Игры, занимательность, наглядность, как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка
статья по теме
Статья отнесена к разделу преподавания иностранного языка. Она посвящена активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Уровень усвоения программного материала, а следовательно, и эффективность обучения существенно зависят от того, насколько учащиеся активны в учебном процессе. Активность детей зависит в учебном процессе от многих факторов. Но главный фактор состоит в том, насколько учитель использует адекватные возрасту и индивидуальности ребенка методы организации познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizaciya_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokah_inostrannogo_yazyka.rar | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ: Рябичевская СОШ
Волгодонского района
Ростовской области
Игры, занимательность, наглядность,
как средства активизации познавательной деятельности
учащихся на уроках иностранного языка.
Автор: учитель иностранного языка Делидон Т.Г.
План
Введение. 3
Основная часть. 5
Глава 1. Обобщение научных знаний по проблеме исследования. 5
Глава 2. Обобщение собственного опыта работы по проблеме. 11
Заключение. 21
Литература. 22
Введение.
Уровень усвоения программного материала, а следовательно, и эффективность обучения существенно зависят от того, насколько учащиеся активны в учебном процессе. Активность детей зависит в учебном процессе от многих факторов. Но главный фактор состоит в том, насколько учитель использует адекватные возрасту и индивидуальности ребенка методы организации познавательной деятельности. Для детей иностранный язык оживает с учетом такого положения великого дидакта прошлого: «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» ( 4, с.227). Я.А. Коменский считал, что в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей, следует их заменить картинами, моделями, рисунками. Но какое место на уроке должна занимать наглядность, какими приемами пользоваться при этом, как добиться наибольшей активизации познавательной деятельности – это проблемы вечные, всегда новые. Практическая актуальность проблемы налицо. Анализируя специальную литературу по теме, наблюдая за работой учителей, анализируя свою работу, я считаю, что проблема моего исследования еще имеет множество нерешенных вопросов. Поэтому и решила поработать в данном направлении, внести хоть какую-то долю в разрешении этой проблемы. Я ставлю перед собой следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме наглядности, занимательности и дидактических игр.
- Выявить возможности наглядного, занимательного и
игрового материала в активизации познавательной деятельности учащихся.
- Обобщить свой опыт по активизации познавательной
деятельности школьников средствами наглядности и дидактических игр.
При подготовке работы мною применялись методы исследования, обеспечивающие наиболее полные и точные сведения по данной проблеме:
- изучение и анализ специальной литературы;
- обобщение своего опыта;
- метод наблюдения;
- беседы со школьниками.
Основная часть.
Глава 1. Обобщение научных знаний по проблеме исследования.
Поиски нового в науке возможны в полной мере при опоре на современные достижения в педагогике и психологии. И, конечно, необходимо изучить то, что накоплено мировой педагогикой, учитывая свою тему.
Величайший мыслитель-гуманист, выдающийся общественный деятель, философ, лингвист, историк Я.А. Коменский в « Великой дидактике» писал: «… пусть будет для учащихся «золотым правилом» все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое слухом, запахи обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – осязанием (4, с. 167). Великий педагог, развивая мысль о наглядности, говорит и о наглядных пособиях: « Если иногда нет налицо вещей, то можно вместо них применять копии и изображения, приготовленные для обучения». Вывод Я.А. Коменского о том, что если обучать наглядно, то эти знания прочны и истинны, не утратил свою значимость и теперь.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику начального обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, получаемых путем беседы.
Отвечая на вопрос о том, что такое наглядное обучение, он писал: «… Это такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или прежде самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье» (12 ,с. 265-266). Константин Дмитриевич говорит о более успешном ходе учения « от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли», если применяется наглядность. Приведя из педагогической деятельности яркие примеры, автор убеждает в правильности своих выводов. Детская природа ясно требует наглядности. « Учите ребенка каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться с ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету» (13, с.27). Великий педагог говорит о великой пользе наглядности на первых этапах обучения. Это глубоко касается и моей темы. Наглядность совершенно необходима при первоначальном обучении. Предмет, стоящий перед глазами ученика или сильно врезавшийся в его память, сам собой, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль, исправляет ее, если она ошибочна, дополняет, если она неполна, приводит ее в естественную, т.е. правильную систему, если она расположена нелогично» (13, с.83). К.Д. Ушинский говорит в работе «Организация первоначального обучения» о трудностях, возникающих перед учителем на первом этапе обучения, когда ребенок привык лишь играть, а сухая наука для него непосильна. В этой ситуации педагог предлагает « сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача обучения». Эта мысль актуальна и в наши дни.
Установлено, что учащиеся быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Чтобы устранить это и поддержать интерес к изучаемому на уроке материалу, необходимо введение игровых ситуаций, занимательного материала. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
Познавательная активность человека чем – то побуждается, чем – то мотивируется. Характер учебных мотивов является решающим звеном, когда речь идет о путях повышения эффективности учебной деятельности. Благодаря положительным мотивом человек особенно быстро включается в работу, становится активным участником учебного процесса.
Какова роль наглядных пособий в активизации познавательной деятельности школьников?
Психологи считают, что наглядный материал может выполнять разные функции в процессе обучения:
1) активизации учебного процесса;
2) эмоциональной разгрузки;
3) доступности восприятия;
4) развития наблюдательности;
5) расширения чувственного опыта учащихся, познания недостаточно известных ребенку сторон действительности;
6) наведения на формулировку вопросов, выделение цели деятельности, опоры для предметных действий учащихся.
В связи с этими функциями методический поиск идет от применения иллюстративной наглядности к использованию учебных моделей, опорных схем и других средств, помогающих сформировать у учащихся теоретический уровень обобщения.
Л.В. Занков заметил, что, работая с наглядными средствами, учитель перед детьми открывает возможность подмечать сущностные стороны предметов, явлений.
« Своими наблюдениями дети будут делиться, используя слово, которое хорошо бы подкрепить наглядностью. Таким образом, она создает основу для сознательного овладения словом, подтверждает его и способствует более глубокому, обоснованному выражению своей мысли».(9, с.30)
Современная дидактика исходит из необходимости широкого оснащения наглядностью педагогического процесса. Ею предусматривается использование на уроках наглядных средств, ориентированных на разные способы подачи материала, разные организационные формы работы с ними.
Для того, чтобы наглядность гармонично вплеталась в ход урока, педагогу необходимо знать основные виды наглядных средств.
Педагоги в зависимости от дидактических целей различают следующие виды наглядности:
- Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые и т.д.); ее функция – знакомство учащихся с реальными объектами природы.
- Экспериментальная наглядность ( явления испарения, таяния льда); ее функция – знакомство учащихся с явлениями и процессами в ходе опытов и наблюдений.
- Картинная и картинно – динамическая наглядность ( картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино, презентации); ее функция – познакомить с каким – то фактом, предметами, явлениями через их отображение.
- Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); ее функция – знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.
- Звуковая наглядность ( грамзаписи, магнитофонные записи, радио); ее функция – воспроизведение звуковых образов.
- Символическая и графическая наглядность ( чертежи, схемы, картины, таблицы); ее функция – развитие абстрактного мышления, знакомство с условно – обобщенным, символическим отображением реального мира.
- Смешанная наглядность (учебный звуковой фильм); ее функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.
Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными, развивающими целями урока.
Таким образом, учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выступать как источник новых знаний и как средства выработки практических умений и навыков, а так же выполнять контрольно-оценочную функцию. Поэтому их следует применять на всех этапах учебного процесса: при изложении, при организации упражнений по применению знаний на практике и при проверке и оценке знаний учащихся.
Эффективное обучение иностранному языку невозможно без поисков путей активизации познавательной деятельности учащихся. Учителю важно употребить такие методические приемы, какие будили бы мысли школьника, подводили бы его к самостоятельным поискам, выводам и обобщениям. Современная школа должна вооружить учеников не только знаниями, умениями и навыками, но и методами творческой умственной и практической деятельности.
Вполне естественно, что именно в игре нужно искать спрятанные возможности для успешного усвоения учениками иностранного языка, формированию необходимых умений и навыков. Дидактические игры дают возможность индивидуализировать работу на уроках, давть задания, посильные каждому ученику, максимально развивать способности учащихся. Играя, дети учатся общаться, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать самостоятельные выводы. Сначала ученик заинтересовывается только игрой, а затем связанным с ней материалом, у него возникает потребность выучить, понять, запомнить материал.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. в ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Таким образом, учащиеся станут активными участниками учебного процесса на уроках иностранного языка, если:
- наглядность будет являться внешней опорой внутренних
действий;
- учитель будет осознавать цели наглядности и педагогически верно при этом сочетать слово и наглядность;
- постепенно будет переходить от иллюстративной наглядности к использованию учебных моделей, учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей;
- учитель будет подходить творчески к разработке наглядности, соотнеся ее с предметным содержанием и с возможностями активизации мыслительной деятельности учащихся;
- занимательность и дидактические игры будут содержать в своей структуре учебные задачи, соответствующие целям урока, если они будут побуждать учащихся активно работать над учебным материалом, преодолевая трудности познания.
Глава 2. Обобщение собственного опыта работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка средствами наглядного и занимательного материала, дидактических игр.
Цель работы:
- проверить на практике эффективность обучения учащихся иностранному языку, таких как игра, наглядность, занимательность;
- узнать, позволяют ли эти средства обучения лучше усвоить программный материал;
- основная цель: научить детей общению на иностранном языке (аудированию, говорению, чтению и письму); постоянно повышать интерес детей к уроку иностранного языка, расширять кругозор учащихся, развивать память, внимание, мышление.
Для достижения поставленных целей обучения иностранному языку в течение последних 4 лет я использовала разнообразные средства обучения: УМК, ТСО, методическую литературу, наглядный и занимательный материал, игры, песни, рифмовки, сказки и т. д., которые занимали значительное место на уроке.
Я убедилась, что это действительно эффективные средства обучения иноязычному общению.
Для начала я определила цель обучения детей (научить детей общению на иностранном языке). В своей работе я руководствовалась следующими принципами:
-принцип коммуникативной направленности;
-принцип дифференциации и интеграции (формирование различных видов речевой деятельности и установления взаимосвязи различных аспектов языка, различных видов речевой деятельности в целом);
- принципы учета родного языка (общность в русском и иностранном языке); сходства и различия в произношении, в графике);
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода.
В своей практической деятельности накапливала дидактический методический материал по данной проблеме, проводила диагностическую работу по использованию различных занимательных средств обучения, ролевых игр и т.д. В качестве наглядного материала я использовала, прежде всего, предметы,
окружающие детей. В классе это все то, что они могут видеть, трогать, брать, давать, показывать и т.д. Часто использовала картинки: предметные, ситуативные и тематические.
На начальном этапе обучения использую игрушки (н-р, по теме животные). Использование мною игрушек показало, что с ними легче производить различные действия, нужные для усвоения глаголов, предложных сочетаний, прилагательных. Такая работа нравится детям. Простое наглядное средство, используемое мной объёмные геометрические тела – куб, пирамида и др., сделанные из картона. На каждую сторону наклеивается картинка по определённой теме. Это могут быть предметные, ситуативные или тематические картинки. Учащиеся по-очереди бросают кубик. Учитель даёт задания, например, назвать предмет, изображённый на кубике, охарактеризовать его.
Особое внимание, я уделяю диалогам, где необходимо не только воспроизвести речь, но и подойти к данному виду работы творчески.
Например:- Excuse me.
-Yes.
-Can you tell me the time, please?
-Certainly. It is four o’clock.
-Thanks.
-Not at all.
(-Извините.
-Да.
-Не подскажете время?
-Конечно. Сейчас 4 часа.
-Спасибо.
-Не стоит.)
Один и тот же диалог можно разыграть и представить по-разному.
Вот некоторые ситуации:
- Мальчик знакомиться с девочкой, звучит диалог, мальчик дарит девочке цветы, и они вместе уходят;
- Кукольный театр. Ребята произносят диалог, спрятавшись под парту. Говорят куклы.
- Разговор двух деловых людей по телефону. У ребят в руках телефонные трубки (игрушечные).
Иногда провожу «рисовальные» уроки. Такие занятия посвящаются какой-то определенной теме. Например, 31 октября - праздник Хэллоуин. Сначала ребята слушают сообщение об этом празднике, затем рисуют символы этого праздника (тыквы, привидения и т.д.).
24-25 декабря - католическое Рождество. После информации об этом дне, дети могут нарисовать рождественские открытки с поздравлениями.
Иногда детям на уроке требуется эмоциональная разрядка. Песни «Old McDonald», « What is your name?», «The ABC», «Family» нравятся детям, они получают разгрузку, поднимается настроение, а заодно вспоминают английский алфавит, строение вопросительных и повествовательных предложений, вспоминают лексику и т.д.
При изучении темы « People in the family», можно использовать стихотворение, включающее в себя всех членов семьи:
Relatives.
Look at this photo, my dear
You can see my relatives here.
Grandparents, parents, my elder brothers,
Their wives and children and some others.
Uncle and aunt, their daughter and son,
My cousins, loved by everyone.
My parents’ nice and nephew. Clear?
(Родственники.
Посмотри на это фото, мой дорогой,
Ты можешь здесь увидеть моих родственников.
Бабушка с дедушкой, родители, мои старшие братья,
Их жены и дети и другие.
Дядя и тетя, их дочь и сын,
Мои кузины, всеми любящие.
Племянница и племянник моих родителей. Понятно?)
Разучивание рифмовок, песен, стихов доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остается в памяти. Лексико-грамматические структуры легко воспроизводятся в устной речи благодаря рифме стихотворения.
Повышению эффективности учебного процесса способствуют ролевые игры. Ролевая игра- это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Это форма обучения диалогическому общению. Роли носят условный характер (представь, что ты врач, продавец, репортер и т.д.), возможно воплощение и в литературных персонажей, героев сказок и т.д. Разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды (врач, пациент и т.д.).
В форме ролевой игры можно проводить завершающие уроки, где учитель проверяет уровень сформированности навыков и умений в монологической и диалогической речи по изученной теме, а также навыки и умения в чтении с извлечением необходимой информации.
Например, можно предложить ситуацию:
Несколько английских школьников находятся в гостях у наших учеников. Они приглашены на заочную экскурсию по Третьяковской галерее. Распределяю роли (гид, российские школьники, английские гости). Предварительно провожу работу: знакомлю с темой «Третьяковская галерея», с жизнью и творчеством художников; изучение лексики и выражений, необходимых для описания картины и высказывания своего отношения к ней.
Помимо ролевых игр я использую фонетические, лексические, грамматические игры. В игре дети не замечают, что они учатся, получают знания.
Постоянно анализирую, насколько эффективны эти средства и ставлю перед собой ближайшие цели обучения: нужно ли еще поработать над лексикой или чтением, аудированием или говорением и т.д.
В последние годы я использую новые технологии, в частности работа с компьютером, презентации. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ, презентаций вызывает огромный интерес у учащихся.
Провожу диагностические работы.
Диагностика 1. После проведения урока прошу детей нарисовать на листе бумаги лицо человечка с мимикой, которое характеризуют настроение ученика после урока. Если урок понравился, и ребенок остался в хорошем настроении, то он рисует такое лицо:
,
если нормальное, то
,
а если плохое, не понравился урок, то
.
Эта очень простая методика дает мне понять, насколько понравился или не понравился урок детям, нужно ли организовать занятия по- другому или обратить внимание на какие-то моменты урока, подобрать новые формы работы.
Диагностика 2. Наблюдение.
Из практики видно, что дети (особенно младшие школьники) любят играть, слушать сказки, «ходить в гости» к английским и немецким детям и т.д. Они часто просят об этом сами, т.к. нравится общаться на английском языке среди своих сверстников.
Использование занимательности, наглядности, игр показало, что у детей повышается мотивация к занятиям иностранного языка. Им нравится этот предмет. При общении с детьми, я узнаю, что они занимаются, играют в подобные игры, разучивают песни дома со своими младшими братьями, сёстрами. А это немаловажный момент в обучении иностранному языку, потому что иностранный язык – это, прежде всего общение. А дома, повторяя материал в игре, закрепляют его, тем самым учатся общаться- именно это для меня самая главная цель.
Диагностика 3. Умение работать со словарём.
Для того чтобы выяснить насколько хорошо ученики научились работать со словарями, а заодно проверить знание лексики, предлагаю задания в виде соревнования «Кто быстрей отгадает кроссворд или расшифрует чайнворд, используя словарь».
Наблюдая за соревнованием ребят, можно получить представление о том, насколько верно они работают со словарями, какие наиболее типичные ошибки совершают и т.д., т.е. определить, кто и в какой степени овладел данным приёмом учебной деятельности.
В качестве примера этой диагностики прилагаю следующую таблицу.
3-г кл. ( 1 четверть)
темп | Знание алфавита | Знание лексики | ||||||||
Быст. | сред. | медл | хор | уд | плох | хор | уд | плох | ||
1. | Бакумова Карина | + | + | + | ||||||
2. | Богданова Лера | + | + | + | ||||||
3. | Снежко Валя | + | + | + | ||||||
4. | Снежко Рая | + | + | + | ||||||
5. | Гузоватый Рома | + | + | + | ||||||
6. | Лесников Вадим | + | + | + | ||||||
7. | Коробкин Саша | + | + | + | ||||||
8. | Черник Миша | + | + | + | ||||||
9. | Щепелев Сергей | + | + | + | ||||||
10. | Галадюк Оля | + | + | + | ||||||
50% | 20% | 30% | 40% | 30% | 30% | 40% | 30% | 30% |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ.
В результате тестовых, контрольных, самостоятельных работ, я отслеживаю уровень обученности учащихся по всем видам речевой деятельности: чтению, аудированию, письму, говорению. Результаты заношу в таблицу, в которой видно степень усвоения программного материала каждого ученика, что позволяет проводить работу индивидуально.
Контроль понимания аудирования производится путем вовлечения учащихся в деятельность. Например, учитель говорит: “ Tom is sleeping”- ученики делают вид, что они спят и т.д. или рисуют то, что говорится учителем, раскрашивают в соответствии с прослушанным, выкладывают картинки в определенном порядке (как того требует прослушанный текст).
Обучение и контроль говорению идет через ситуации общения: речевые образцы предъявляются, через ситуации заучиваются, контролем являются ситуации общения в виде проблем, которые учитель предлагает решить путем речевого поступка.
Контроль чтения. Учащиеся читают тексты, делятся впечатлениями о прочитанном друг с другом, сравнивают реалии стран изучаемого языка с отечественными и т.д.
Контроль письма. Дети выписывают из текста ключевые слова и фразы, составляют план, пишут поздравительные открытки, короткие неофициальные письма, приглашения и др.
При проведении контрольных, тестовых, самостоятельных работ выявила следующее: где использовались наглядность, занимательность, игры, дети легче и быстрей справлялись с заданиями. Результаты контрольных работ в двух 6-х параллельных классах (группы по 10 человек) показали: 6а- 58,4%(написали на «5», «4», «3»); 6б- 89,2%(написали на «5», «4», «3»).
( В 6а меньше использовала наглядность, занимательность, игры, презентации, а в 6б-постоянно).
Заключение.
Проблема активизации учащихся в учебном процессе в науке постоянно разрабатывается и в прошлом и в современных условиях. И ученые и учителя понимают великую значимость этой проблемы.
Исследуется психологами, дидактами, методистами отдельные методические средства: наглядность, занимательность, игра вне педагогического процесса в школе, раскрываются преимущества этих средств при изучении отдельных аргументов на различных этапах уроков с определенными целевыми установками. В массовой практике учитель менее всего владеет умениями целеполагания, и поэтому средства для активизации учащихся использует ради того, чтобы внешне активизировать учащихся, но внутренней активизации не происходит, так как перед учителем и учеником не стояли внутренне принятые и учителем и учеником цели: зачем я (учитель) использую эту наглядность, занимательный материал, что это дает ученикам, какие действия с этим материалом ему помогут что- то осознать, понять, усвоить. Поэтому я в своей творческой работе пыталась не только проанализировать свои знания о средствах активизации, но и расширить кругозор учителей о возможностях средств наглядности, занимательности, игр в активизации познавательной деятельности учащихся.
В целом проблема активизации познавательной деятельности многоаспектна и неисчерпаема в использованиях.
Литература
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1988.
- Занков Л.В. О содружестве ученого и учителя: - М.: Просвещение, 1991.
- Измайлова Е.В. Песни и стихи на уроках английского языка // Иностранные языки в школе.- 2005, № 3.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр. Пед. Соч. – М., 1955.
- Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. – 2003, №3
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание. Личность. – М., 1975.
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М.: Просвещение, 1977.
- Медведева Е.В. Использование WAY AHEAD CD на уроках английского языка в III классе // Иностранные языки в школе.- 2005, №3
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982.
- Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1993.
- Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение,2000.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968.
- Ушинский К.Д. О наглядном обучении. // Избр. Пед. Соч. – М., 1976, Т.6.
- Чудинова Е.В. Использование иллюстративной наглядности на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе.- 2006,№8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ
Обобщение педагогического опыта использования ИКТ на уроках иностранного языка. Определены пути повышения эффективности процесса обучения ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ
Обобщение педагогического опыта использования ИКТ на уроках иностранного языка. Определены пути повышения эффективности процесса обучения ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка
Установление взаимосвязи успешности усвоения учащимися иностранных языков и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности обусловливает актуальность ...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка»
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»...
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка.
Буклет для проведения мастер-класса по теме....
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка.
Буклет для проведения мастер-класса по теме....
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.
В данной статье речь идёт о видах и классификации дидактических игр на уроках английского языка с целью развить познавательную деятельность учащихся....