СПОСОБЫ ПОДАЧИ, ОСВОЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
статья по теме
Статья написана в соавторстве со старшим преподавателем Российской государственной специализированной академии искусств Дементьевой Л.Б. Читателям предлагается анализ разных способов подачи и активизации лексического материала в различных возрастных группах. Впервые статья была опубликована в журнале "Педагогические науки" №6 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 127.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Г.В., преподаватель английского языка АНОСОШ «Приоритет»
Дементьева Л.Б., ст. преподаватель английского языка Российской Государственной Специализированной Академии Искусств
СПОСОБЫ ПОДАЧИ, ОСВОЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Изучение иностранного (английского) языка предусматривает владение лексическим минимумом, обеспечивающим возможность общения в бытовой, социально-культурной и профессиональной сферах. Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся.
Сущность отбора лексики состоит в том, чтобы из множества слов, устойчивых словосочетаний и речевых клише выделить ту часть, которая по своему составу и объему соответствует целям и условиям данного курса обучения. Отобранный минимум лексики должен при этом с достаточной надежностью обеспечивать развитие речевых умений и навыков, требуемых программой, быть посильным для каждой возрастной группы учащихся, способствовать решению образовательных и воспитательных задач.
Каков же этот минимум для различных возрастных групп? А сколько вообще слов в английском языке? Оказывается очень много, по крайней мере, 500000. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчиль, помимо прочих достоинств, был известен своим необыкновенно большим словарным запасом. В своих письменных трудах он использовал почти 60000 слов. А знаменитый английский драматург Уильям Шекспир при сочинении своих бессмертных произведений использовал 17000 слов. И наконец, сколько же слов использует среднестатистический англоговорящий человек в своей каждодневной речи? Порядка 5000 слов. Много это или мало?
В соответствии с примерными программами по иностранному языку, составленными на основе ФГОС, лексический запас выпускника средней общеобразовательной школы должен составлять не менее 1400 лексических единиц, а у ученика начальной школы (к концу 4 класса) он должен быть не менее 500 слов. В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения выпускник должен обладать навыками распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; основные способы словообразования: аффиксации, словосложения, конверсии.
Таким образом, перед преподавателями и учащимися стоит непростая задача. Общеизвестно, что при изучении иностранного языка наиболее трудоемким процессом является изучение и запоминание новых слов – на их освоение тратится около 70% времени и усилий. Следовательно, учителю необходимо проявить максимум творчества и изобретательности, представляя и отрабатывая новую лексику, чтобы облегчить ее усвоение учащимися.
Работая с младшими школьниками, необходимо помнить, что маленькие дети в первую очередь запоминают названия вещей, которые можно потрогать, увидеть, поиграть с ними. Принцип наглядности и интерактивности должен быть ведущим при презентации нового вокабуляра данной категории учащихся. Изучая части тела, можно использовать куклу, разыгрывая диалоги – пальчиковые игрушки или кукольный театр. Мебель в классе, содержимое портфелей, картинки и плакаты эффективно помогут учителю ввести и активизировать новую лексику.
Следует ли использовать эти же методы подачи лексического материала при работе со старшими школьниками или студентами институтов? Безусловно, да. Конечно, игрушки могут быть заменены реалиями (например, принесенный в класс мандарин поможет презентовать синонимический ряд «smell-odour –perfume-aroma»), кукольный театр может уступить место маскам (ученики средней и старшей школы с удовольствием пользуются масками, отрабатывая ситуацию знакомства, интервью). Работая в старшей и средней школе, а также в ВУЗах и опираясь на уже сформированные у учащихся знания и умения, преподаватель получает в свое распоряжение более сложные, но не менее эффективные способы презентации лексики – стимулирование лексической догадки учащихся по контексту, синонимический и антонимический ряды, категоризация и т.д.
Безусловно, какие-то элементы этих методов подачи лексического материала можно использовать и в начальной школе.
Необходимо отметить еще один эффективный способ презентации и активизации новых лексических единиц - метод полного физического реагирования, разработанный американским психологом Дж. Ашером. Несмотря на то, что данный метод используется при работе со всеми возрастными группами, на наш взгляд максимальный результат его применение приносит в начальной школе. Игры, основанные на этом методе (TPR games) прекрасно помогают презентовать и усвоить глаголы движения, дают возможность учащимся освоиться в новой лексической среде, почувствовать себя комфортно. Общеизвестный пример TPR games – стихотворение-действие “Hands up - Hands down - Hands on hips - sit down…”. Преподаватель читает стихотворение, сопровождая его действиями, затем многократно выполняет действие вместе со студентами, увеличивая или замедляя темп.
Следует отметить, что чанты, стихи и песни в целом являются прекрасным способом и презентации, и активизации, и отработки лексического материала для всех возрастных групп учащихся. Безусловно, задача учителя состоит в правильной подборке лексического материала, соответствующего возрасту и уровню данной конкретной группы учащихся. Ученики всех возрастов без исключения получают удовольствие и легко запоминают новую лексику, исполняя песни и стихи, сопровождая их движениями или хлопками. Активизация двигательной активности также способствует запоминанию.
Хотелось бы уделить особое внимание отработке введенной лексики. Безусловно, степень усвоения каждой новой лексической единицы напрямую связана с частотой встречаемости ее в учебном контексте. Учитель должен обеспечить эту частоту. И вновь, для всех возрастных групп эффективным оказывается один и тот же принцип – принцип многократного повторения. Так как наши ученики не находятся в аутентичной языковой среде, когда процесс усвоения лексики происходит естественным путем, преподаватель должен создать искусственный вариативный контекст, содержащий изучаемую лексику. Чем старше ученик, тем больше, на наш взгляд, должна быть вариативность [a]предлагаемого учебного контекста.
И для младшей школы, и для учащихся среднего и старшего звена актуальными будут разнообразные лексические и ролевые игры (соответственно возрасту и уровню), задания на аудирование и чтение, содержащие определенную лексику, пересказ и составление собственных историй, ведение учащимися словаря. Как правило, учебно-методические комплексы, которые использует учитель в своей работе, учитывают необходимость периодического повторения вводимой по программе лексики. Задача преподавателя – адаптировать степень повторяемости к нуждам каждой конкретной группы, и в идеале – каждого конкретного учащегося. Если преподаватель справится с этой нелегкой задачей, процесс освоения новой лексики и расширения их лексического запаса не будет вызывать трудностей у учащихся.
Библиография:
Asher J., Language by command. The Total Physical Response approach to learning language // The way of learning. Summer 1984
Morgan J., and Rinvolucri, M., 2004. Vocabulary. Oxford: Oxford University Press.
Slattery M., 2004. Vocabulary Activities. Oxford: Oxford University Press
Pinter A., 2006. Teaching Young Language Learners. Oxford: Oxford University Press
[a]Оставлен комментарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-171954-1359200817.jpg)
Современные образовательные технологии как средство развития интереса к изучению английского языка на различных ступенях общеобразовательной школы.
Современное общество оценивает иностранный язык как важнейшее средство межличностного и межкультурного общения, без которого невозможно развитие международных связей нашего...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-380982-1389545044.jpg)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Современная школа должна выпускать в мир образованного , творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Если раньше ученики получали от учителя готовые знания, сейчас...
Активизация лексических навыков на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения
Активизация лексических навыков на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-873055-1483809134.jpg)
Упражнения для отработки лексического материала на уроках английского языка
Статья содержит наиболее распространенные упражнения на отработку лексики, а также на проверку уровня сформированности знания лексических единиц....
Активизация лексических единиц на уроках английского языка
Активизация лексических единиц на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-392857-1392117072.jpg)
«Использование мобильного приложения Quizlet для актуализации лексического материала на уроках английского языка обучающихся 5-х классов»
Приложение Quizlet позволяет создавать наборы карточек – модули на различные темы и по любым предметам. Модули для изучения английского языка представляют собой карточки со словами и их переводо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/04/picture-1285843-1604486511.jpg)
Мастер -класс на тему " Работа над усвоением лексического материала на уроках английского языка"
Знать слово- значит знать его формы,значение и употреление.Основные этапы работы с лексическим материалом это: present,practice,produce....