видел, узнал нового) там?

•    Дополнительная информация.

     При этом учителю и самим учащимся необходимо заранее оговорить параметры, по которым данный постер будет оцениваться. Среди них могут быть обязательные и необязательные рубрики, грамотность, объем текста и / или его информативность, художественное оформление, сочетание фотографий, рисунков, вырезок из газет, использованных при оформлении, бумажная или компьютерная версия; учитываются также проявленная фантазия и оригинальность. Или, например, как обучать учащихся осуществлять проектную деятельность по теме «Окружающая среда» в рамках речевых ситуаций «Защитим природу», «Какое отношение имеет ко мне то, что планета или окружающая среда в опасности?», «Что случится, если загрязнение будет продолжаться?», опираясь на текст данных уроков, который имеет большое воспитательное значение. Он дает учащимся возможность почувствовать, что они действительно в ответе за судьбу планеты и своих будущих детей и внуков. То, что кажется мелочью сегодня, завтра может стать причиной необратимых изменений в окружающей среде.

    Для осуществления проекта детям дается задание вырезать из цветной бумаги листик дерева и написать на нем свои обещания по охране окружающей среды. Также заранее необходимо подготовить изображение большого дерева на ватмане и прикрепить его к стене, а листочки с «обещаниями» прикреплять к дереву с помощью кнопок или клея. Перед тем, как повесить свои листочки, каждый из учащихся должен зачитать свои обещания и по возможности привести примеры того, что он (она) делает уже сейчас или когда-то сделал для охраны окружающей среды.

    Из практики можно сделать вывод, что проектная методика является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации.

    Образовательная и воспитательная ценность проектов прослеживается в межпредметных связях, умении вести поисковую, обобщающую и исследовательскую работу, навыках совместной работы.

    Важно подчеркнуть, что реализуется работа над проектами не только на уроках, но и во внеклассной работе. Таким образом, проектная методика наряду с другими педагогическими технологиями является эффективным средством современного учителя в процессе обучения учащихся.

    В практике преподавания иностранного языка проектная методика нашла большое применение. Это обусловлено рядом причин, в том числе, таких как наличие поставленных проблем на каждом уроке, большое количество составления собственных монологических и диалогических высказываний, изучение страноведческого материала, анализ и сопоставление культур разных народов и стран.

    Проекты могут быть объемными и длительными по количеству времени работы над ними. Данные проекты обычно имеют исследовательский или информационный характер и часто предназначены для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, особенно в старшей школе. Из практики преподавания английского языка можно назвать примерные темы проектов, вызывающие интерес у учащихся: “Достопримечательности Лондона”, “Достопримечательности Москвы”, “Достопримечательности Нью-Йорка”, “Города Великобритании”, “Города России”, “Города Соединенных Штатов Америки”, “Известные города Европы”, “Литература Великобритании”, “Литература Америки”, “Музыка Великобритании”, “Знаменитые ученые мира”, “Культура англо-говорящих стран”, “Великие открытия” и другие. Работая над такими проектами целесообразно создавать объемные текстовые работы и мультимедийные презентации с использованием наиболее интересного материала и видеоряда их сопровождения. Проекты такого типа могут использоваться полностью, а также фрагментарно. Текстовые материалы могут быть использованы учащимися для самостоятельной подготовки к урокам и итоговым аттестациям во внеаудиторное время. Поэтому целесообразно создавать подбор текстовых материалов в учебных кабинетах.

    Из практики можно сделать вывод, что проектная методика является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе   образования М., 2000

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000.

Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.М., 2003

Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2002

Некоторые статьи из журналов «Иностранные языки в школе»

ИЯШ, 1991, №3  Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ»

ИЯШ, 1997, №3  Барменкова О.И. «О работе над проектом по учебнику Happy  English 2»

ИЯШ, 1999, №4  Мартьянова Т.М. «Использование проектных заданий на уроках английского языка»

ИЯШ, 2002, №3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»  

ИЯШ, 2002, №3 Туркина Н.В. «Работа над проектом при обучении английскому языку»

Кауфман К., Кауфман М. «Книга для учителя для 7 класса», 2007



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа»

«ПРОЕКТНАЯ   МЕТОДИКА  КАК НОВАЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ

ОБУЧЕНИЯ  ИНОСТРАННОМУ  ЯЗЫКУ»

     

Учитель английского языка Бутяева Гулия Равильевна.

В настоящее время изменения затронули все стороны образования. Одним из важнейших вопросов является повышение эффективности процесса обучения. В центре этой проблемы стоят задачи нравственного и духовного развития учащихся, формирования положительной мотивации к изучению школьных дисциплин, в частности иностранного языка, развития познавательных интересов, потребности к самообразованию и саморазвитию.

    В современной школе существуют разные педагогические технологии, направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Особое внимание среди них заслуживает метод проектов, так как обеспечивает творческий подход к решению любой задачи. Это всегда творческий процесс, в центре внимания которого оказывается каждый ученик. Проектная методика входит в образование как требование времени. В результате работы над проектами проявляются интересы участников, создаются благоприятные условия для их реализации и дальнейшего совершенствования, развиваются умения адаптироваться к условиям современного общества в условиях непрерывного его изменения.

    Основа проектной методики – идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на значимый результат. Достижение конечных результатов становится важным показателем продуктивности учебной деятельности. При этом обязательна реализация принципа связи обучения с жизнью, с практикой. Конкретные дела всегда значимы. Школьники любят показывать результат своей деятельности, реальные продукты своего труда окружающим. Это способ их самовыражения.

    В процессе работы над проектами участники учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают чувство интуиции. Увеличивается активность участников: они начинают больше читать, особенно справочную и специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать защищать свои идеи, самообладание. Таким образом, происходит развитие личности.

    Проектная методика играет важную роль в образовательном процессе. Разрабатываются вопросы интеграции учебных дисциплин, обеспечивается связь с изученными темами. В процессе проектной работы полнее реализовывается системный подход в обучении, согласовываются учебно-воспитательные задачи, соединяются теория и практика. Происходит более тесное соединение учебной и воспитательной работы.

    Необходимо подчеркнуть, что проектная методика не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Хочется отметить, что использование метода проектов возможно в разноуровневых классах и группах. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся. Слабоуспевающие дети могут показать свои интересы, свое трудолюбие и свою полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет использован в учебном процессе. Высокомотивированные дети в результате данной работы приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект на высоком уровне и предложить одноклассникам дополнительный интересный материал или общественно значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех учеников в активную деятельность и общение. Данная категория учащихся может разрабатывать темы, выходящие за рамки школьной учебной программы, а также выполнять исследовательские проекты, ориентированные на социальный интерес самих участников, требующих хорошо продуманной структуры.

Как обучать учащихся делать проекты.

    Проектная работа может реализовываться в различных типах и формах. Главная особенность проектов заключается в возможности индивидуальной творческой деятельности для каждого учащегося или небольшой группы учащихся, относительной самостоятельности при соблюдении заданных сроков и тематики проектной деятельности. Конечным результатом проектной работы всегда является материальный продукт, который можно физически предъявить и анализировать.

    Работу над проектами целесообразно применять на всех ступенях обучения в школе: начальной, средней и старшей. Первоначально это могут быть мини-проекты, затем они будут усложняться и расширяться. Формы предъявления проектов могут быть разными от открыток, стенгазет, альбомов, мультимедийных презентаций до объемных докладов, рефератов, разработок мероприятий и прикладных общезначимых проектов.

    Наиболее распространенной формой проектной деятельности, понятной и доступной учащимся, является создание плакатов, газет, письменных докладов и альбомов. Данные проекты могут выполняться в несколько этапов. Их можно начинать как индивидуальный или парный проект и завершать созданием обобщенного продукта всей группы. Для начала предлагается проект в виде плаката или газеты, где содержательная и текстовая части имеют такое же значение, как и художественное оформление. В совокупности работа может оцениваться по этим двум параметрам и даже в случае неудачного текстового компонента иметь достаточно высокую оценку всей работы. Для эффективности выполнения задания необходимо предоставить ряд языковых и речевых опор, к которым можно отнести рубрики данного задания, а также тексты упражнения, урока. Например, для выполнения проекта о домашних животных-любимцах учащимися 6 кл. использовались отдельные предложения из текста урока о наших домашних любимцах. Для снятия возможных трудностей при оформлении проекта учащимся надо дать информацию о возможных источниках иллюстративного материала (фотографии, газетные или журнальные вырезки, рисунки, материал из Интернета). Можно предложить учащимся выполнить проект и в качестве домашней работы, но целесообразнее провести дома подготовку к проекту, а выполнить его в классе. Те учащиеся, у которых нет домашних любимцев, могут работать совместно с теми, у кого они есть. По завершении работы каждый ученик представляет свой проект классу, а после урока можно развесить получившиеся стенные газеты, объединить их в единую проектную папку или газету.

    Или, например, как сделать проект в 7 кл. по теме «Мои летние приключения». Это задание, которое направлено на комплексное переосмысление всего ранее изученного материала по теме «Каникулы» и ситуациям учебного общения. Воспитательное значение этого раздела заключается в том, что при работе с этой темой внимание учащихся обращается на то, что каникулы- это возможность узнать и увидеть много нового, научиться полезным и интересным вещам. Лексический материал раздела позволяет учащимся составлять высказывания о популярных способах проведения каникул: на море, за границей, в городе.

    Форма проекта определяется учителем и является единой для всех учащихся, тем не менее следует обратить внимание учащихся на то, что содержание проекта может быть основано как на реальных, так и на воображаемых событиях, где полет их фантазии практически неограничен. Более того, в этом случае учащиеся могут заочно реализовать свою мечту, проявить эрудицию, выдумку и нестандартность решения простой на первый взгляд задачи. Поскольку учащиеся не имеют достаточных навыков для самостоятельного выполнения такой работы, предлагаемые рубрики постера (плаката) являются необходимой, но не обязательной опорой. Например,

•    Место отдыха

•    Погода в это время года

•    Как вы туда добрались?

•    Что ты делал (видел, узнал нового) там?

•    Дополнительная информация.

     При этом учителю и самим учащимся необходимо заранее оговорить параметры, по которым данный постер будет оцениваться. Среди них могут быть обязательные и необязательные рубрики, грамотность, объем текста и / или его информативность, художественное оформление, сочетание фотографий, рисунков, вырезок из газет, использованных при оформлении, бумажная или компьютерная версия; учитываются также проявленная фантазия и оригинальность. Или, например, как обучать учащихся осуществлять проектную деятельность по теме «Окружающая среда» в рамках речевых ситуаций «Защитим природу», «Какое отношение имеет ко мне то, что планета или окружающая среда в опасности?», «Что случится, если загрязнение будет продолжаться?», опираясь на текст данных уроков, который имеет большое воспитательное значение. Он дает учащимся возможность почувствовать, что они действительно в ответе за судьбу планеты и своих будущих детей и внуков. То, что кажется мелочью сегодня, завтра может стать причиной необратимых изменений в окружающей среде.

    Для осуществления проекта детям дается задание вырезать из цветной бумаги листик дерева и написать на нем свои обещания по охране окружающей среды. Также заранее необходимо подготовить изображение большого дерева на ватмане и прикрепить его к стене, а листочки с «обещаниями» прикреплять к дереву с помощью кнопок или клея. Перед тем, как повесить свои листочки, каждый из учащихся должен зачитать свои обещания и по возможности привести примеры того, что он (она) делает уже сейчас или когда-то сделал для охраны окружающей среды.

    Из практики можно сделать вывод, что проектная методика является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации.

    Образовательная и воспитательная ценность проектов прослеживается в межпредметных связях, умении вести поисковую, обобщающую и исследовательскую работу, навыках совместной работы.

    Важно подчеркнуть, что реализуется работа над проектами не только на уроках, но и во внеклассной работе. Таким образом, проектная методика наряду с другими педагогическими технологиями является эффективным средством современного учителя в процессе обучения учащихся.

    В практике преподавания иностранного языка проектная методика нашла большое применение. Это обусловлено рядом причин, в том числе, таких как наличие поставленных проблем на каждом уроке, большое количество составления собственных монологических и диалогических высказываний, изучение страноведческого материала, анализ и сопоставление культур разных народов и стран.

    Проекты могут быть объемными и длительными по количеству времени работы над ними. Данные проекты обычно имеют исследовательский или информационный характер и часто предназначены для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, особенно в старшей школе. Из практики преподавания английского языка можно назвать примерные темы проектов, вызывающие интерес у учащихся: “Достопримечательности Лондона”, “Достопримечательности Москвы”, “Достопримечательности Нью-Йорка”, “Города Великобритании”, “Города России”, “Города Соединенных Штатов Америки”, “Известные города Европы”, “Литература Великобритании”, “Литература Америки”, “Музыка Великобритании”, “Знаменитые ученые мира”, “Культура англо-говорящих стран”, “Великие открытия” и другие. Работая над такими проектами целесообразно создавать объемные текстовые работы и мультимедийные презентации с использованием наиболее интересного материала и видеоряда их сопровождения. Проекты такого типа могут использоваться полностью, а также фрагментарно. Текстовые материалы могут быть использованы учащимися для самостоятельной подготовки к урокам и итоговым аттестациям во внеаудиторное время. Поэтому целесообразно создавать подбор текстовых материалов в учебных кабинетах.

    Из практики можно сделать вывод, что проектная методика является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе   образования М., 2000

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000.

Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.М., 2003

Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2002

Некоторые статьи из журналов «Иностранные языки в школе»

ИЯШ, 1991, №3  Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ»

ИЯШ, 1997, №3  Барменкова О.И. «О работе над проектом по учебнику Happy  English 2»

ИЯШ, 1999, №4  Мартьянова Т.М. «Использование проектных заданий на уроках английского языка»

ИЯШ, 2002, №3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»  

ИЯШ, 2002, №3 Туркина Н.В. «Работа над проектом при обучении английскому языку»

Кауфман К., Кауфман М. «Книга для учителя для 7 класса», 2007