Психологические особенности детей 7-10 лет, влияющие на успешность овладения ими иностранным языком
методическая разработка по теме

Прозоровская Ирина Александровна

Психологические особенности детей  7-10 лет,

влияющие на успешность овладения ими

 иностранным языком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа

НСО   г.Бердск

Статья

«Психологические особенности детей  7-10 лет,

влияющие на успешность овладения ими

 иностранным языком»

подготовила

учитель английского языка

Прозоровская Ирина  Александровна

                                                                  Бердск  2013

Все больше родителей стремятся приобщить своих детей к ИЯ уже с рождения. Ученые – приверженцы раннего развития считают, что нужно начинать развивать ребенка как можно раньше. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии есть данные о том, что ребенок овладевает ИЯ легче, чем взрослый. Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к ИЯ, но она уменьшается с возрастом» [1, 176].

Однако не следует изучать ИЯ слишком рано, так как малыш еще не готов к этому психологически. Излишняя настойчивость со стороны родителей в этом случае может лишь повредить ребенку, а в будущем привить нелюбовь к изучению ИЯ и развить комплекс «неспособного ученика». Поэтому данная проблема требует индивидуального подхода.

В возрастной психологии к младшему школьному возрасту относят период психического развития ребенка от 6-7 лет до 10-11 лет (1-4 классы школы). Границы этого возрастного диапазона весьма условны и зависят в первую очередь от готовности ребенка к школьному обучению. Примерно к возрасту 7 лет ребенок уже обладает всеми необходимыми физическими и психическими предпосылками для того, чтобы стать школьником и овладеть новой для него учебной деятельностью.

Детям 7-10 лет не свойственно беседовать на одну и ту же тему дольше 5-7 минут. Но существующее на практике тематическое планирование предполагает разговор на одну и ту же тему, например, об игрушках, в течение 2-3 месяцев по 40 минут несколько раз в неделю. Новый материал при этом необходимо тщательно дозировать.

Психологи утверждают, что реально аналитическое мышление начинает набирать силу у школьников в 3 - 4 классе, равно как и умение планировать свою деятельность, однако у них хорошо заметна установка на подражание, на копирование, на работу по внешним образцам. Поэтому, возможно, есть свой резон в том, что сходит на нет общепринятая еще недавно тенденция обучать чтению согласно правилам детей младше 10 лет, в то время как метод обучения чтению по аналогии набирает силу и представляется наиболее успешным именно в данной возрастной категории.

Учеными неоднократно было доказано, что ИЯ в этом возрасте усваивается гораздо легче, чем в последующие годы. Раннее изучение ИЯ:

  1. оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических процессов ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи, ощущений.
  2. оказывает стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;
  3. дает большой практический эффект в плане повышения качества владения языком, создаст базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму/третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной;
  4. имеет неоспоримую воспитательную и информативную ценность, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать особенности собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

Как уже было сказано ранее, дети 7-10 лет имеют предрасположенность к изучению ИЯ, они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на ИЯ по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго)

Для эффективного процесса обучения детей младшего школьного возраста, учителю необходимо знать особенности когнитивного, эмоционального, физического, социального и языкового развития детей 7-10 лет. К сожалению, учителя с опытом работы в средней школе зачастую не могут достаточно профессионально обучать младших школьников из-за их психологических особенностей, которые предполагают использование других методов и приемов обучения в 2-4 классах. Основной причиной неудач учителя ИЯ в начальной школе является то, что они не имеют представления о том, как дети развиваются, и какую роль привносит изучение иностранного языка в это развитие.

           На первой ступени обучения (во 2 – 4х классах) реализуются следующие цели:

  1. приобщать младших школьников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании ИЯ как средства общения;
  2. формировать у детей готовность к общению на ИЯ и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
  3. формировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
  4. ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом языке;
  5. приобщить детей к новому социальному опыту с использованием ИЯ за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения, формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка;
  6. формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Прежде всего, учителям ИЯ  необходимо всегда учитывать при планировании урока уровень языкового развития ребенка в родном языке, тогда обучение второму языку будет идти более успешно. Считается, что пока ребенок не созрел, чтобы сделать шаг вперед в языковом развитии, бесполезно пытаться учить его делать этот шаг.

          Эмоциональная сторона обучения так же важна, как и когнитивная. Известно, что дети, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей и даже становятся неуспевающими. Чрезвычайная чувствительность младших школьников к окружающей среде, обостренное восприятие своих достижений и неудач, наличие динамической связи между эмоциональным настроем и школьной успеваемостью говорят о том, что аффективное развитие должно стать предметом пристального внимания при обучении учащихся 1-4 классов.

Говоря о психологических особенностях детей, нельзя не затронуть и особенности их физического развития. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке, Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы).

Можно определить следующие основные потребности учащихся 1-4 классов:

- потребность в движении;

- потребность в общении;

- потребность ощущать безопасность;

- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;

- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;

- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям [6]

Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов можно назвать чувство успеха.

От того насколько  будут удовлетворены потребности учащихся, и будет зависеть их дальнейшая мотивация к изучению ИЯ.  

Подводя итог исследования, можно сделать вывод о том, что индивидуально-психологические особенности учащихся (темперамент, тип мышления, модальность и др.) играют важную роль в процессе усвоения иностранного языка на ранней ступени обучения. Такие особенности психологической деятельности как: темп усвоения знаний, сензитивность, восприятие иностранной речи, пластичность и гибкость в ее переработке, и другие, становятся определяющими факторами усвоения иностранного языка в предлагаемом объеме. Экстравертированность также стимулирует развитие речевых навыков по восприятию внешней иноязычной речи, а интровертированность наоборот блокирует этот процесс. Также тревожность, беспокойство могут препятствовать вступления учащегося в контакт, вызывать страх. В результате успешность усвоения речи может быть более низкой. Очевидно, этим можно объяснить более низкие результаты усвоения иностранного языка учащимися с флегматическим и меланхолическим темпераментом.

Список использованной литературы

  1. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]/ П.П. Блонский - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. – 280с.
  2. Голушкова, И.Н. Развитие психических аспектов личности учащихся на уроках ИЯ [Текст] / И.Н. Голушкова// Иностр.язык в школе. – 2008. - №2. – С. 2-8.
  3. Игнатова, О.А. Учет психологических особенностей учащихся на уроке английского языка [Текст]/ О.А. Игнатова// Английский язык в школе. – 2008. – №1. – С.16-23.
  4. Немов, Р.С. Психология [Текст] Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заведений: В 3кн. Кн.2. /Р.С. Немов// Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 608с.
  5. Филиппова, И.А. «Letterland.ru» [Текст]/ Адаптированная программа раннего обучения дошкольников и младших школьников английскому языку/ И.А. Филиппова, М.Я. Шевченко. – Иркутск, 2003. – 64с.
  6. Конина, И.А. Раннее обучение иностранному языку: проблемы и решения [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=691 Педсовет: образование, учитель, школа 2005г.
  7. Турантаева, Л.Т. Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/ Фестиваль педагогических идей 2006-2007г. Работа с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные нормы оценок успешности овладения иностранными языками

Как правильно оценить уровень знаний учащихся....

Примерные нормы оценок успешности овладения иностранными языками

Контроль является, как известно, важнейшим фактором в процессе обучения любому учебному предмету, в том числе и иностранному языку. Он позволяет не только установить уровень успешности обучения, но и ...

Примерные нормы оценок успешности овладения иностранными языками

Примерные нормы оценок успешности овладения иностранными языками.(эта разработка скачена из интернета и является полезным материалом)...

Примерные нормы оценок успешности овладения иностранными языками

Ориентиром объективного оценивания современных школьников  служат требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования и среднего (полного) общего образования, закрепленных в Г...

Памятка для учеников по успешному овладению иностранными языками.

Памятка дает практические советы по овладению языками....

10 правил и приемов для успешного овладения иностранным языком

10 правил и приемов для успешного овладения иностранным языком...