Аудирование на занятиях английского языка
методическая разработка по теме

Аудирование — это одновременно цель и средство обучения. Обучение смысловому восприятию речи на слух предполагает выполнение обучающимися упражнений на формирование общих аудитивных навыков, речевых упражнений и последующую учебную работу с аудиотекстом. Аудирование как активная мыслительная деятельность - сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи. И элементы зрительного восприятия (жесты, мимика) и интонация, разбивающая речь на синтагмы, помогают понять речь. 

 
 

 

 

Аудирование на занятии английского языка

 

 

Аудирование — это одновременно цель и средство обучения. Обучение смысловому восприятию речи на слух предполагает выполнение обучающимися упражнений на формирование общих аудитивных навыков, речевых упражнений и последующую учебную работу с аудиотекстом. Аудирование как активная мыслительная деятельность - сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи. И элементы зрительного восприятия (жесты, мимика) и интонация, разбивающая речь на синтагмы, помогают понять речь. 

Основные задачи педагога на занятии для аудирования: 
- подготовить ребенка в прослушиванию через разнообразные задания PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием; 
- помогать во время прослушивания - DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную информацию; 
- обсудить, сделать выводы после прослушивания - POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания, а также – это мотив для аудирования. 

PRE-listening, DURING-listening и POST-listening - это три этапа занятия так называемого приема PDP, которые позволяют формировать и совершенствовать рецептивные навыки и умения, чтения и аудирования, а также помогает развивать навыки понимания печатного или аудио текста. Кроме того, деятельность на уроке в рамках PDP организуется в таком объеме и такой последовательности, чтобы учащиеся могли полнее понять содержание текста. И я нахожу, что наиболее важная часть PDP - это PRE-listening. 

Нам кажется, что в реальной жизни мы не готовимся к восприятию речи, но это не совсем так. Подсознательно мы, к примеру, заказывая обед в ресторане, уже готовы услышать, и знаем примерно, что будем отвечать официанту. Или, посещая лекцию, мы также готовы к восприятию речи на определенную научную или познавательную тему, предвосхищая ее содержание. И на занятии ребёнок также должен быть готов к восприятию аудиоматериала по определенной теме, так как от того, как мы сумеем подготовить учащихся, настроить на прослушивание, зависит уровень его понимания. 


Так каковы же цели первого этапа - PRE-Listening? 

1. Установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь. 
2. Вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, если будет речь о животных – поговорить о зоопарке или о том, какие животные водятся в лесу, в поле и т.д. 
3. Актуализировать знания по теме - Что вы знаете о ...? Где они…? Что это такое? С какими проблемами они сталкиваются? Почему они важны? 
4. Активизировать лексику по теме - например, в виде микроигры типа мозгового штурма “Kто больше знает слов: (глаголов, существительных, наречий) по теме?” 
5. Прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойдет речь. 
6. Познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. 
7. Проверить понимание цели аудирования – убедиться, что учащиеся поняли задачу аудирования, имеют некоторые представления о содержании . 

Предсказать содержание по названию, теме, опорам в виде картинок, ключевым словам и выражениям до прослушивания можно, например, заполняя карточку, например: 

Listening Guide: 

Sample listening Guide (*) 
1. Situation: ………………… 
2. Speaker's name: ……………. 
3. When ……………….. 
4. Where: ………………………. 
5 What is the general subject of this talk? ……… 
6. What is the main point or message of this talk? ………………. 
7. What transitional expressions does the speaker use? ……………….. 

В процессе непосредственно аудирования DURING–listening, учащиеся должны: 
- определить, о чем идет речь, где происходят события и т.д.; 
- обратить внимание на то, что осталось непонятым и сформулировать об этом вопрос; 
- подтвердить или опровергнуть свои догадки, сделанные в процессе PRE-listening; 
- сделать выводы, оценить. 

Важное значение имеют темп и паузы во время прослушивания. Делая паузы в прослушивании, необходимо: 
- резюмировать - что происходило до сих пор; 
- попытаться догадаться, что может произойти дальше, допуская все предсказания равновероятными; 
- попросить учащихся объяснить, почему они так думают, избегая оценок типа "правильно" или "неправильно", и используя такие как "возможно", "вероятно". 

Чтобы сфокусировать внимание учащихся во время прослушивания, целесообразно также использовать раздаточный материал - так называемый “Listening guide”( см. выше) 

Этап POST-listening не менее важен. Он показывает: 
- насколько глубоко учащиеся поняли аудиоматериал; 
- насколько он им интересен; 
- оказались ли верными их предположения. 

Для этого можно: 
- просмотреть и подкорректировать предварительные записи в “Listening guide”; 
- проанализировать, критически оценить и сделать выводы по прослушанному материалу; 
- суммировать информацию, выполнить это в виде устных высказываний или презентаций, или инсценировки диалогов и т.д. 

Помогают этому следующие упражнения: 
- выполнить задание “Fill in blanks with suitable word” в тексте аудиоматериала; 
- Multiple Choice, True/False, Short Answer, Paraphrase/Summary; 
- ответить на вопросы; 
- проиллюстрировать эпизод; 
- составить план, пересказать; 
- сравнить с ситуацией из жизни и т.д. 

Речь педагога также играет важную роль и занимает немалую часть занятия, поэтому к ней предъявляются большие требования. Главные из них: 
- говорить короткими предложениями; 
- говорить грамматически простыми предложениями; 
- интонировать речь; 
- выделять ключевые слова; 
- ограничивать высказывания в рамках только одной темы, далее расширяя круг тем; 
- употреблять повторяющиеся слова, фразы, предложения; 
- перефразировать высказывания; 
- обязательно давать паузы между высказываниями; 
- размер высказывания увеличивать постепенно - сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный текст или диалог; 
- органично использовать мимику и жесты, пантомимические приемы; 
- задавать вопросы, чтобы убедиться, что вас понимают; 
- давать ясные корректные задания; 
- использовать визуальные опоры в виде картинок или позднее - опоры на текст; 
- на начальном этапе задания также иллюстрировать; 
- систематически проверять понимание учащимися речи педагога; 
- соблюдать английские речевые нормы. 

Речь педагога - не только задания на языке, но и сам процесс обучения. Целесообразно на этапе вводного устного курса выполнять упражнения Listen-and-Do: учить с детьми много песенок и стихов, использовать игры, сопровождать их картинками, активно использовать жесты, мимику движения. Музыкальные задания невероятно облегчают восприятие и помогают формировать и совершенствовать навыки аудирования. 

Большое значение имеет и атмосфера на занятии. Вот некоторые рекомендации для педагога об организации занятия. Поскольку слушание с пониманием – наиболее тяжелая работа при обучении иностранному языку, и возможен даже некоторый стресс, желательно: 
- вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом; 
- подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность; 
- объяснять, что не всегда можно понять все слова - иногда это и не нужно; 
- дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать; 
- развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений; 
- просить детей внимательно смотреть на педагога, в т.ч. на его артикуляцию; 
- просить детей соблюдать тишину во время аудирования; 
- заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры. 
 

Не углубляясь более в теорию методики обучения аудированию, хочу поделиться заданиями по аудированию для учащихся второго года обучения. Задания составлены или подобраны из методических источников в соответствии с учебным тематическим планом и требованиями к заданиям по аудированию (в формате стандартных тестов и ЕГЭ) 

 

 

 

 



I. Самое простое задание – диктант. 

1) Listen & write a letter. 
2) Listen & write only the first letter. 
3) Listen & write a word. 
4) Listen & write a sentence. 

II. Упражнения на развитие фонематического слуха. 

http://katti.ucoz.ru/_pu/13/s66544929.jpg

 

 


III. Для развития навыков аудирования используем песни. 
1) Listen to the song and choose the best alternative. – предлагаем заполнить пропуски в тексте песни при прослушивании. 

Hello! …………. day! 
Please to see you! 
Let’s …………..! 
Let’s ………………...! 
I will ……………. to you! 

IV. Учим аудированию в игровой форме. 

Игры помогают: 
1) научить учащихся понимать смысл однократного высказывания; 
2) научить выделять главное в потоке информации; 
3) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи; 
4) развивать слуховую память учащихся; 
5) развивать слуховую реакцию 
Например: 
1) Follow me! – Смотри и делай как я, по теме ‘Action verbs’. 
2) Is it edible? – Съедобное–несъедобное, по теме ‘Food’, ‘Fruit – Vegetables’. 

V. Учимся с карандашами. Эффективный прием на начальном этапе обучения, когда дети не владеют навыками письма на ИЯ –совмещать аудирование с любимым занятием детей.

 

http://katti.ucoz.ru/_pu/13/s27162664.jpg



Литература и интернет-ресурсы 

1. “A framework for planning a listening skills lesson” by Nik Peachey, teacher, trainer and materials writer, The British Council
2. The Primary English Teacher's Guide by Brewster, J, Ellis, G & Girard D, Pearson Education Ltd. 
3. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе» Елухина Н.В «ИЯШ». 
4. Ресурсы образовательных сайтов: 
www.onestopenglish.com ,www.esl.about.com ,www.e...,

 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл audirovanie_na_zanyatii_angliyskogo_yazyka.docx53.9 КБ

Предварительный просмотр:

Аудирование на занятии английского языка

Аудирование — это одновременно цель и средство обучения. Обучение смысловому восприятию речи на слух предполагает выполнение обучающимися упражнений на формирование общих аудитивных навыков, речевых упражнений и последующую учебную работу с аудиотекстом. Аудирование как активная мыслительная деятельность - сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи. И элементы зрительного восприятия (жесты, мимика) и интонация, разбивающая речь на синтагмы, помогают понять речь. 

Основные задачи педагога на занятии для аудирования: 
- подготовить ребенка в прослушиванию через разнообразные задания PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием; 
- помогать во время прослушивания - DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную информацию; 
- обсудить, сделать выводы после прослушивания - POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания, а также – это мотив для аудирования. 

PRE-listening, DURING-listening и POST-listening - это три этапа занятия так называемого приема PDP, которые позволяют формировать и совершенствовать рецептивные навыки и умения, чтения и аудирования, а также помогает развивать навыки понимания печатного или аудио текста. Кроме того, деятельность на уроке в рамках PDP организуется в таком объеме и такой последовательности, чтобы учащиеся могли полнее понять содержание текста. И я нахожу, что наиболее важная часть PDP - это PRE-listening. 

Нам кажется, что в реальной жизни мы не готовимся к восприятию речи, но это не совсем так. Подсознательно мы, к примеру, заказывая обед в ресторане, уже готовы услышать, и знаем примерно, что будем отвечать официанту. Или, посещая лекцию, мы также готовы к восприятию речи на определенную научную или познавательную тему, предвосхищая ее содержание. И на занятии ребёнок также должен быть готов к восприятию аудиоматериала по определенной теме, так как от того, как мы сумеем подготовить учащихся, настроить на прослушивание, зависит уровень его понимания. 


Так каковы же цели первого этапа - PRE-Listening? 

1. Установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь. 
2. Вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, если будет речь о животных – поговорить о зоопарке или о том, какие животные водятся в лесу, в поле и т.д. 
3. Актуализировать знания по теме - Что вы знаете о ...? Где они…? Что это такое? С какими проблемами они сталкиваются? Почему они важны? 
4. Активизировать лексику по теме - например, в виде микроигры типа мозгового штурма “Kто больше знает слов: (глаголов, существительных, наречий) по теме?” 
5. Прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойдет речь. 
6. Познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. 
7. Проверить понимание цели аудирования – убедиться, что учащиеся поняли задачу аудирования, имеют некоторые представления о содержании . 

Предсказать содержание по названию, теме, опорам в виде картинок, ключевым словам и выражениям до прослушивания можно, например, заполняя карточку, например: 

Listening Guide: 

Sample listening Guide (*) 
1. Situation: ………………… 
2. Speaker's name: ……………. 
3. When ……………….. 
4. Where: ………………………. 
5 What is the general subject of this talk? ……… 
6. What is the main point or message of this talk? ………………. 
7. What transitional expressions does the speaker use? ……………….. 

В процессе непосредственно аудирования DURING–listening, учащиеся должны: 
- определить, о чем идет речь, где происходят события и т.д.; 
- обратить внимание на то, что осталось непонятым и сформулировать об этом вопрос; 
- подтвердить или опровергнуть свои догадки, сделанные в процессе PRE-listening; 
- сделать выводы, оценить. 

Важное значение имеют темп и паузы во время прослушивания. Делая паузы в прослушивании, необходимо: 
- резюмировать - что происходило до сих пор; 
- попытаться догадаться, что может произойти дальше, допуская все предсказания равновероятными; 
- попросить учащихся объяснить, почему они так думают, избегая оценок типа "правильно" или "неправильно", и используя такие как "возможно", "вероятно". 

Чтобы сфокусировать внимание учащихся во время прослушивания, целесообразно также использовать раздаточный материал - так называемый “Listening guide”( см. выше) 

Этап POST-listening не менее важен. Он показывает: 
- насколько глубоко учащиеся поняли аудиоматериал; 
- насколько он им интересен; 
- оказались ли верными их предположения. 

Для этого можно: 
- просмотреть и подкорректировать предварительные записи в “Listening guide”; 
- проанализировать, критически оценить и сделать выводы по прослушанному материалу; 
- суммировать информацию, выполнить это в виде устных высказываний или презентаций, или инсценировки диалогов и т.д. 

Помогают этому следующие упражнения: 
- выполнить задание “Fill in blanks with suitable word” в тексте аудиоматериала; 
- Multiple Choice, True/False, Short Answer, Paraphrase/Summary; 
- ответить на вопросы; 
- проиллюстрировать эпизод; 
- составить план, пересказать; 
- сравнить с ситуацией из жизни и т.д. 

Речь педагога также играет важную роль и занимает немалую часть занятия, поэтому к ней предъявляются большие требования. Главные из них: 
- говорить короткими предложениями; 
- говорить грамматически простыми предложениями; 
- интонировать речь; 
- выделять ключевые слова; 
- ограничивать высказывания в рамках только одной темы, далее расширяя круг тем; 
- употреблять повторяющиеся слова, фразы, предложения; 
- перефразировать высказывания; 
- обязательно давать паузы между высказываниями; 
- размер высказывания увеличивать постепенно - сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный текст или диалог; 
- органично использовать мимику и жесты, пантомимические приемы; 
- задавать вопросы, чтобы убедиться, что вас понимают; 
- давать ясные корректные задания; 
- использовать визуальные опоры в виде картинок или позднее - опоры на текст; 
- на начальном этапе задания также иллюстрировать; 
- систематически проверять понимание учащимися речи педагога; 
- соблюдать английские речевые нормы. 

Речь педагога - не только задания на языке, но и сам процесс обучения. Целесообразно на этапе вводного устного курса выполнять упражнения Listen-and-Do: учить с детьми много песенок и стихов, использовать игры, сопровождать их картинками, активно использовать жесты, мимику движения. Музыкальные задания невероятно облегчают восприятие и помогают формировать и совершенствовать навыки аудирования. 

Большое значение имеет и атмосфера на занятии. Вот некоторые рекомендации для педагога об организации занятия. Поскольку слушание с пониманием – наиболее тяжелая работа при обучении иностранному языку, и возможен даже некоторый стресс, желательно: 
- вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом; 
- подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность; 
- объяснять, что не всегда можно понять все слова - иногда это и не нужно; 
- дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать; 
- развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений; 
- просить детей внимательно смотреть на педагога, в т.ч. на его артикуляцию; 
- просить детей соблюдать тишину во время аудирования; 
- заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры. 

Не углубляясь более в теорию методики обучения аудированию, хочу поделиться заданиями по аудированию для учащихся второго года обучения. Задания составлены или подобраны из методических источников в соответствии с учебным тематическим планом и требованиями к заданиям по аудированию (в формате стандартных тестов и ЕГЭ) 



I. Самое простое задание – диктант. 

1) Listen & write a letter. 
2) Listen & write only the first letter. 
3) Listen & write a word. 
4) Listen & write a sentence. 

II. Упражнения на развитие фонематического слуха. 

http://katti.ucoz.ru/_pu/13/s66544929.jpg


III. Для развития навыков аудирования используем песни. 
1) Listen to the song and choose the best alternative. – предлагаем заполнить пропуски в тексте песни при прослушивании. 

Hello! …………. day! 
Please to see you! 
Let’s …………..! 
Let’s ………………...! 
I will ……………. to you! 

IV. Учим аудированию в игровой форме. 

Игры помогают: 
1) научить учащихся понимать смысл однократного высказывания; 
2) научить выделять главное в потоке информации; 
3) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи; 
4) развивать слуховую память учащихся; 
5) развивать слуховую реакцию 
Например: 
1) Follow me! – Смотри и делай как я, по теме ‘Action verbs’. 
2) Is it edible? – Съедобное–несъедобное, по теме ‘Food’, ‘Fruit – Vegetables’. 

V. Учимся с карандашами. Эффективный прием на начальном этапе обучения, когда дети не владеют навыками письма на ИЯ –совмещать аудирование с любимым занятием детей.

http://katti.ucoz.ru/_pu/13/s27162664.jpg



Литература и интернет-ресурсы 

1. “A framework for planning a listening skills lesson” by Nik Peachey, teacher, trainer and materials writer, The British Council
2. The Primary English Teacher's Guide by Brewster, J, Ellis, G & Girard D, Pearson Education Ltd. 
3. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе» Елухина Н.В «ИЯШ». 
4. Ресурсы образовательных сайтов: 
www.onestopenglish.com ,www.esl.about.com ,www.elfenglish.ru ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию на уроках английского языка.

Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения.  В учебном процессе аудирование выступает как цель и как средство. Как средство оно может быть использо...

Аудирование на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются компоненты содержания обучения аудированию; трудности, возникающие при обучении данному виду деятельности; требования к материалу; упражнения при работе с аудиотекстом...

«Алгоритмы анализа видеофрагментов при выполнении заданий по аудированию на уроках английского языка в 5-6 классах»

Работа с видеофрагментами на уроках английского языка имеет положительный результат при обучении аудированию учащихся.  На примере видеофрагмента "Шрек" я разработала разные типы упражнений...

Формирование и развитие навыка аудирования на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей ученика и применением новых образовательных технологий.

Данная статья об особенностях обучения детей навыку аудирования с учетом их индивидуальных способностей и типа интеллекта....

Обучение аудированию на уроках английского языка

В учебном процессе аудирование является одновременно средствоми целью обучения. При обучение  аудированием учащиеся овладевают зву-ковой стороной языка, его фонемным составом и интонацией: ...

Аудирование на уроках английского языка 6 класс (аудирование с заданиями)

Аудирование на уроках английского языка 6 класс...

Обобщение опыта по английскому языку по теме: "Обучение аудированию на уроках английского языка"

Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения.В реальном общении приходится много слушать, и то, насколько точно и полно воспринимается информация, определяет да...