"Игровые методы как средство активизации у младших школьников на уроках английского языка"
статья (5 класс) по теме

Закирова Альфия Халяфовна

Доклад для выступления на ШМО учителей иностранного языка об эффективности использования игровых методов у младших школьников на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые методы как средство активизации у младших школьников

на уроках английского языка

Начиная изучать иностранные языки в начальной школе, а то и в дошкольном учреждении, ребенок сталкивается с определенной системой, имеющей свои специфические законы, свою внутреннюю логику, которые абсолютно отличны от законов и логики родного языка. В раннем школьном возрасте у ученика так развивается процесс мышления, что чужой еще кажется ему несложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходит активное освоение родного, ребенок впитывает чужую речь как нечто естественное, органическое, что нельзя сказать о более позднем периоде, когда речевая функция мозга уже миновала пик своего развития.

Кроме того, у детей младшего возраста еще очень сильно развита непроизвольная память. В адаптационный период входит, конечно, не только прослушивание текстов и песен, что было бы абсурдным. Учащимся предлагаются разные виды деятельности, но ориентируются, в первую очередь, на пассивную обработку полученной информации, дают возможность мозгу и речевому аппарату настроиться на совершенно иную лингвистическую систему, чем ту, к которой они уже начинают привыкать. И нет ничего удивительного в том, что ребенок, вызвавшись быть ведущим в игре на иностранном языке, выходит, молчит и улыбается, а учителю приходиться за него говорить. В этот момент в мозгу ребенка происходит интенсивная работа, он как бы примеряется к этой роли, его мозг настраивается на эту функцию. И через некоторое время он эту работу проделывает шепотом, потом вслух. Важно не торопить его. В этот период учитель сначала говорит вместо ребенка, потом вместе с ребенком, и только потом ребенок начинает говорить сам. Игра всегда предполагает для каждого конкретного учащегося принятие решения, как поступить, что сказать, как выиграть, а желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющего учащегося. Следовательно, в ходе игры развиваются творческие и мыслительные способности каждого ученика, и пробуждается интерес не только к данной конкретной игре, но и к предмету в целом.

Игра является средством активизации речевого общения. Особенно это важно для стеснительных, замкнутых, но не уверенных в себе детей — ведь игра создает естественную ситуацию для коммуникации и помогает преодолеть языковой барьер.

Игра помогает учителю решить проблемы с такими учащимися, которые, к примеру, не любят или не могут в силу своих индивидуальных особенностей выучить слова, стихи, правила и др., а в игре незаметно, ненавязчиво усваивается учебный материал, что сказывается на результатах обучения.

Такие игровые моменты как заучивание стишков, рифмовок, песен, считалок очень хорошо подходят для учащихся с низким уровнем развития памяти. По содержанию их можно подобрать таким образом, чтобы учащиеся с удовольствием и интересом разучивали их. А для детей с логопедическими проблемами или слабо развитым фонетическим слухом хорошо использовать фонетические зарядки и игры с целью отработки фонетики и постановки произношения.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную (все предлагаемые игры и праздники развлекают, доставляют удовольствие, воодушевляют, пробуждают интерес);

- коммуникативную (освоение диалектики общения; самореализация в игре);

- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей).

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если подросток при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – овсе это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа– предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

Развивающие:

Развивать у учащихся творческое мышление.

Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.

Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

  Основными методическими принципами, имеющими концептуальное значение для организации игровой деятельности на уроке, являются:
1. Коммуникативный принцип.
2. Принцип сознательности, который предусматривает опору на определённую систему правил.
3. Принцип опоры на родной язык .
4. Принцип наглядности, который предусматривает различные виды и формы наглядности: языковую наглядность (отбор аутентичных текстов, речевых образцов, демонстрирующих функциональные особенности изучаемого языкового материала в определённой культурной среде страны изучаемого иностранного языка), слуховую наглядность, зрительную наглядность при использовании разнообразных мультимедийных средств.
5. Принцип доступности, который обеспечивается за счёт соответствующей разработки учебного материала разных уровней сложности.
6. Принцип положительного эмоционального фона.

При соблюдении всех этих принципов, использование игровой деятельности на уроке иностранного языка позволяет успешно решить следующие учебные задачи:
- осознание языковых явлений;
- автоматизация языковых и речевых действий;
- создание простейших ситуаций общения;
- естественное и многократное повторение языкового материла;
- стимуляция коммуникативной деятельности учащихся;
- интенсификация обучения, повышение мотивации;
- создание комфортной среды обучения;
- возможность избежать рутины и др.

Организуя игровую деятельность на уроке, необходимо придерживаться таких правил:

- Прежде чем предложить игру, спросить самого себя: зачем нужна эта игра, что она дает. Игра ради игры – это потерянное время. Преподаватель должен всегда четко ставить перед собой дидактическую цель. Сообщать ее учащимся необязательно. Игра, конечно, имеет и чисто игровую цель. Именно ее можно поставить перед учащимися.

- Нельзя пытаться решить одной игрой две задачи: отработать новый грамматический материал и выучить новые слова. Удовольствие от игры ученики, может, и получат, а вот пользы никакой не будет. Нужно определить, какая главная цель и ее и добиваться. Если необходимо отработать новую грамматическую структуру, то лексика должна быть хорошо знакома. Ели же задачей учителя в игре является запоминание новых слов, то делать это надо на хорошо усвоенном грамматическом материале.

В соответствии со школьной системой обучения, игры на уроке иностранного языка можно разделить на две группы: подготовительные и творческие игры.
Подготовительные игры способствуют формированию речевых навыков. Цель творческих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых умений и навыков, самостоятельности в решении речемыслительных задач.

Как правило, обучение мы начинаем с фонетических упражнений, так почему же не провести фонетическую зарядку в форме фонетической игры. Она предназначается для отработки и корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. Работать над артикуляцией помогает театрализация специально подобранных стихотворений. 

Создать возможность овладения грамматическим материалом для перехода к активной речи учащихся помогают грамматические игры. Такие игры преследуют следующие задачи:
· научить учащихся употреблять речевые образцы, содержащие определенные трудности;
· создать естественную ситуацию для употребления речевого образца;
· развивать активность и самостоятельность учащихся.
Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

 Лексические игры помогают добиться решения следующих задач:
· тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях приближенных к естественной обстановке;
· развивать речемыслительную реакцию учащихся;
· познакомить учащихся с новыми словами, словосочетаниями.

Орфографические игры преследуют задачи:
· упражняться в написании английских слов;
· узнавать закономерности в написании английских слов;
· тренировать память;
· научится видеть и исправлять орфографические ошибки.

Речевые игры способствуют осуществлению следующих задач:
· научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
· научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;
· обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Дидактические игры включает в себя два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Познавательная активность стимулируется конкурсностью, соревновательным характером игр.

 Ролевые игры помогают мотивировать речевую деятельность так, чтобы обучаемые оказывались в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Итак, игра воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.

Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно. общественного и творческого самовыражения.

Список  литературы:

1 Т.В.Пукина «Игровые технологии на уроках и на досуге». «Учитель»,2007г.

2. Е.В.Дзюина «Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке». «ВАКО» 2006г.

3  С.А.Шмалов «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г., 4  В.П.Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» М.Педагогика 1989г.,

5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение, 1991г.

Приложение:

Тема: Знакомство

(Лексическая игра)

Игра «Name Circle»

Данная игра хорошо отрабатывает фразы:

«My name is…..»,     «I am……».

Ход игры:

Все участники игры садятся в круг. Учитель  начинает игру с фразы «My name is…..»    (или «I am……»). Ученик, стоящий слева, продолжает: «Her name is…..»  или «My name is …». Таким образом, каждый участник игры, стоящий в кругу, называет всех предыдущих и себя. Те игроки, чьи имена забыли, должны встать. Они могут сесть, когда их имена правильно назовут. Данную игру можно провести используя игрушки

Тема: Моя семья

(Фонетическая игра)

Игра «Назови слово»

Ход игры:

Учитель по очереди бросает участникам игры мяч, называя звук. Участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится(опираться на изученную лексику).

(Лексическая игра)

Игра «Family»

Игра проводится в парах. Один рассказывает о своей семье, а второй слушает и по ходу рассказа рисует семейное дерево, а затем показывает свой рисунок рассказчику и уточняет детали при помощи вопросов: «Do you have a…..?  What is his /her name?»

Игра «Охота на буквы»

Для игры понадобятся карточки с написанными буквами. Дети должны составить нужное слово из произвольно разложенных  на полу (на столе) карточек-букв.

Выучить выражения:

-Go straight!

-Turn to the left!

-Turn to the right!

-Take this card!

-Don’t take this card!

-Stop!

-Don’t stop!

-Turn back!

Водящий уходит, остальные игроки загадывают слово и выкладывают буквы этого слова+лишние буквы. Водящий входит и начинает движение, остальные ребята командуют. Если водящий правильно выполнит команды, то получится слово.

Игра «Алфавит в картинках»

Если вы возьмёте первую букву из каждого слова, излбражённого на картинке, то получите английский алфавит. Но какие-то 8 букв оказались пропущенными. Какие это буквы?

На доске картинки с изображением: apple, crocodile, duck, elephant, frog, giraffe, horse, kitten, lion, monkey, nine, one, red, seven, tiger, white, yellow, zebra.

Пропущены следующие буквы: b, i,  j, p, q, u, v, x


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы как средство активизации речевого общения на уроках английского языка

         В настоящее время владение иностранным языком становится все более неотъемлемым качеством культурного образованного человека. Объективной причиной повышения ин...

Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...

Игровые технологии как средство контроля качества знаний на уроках английского языка.

Примеры игр:Первый вариант игры.Группа делится на две команды. Представители команд по очереди выполняют какое-либо действие. Соперники называют это действие, комментируют то, что делает участник игры...