ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ
материал по теме

Матвеева Анастасия Анатольевна

Преподавание иностранного языка в вечерней школе преследует ту же цель, что и в дневных школах, а именно - заложить основы владения иностранным языком на базовом уровне, достичь практического формирования коммуникативной компетенции. Однако в обучении иностранному языку учащихся вечерней школы есть своя специфика, которую необходимо учитывать при организации занятий (сжатая программа, "разнородный" состав обучающихся, отсутствие УМК для вечерних школ). В своей работе я стараюсь применять личностно-ориентированный подход, предусматривающий различные стороны учебно-воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ.

Я хотела бы рассказать  о своей педагогической деятельности в вечерней школе  (слайд  1). 

В обучении иностранному языку учащихся вечерней (сменной) школы есть своя специфика, которую непременно нужно учитывать при организации занятий. Это прежде всего:

  • Частые пропуски занятий;
  • Крайне разнородный по языковой подготовке и возрасту состав обучающихся;
  • Социальный «облик» учащихся – многие из неблагополучных, малообеспеченных слоев населения, у них подавлена психика, преобладает комплекс неполноценности.
  • Отсутствие учебно-методического комплекта для вечерних школ. В федеральном компоненте стандарта образования за общеобразовательным учреждением закреплено право выбора учебно-методического издания. Однако содержание материала учебников требует хорошей подготовки школьников. В предложенных учебниках как правило отсутствует справочный материал, содержащий основные правила грамматики, фонетики, материал для повторения. Курс же расширенного повторения в вечерней школе необходим, так как у многих учащихся помимо низкого уровня владения ИЯ наблюдается перерыв в учебе  (слайд 2).

Все перечисленное имеет отношение и к специфике моей работы: я провожу занятия английским языком с 8 по 12 классы. Учащиеся 5, 6, 7 классов обучаются по индивидуальной программе. Группы небольшие, в среднем по 12-15 человек, на уроках одновременно присутствуют и того меньше. Возрастной состав разнообразен – от 15 до 30 лет в среднем. И учитывать мне приходится и запас  памяти (кто-то только что перешел из дневной школы и еще что-то помнит, а кто-то открывал учебник иностранного языка лет 10 назад), и то, что для некоторых учащихся английский язык – это нечто новое, т.к. «в школе я учил немецкий, французский, не учил вообще ничего и т.д.» (слайд  3).

Преподавание иностранного языка в вечерней (сменной) школе преследует ту же цель (слайд 4), что и в дневных школах, а именно -  заложить основы владения иностранным языком на базовом уровне, достичь практического формирования коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Наша задача (слайд 5) -  совершенствовать общеучебные умения и навыки, наиболее важными из которых являются информационные умения, способствующие самостоятельному приобретению знаний (умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу и словари, умение выделять и обобщать информацию, делать выводы, умение использовать новые информационные технологии). Кроме того, важнейшей задачей вечерней школы является развитие у учащихся положительной мотивации учения, поскольку у многих из них еще до прихода в вечернюю школу потерян интерес к учебе; необходима ликвидация пробелов в знаниях. Ну и нельзя забывать о  социальной поддержке и реабилитации подростков, их социально - психологическая адаптации.

Но это так сказать долгосрочные задачи, а первоочередной является зачастую обучение чтению как основному умению. Причем обучение проходит в сжатые сроки (объем программы составляет 36 часов в год), а материал освоить нужно. Моя общая схема обучению чтению: алфавит -  знаки транскрипции -  правила чтения гласных -  буквосочетания. Читать учимся сначала по транскрипции, целые отрывки текста даю в транскрипции. Считаю это действенным методом, поскольку учащиеся практически сразу учатся произносительным навыкам, привыкают к звучанию иноязычной речи, исчезает стеснительность.

Итак, я стараюсь применять  личностно-ориентированный подход, который предусматривает различные стороны учебно-воспитательной работы. В моей работе он проявляется в индивидуальном подходе к каждому ученику. С первых дней занятий передо мной как учителем стоит задача не только творческого поурочного и тематического планирования тем и разделов предмета, использования дополнительных материалов, но и воспитательных, методических приемов, вселяющих веру в успех усвоения иностранного языка (вселить веру в успех особенно во  взрослого человека – это очень важно, так как большая часть моих учеников пугаются и поначалу отказываются  произнести что-то вслух, прочитать, перевести). В таких случаях не настаиваю, оставляю человека в покое на время, адаптация происходит сама собой, когда ученик понимает, что все мы в равных условиях, никто над ним не смеется, как может быть зачастую в дневной школе. Разумеется, помогаю во время ответа: чаще предлагаю наводящие вопросы, показываю различные опоры (речевые образцы, схемы, ключевые слова).

Также я не могу на занятиях в школе  для взрослых ориентироваться на одну какую-нибудь группу учеников, например более слабую или более сильную. Каждому ученику необходимо подобрать задания, соответствующие уровню его подготовки.

Дифференциация на уроках английского языка может осуществляться двумя путями(слайд 6):

  • Выполнение заданий на различном для каждой группы и для отдельных учеников материале: разные тексты из учебника и учебных пособий, разные упражнения и проч.  Этот путь разумно  использовать,  когда из-за  резкого различия  в уровне знаний изучение общего для всех языкового материала становится невозможным.
  • Выполнение разнородных по целевой установке заданий при работе над общим материалом. Рационален, когда подготовка обучающихся не имеет значительных различий. В таком случае  занятия проводятся следующим образом:  всем дается общий учебный материал, однако каждый получает разные по характеру задания. Например, при работе с текстом слабым ученикам поручается отметить предложения в тексте, передающие основную мысль автора, найти в тексте отдельные слова и выражения, найти какие-нибудь обсуждаемые грамматические конструкции. Сильные ученики могут понять содержание текста либо ответить на вопросы, либо составить пересказ по вопросам. При работе с разговорной темой сильным учащимся можно предложить подготовить рассказ из 8-10 предложений, слабым из 4-5.

Формы дифференцированного обучения:

  • Использование разных вариантов однотипных заданий;
  • Применение заданий разной степени сложности;
  • Оказание различной помощи при выполнении одного и того же задания;
  • Разные виды опор, ключей;
  • Чтение текстов разной трудности;
  • Выполнение заданий по индивидуальным карточкам (слайд 7)

  1. Помимо технологии дифференцированного подхода (личностно-ориентированного подхода) я планирую попробовать технологию проектного обучения, по крайней мере с учениками более сильного уровня подготовки. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление учащегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

Она позволяет сочетать различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую, развивает самостоятельность ученика, инициативу способность к самоорганизации. Игровые технологии применяю тогда когда в классе уже сложилась благоприятная обстановка, в группе собрались учащиеся примерно одного уровня подготовки. Всегда стараюсь, чтобы учащимся была понятна идея игры, было время на обдумывание своих действий. Разумеется, я консультирую и оказываю помощь при этом. (например, музыкальная карта Британии, СМИ, англоговорящие страны, политическая система Брит, США, России. Кино Изобретения). Ну и разумеется, информационные технологии. В ближайшем будущем жду расширения медиатеки, обучающие диски с правилами произношения, чтения, лингвострановедческим материалом)

Финальный слайд 8 – «Недостаток ученика – это его достоинство, не раскрытое учителем».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку с учетом специфики вечерней школы Матвеева Анастасия Анатольевна МБОУ «Вечерняя школа» 2013 г.

Слайд 2

Специфика преподавания ИЯ в вечерней школе: Крайне разнородный по языковой подготовке и возрасту состав обучающихся; Социальный «облик» учащихся – многие из неблагополучных, малообеспеченных слоев населения, у них подавлена психика, преобладает комплекс неполноценности . Частые пропуски занятий; Отсутствие учебно-методического комплекта для вечерних школ.

Слайд 4

Цель обучения ИЯ в вечерней школе: заложить основы владения иностранным языком на базовом уровне, достичь практического формирования коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка

Слайд 5

Задачи: развитие у учащихся положительной мотивации к обучению социальная поддержка и реабилитация подростков, их социально - психологическая адаптация. совершенствование общеучебных умений и навыков

Слайд 6

Дифференциация на уроках английского языка: Выполнение заданий на различном для каждой группы и для отдельных учеников материале: разные тексты из учебника и учебных пособий, разные упражнения и проч. Выполнение разнородных по целевой установке заданий при работе над общим материалом.

Слайд 7

Формы дифференцированного обучения: Использование разных вариантов однотипных заданий; Применение заданий разной степени сложности; Оказание различной помощи при выполнении одного и того же задания; Разные виды опор, ключей; Чтение текстов разной трудности; Выполнение заданий по индивидуальным карточкам

Слайд 8

«Недостаток ученика – это его достоинство, не раскрытое учителем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в классе с неоднородным составом обучающихся

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение....

Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.

В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....

Сообщение на тему: «Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам».

  Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше ст...

Реферат «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку»

Реферат Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку...

«Личностно-ориентированный подход и обучение иностранным языкам в классах, с неоднородным составом обучающихся в рамках ФГОС»

В данной статье описываются актуальные проблемы иноязычного образования в современном социокультурном контексте....

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку

                                          Значение изучения иностранного языка бесспорно...

презентация на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам"

краткая презентация для формирования плана и технологической карты урока с использованием личностно-ориентированного подхода (обучение в малых группах)...