Глобальное образование и иностранный язык как учебный предмет
статья (10 класс) по теме

В мир высоких технологий и интернет вошли такие понятия, как «глобальная экономика» - производство, обмен и потребление, осуществляемыми предприятиями в национальных экономиках и на всемирном рынке или «глобальная экология» - дисциплина, которая охватывает процессы изменений на уровне биосферы в целом. О глобализации много написано как в нашей стране, так и за рубежом. По мнению Р. Робертсона понятие «глобализация» относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого. М. Уотерс отмечает, что глобализация — это процесс , «в ходе которого и благодаря которому определяющее воздействие географии на социальное и культурное структурирование упразняется и в котором люди это упразнение все в большей мере осознают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глобальное образование и иностранный язык как учебный предмет

        В мир высоких технологий и интернет вошли такие понятия, как «глобальная экономика» - производство, обмен и потребление, осуществляемыми предприятиями в национальных экономиках и на всемирном рынке или «глобальная экология» - дисциплина, которая охватывает процессы изменений на уровне биосферы в целом. О глобализации много написано как в нашей стране, так и за рубежом. По мнению Р. Робертсона понятие «глобализация» относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого. М. Уотерс отмечает, что глобализация — это процесс , «в ходе которого и благодаря которому определяющее воздействие географии на социальное и культурное структурирование упразняется и в котором люди это упразнение все в большей мере осознают.

        Существуют различные, даже противоположные точки зрения на происходящий процесс глобализации. Как отмечает французский ученый Д. Коэн, «прошло немного лет, а к понятию глобализации уже стали относится с подозрением: один считают, что оно предполагает фаталистическое отношение к происходящим в мире  изменениям, в то время как другие призывают к защите нынешнего дорогой ценой  завоеванного общественного порядка от тенденций столь сомнительного качества». Как и во всем,  в глобализации есть  свои плюсы и минусы. Она скорее полезна, чем вредна. Но главное — она идет, и остановить ее невозможно. Поэтому нужно к ней приспосабливаться, использовать ее преимущества и торопиться с включением в общий поток.

         В последние годы во всем мире в дискуссии о проблемах глобализации оказалась вовлечена  педагогика и практически все ее отрасли. В принципе они охватывают самую различную проблематику — от сравнительно-педагогических исследований (воздействие глобализации на национальные системы образования), историко-педагогических аспектов ( генезис, преемственность и ее разрывы в международном развитии образования), экономики и планирования образования (политика образования в контексте глобализации) и до проблем обучения (пересмотр содержания образования и методов обучения под влиянием глобализации). Из всего вышесказанного мы остановимся на последнем — пересмотре процесса обучения сквозь призму глобализации.

        Дать однозначное определение того, что понимать под «глобальным образованием», также сложно, как и ограничить его от других понятий с интернациональной и интеркультурной точек зрения, как, например, от восприятия в духе мира, взаимопонимания между народами, поликультурного воспитания в духе общечеловеческих прав.

        В западных странах глобальное образование трактуется как понятие, интегрирующее в себе различные подходы, ориентированные на перспективы гражданства мира. В США под глобальным образованием понимается не просто совокупность множества национальных образовательных пространств и систем, а особая «мегасистема», где ставятся и реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, где функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами, направленные на всемирное расширение возможностей развития личности. Американская ассоциация контроля и развития  образования дает такое определение: « Глобальное образование, включающее в себя изучение проблем и тем, которые выходят за рамки национальных границ и за внутренние рамки систем — культурных, экологических, экономических, политических и технологических, представляет собой обучение пониманию и восприятию наших соседей, чей культурный фон отличается от нашего, чтобы видеть мир глазами и разумом других и чтобы представлять, что другие люди мира хотят делать то же самое». Глобальное образование в России определяют как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающейся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов. Однако концепция глобального образования при всех своих различиях имеют общий подход к отбору содержания образования: давать представление о мире через призму культуры своей страны  и воспринимать уникальность собственной культуры в контексте глобальных процессов.

        Необходимо отметить, что в России разрабатывались различные методы, подходы к обучению и воспитанию (воспитание в духе мира, экологическое воспитание). Толерантность к другим взглядам, обычаям, умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в целом, воспринимать мир как совокупность сложных взаимосвязей, когда  нарушение одной из них может привести к глобальной катастрофе, - все это далеко не полный перечень характеристик глобального образования, свидетельствующих об актуальности этой педагогической концепции для современной России. Глобализация общества, потребность личности в быстрой адаптации к условиям постоянно изменяющегося поликультурного мира усиливают интерес педагогов и методистов к предмету «иностранный язык». На протяжении всей истории изучения языков рассматривалось как безусловный элемент образования культурного человека. В наш век в связи с глобальными изменениями в политической и экономической жизни общества изучение иностранного языка как средства межкультурного общения в условиях диалога культур становится важной задачей, успешное решение которой во многом зависит от профессиональной квалификации педагогических кадров.

        В последние десятилетия проведены исследования, направленные на улучшение преподавания иностранного языка, разработаны подходы к изучению иностранного языка.

        Лингвострановедческий подход в обучении ИЯ обращает основное внимание на то, что отличает культуры носителей конкретных языков. Лингвострановедение, с одной стороны, «снабжает» сведениями о стране, необходимыми и достаточными для адекватной коммуникации, с другой стороны, обучает приемам и способам самостоятельного извлечения фоновой информации — фактов культуры —из средств национально- культурной номинации.

        Социокультурный подход, предполагающий активное использование ИЯ в процессе познания мировой культуры, базируется на принципах дидактической культуроспособности, диалога культур и цивилизаций, использования методически приемлемых проблемных культуроведческих заданий. Отбор культуроведческого материала проводится с учетом его ценностного смысла и значимости для формирования у студентов неискаженных представлений об истории и культуре народов страны изучаемого языка, его приемлемости с точки зрения возрастных, когнитивных и коммуникативных особенностей обучаемых. Изучение ИЯ в контексте диалога культур и цивилизаций позволяет развивать у студентов готовность к общению в инокультурной среде на основе  сопоставлений отечественной и европейской культур, выявлений общего и специфического.

        Коммуникативный подход, идеи которого наиболее близки идеям глобального образования, преследует необходимость построения учебного процесса как модели общения. При организации иноязычного общения следует соблюдать его основные параметры ( мотивированность, целенаправленность, личностный смысл, речемыслительная активность, индивидуальность отношения, ситуативность, связь речевой деятельности с различными формами деятельности, функциональность, содержательность, информативность, проблемность, новизна, выразительность, единство вербальных и невербалтных средств общения).

        В контексте глобального образования можно рассматривать некоторые особенности изучения иностранного языка. Преподавание иностранного языка необходимо перестроить таким образом, чтобы студенты и школьники могли плодотворно изучать и собственную, и иноязычную культуру. Это значит, что, используя свой лингвокультурный опыт и свои национально-культурные традиции и привычки, субъект межкультурной коммуникации одновременно попытается учесть не только иной языковой код, но и иные обычаи и привычки, иные нормы социального поведения, при этом он будет осознавать факт их чужеродности. Таким образом, обучение иностранным языкам в контексте глобального образования имеет большой личностно-развивающий потенциал и создает благоприятные возможности для представления в редуцированном виде знаний о культуре родной и чужой страны, общеевропейской и общечеловеческой культуре. А новые цели обучения иностранному языку — развитие у учащихся способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия- естественным образом повлияют на содержание обучения.

        Следует отметить, что глобальное образование не требует полного отказа от существующего содержания образования, не несет кардинальных изменений в образовательном процессе, а выступает как один из вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях, как дополнение к любому хорошему образованию. Использование идей глобального образования в учебных заведениях требует от учителя определенной перестройки его сознания, психологии, его методических умений как педагога. Глобально ориентированный курс должен затрагивать все аспекты жизни, включая культуру быта и поведения, уважение к чужим культурам, красоту и выразительность языка, восприятие красоты природы и воспитание бережного отношения к ней. Необходимо установить межпредметные связи. Например, наличие межпредметной связи между иностранным и русским языками позволяет формировать и развивать коммуникативную культуру на родном и иностранном языках. Родной и иностранный языки расширяют лингвистический кругозор учащихся.

        

        При разработке уроков иностранного языка необходимо учитывать:

  • ценность информации;
  • наличие контекста;
  • учет временного пространства.

         Эти критерии соотносятся друг с другом и образуют единое целое — сеть связанных аспектов, которые в купе должны способствовать развитию глобального образования. Рассмотрение любой проблемы должно представлять собой точки зрения с позиции индивида, далее локального, микрорегионального, национального и вплоть до глобального уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся ЗПР по учебному предмету "Биология" 5-9 классы

Данная адаптированная  рабочая программа по биологии для обучающихся  с  ЗПР разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного  стандар...

: Кем быть? Каким быть? Или некоторые подходы к решению вопросов качества образования и профориентации в рамках учебного предмета «Химия»

Выступление в рамках августовского семенира в КРИПКиПРО о профориентации в рамках учебного предмета "Химия"...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОДБ 03. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК наименование учебной дисциплины 23.01.03 Автомеханик

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» ОДОБРЕНцикловойкомиссией общеобразовательн...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОДБ 03. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК наименование учебной дисциплины 21.02.05. Земельно – имущественные отношения код, наименование специальности/профессии

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» ОДОБРЕНцикловойкомиссией общеобразовательн...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОГСЭ 03. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК наименование учебной дисциплины 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям )

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» ОДОБРЕНцикловойкомиссией общеобразовательн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования для 5-6 классов учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») (далее соот...