Путешествие по картам разума: майндмэппинг
статья на тему

Антонова Елена Юрьевна

В данной статье дается краткий обзор инновационной технологии построения интеллект-карт, созданной и пропагандируемой ученым Тони Бьюзеном. Интеллект-карты или карты разума, карты памяти, ментальные карты, ассоциативные карты, майндмэпы являются графическим отображением не только системы человеческого мышления, но и той информации, которую идет к нам извне.  Построение карт нашего разума – это техника, которую можно использовать на всех ступенях обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_kartam_razuma_statya.doc764 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по картам разума: майндмэппинг

Антонова Е. Ю., преподаватель английского языка БГОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»

                Применение интеллект-карт является одним из самых нераскрытых или, в некоторых случаях, недостаточно используемых методов обучения (англ. mind maps, термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума»). Хотя точное происхождение этого подхода к обучению теряется в глубине веков, визуальное отображение работы разума в течение многих десятилетий был обычным элементом начального и среднего образования в Европе – в Германии и Великобритании, в частности.

Создатель современного майндмэппинга сэр Тони Бьюзен был посвящен в рыцари за его вклад в наше понимание того, как функционирует мозг. За основу своей теории Бьюзен взял исследование, проведенное в 1950-х годах прошлого столетия. Это исследование показало, что левое полушарие мозга занимается анализом, числами, словами, управляет рациональным и линейным мышлением. Правое, или творческое, полушарие отвечает за целостное, ассоциативное, художественное мышление, восприятие цвета, музыки и изображений. (Рис. 1)

Рис. 1. Функции правого и левого полушарий мозга.

Как наша функция мозга?

Карты разума содержат элементы, которые интересны как левому, так и правому полушарию нашего мозга, и мы в состоянии запомнить информацию более легко и эффективно, наблюдая много цветов, образов и ассоциаций. Кроме того, интеллект-карты четко определяют ключевые термины, отделяя главное от второстепенного, что позволяет нам не тратить время на несущественные детали. Комбинируя элементы, которые относятся к каждой стороне мозга, рассуждал Бьюзен, карты памяти позволят оптимизировать способность мозга творить, учиться, запоминать.

                Мое первое знакомство с интеллект-картами состоялось в ходе процесса, с который рано или поздно осуществляет любой преподаватель – оформление кабинета, в моем случае кабинета английского языка. К счастью, в техникуме, где я преподаю, имеется своя типография, поэтому суть вопроса относилась не в практической стороне вопроса, а к творческой. Естественно, все преподаватели английского языка прекрасно знакомы с грамматическими таблицами, которые на протяжении десятилетий успешно использовались в качестве наглядных пособий. Академичные, предельно лаконичные, но…сухие, не вызывающие никаких ассоциаций таблицы старых времен показались мне недостаточно информативными и мотивирующими. Поиск идей я начала с интернет-сайтов, посвященных графическим организаторам или органайзерам (Graphic Organizers). Наглядные и простые в исполнении, графические органайзеры имеют существенный недостаток – жесткость линейной структуры и трудность в наглядном отображении взаимосвязей между отдельными частями структуры. В процессе исследования я перешла к вопросу графической визуализации в целом и, таким образом, открыла для себя новый мир майндмэппинга (англ. mindmapping). На тот момент не имея опыта создания интеллект-карт, свои первые идеи для грамматических постеров я заимствовала из интернета. Так выглядит постер, объясняющий один из наиболее трудных для запоминания аспектов английской грамматики. (Рис. 2)

                Наряду с постерами, основанными на интеллект-картах, я разработала ряд традиционных таблиц. Получив из типографии плакаты, я показала их коллегам, имеющим большой опыт создания графических наглядных пособий. Неудивительно, что предпочтение было отдано постерам на основе карт разума. Следующим этапом стало анкетирование студентов. Одним из пунктов небольшой анкеты был вопрос о том, какие ассоциации вызывают у студентов визуальные образы интеллект-карт. Приведу ряд примеров из ответов моих студентов: «что-то живое», «осьминог», «дерево жизни», «маршрут путешествия», «лабиринт», «нейрон» и даже «сеть Интернет». Очевидно, что ответы студентов отражают работу их разума, а точнее, ассоциативность мышления. Зная о многофункциональности применения метода интеллект-карт, моей первейшей задачей стало обучить студентов составлять интеллект-карты, с тем, чтобы применение карт на последующих занятиях стало привычным средством и методом обучения английскому языку.

Рис. 2. Prepositions of Time. Предлоги времени.

                Интеллект-карта представляет собой графический инструмент, используемый для представления слова, понятия, задачи, изображения или других предметов, связанных друг с другом и расположенных вокруг центрального ключевого слова или идеи. Другими словами, это визуализация того, что происходит в наших умах. Это помогает:

  • лучше анализировать;
  • генерировать;
  • визуализировать;
  • синтезировать;
  • понимать;
  • запоминать.

Напомню, что карта разума – это в первую очередь структура, классифицирующая идеи. И как любая структурированная конструкция, интеллект-карта строится на своде определенных законов, которые изложил Тони Бьюзен. Приведу фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором описывается технология рисования интеллект-карт. [1]

Законы интеллект-карт и рекомендации по их составлению

Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.

Законы содержания и оформления

  1. Используйте эмфазу.
  • Всегда используйте центральный образ.
  • Как можно чаще используйте графические образы (пиктограммы, символы, коды).
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы.
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим. 
  1. Ассоциируйте.
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.
  1. Стремитесь к ясности в выражении мыслей.
  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь располагать слова горизонтально.
  1. Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры

  1. Соблюдайте иерархию мыслей. 
  1. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Основываясь на вышеприведенных законах, обучение студентов построению карт разума можно осуществить в следующем порядке:

1.Вы начинаете ментальную карту с основной идеи (Main Idea), располагая ее в центре. С этого момента вся добавляемая информация должна быть связана с основной идеей, что поможет вам оставаться сосредоточенным.

2. Теперь вы можете просто вводить основные темы (Main Topic), которые ассоциативно связаны с основной идеей. Фиксируйте их на карте в том порядке, в котором они возникают.

3. Если у вас есть много идей, запишите их, группируя в логическую структуру.

4. Теперь вы можете сделать еще один шаг, разделив каждую идею на составные части / подтемы (Subtopic).

5. В отличие от большинства процессов записи, карты разума поддерживают и даже поощряют нелинейное мышление. Это позволяет картографу передвигаться, следуя своим интересам. Но это все же происходит в рамках организованной структуры «Правое полушарие – Левое полушарие».

Независимо от того, создаются карты вручную или с использованием компьютерных программ, студенты осваивают идею картирования очень быстро. Студенты стремятся сделать карты разума красочными и яркими, похожими на произведения искусства. Структура карт помогает им думать в терминах понятий и ассоциаций, строить иерархии информации. Поскольку вся тема может быть изложена в одной карте, они учатся думать целостно. Сочетание слов, цветов, пиктограмм или рисунков служат развитию пространственной ориентации.

Красота работы с картами разума состоит в том, что вам не нужно думать в терминах порядковых. Вы начинаете творить, воплощая свои идеи в том порядке, в котором они приходят к вам. Позже вы перемещаете их, чтобы создать порядковый контур. Это небольшое изменение. Если ваши студенты используют карандаши и бумагу, чтобы строить свои карты, рекомендуется создать вторую (черновую) карту для организации и упорядочения своих идей, а затем использовать эту карту как руководство. Если студенты используют программное обеспечение, они могут просто экспортировать карту.

Построение карты разума – это прекрасный коллективный опыт. Напишите на доске тему для построения карты (например, тема пройденного материала, тема нового материала, тема дискуссии и т.д.). Можно организовать малые группы для генерирования идей, можно попросить каждого студента внести свой вклад в создание интеллект-карты. Больше идей, больше участия, только тогда процесс является чрезвычайно ценным. Любому слову или фразе есть место на карте разума. Студенты могут увидеть своими глазами, что их идеи воспринимаются серьезно и становятся частью коллективного документа. Они чувствуют, что инвестируют в проект. Они задают вопросы; они ищут или делают разъяснения. Они занимаются в процессе обучения.

Дальнейшее применение технологии карт разума на занятиях зависит от поставленных целей и решаемых задач обучения. Диапазон применения интеллект-карт практически безграничен, как безграничны возможности человеческого разума.

Список используемых источников

1.Бьюзен Т. и Б. Супермышление\Пер. с англ. Е. А. Самсонов. - 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2003. - (Серия «Живите с умом»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Путешествие по карте Яйского района"

Методическая разработка классного часа в 9 классе "Путешествие по карте Яйского района"...

"Путешествие по карте мира"

Вопросы к викторине...

"Карта разума" проведения родительского собрания

Предлагаю вашему вниманию новый, очень мошный, простой в использовании инструмент планирования - "карты разума" (intellect cards)Создано при помощи ресурса http://www.mindmeister.com...

Урок игра "Путешествие по карте."

Урок -игра" Путешествие по карте",направлен на закрепление пройденного материала в 6 классе....

"Путешествие по карте"

Внеклассное мероприятие по географии...

Географическое путешествие по карте

Урок + презентация по теме:"Географическое путешествие по карте". Данный материал можно использовать как интегрированный урок: география + биология....

Мастер-класс "Использование карт разума на уроках изучения новых слов"

Организация изучения новой лексики на уроках английского языка с помощью карт разума...