Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
статья на тему

Колыхалина Вера Ильинична

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Учитель иностранного  языка МБОУ«Школа №40»,

                                                                              председатель МО учителей ин.языка,

                                                                              Колыхалина В.И.,

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами.

Одной из главных задач ОУ является профессиональная адаптации молодого педагога к образовательной среде. Решить эту проблему поможет организация школьного наставничества. Главная задача наставника — помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

 При назначении наставника администрация образовательного учреждения должна хорошо знать, что наставничество — это поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог — наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей. При организации наставничества директор школы издает приказ о назначении наставника на учебный год.

 Наставник необходим следующим категориям педагогов: — молодым учителям — вновь пришедшим учителям после перерыва в педагогической деятельности — наставник необходим учителям — неспециалистам.

Во-первых педагогу-наставнику необходимо обратить внимание молодого педагога: на организацию образовательного процесса и ведение школьной документации. 846 «Молодой учёный» . № 6 (110) Педагогика . Март, 2016 г.

Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях: — подготовка современного урока, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения; — разработка рабочих программ по предметам; — ведение классных журналов; — организация самообразовательной работы по методической теме; — участие в методической работе ОУ; — освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе; — подготовка к предстоящей аттестации на квалификационную категорию по должности «учитель».

 Большое внимание педагог-наставник уделяет методическим формам работы с молодыми педагогами. Определенную роль в становлении молодого учителя играет его участие в методических мероприятиях школы. Методические дни, методические недели, профессиональные конкурсы, участие в школьных семинарах, конференциях, открытые уроки опытных учителей — неполный перечень методических мероприятий, которые проходят в ОУ по повышению педагогического мастерства [1, с. 66].

Заместитель директора школы и наставники обязаны подготовить для молодых педагогов различные рекомендации: — требования к современному уроку; — обязанности классного руководителя); — организация работы с неуспевающими учащимися; — организация работы с одаренными учащимися — анализ и самоанализ урока; — организация работы с родителями; — внеурочная деятельность по предмету; — методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

 Одной из эффективных форм методической работы является создание портфолио учителя. Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. Портфолио помогает молодому педагогу увидеть динамику в профессиональном развитии в процессе наставнической деятельности. А также портфолио определяет повышение профессионального уровня педагога, уровень самоорганизации, самореализации, развитие коммуникативных навыков. Использовать портфолио возможно и при аттестации на квалификационную категорию. Портфолио поможет контролировать работу наставника, правильно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, объективно оценивать результаты профессионального роста молодого педагога. Портфолио ведет молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте [2, с. 44].

 Доброжелательность, эмпатия, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста. Взаимопонимание не состоится, если между наставником и учеником не будет доверия. Сотрудничество в рамках профессиональных обязанностей между наставником и молодым учителем необходимо для того, чтобы процесс адаптации прошел успешно. Наставничество — процесс долгий и трудный. Педагог-наставник должен быть терпеливым и целеустремленным и коммуникабельным. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя проходит поэтапно и включает в себя формирование и развитие профессиональной компетентности педагога (Нормативно-правовой, методологической, психолого-педагогической.)

Предметно-методической, информационной), поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа: — мотивационно-целевой, когда, наставник определяет обязанности и полномочия молодого педагога, а также выявляет недостатки в его компетентностях, чтобы выработать программу адаптации. [3, с. 34]. — главный этап, где наставник разрабатывает и работает над реализацией программы адаптации, осуществляет корректировку профессиональных компетентностей молодого учителя, помогает разработать программу самосовершенствования. — итоговый, на данном этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет готовность молодого учителя к выполнению своих функциональных обязанностей.

 Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации. Эффективность системы наставничества помогает руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность. В процессе наставничества затрагиваются интересы трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, учителя — наставника и школы. [4, с. 77]. Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, компетентности, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, коллегами; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Учитель — наставник развивает свои профессиональные качества; методические, методологические, психолого — педагогические, информационные. Образовательное учреждение повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между коллегами [7, с. 84].

 Литература: 1. Арьяева, Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. — СПб.: ИПК СПО, 2012; с 55. 2. Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей/Аминов Н.А. Вопросы психологиии. 2012. — № 5. — с 71–77. 3. Ведерникова, Л.В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога М: МАНПО — № 42010 — с 87–99; 4. Ведерникова, Л.В. Подготовка педагога как творческого профессионала — Ишим: Издательство: ИГПИ им П.П. Ершова — 2006, с. 109. 5. Вершловский, С.Г. Учитель-методист — наставник стажера: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2003, с. 210. 6. Родионова, Н.Ф. Современные ориентиры обновления педагогического образования и федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения/Родионова Н.Ф. с. 89. 7. Онушкин, В.Г., Кулюткин Ю.Н., Вершловский С.Г. Профессия — учитель: Беседы с молодыми учителями. — М.: «Педагогика», 2001.–104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Новая школа глазами молодого педагога»

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного проф...

Новая школа глазами молодого педагога

У каждого ребенка есть право на счастье. Будут ли счастливыми и успешными ребята, зависит от взрослых, в первую очередь от  нас, педагогов.Какой должна быть современная школа?...

Новая школа глазами молодого педагога

Творческая работа к конкурсу "Педагогический дебют"...

Организация наставничества в школе.

Положение и организация наставничества в работе с молодыми специалистами по физической культуре в школе....

Сценарий открытия каникулярной школы для Молодых педагогов - Югры "ФОРМУЛА УСПЕХА"

Вашему вниманию предлагаю сценарий открытия каникулярной школы Молодой педагог - Югры. Формула Успеха....

Роль наставничества в профессиональном развитии молодого педагога.

Главная цель наставника – помочь молодому педагогу реализовать свои способности, развить личностные качества, коммуникативные умения и в целом реализовать себя в учебном процессе....