Конкурсное задание. Методический семинар "Педагогическая технология «Дебаты» как эффективное средство воспитания обучающихся в рамках предмета «Иностранный язык».
учебно-методический материал по теме

Гармс Дарья Петровна

Аудитория: педагоги образовательных организаций  ООО и СОО.

Цель: создание условий для углубления знаний педагогов об использовании педагогической технологии «Дебаты» в предметной области «Иностранный язык».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Методический семинар

Тема: Педагогическая технология «Дебаты» как эффективное средство воспитания обучающихся в рамках предмета «Иностранный язык».

Аудитория: педагоги образовательных организаций  ООО и СОО.

Цель: создание условий для углубления знаний педагогов об использовании педагогической технологии «Дебаты» в предметной области «Иностранный язык».

Задачи:

  1. Познакомить с основными этапами технологии «Дебаты»;
  2. Познакомить с критериями оценивания поединка;
  3. Показать на практике применение технологии;
  4. Провести подробный анализ результатов игры.

План проведения семинара:

  1. Вводная часть (теория). Знакомство с технологией «Дебаты».
  2. Применение технологии «Дебаты» в урочной и внеурочной деятельности предметной области «Иностранный язык» с участием обучающихся 10 класса.
  3. Практическая часть. Демонстрация применения технологии «Дебаты». Тема резолюции: «Знание иностранного языка является необходимым условием получения хорошей работы». Анализ игры.
  4. Рефлексия. (Анкета обратной связи).

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Отметим некоторые характеристики из документа:

«креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни».

МБОУ «СОШ № 14» с 2012-2013 учебного года работает в рамках муниципального проекта как «базовое учреждение по направлению «Организация правового воспитания школьников на основе технологии «Дебаты». Инновационной идеей проекта является внедрение практико-ориентированных образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода с целью создания условий для формирования и развития правовой компетентности участников образовательного процесса. Инновационная  образовательная  технология  "Дебаты" позволяет в форме интеллектуальной командной ролевой игры формировать собственную гражданскую позицию, развить навыки критического осмысления окружающей действительности и на его основе преобразовывать эту действительность.

Поставленные задачи решались через реализацию обучающего курса по технологии «Дебаты» через систему школьных и муниципальных  семинаров для обучающихся 6/8-11 классов и учителей школ города.  Проведение I муниципального турнира по «Дебатам»  состоялось 6 апреля 2013 г.

Важно отметить, что среди современных педагогических технологий основной школы в условиях реализации ФГОС педагогическая технология «Дебаты» является одной из ведущих, так как она характеризуется индивидуализацией деятельности, возможностью самостоятельного поиска и практического применения знаний, имеет высокий мотивационный потенциал, а также развивает все виды УУД.

Дебаты – это дискуссионная ролевая игра, учебная технология,  позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс обсуждения спорных вопросов.

Дебаты как вид молодежной деятельности возникли  в США в 1930-е годы. В России Международная программа «Дебаты» начала распространяться с 1993 года.

Дебаты бывают разных видов, но самые известные из них:  Дебаты Карла Поппера, Дебаты Линкольна-Дугласа, Парламентские дебаты, Импровизационная речь, авторское исполнение и т.д.

Отличительные черты дебатов:

- жёсткий временной лимит выступления каждого участника,

- чёткие ролевые предписания,

- разнообразие и объективность критериев оценки.

Участники дебатов:

1. Команды – спикеры. Команда, защищающая тему, называется утверждающей (У) Команда, опровергающая тему, называется отрицающей (О).

2. Судьи.

3. Таймкипер.

4. Тренеры (тьютеры)

Суть дебатов в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Важно понимать, что это ролевая интеллектуальная игра, в которой важно проявлять уважение и честность.

В основе «Дебатов» лежит Кейс. Сюжет доказательств выстраивается по следующему алгоритму:
- приветствие слушателей;
- представление команды и самого себя;
- выдвижение критерия;
- аргументация;
- заключение;
- благодарность за внимание.

В ходе игры можно задавать перекрестные вопросы. Цель задающих вопросы -  принизить значение аргументов другой стороны, используя даже те аргументы, которые уже прозвучали в речи спикера противника. Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя  «на личности».

Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения.

Клише: верно ли...;  действительно ли…; правильно ли мы поняли, что...; позвольте уточнить... и т.п.

Цель заключения - это пояснить поставленную цель речи, то есть соотнести сказанное с критерием, поднять на высшую ступень интерес слушателей, подчеркнуть смысл речи и сделать все возможное, чтобы создать у судей и зрителей надлежащее настроение.

Заключение - это последнее, что услышит от вас судья, поэтому здесь важны краткость и яркость.

Критерии оценки выступления команды:
Аргументы
Отношение к теме
Разнообразие, глубина
Доказательность
Полнота ответов на вопросы
Фактические ошибки
Логика построения речи
Соблюдение регламента
Культура речи
Корректность

Выступающим важно  использовать Клише, например:

- «Данный аргумент может быть рассмотрен в нескольких аспектах. Прежде всего, мы обратимся к…»

- «Итак, на основании приведенных аргументов мы утверждаем, что...»

- «Мы надеемся, что убедили вас в том, что...»

- «Как я Вас понял ...», «Вы говорите ...», «По Вашему мнению ...», - «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь ...»,

- «То, что Вы в данный момент сказали, может означать ...».

- «Вот по какой причине вам следует принять наше утверждение...»

Дебаты в образовательном процессе выступают как часть учебного плана (элективный курс), форма организации учебной деятельности (клуб «Дебаты»), как педагогическая технология (форма организации урока).

Требования ФГОС «Иностранный язык». Изучение предметных областей «Филология» и «Иностранные языки» должно обеспечить:

сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

свободное использование словарного запаса;

сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.

Таким образом, данная технология может выступать как ведущая при подготовке к написанию ЕГЭ часть С «Написание эссе», где необходимо привести аргументы за и против, а также обосновать их и сделать вывод. Например, Some people think that extreme sports help to build character.   What is your opinion? Do you agree with this statement? Write 200–250 words.    Use the following plan:

− make an introduction (state the problem)

− express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion

− express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion

− explain why you don’t agree with the opposing opinion.

− make a conclusion restating your position.

                        Таким образом, преимущества технологии «Дебаты» очевидны:

  1. Применение данной технологии развивает все виды УУД;
  2. Повышает мотивацию к изучению иностранных языков;
  3. Обладает высокой личностной значимостью;
  4. Имеет высокий воспитательный потенциал.

Список использованной литературы:

1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 2001.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2003 г.

3.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998г.

4. Сайт http//www.auditorium.ru/books/1616/ Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам.

Таблица оценивания поединка по технологии «Дебаты» размещена в Приложении № 1.

Анкета обратной связи размещена Приложении № 2.



Предварительный просмотр:

Таблица оценивания поединка по технологии «Дебаты»

Этапы

ПМ (5)

ЛО (6)

ЗПМ (6)

ЗЛО (6)

ПМ (5)

ЛО (4)

Представление (0,5 б.)

0,5 б.

0,5 б.

0,5 б.

0,5 б.

Интерпретация резолюции (0,5 б.)

0,5 б.

0,5 б.

0,5 б.

0,5 б.

1-ый аргумент (1 б.)

1 б.

1 б.

Подтверждение аргумента (1 б.)

1 б.

1 б.

Контраргументация (1 б.)

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

Подтверждение контраргумента (1 б.)

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

*Ответы на перекрестный вопрос (1 б.)

1 б.

1 б.

2-ой  аргумент (1 б.)

1 б.

1 б.

Подтверждение аргумента (1 б.)

1 б.

1 б.

Подведение итогов (0,5 б.)

0,5 б.

0,5 б.

Итого:

4 б.

6 б.

5 б.

5 б.

2,5 б.

0,5 б.

ПМ – Премьер-министр, ЗМП – Заместитель Премьер-министра, ЛО – Лидер оппозиции, ЗЛО -  Заместитель лидера оппозиции



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, оцените данное мероприятие по 5-балльной шкале!

  1. Уровень организации мероприятия_______________.
  2. Доступность и актуальность представленного материала______________________.

Планируете ли Вы использовать технологию «Дебаты» в своей педагогической деятельности?- Да/ Нет/ Не знаю/ Возможно  ___________________.

Ваши пожелания организаторам мероприятия:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...

Повышение эффективности учебного процесса посредством использования видеоматериалов в рамках предмета «Иностранный язык»

В статье рассматривается варианты использования видеоматериалов для повышения эффективности учебного процесса и создания благоприятных условий для формирования коммуникативной (языковой и социокультур...

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации...

Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).

Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....

Фонд оценочных средств к рабочей программе учебного предмета "Иностранный язык" для 8 класса

В документе представлены спецификации всех контрольных работ для 8 класса к учебнику Starlight 8....