Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка.
статья на тему

Ерохина Лана Львовна

      Особую актуальность тема информационно-коммуникационных технологий на уроках приобретает в настоящее время,  когда основными стратегическими целями в свете модернизации образования является реализация принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности. Достижению данных целей в немалой степени может способствовать применение новых информационных образовательных технологий.
     Именно современные средства информационно-коммуникационных технологий, широко используемые сегодня в обучении, позволяют обучению стать эффективным: "Новые электронные технологии, такие, как ЦОР, интерактивные доски, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейса World Wide Web, могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволят управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред". Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую, богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Информационно-коммуникационные технологии

на уроках иностранного языка.

В течение трёх лет работаю над методической темой: «Информационные технологии в обучении иностранному языку». Особую актуальность приобретает эта работа в настоящее время,  когда основными стратегическими целями в свете модернизации образования является реализация принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности. Достижению данных целей в немалой степени может способствовать применение новых информационных образовательных технологий. Появляются возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. Кроме того, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

   В настоящее время происходит существенное переосмысление целей Российского образования. Будущий выпускник школы для успешной жизнедеятельности в современном обществе должен приобрести навыки критического мышления, освоить элементы информационной и коммуникативной культуры. В современной школе важное значение для повышения эффективности усвоения знаний учащимися имеет использование интерактивных технологий, которые предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учащихся, развитие их творческого потенциала, навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.

  Именно современные средства информационно-коммуникационных технологий, широко используемые сегодня в обучении, позволяют обучению стать эффективным: "Новые электронные технологии, такие, как интерактивные диски, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейса World Wide Web, могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволят управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред". Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую, богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения.

Цели обучения иностранным языкам в школе, как они обозначены в стандарте образования, обусловлены теми функциями, которые данный предмет выполняет в общей системе образования и развития школьника. Это:

  1. коммуникативная функция – формирование коммуникативной компетенции;
  2. общеобразовательная функция, в понятие которой входит не только начальное лингвистическое образование (формирование начальной лингвистической компетенции), но и знакомство с культурой страны изучаемого языка, ибо язык – это элемент культуры;
  3. воспитательная функция, связанная, помимо прочего, с формированием уважения к другим народам, их традициям;
  4. развивающая функция, связанная и интеллектуальным и нравственным развитием ребенка.

Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

Новые информационно-коммуникационные технологии позволяют обеспечивать учебный процесс:

  1. поурочными учебными и учебно-методическими материалами;
  2. обратной связью между преподавателем и обучаемыми;
  3. доступом к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;
  4. доступом к информационным библиотекам;
  5. доступом к информационным ресурсам отечественных и зарубежных газет и журналов;
  6. обменом управленческой информацией внутри системы обучения.

Компьютерные технологии, информационные ресурсы и услуги Интернет при грамотном их использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который:

  1. базируется на широком общении, сближении, свободном обмене мнениями;
  2. имеет в своей основе реальные исследовательские методы;
  3. базируется на широких контактах с культурой других народов;
  4. естественным образом инициирует развитие гуманитарного образования;
  5. стимулирует развитие, как родной речи, так и овладение иностранными языками, если речь идет о международных проектах;
  6. способствует приобретению и учащимися, и учителями разнообразных сопутствующих навыков, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологиями.

Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности: обучение различным видам речевой деятельности – говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе выполнения этой деятельности, действий и операций, с ней связанных. Значит, для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику в том виде речевой деятельности, которой он в данный момент овладевает.

Именно поэтому, готовясь к очередному уроку, планируя цепочку уроков, я учитываю дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

Что же касается методов, организационных форм и средств обучения, то они могут варьироваться в зависимости от применяемой концепции обучения, форм обучения. Именно поэтому я считаю необходимым обратиться к средствам, которые могут обеспечить наиболее полную реализацию этих возможностей, раздвинуть стены классных помещений, открыть выход в широкий мир познания, включая диалог культур. На базе телекоммуникационных и информационных средств возможно применение различных педагогических форм деятельности, развивающих, в том числе, и коммуникативные навыки учащихся. Остановлюсь подробнее на развитии этих навыков. Для развития коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка информационно-коммуникационные технологии я использую чутыре направления:

  1. Компьютер как ТСО.
  2. Работа с мультимедийными программами (электронными учебниками).
  3. Использование материалов сетевых проектов на уроках.
  4. Использование возможностей социальных сервисов.

1. Компьютер как ТСО

В данном случае компьютер выступает в роли помощника, который организует и мотивирует коммуникативную деятельность учащихся. Существуют различные программы, помогающие в этом. Использование этих программ делает значимым все, что изучается на уроке. «Мы учим это для того, чтобы сейчас это использовать». Использование различных электронных и Интернет ресурсов позволит привлекать на уроке огромное количество дополнительной информации, как учителем, так и самими учащимися. Кроме того, использование различных программ (Publisher, Excel, Power Point и т. д.) позволяет мне значительно обновить свои методические приемы и навыки.

2. Работа с мультимедийными программами (электронными учебниками)

Это еще одно из направлений использования телекоммуникаций на уроках иностранного языка. Опираясь на свой опыт, я могу утверждать, что наиболее эффективной эта работа может быть на этапах презентации нового материала и его тренировки. На заключительном этапе развития того или иного коммуникативного навыка использование этих программ можно свести к мотивационной поддержке коммуникативного процесса.

3. Использование материалов сетевых проектов на уроках

В настоящее время в сети Интернет проходит огромное количество дистанционных образовательных проектов, конкурсов, олимпиад. Все они, так или иначе, основаны на программном материале, изучаемом в школе. Если материал проекта соответствует теме моих уроков, то я делаю традиционное изучение этой темы в высшей степени увлекательным, азартным, полезным не только учащимся, но и мне. Ведь я приобретаю и новые информационные материалы, и новый методический опыт. Специфика сетевых образовательных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания.

Отдельно можно говорить о возможностях привлечения материалов международных сетевых проектов на уроки иностранного языка. Международные телекоммуникационные проекты уникальны для нас в том отношении, что они дают возможность создать реальную языковую среду. Никакие другие методы и технические средства не позволяли нам до этого создавать такие условия. Участники работы над проектом озабочены размышлениями, исследованием, соответственно поиском, сбором необходимой информации, ее обсуждением между собой и партнерами. Язык здесь действительно выступает в своей прямой функции – средства формирования и формулирования мыслей. Вот это и является подлинной обучающей средой. Это настоящее погружение не только в исследуемую проблему, но и в саму иноязычную деятельность, в другую культуру. Исследуемая совместно проблема, кстати, может быть какой угодно – экологической, политической, творческой, исторической. Может быть и страноведческой, лингвистической. Главное, что она исследуется участниками проекта, обсуждается и презентуется на иностранном языке, принятом в данном сообществе участников. Международные проекты, которые проводятся на иностранном языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса и соотносить его с той или иной темой устной речи, чтения и письменной речи. Таким образом, тема, выбранная для сетевого проекта, будет органично вписываться в систему обучения вместе со всем программным языковым материалом. Если по другим предметам школьной программы предусматривается международный проект, который также должен выполняться на иностранном языке, но он не соответствует программному материалу по иностранному языку, то работа над таким проектом проходит в рамках внеклассной деятельности и, как правило, этим занимается не вся группа, а отдельные ученики.

4 Использование возможностей социальных сервисов

Социальные сервисы представляют собой сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:

  1. персональные действия участников
  1. записи мыслей (блог или ВикиВики)
  2. заметки и аннотирование чужих текстов (блог, Делишес)
  3. размещение мультимедийных файлов (Фликр, ВикиВики)
  1. коммуникации участников между собой
  1. обмен сообщениями (мессенджеры, почта, чат, форум, комментарии в блоге)

Программное обеспечение поддерживает самопроизвольный путь развития сообществ, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых участников. Участники социальной сети могут совершать простые действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий или аудиозаписей. Социальные сервисы и деятельности внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической практикой следующие возможности:

  1. Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием.
  2. Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. Сегодня новый контент создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы.
  3. Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки - повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д.
  4. Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми.

Одним из самых перспективных с точки зрения дидактических возможностей является технология ВикиВики. В ВикиВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает Вики наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой может писать целая группа. ВикиВики- эффективное средство для организации педагогической деятельности, поддерживающее:

  1. Совместное создание документов, презентаций, эссе, поэм и т.п. произведений.
  2. Совместное создание сетевых отзывов или рецензий на ученические работы.
  3. Создание аннотаций, комментариев и примечаний к тексту.
  4. Создание библиотеки примеров, советов, ссылок на учебные материалы и даже писем от нынешних учащихся к будущим.
  5. Распространение информации, обмен информацией между учащимися.

Всероссийский проект, созданный на базе технологии ВикиВики называется Летопись.ru. На сегодня число статей в Летописи составляет 2282. К этим статьям участники добавили 2271 графических и аудиофайлов. Т.е. Летопись сегодня это среднего размера гипермедийное хранилище. Пополняют это хранилище более 700 участников.

Возможности Летописи.ru я использую на уроках английского языка достаточно эффективно в силу того, что там можно размещать и использовать не только методические материалы для подготовки к урокам, элективным курсам и внеклассным мероприятиям. Очень полезно то, что имеется и англоязычная часть проекта, которую тоже нужно заполнять. И учащиеся  становятся полноправными участниками проекта, создающими статьи для Летописи. Это создаёт прекрасную мотивацию к учебной деятельности внутри предмета, создаёт условия для иноязычной коммуникации не только с педагогом или одноклассниками, но и с совершенно незнакомыми и удаленными участниками Летописи.

Одно из свойств Летописи – Категории. Участники могут создать любую категорию, которая может быть интересна другим участникам, писать в нее статьи, добавлять и редактировать чужие. Например, мы в классе изучаем тему «Экологические проблемы современности». Я создаю такую категорию в английской части сайта Летописи, а ученики могут разместить свои работы по теме внутри этой категории. Я проверяю и исправляю, потом  проводим презентацию или защиту работ учеников. Это один из множества вариантов построения работы школьников в среде ВикиВики.

Таким образом, опыт моей практической работы по обучению иностранному языку с помощью новых информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать вывод, что они дают возможность:

  1. повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
  2. способствовать развитию коммуникативных навыков;
  3. индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  4. сформировать интеллектуальные умения учащихся;
  5. естественным образом сформировать у учащихся навыки и умения работы с иноязычным материалом;
  6. получить доступ в открытое общество и, следовательно, осуществить социализацию и актуализацию личности учащегося.
  7. открыть доступ к возможности получения аутентичной информации на изучаемом языке и возможность общения с его носителями.
  8. Активизировать познавательную деятельность, повысить качественную успеваемость школьников;
  9. Развивать навыки самообразования и самоконтроля у учащихся;
  10. Повысить уровень комфортности обучения;
  11. Повысить активность и инициативность детей на уроке;
  12. Развивать информационное мышление школьников, формировать информационно - коммуникационную компетентность.

      Итак, важной составляющей современного урока является использование компьютерных обучающих программ, основной функцией которых является передача знаний. Хотя сегодня еще нет программ, соответствующих тематическому планированию учебного материала каждого класса. Поэтому я использую обучающие компоненты существующих  программ. Так при изучении различных разделов (фонетики, алфавита, лексики) дети имеют возможность услышать живую речь носителей языка с одновременной визуализацией изучаемого материала, что стимулирует интерес младшего школьника.

   На своих уроках я систематически использую собственно разработанные мультимедийные презентации, а также другие электронные образовательные ресурсы.  Возможности компьютера позволяют не только подготовить интересный дидактический материал, но и разработать различного рода проверочные задания с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

    Для внедрения информационных технологий в образовательный процесс я отталкиваюсь от тех практических целей, которые стоят передо мной на уроках иностранного языка. А это развитие умений аудирования, говорения, чтения и письма, а также формирование лексических, грамматических и фонетических навыков.

Чтение и письмо.

Достичь коммуникативной направленности при обучении иностранному языку с помощью компьютера можно в режиме текстового редактора. Word - одна из самых совершенных программ в классе текстовых процессоров, который предусматривает выполнение сотен операций. Одно из самых важных дидактических достоинств текстового редактора - возможность легко совершать коммуникативно важные действия над текстом. Текстовой процессор может используется мной в двух основных направлениях: как инструмент для создания тренировочных упражнений; как инструмент для стимулирования деятельности учащихся по созданию текстов на изучаемом языке.

Примеры заданий, которые я использую на уроках:

  1. - напечатайте текст, внесите в него изменения;
  2. - сократите текст, оставив в нем самую важную информацию;
  3. - найдите, выделите в тексте ответы на следующие вопросы;
  4. - поделите текст на смысловые части;
  5. - восстановите правильный порядок следования предложений;
  6. - в тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов между словами. Восстановите его;
  7. - найдите и выделите пассивные конструкции (жирным шрифтом, курсивом, красным цветом).

     Также учащиеся могут создавать коммуникативно важные тексты, например, поздравительные открытки, анкеты, биографии, проблемные тексты, рефераты.

    Использование сети Интернет позволяет учащимся развивать выше названные умения. Мои учащиеся могут вести e-mail переписку, публиковать творческие работы на сайтах Интернет.

Аудирование.

   Использование информационных технологий позволяет решать одну из самых сложных задач, стоящих перед учителями иностранного языка - это развитие умения аудирования. Одно из методических требований, предъявляемых к учебным материалам для развития умения аудирования является аутентичность, и эту проблему я решаю, используя звуковые ресурсы Интернет или специально разработанные компьютерные программы.

Говорение.

    Основная цель обучения иностранному языку - это коммуникация, которая достигается благодаря расширению лексического запаса и сформированности грамматических навыков. В данном случае я использую обучающие компьютерные программы, Интернет ресурсы и общение в on-line.

   Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учашихся. Появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему " слабый - сильный" ученик.

    Компьютер на уроках иностранного языка позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения, повышает активность, мотивацию учащихся, позволяет интенсифицировать процесс обучения, способствует выработке адекватной самооценки у учащихся и обеспечивает для них комфортную среду обучения.

 На своих уроках я использую широкий спектр компьютерных программ:

  1. обучающие программы - для приобретения определенных знаний, умений и навыков;
  2. тренирующие программы - для закрепления знаний и умений;
  3. контролирующие программы – для контроля качества знаний и их корректирования;
  4. игровые программы.

Используя компьютерные программы я реализую следующие цели и задачи:

1. при обучении фонетике:

а. приобретение навыков адекватного произношения и различения на слух. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому материалу;

б. формирование аудитивных, произносительных и интонационных навыков.

2. при обучении грамматике:

а. расширение объема грамматических средств, овладение новыми грамматическими явлениями и употребление их в речи;

б. формирование рецептивных грамматических навыков, совершенствование навыков распознавания и употребления в речи всех структурных и коммуникативных типов английского предложения (для старшеклассников), продуктивное овладение определенными грамматическими явлениями – например, распознавание и употребление в речи различных типов предложений, конструкций (для учащихся средних классов);

3. при работе с лексикой:

а. систематизация лексических единиц, расширение потенциального словаря, развитие навыков распознавания и использования в речи лексических единиц;

б. формирование лексических навыков чтения, аудирования и продуктивных навыков письменной речи.

4. при обучении чтению:

а. восприятие аутентичных текстов разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные), используя основные виды чтения: ознакомительные, изучающие, просмотровые, поисковые;

б. формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей, оказание справочно-информационной поддержки путём предоставления языковой информации (электронные энциклопедии, автоматические словари).

    На уроках я использую такие учебные программы как: Euro Plus (оригинальная, многофункциональная программа), Media Publishing ( MPSW 33),  при обучении фонетике (звуковая запись слов, возможность записать свой голос, соотнести с образцом ), грамматике (20 видов упражнений), лексике (слова, диалоги, ситуации), чтению и аудированию (запись жизненных ситуаций, занимательных историй).

    Применение компьютерных программ позволяет сместить акцент с репродуктивной деятельности на творческую. Активная включенность в процесс создания языкового материала и высокая степень интерактивности включает механизмы, облегающие обучение: ассоциативную и эмоциальную память, аудиовизуальное восприятие. Параллельные тексты на русском и английском языках помогают непроизвольному подсознательному установлению взаимосвязи между словами. Прослушивание материала облегчает и ускоряет его усвоение, помогает улучшению английского произношения, выработке корректной интонации английского языка.

    В работе с текстом я широко использую текстовый редактор, обеспечивающий выполнение различных типов заданий:

  1. ввод нового текста
  1. редактирование (изменение фрагментов, удаление, вставки)
  2. написание плана пересказа
  3. редактирование (разбивка текста на смысловые абзацы, воссоздание текста из его частей, расшифровка аббревиатур)
  1. модификация на основе замен (изменение временных форм глагола, трансформация повествовательного предложения в вопросительное, перевод прямой речи в косвенную и т.д.)
  2. реорганизации текстов
  1. заполнение пропусков в тексте
  2. соотнесение вопросов и соответствующих им ответов
  3. совмещение аргументов и иллюстративных примеров
  4. восстановление артиклей, предлогов, окончаний глаголов или прилагательных и т.д.
  1. запись текста (воссоздание текста по ключевым словам, запись текста под диктовку)

    Использование информационных технологий также способствует осуществлению групповой работы, позволяет осуществить планирование творческой деятельности, активную целенаправленную коммуникацию (внутри группы и с внешним миром), даёт возможности для организации коллективного творчества (технологии Web 2.0), поиска информации в открытых информационных сетях (при создании проекта и подготовки индивидуальных заданий) и подготовку отчётов о выполненной работе или проведённом мероприятии.

    Современный урок уже сложно представить без использования возможностей сети Интернет. Доступ к мировым информационным ресурсам создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, общаться с носителями языка, погружаться в реальную языковую среду. Общение, организованное через сеть Интернет, может способствовать преодолению языкового барьера, лучшему пониманию иноязычной культуры, воспитывать толерантность и мобильность школьников, готовить к жизни в едином мировом информационном пространстве.

   Очень интересной и важной работой я считаю переписку через Интернет учащихся кружка «Интеллект», который я веду, с зарубежными сверстниками, которая преследует цели узнать как можно больше от зарубежных сверстников о:

  1. культуре, нравах и обычаях страны изучаемого языка;
  2. том, как и где они проводят свободное время;
  3. их любимых занятиях и хобби;
  4. размышлениях о будущем;

   Переписка через Интернет совершенствует навыки письменной речи, умения правильно оформить деловое письмо или письмо другу, пополняет словарный запас (как активный, так и пассивный), помогает овладеть современной молодёжной лексикой и знаниями, включающими в себя речевой этикет.

   И уж никак сегодня не обойтись без Интернет при работе над проектами, которые я активно использую в своей практике. Проектная методика хороша тем, что устраняет зависимость учащегося от преподавателя и предоставляет ему путь самоорганизации и самообучения. Целью такого обучения является творчество, сотрудничество, навыки коммуникативности, целенаправленность на создание конкретного продукта, а так же монопредметный и межпредметный характер. Участники работы над проектом озабочены поиском и сбором информации и здесь задействованы самые разнообразные возможности и ресурсы сети Интернет. Поиск информации приводит в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи.

    Можно привести несколько примеров проектов: в проекте «Молодежная мода» мои учащиеся нашли информацию о том, когда и где появилось понятие «молодежная мода», кто ее родоначальник, направления молодежной моды и сопроводили информацию фотографиями из сети Интернет. Очень интересной и познавательной стала для нас работа над проектом, посвященным 60-летию победы. В ходе проекта мы собирали воспоминания дедушек и бабушек учащихся о Великой Отечественной Войне, о днях блокады Ленинграда. В проект были включены воспоминания детей фашистских солдат, найденные в сети Интернет. Работа над такими проектами формирует и развивает чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому страны, воспитывает гордость за Родину, прививает уважение к старшим и воспитывает толерантность.

   При наличии широкополосного доступа в сеть Интернет возможно также проведение интерактивных совместных уроков с использованием средств видеоконференцсвязи. Такие уроки могут быть использованы на ключевых этапах совместной проектной деятельности (поиск актуальных проблем, рабочие встречи, защита проектов). Проведение таких уроков возможно в старших классах школы при наличии достаточного языкового опыта у школьников.

   Использование Интернет возможно также для поддержки творческой потребности в самореализации школьников. Технологии совместной деятельности  дают школьникам возможности для свободной самопрезентации, представления и защиты собственной жизненной позиции, взаимокорреляции с сообществами людей, что, в целом, помогает развитию творческой индивидуальности, формированию социальных установок, критического отношению к окружающему миру, снижению межкультурных барьеров. Участие школьников в полилоге по жизненно-значимым для них темам обогащает активный лексический запас, формирует языковую смекалку, помогает преодолеть страх живого общения и подготовить школьников к использованию иностранного языка на бытовом и профессиональном уровне в будущем.

   Достоинство в использовании компьютерных технологий в изучении иностранного языка бесспорно. Они позволяют:

  1. создать коммуникативные ситуации в общении;
  2. ввести в речь приобретенные клеше;
  3. развивать навыки чтения;
  4. совершенствовать способность извлекать и обрабатывать информацию из прочитанного материала;
  5. создать комфортные условия для восприятия материала;
  6. знакомить с культуроведческими знаниями.

   Кроме того, у учащихся появляется большой интерес к изучению предмета, повышается мотивация в изучении иностранного языка и учащиеся получают удовлетворение от работы, где результат виден после каждого занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационная технология на уроках иностранного языка

Использование компьютерной технологии в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине....

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка

Среди проблем, решаемых методикой иностранных языков, развитие аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии её компонентов  является одной из наиболее актуальных. Использо...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка

В статье отмечается роль информационно-коммуникационных технологий в развитии ИТК-компетентности учащихся. Указываются формы развития универсальных учебных действий с применением ИКТ; приёмы для деяте...

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...

Статья . Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке иностранного языка

Использование информационных технологий при обучении иностранному языку является одним из важнейших аспектов в оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать процесс ...

статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в старшем звене"

Сегодня педагогическая деятельность должна отвечать современным требованиям образовательного процесса. Обучение иностранному языку сводится к практическому владению им на уровнях повседневного общения...