Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)
статья по теме

Бауськова Людмила Григорьевна

Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку

В последнее время в нашей стране утвердился личностно- ориентированный подход к обучению иностранным языкам. Одной из технологий, которая позволяет использовать индивидуальные способности обучающихся, является технология дифференцированного и индивидуального обучения. Общеизвестно, что состав учащихся в классе неоднороден. Есть ученики с различными умственными способностями, различными природными данными, разными интересами, поэтому одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный и индивидуальный подход в обучении иностранному языку, который, несомненно, реализуется во многих школах с углубленным изучением иностранного языка.

 Само название «Школа с углубленным изучением английского языка» звучит притягательно для родителей и детей. Но,  учитывая, что таких школ по соседству немало, мы делаем все от нас зависящее, чтобы создать лучшие условия для успешного обучения и развития творческих способностей ребенка. Что делает школу конкурентноспособной? Доброжелательная школьная атмосфера, школьный уклад, стиль взаимоотношений между учениками и учителями, организованная урочная и внеурочная работа по предметам.

Коллектив учителей

Стиль взаимоотношений между учителем и учениками особенно много значит для уроков иностранного языка, так как все они имеют коммуникативную направленность. И наши учителя умеют создать на уроке непринужденную атмосферу, которая помогает ребенку раскрепоститься, снять страх перед ошибкой и вызывает желание высказаться.

Какие учебники используются и почему

Эффективность обучения во многом зависит от правильно подобранного УМК. За многие годы работы коллектив апробировал много учебников, которые наилучшим образом помогают в достижении поставленной цели, а именно, научить владеть иностранным языком согласно образовательному стандарту во всех видах речевой деятельности. Эти учебники теперь составляют логическую цепочку, благодаря которой ученик от уровня начинающего проходит обучение до уровня выпускника школы с углубленным изучением английского языка.

Beginner уровень 2 класса. Основным учебным пособием является УМК И.Н.Верещагиной и О.В.Афанасьевой . Комплект состоит из учебника, рабочей тетради, диска. Каждый элемент УМК служит определенным целям.  Рабочая тетрадь предлагает ученику готовые упражнения для домашнего задания, как в игровой, так и в традиционной форме. Диски также необходимы ребенку для выполнения домашних заданий, так как, придя домой, ученик, еще не умея читать, забывает, как правильно произносить слова, фразы, как строить предложения. Этот учебник дает фундаментальные знания на основе простой лексики, традициях и культуре нашей страны, учитывает опыт учащихся .

Elementary – уровень 3-6, 7 классов. Последовательность продолжается, также основным УМК является учебник Верещагиной и  Афанасьевой. Но добавляются учебники британского издательства. Для младшей школы мы берем учебник издательства Longman English Together . Эти учебники не являются основным пособием, но идеально сочетаются с российским УМК. В них ученики знакомятся с речью носителей языка, учатся распознавать различные акценты английского языка, что очень актуально в связи с тем, что английский язык является международным языком общения. Эти учебники содержат различные виды заданий, направленные на всестороннее обучение.  Есть задания по аудированию, грамматике, чтению, письму, задания для развития навыков устной речи. Книги красочные и яркие. Обычно занятия по этим УМК проводятся раз в неделю, и ученики с нетерпением ожидают этот урок, так как знают, что обязательно узнают что-то новое и интересное. Кроме того, поскольку дети любят истории и сказки, каждые 4 урока дается сюжетный рассказ, который ученики слушают, разыгрывают, читают. Сам учебник тоже построен на сюжетной линии, вокруг построены приключения ребят такого же возраста, как и  ученики. На кассете дети слышат реальных детей, а не сыгранные взрослыми роли, что тоже повышает интерес учеников. В первой части учебника дети находятся в лагере, это знакомая для детей ситуация. Дети знакомятся, становятся друзьями, рассказывают о своих семьях, привычках, еде. Наши ученики вместе с этими детьми учатся говорить о себе, а так же узнают об особенностях английских традиций. Вторая часть учебника также имеет сюжетную линию, и те же дети отправляются в Шотландию. Вместе с ними ученики узнают об одной из англоговорящих стран. Список тем для обсуждения постепенно усложняется и увеличивается. Также расширяется объем грамматического материала, который вводится, начиная уже со 2 класса.

В средней(полной) школе, помимо УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой, начинается обучение по учебникам другого британского издательства, которое за несколько лет покорило российских учителей своей логичностью, современным лексическим материалом, актуальностью, системной подачей материала. Это издательство Express Publishing, УМК Enterprise . Уровень Pre-Intermediate – это уровень ученика среднего звена. К 9 классу учащиеся достигают уровня Intermediate, что в переводе означает «средний пользователь». Этот уровень позволяет комфортно чувствовать себя туристу, заводить знакомства, поддерживать беседу на различные общепринятые темы.

Старшая школа готовит учеников к выбору профессии, что отражается в темах УМК. В 11 классе УМК Upstream того же издательства и автора помогает учащимся овладеть уровнем Upper-Intermediate, то есть высшим средним уровнем. Это уровень ЕГЭ, FCE, одного из первых профессиональных экзаменов, дающих право работать за рубежом в должностях простых секретарей, клерков, продавцов… Таким образом, на протяжении всего этапа обучения в школе сохраняется преемственность учебников фактически под руководством 3 авторов: Верещагиной,  Афанасьевой и Вирджинии Эванс.

Как дополнительное пособие по грамматике берется учебник того же автора, Grammar Way, Round Up, поэтому последовательность в подаче и использовании лексико-грамматического материала наблюдается и здесь. Непосредственную подготовку к экзамену обеспечивает пособие Practice Exam, в котором находятся образцы тестов ко всем видам речевой деятельности, а также упражнения на развитие навыков говорения.

Формы уроков

Обычной структурой учебника является разделение на циклы (темы), которые, в свою очередь, делятся на уроки. Каждый урок содержит все виды упражнений. Текст, вопросы и задания к тексту, упражнения на отработку лексики, грамматические упражнения, упражнения на развитие монологической и диалогической речи, письма.

На тексте строятся основные упражнения лексико-фразеологического и грамматического характера. Не весь лексико-грамматический материал подлежит активному усвоению. Активный словарь и фразеология указаны в списке Word List, который дается к каждому уроку. Грамматический комментарий ставит своей целью  обратить внимание на имеющиеся в тексте грамматические явления, проанализировать их и сделать вывод (если речь идет об основной и  средней (полной) школе).  Имеющиеся упражнения основываются на комментарии, поэтому рекомендуется перед выполнением упражнений просматривать комментарий.

Система упражнений обеспечивает соотношение творческих и механических типов. В каждом цикле есть упражнения на изложение текста, по лексике и фразеологии данного урока, упражнения на речевые модели, развитие письменных навыков. Упражнения на перевод имеют целью закрепить лексико-грамматический материал урока.

Как известно, объем словаря учащегося во многом определяет степень владения иностранным языком. Приступая к работе над темой, учащиеся должны, прежде всего, усвоить определенный минимум тематической лексики, необходимый для восприятия речи (аудирования), так и для ее репродукции (говорения). К упражнениям, позволяющим усвоить лексику, относятся: группирование отобранной лексики по семантическому, структурно-семантическому или иному принципу. Предъявление и первичная активизация новой лексики может также осуществляться разными приемами: переводным способом, введением новой лексики в типичных контекстах, с помощью серий вопросов, содержащих новую лексику или предполагающих ее употребление в ответах. А также с помощью дефиниций: определения понятий, обозначаемых новыми словами, подбором синонимов, антонимов, составлением синонимичного ряда, поиском однокоренных слов. Преподаватель стремится, чтобы упражнения носили коммуникативный характер и соотносились  с реальными условиями общения. Учитель аппелирует к реальному опыту учащихся. Первичное закрепление лексики всегда осуществляется на основе некоторых образцов. В процессе активизации используются подстановочные упражнения.

Работа с речевыми образцами обеспечивает максимальную повторяемость заданных моделей, конструкций и грамматических моделей на базе изучаемой тематической лексики. Они эффективны при первичной активизации лексического материала, создавая контекст для отдельного слова и иллюстрируя особенности употребления его в речи.

Работа с иллюстративными образцами диалогической и монологической речи. Усвоив определенный минимум тематической лексики, учащиеся уже в известном смысле подготовлены к выполнению речевых упражнений, к восприятию и продукции связной речи. Работа с иллюстративными образцами связной речи предполагает, с одной стороны, восприятие на слух. С другой стороны, учащимся предоставляется возможность активно усвоить характер текста, который им придется устно продуцировать (т.е. они должны усвоить, как надо и как можно говорить на ту или иную тему в той или иной ситуации).

При овладении языком в реальных условиях коммуникации процесс восприятия речи, как правило, предшествует ее продукции. Это, однако, не означает, что обучение аудированию и говорению непременно следует разделять во времени. Напротив, обучение этим двум видам речевой деятельности осуществляется параллельно.

Образцы диалогической речи предъявляются в виде фонограмм, начитанных двумя дикторами. В британских пособиях диалоги звучат вполне естественно, даже создаются посторонние или сопутствующие реальной ситуации шумы, для создания большей реалистичности. Если учащиеся испытывают затруднения в восприятии речи на слух, даже после повторного предъявления иллюстративного образца, используется опора на печатный текст.

Образцы связной речи обязательно затем проговариваются (читаются) самими учащимися. При проговаривании диалогов используется работа в парах.

Дальнейшая работа с иллюстративными диалогами включает видоизменение диалогов путем подстановки в них других элементов, продолжение беседы с использованием данного диалога в качестве ее начала, заучивание отдельных диалогов наизусть с последующей их драматизацией, а также составление собственных диалогов учащимися на основе предложенных учителем тем и ситуаций.

Используя новую лексику, учащиеся составляют рассказы, истории. При этом информация должна иметь ясный коммуникативный адрес (учащиеся должны себе четко представить, кому они хотят это сообщить).

Информация, содержащаяся в монологическом тексте, может послужить основой для дальнейшего обсуждения и дискуссии.

Урок иностранного языка дает много возможностей для творчества. Помимо традиционных, мы используем активные формы уроков, позволяющие развивать умения учащихся работать самостоятельно, смещая акцент с активной деятельности учителя на активную деятельность учеников. Такие уроки позволяют ученикам проявить свою индивидуальность, обнаружить свои интересы и склонности, повысить интерес к предмету. Это такие активные виды уроков, как конференция, диспут, дискуссия, путешествие, презентация, защита проекта и другие.

Внеклассная работа

Учащиеся демонстрируют свои навыки и умения не только во время урока, но и принимая участие во внеклассных мероприятиях как школьного, так и районного и городского масштаба. Дети с хорошим знанием языка участвуют в районных, региональных, международных конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места.  Но, кроме них, у нас есть дети со средним и низким уровнем обучаемости. Для них мы стараемся предоставить другие виды деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявление интересов и склонностей. Празднование английских праздников, таких как Хэллоуин , День Благодарения, Рождество, Валентинов день, помогает учащимся познакомиться с культурой изучаемого языка, поиграть и поучаствовать в них , представить себя англичанами или артистами.Ежегодные смотры художественной самодеятельности и фестивали пьес и стихов раскрывают творческие способности учащихся, даже ученик, который отстает в классе, здесь может оказаться звездой и показать, на что он способен.

Итогом внеклассной работы является Неделя иностранного  языка. Мероприятий здесь очень много, мы меняем их каждый год. В прошлом году мы выбрали направления: олимпиады, театрализованный концерт и смотр творческих работ. Два года назад это были конкурсы: стенгазет, сочинений, чтецов, переводчиков и т.д. В этом году собираемся включить и спортивные соревнования. Во время этой недели, помимо нетрадиционных уроков, таких как соревнования, ролевая игра, КВН, игра по станциям, ученики участвуют в конкурсах, проводимых для учащихся разных уровней. Например, конкурсы Валентинок, стихотворений, кроссвордов, творческих работ для младшей школы. Конкурсы чтецов, переводчиков, сочинений, любителей английского языка в средней и старшей школе. Конкурсы стенгазет стали уже обязательной традицией в школе. Среди сильных учащихся проводятся олимпиады, где ученики в заданиях повышенного уровня показывают умение нестандартно решать проблемы и задачи. Завершает неделю иностранного языка выставка творческих работ, в которой принимают участие все ученики.

Нельзя считать, что слабые должны работать меньше. Их способности развиваются, а успех приходит в деятельности. Основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку мы считаем удовлетворение познавательных потребностей и сильных и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ – СООБЩЕСТВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональн...

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"

Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...

Использование инновационных методик подготовки к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы учителя русского языка и КНЯ Писчиковой Е.Ю.)

Язык тесно связан с мышлением, его природа и связи обуславливают изучение языка как многогранной материи, посредством которой человек способен выразить свои чувства, мысли, переживания. В современном ...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...