Главные вкладки

    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка
    статья на тему

    Пресникова Екатерина Владимировна

    в статье рассматриваются приемы и методы работы педагога по развитию познавательного интереса у учащихся, применение новых технологий и использование различных форм построения учебно-воспитательного процесса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_poznavatelnogo_interesa_na_urokah_aya.docx23.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка

    Методика преподавания иностранного языка должна основываться на разумном сочетании теории и практики, широком использовании звучащей речи на уроках, тщательном отборе языкового материала, в том числе, образцов речи, и создании научно обоснованной системы упражнений для овладения устной и письменной речью на английском языке. В процессе обучения языку, учащиеся должны научиться свободно пользоваться всеми видами речевой деятельности - говорением, аудированием, чтением, письмом - как естественным средством коммуникации с соблюдением языковых и стилистических норм данного иностранного языка. Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу.

    Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность обучения. Одной из основных задач, стоящим перед педагогом - найти те возможности, которые помогут заинтересовать учеников и удерживать этот интерес при обучении. Это возможно при знании различных психологических и педагогических особенностей. В системе воспитательного воздействия на учащихся велика роль внеклассных мероприятий на иностранном языке. Они призваны способствовать дальнейшему совершенствованию практического владения учащимися английским языком, нравственному развитию личности, составляя часть единого учебно-воспитательного процесса, дополняя и развивая учебную работу на уроке. Как показывает практика, внеклассные занятия при их правильной организации, рациональном выборе содержания, видов, методов и приёмов их проведения помогают учителю решать важнейшие задачи образования. В условиях внеклассной работы учитель имеет возможность системно и целенаправленно развивать и углублять некоторые из основных понятий, сообщаемых учащимся на уроке иностранного языка, совершенствовать основные речевые умения, предусмотренные программой. Знакомить учащихся с важнейшими произведениями зарубежной литературы, бытом и культурой народа, язык которого изучается.

    Применение новых технологий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствует не только поддержанию интереса к изучению английского языка и обеспечению высокого уровня знаний, но и повышает общий интеллектуальный уровень учащихся.

    Нетрадиционные формы уроков, наряду с обязательным курсом, создают условия для более полного осуществления практической, воспитательной, образовательной, развивающей целей обучения, а также являются одним из средств повышения мотивации, которая в свою очередь - важное условие при изучении иностранного языка. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний.

    Педагог может использовать, кроме традиционного, такие формы построения учебно-воспитательного процесса:

    • урок-лекция;
    • урок-путешествие;
    • урок-игра;
    • урок-диспут;
    • урок-турнир;
    • урок-викторина;
    • видео-урок;
    • урок-конференция;
    • урок-брейн - ринг;
    • урок-проект;
    • урок-исследование;
    • урок-рассуждение;
    • урок-экскурсия.

    Чтение текстов, диалогов вносит разнообразие в урок, развивает познавательный интерес учащихся к иностранному языку, помогает активизировать их мыслительную деятельность, расширяет представления об окружающем мире и словарный запас школьников по иностранному языку. Познавательный интерес к иностранному языку можно сформировать, соблюдая ряд условий:

    1) Организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает вопросы проблемного характера;

    2) Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку; чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интересен для учащихся;

    3) обучение должно быть трудным, но посильным; чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать;

    Для проявления интереса к элементам образования на иностранном языке необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

    Современную жизнь уже невозможно представить без интернета. Для современных детей и подростков интернет - это, помимо развлечения, один из способов доступа к нужной информации. Детским увлечением интернетом и другими элементами информационных технологий можно воспользоваться для расширения сферы и пробуждения у ребят познавательных интересов. Поэтому сегодня учитель должен быть особенно эрудирован, обязательно должен владеть компьютерными технологиями, умело использовать интернет в учебной и внеурочной деятельности. Учитель должен воспитывать у школьников культуру общения с техникой, обучать поиску полезной информации в сети, умению анализировать, обобщать, делать выводы. В результате чего будут расширяться способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в различных олимпиадах по английскому языку.

    Уроки английского языка - это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, изобразительное искусство, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по английскому языку.

    Так как последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку как средству международного общения, он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило его использование в особое положение с другими языками, поэтому учитель работает над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса.

    У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть. А что касается форм урока, то существует несколько нюансов, от которых зависит выбор той или иной формы урока: тема, содержание, дидактические задачи и, конечно, возрастные особенности учащихся.

    • Видео - урок

    Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

    • Урок-проект

    Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Метод проектов - это метод 5 «п»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт и презентация.

    При подборе темы проекта необходимо ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

    • Урок-экскурсия (урок - путешествие)

    Урок-экскурсия с использованием информационно-коммуникационных технологий поможет познакомиться с прекрасными ландшафтами, историческими и культурными традициями, достопримечательностями. Что ещё нужно, чтобы почувствовать себя частью английской культуры и испытать те же чувства, которые испытывают жители столь удивительных мест?

    Структура проведения урока-экскурсии: учащимся сообщается тема экскурсии и предлагается догадаться о её содержании. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания презентации, положенной в основу урока. Новая лексика вводится перед началом. Также предлагаются вопросы, на которые предстоит ответить учащимся по окончании экскурсии.

    • Урок-игра

    Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-игра. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

    • Урок-диспут (или дебаты)

    Дебаты развивают умение логически и критически мыслить; умение организовывать свои мысли; владение устной речью; риторические умения; уверенность в собственных силах; способность работать в группе; способность сосредотачиваться на сути проблемы; умение держаться на публике.

    • урок-турнир

    обычно проводятся для учащихся младших классов в конце четверти на заключительном уроке. Им предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д.

    • Урок-размышление, урок-дискуссия, урок-круглый стол, урок-беседа

    похожи по своей структуре. Учитель выбирает определенную тематику, разрабатывает план проведения урока. Заранее объявляется тема такого урока и те вопросы, ответы на которые желательно подготовить.

    • Урок-исследование

    это урок, на котором учащиеся могут исследовать себя и найти ответы на какие-то важные вопросы. Им предлагаются какие-либо тесты (на иностранном языке) психологического или познавательного характера, которые они выполняют во время урока.

    Нетрадиционные уроки позволяют:

    1) формировать у учащихся целостное представление об изучаемой теме;

    2) объяснять наиболее трудные вопросы изучаемой темы;

    3) реализовать межпредметные связи в соответствии с требованиями времени;

    4) активизировать познавательную деятельность учащихся;

    5) повышать качество усвоения изучаемого материала;

    6) создавать творческую обстановку в коллективе учащихся;

    7) выявлять способности каждого;

    8) улучшать контакт учителя с учащимися;

    9) формировать навыки работы школьников с дополнительной литературой;

    10) учить учащихся сравнивать, обобщать, экспериментировать;

    11) повышать интерес учащихся к иностранному языку;

    12) обогащать знания учащихся новыми сведениями.

    К сожалению, многие учащиеся не испытывают интереса к иностранному языку, в силу отсутствия языковой среды, в которой они могли бы использовать полученные знания, непонимания иноязычной речи, естественной трудности её восприятия, поэтому они не видят личностного смысла в изучении иностранного языка. Между тем, глобальные изменения в мире, процессы интеграции делают актуальным знание иностранного языка и его освоение. Поэтому меня интересует проблема, каким образом можно стимулировать познавательный интерес к изучению предмета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

    Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьник...

    «Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»

    В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся  обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...

    Игровые технологии как фактор развития творческих умений умений учащихся на уроках английского языка.

    Эта методическая разработка поможет учителю английского языка в его работе с учащимися. Здесь вы можете познакомиться с игровыми технологиями, которые следует использовать на уроках английского...

    Музыкальные и песенные презентации как средство формирования познавательного интереса у учащихся в изучении английского языка в условиях развития

    Музыкальные и песенные презентации как средство формирования познавательного интереса у учащихся в изучении английского языка в условиях развития...

    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

    Презентация по теме "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"...

    «Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

    Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

    Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы"

    Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы" на школьном методическом объединении естественно-математическог...