Актуальные проблемы преподавания языков в начальной школе.
статья на тему

Галимова Фарида Явдатовна

          Проблема содержания обучения иностранным языкам продолжает оставаться сегодня одной из важнейших проблем методической науки.  Данная статья затрагивает некоторые особенности преподавания иностранных языков в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_problemy.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы преподавания языков

в начальной школе.

          Проблема содержания обучения иностранным языкам продолжает оставаться сегодня одной из важнейших проблем методической науки. Это и естественно, ведь социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает сегодня задачу развития духовной сферы учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию развивающего потенциала учебного предмета применительно к личности каждого ученика. Поэтому основная цель обучения иностранным языкам в средней школе состоит в развитии личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности.

          В условиях модернизации российского образования проблема обучения иностранным языкам с первого класса в общеобразовательной школе является актуальной. Интерес к обучению иностранному языку учащихся младших классов в последние годы постоянно возрастает.

Раннее обучение сейчас является приоритетным в языковом образовании.  Однако при переходе к раннему обучению во многих школах учителя иностранных языков столкнулись с рядом трудностей:                                                                                                            

          - отсутствует стыковка программ по родному и иностранному языкам;

- не до конца проанализированы учебные пособия.

- не все учителя владеют методикой обучения детей младшего школьного возраста;

Каковы же особенности  младшего школьного возраста? Готовы ли учащиеся начальных классов к изучению иностранных языков?  

В своей известной работе «Физиология ума» В. Ренфилд и Р. Робертс говорят о том, что «приступить к изучению иностранных языков после 9 лет – это всё равно, что жениться после 60-ти». В этой же работе они отмечают, что «человеческий ум обладает особой способностью к изучению иностранных языков, которая с годами снижается».

Большинство современных психолингвистов и психологов согласны с тем, что особая восприимчивость к изучению иностранных языков проявляется, как правило, до 8 лет, и начинать изучение иностранных языков после этого возраста слишком поздно.

К. Чуковский в своей книге «От 2-х до 5-ти» утверждает, что дети этого возраста особенно восприимчивы к изучению иностранных языков и что они с удовольствием  изучают правила и значения слов. Кажется, как будто их мозг в этом возрасте специализируется на изучении языка.  

Статистика свидетельствует о том, что если все члены семьи изучают иностранный язык, то именно дети усваивают этот язык быстрее остальных. Более того, и, что особенно важно, дети младше 8-10 лет очень скоро достигают высокого уровня владения языком и их почти невозможно отличить от носителей языка. Это никогда не происходит с их родителями, даже с теми, кто жил за границей и бегло говорил на этом языке.

Чем же объяснить такую «успешность» в овладении иностранными языками детей  в раннем возрасте?

           - очень хорошая память (если ребёнок запомнил что-то в детстве, то это - навсегда), даже казалось забытые языковые навыки, приобретённые в раннем детстве, очень быстро восстанавливаются всякий раз когда появляется необходимость в их использовании;                                                                                                                                                                                                                                  

- заслуживает внимания и сам механизм запоминания, связанный как с чисто этнологическим фактором, так и психологическим. Первый – это когда, например, утята, появившиеся на свет, идут следом за матерью, воспроизводя её манеру ходьбы, а если на пути утят вместо утки окажется курица, то они будут ходить, как ходит эта курица, иными словами, здесь важен пример для подражания.  

То же и при обучении языку. В этом возрасте срабатывает образец речи, которому ребёнок подражает, имитирует произнесённую взрослым фразу на иностранном языке. Многие вероятно, помнят о том, что в детстве мы запоминали какие-то странные, необычные слова, значения которых иногда даже не понимали. Но эта особая способность к запоминанию слов проявляется не в любых условиях, а только специально созданных для изучения языка. И если первые иностранные слова, запоминаются только потому, что они новые, то для запоминания последующих слов, нужно продумывать и находить особый механизм, обеспечивающий их запоминание.

Распространённое же мнение об исключительной памяти детей является неверным. В действительности объём памяти детей значительно меньше, чем у взрослых. Существует порог запоминания материала. Так, на одном уроке рекомендуется давать не более 7 слов, а грамматические правила следует давать на известном лексическом материале.

Преимуществом детской памяти является то, что дети запоминают материал надолго и помнят его всю жизнь. Но при этом они испытывают трудности, связанные с извлечением информации из памяти. Многие преподаватели отмечают, что учащиеся испытывают трудности с воспроизведением уже знакомых им слов и выражений в новой ситуации. Это обстоятельство часто приводит неопытных учителей в замешательство, и они начинают думать, что у  их учеников нет способностей к изучению языка, а учителям в этой ситуации нужно лишь терпение, так как очень скоро у этих учащихся  срабатывает «операционная» память и они начинают «выдавать» слова и фразы с ещё большей скоростью.

Кроме того, дети раннего возраста особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Материалы, посвящённые стране изучаемого языка, стимулируют их образное мышление, влияют на чувства, формируют вкус,  словесно оказывают воздействие на эмоции ребёнка и его образно-художественную память. Они вызывают познавательный интерес к предмету, а новые яркие впечатления помогают пробудить у детей интерес к учению. Интерес же в свою очередь повышает активность и эффективность усвоения знаний.

Большинство сторонников раннего обучения знают, что «неспособных» учеников просто не существует. Все, кто владеет родным языком, способны изучить ещё один. Они кажутся неспособными только тогда, когда применяются неправильные методы обучения.                  

Таким образом, можно говорить об обоснованности введения раннего обучения и выделить целый ряд причин для преподавания иностранного языка на начальной ступени обучения:

- это самый благоприятный период для лингвистического развития ребёнка  и его надо использовать для создания  базы по дальнейшему лингвистическому образованию;

- раннее обучение детей даёт возможность иметь максимум учебного времени для изучения иностранного языка – чем раньше начать, тем больше времени мы имеем для его изучения;

- с самого раннего возраста, знакомясь с культурой страны изучаемого языка, мы воспитываем в детях толерантность, терпимость, чувство сопричастности к другим людям;

- изучение иностранного языка в раннем возрасте наряду с практической значимостью, развивает у детей способность лучше постигать и свой родной язык;

- изучение языков улучшает память детей, их мышление, восприятие, воображение и т.д.;

Для того чтобы сделать учебный процесс увлекательным и интересным,  администрация школы, учителя начальной школы, учителя иностранных языков вместе  должны продумать пути решения таких проблем, как: создание комфортных психологических условий, умение поддержать интерес к изучению иностранных языков, целенаправленная работа с родителями, подборка учебно-методических комплексов и дидактического материала.

 Учителю иностранного языка, приступающего к раннему обучению необходимо:                                                                                                      

          - отказаться от старого видения процесса обучения иностранным языкам и освоить общую стратегию раннего обучения, новые педагогические формы общения с детьми младшего возраста (коммуникативная направленность, развивающе-воспитательный характер процесса обучения, сюжетно-тематическое построение учебных пособий, моделирование процесса обучения языка с опорой на родной язык, организация игровой деятельности детей и т.д.).

- освоить новые педагогические формы общения с детьми младшего школьного возраста, учесть ряд особенностей общения ребёнка со взрослыми и сверстниками; уметь организовать взаимодействие с детьми и управлять их деятельностью; понимать закономерности общения, их зависимость от возраста, интеллекта ученика, условий и задач обучения.

           - познакомиться с возрастными особенностями развития детей младшего школьного возраста.

       

          Всё это позволит учителю сделать процесс обучения иностранному языку в начальных классах успешным и эффективным.  

Список использованной литературы:

1. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – Москва-Воронеж: Российская академия образования. – 2001.

2. Концепция 12-летней школы по иностранным языкам/ В.В.Сафонова, Е.Н. Соловова, М.З. Биболетова и др.//Иностранные языки в школе.- 2000.- №6

3. Полат Е.С. Разноуровневое обучение//Иностранные языки в школе. – 2000.- №6.

4. Мухамедьярова Г.Р. Урок английского языка в 1 классе// Иностранные языки в школе. – 2002.- №3.

5. Гришанова И.А. Актуализация ситуации успеха при обучении иностранному языку младших школьников.//Иностранные языки в школе. – 2007.- №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе....

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических...

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быт...

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Статья про актуальные проблемы преподавания физкультуры в школе....

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе...

Статья Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить ...

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быт...