Реализация образовательных стандартов при использовании электронных форм учебников
методическая разработка (5 класс)

Анашкина Лена Рудольфовна

ЭФУ-инструмент для реализации ФГОС, главными принципами которого являются:

-использование технологий деятельностного типа

-индивидуализации процесса образования

-реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация образовательных стандартов

при использовании электронных форм учебников

Автор: Анашкина Л.Р. учитель немецкого языка МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Закон "Об образовании в РФ»

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Приказ N 1047 МинобрнаукиРоссии от 5 сентября 2013 года

«Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

«В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз.

Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 года

Цель образования в ФГОС

Основная задача образовательной организации - перевести учащегося в режим саморазвития, иными словами говоря, акцент должен быть сделан на результатах обучения, выраженных на языке компетенций (УУД - универсальные учебные действия)

ЭФУ – инструмент для реализации ФГОС, главными принципами которого являются:

-овладение навыками смыслового чтения текстов

-использование технологий деятельностного типа

-реализация индивидуальных образовательных планов обучающихся

-овладение базовыми межпредметными понятиями

-индивидуализация процесса образования

-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе  –дистанционное

-использование виртуально-наглядных моделей

Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:

 - получение информации,

 - практическое применение информации,

  -проверка полученных знаний.

Приоритетным направлением деятельности нашей гимназии   является улучшение качества образования путем повышения  мотивации учащихся через внедрение информационных коммуникационных технологий. В связи с этим стала складываться система работы по повышению мотивации учащихся через использование электронных учебных  пособий.

На базе МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» в статусе региональной инновационной площадки была создана рабочая группа по внедрению электронных форм учебников в образовательный процесс.

  Основная цель применения электронных учебных пособий - повышение эффективности обучения - достигается различными методами, направленными на усиление мотивации обучающегося и активизацию его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации. 
Электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя текстовую (аудио) часть, графику (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимацию, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок. 

  Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность школьников, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.

 Интерактивная часть в электронных учебниках играет важную роль. Интерактивные материалы собраны в отдельный модуль, обращение к ним возможно из любой части курса. 

 Цель: повышение эффективности обучения посредством самоконтроля знаний на различных этапах изучения курса; введения игрового элемента; тренингов и тестов. Самоконтроль осуществляется на двух уровнях: входной контроль в начале каждой темы, позволяющий оценить готовность обучающегося к усвоению материала; итоговый рейтинговый контроль по завершению работы над отдельными темами. Реализация самоконтроля осуществляется через вопросники типа: выбрать вариант ответа на вопрос из нескольких предложенных; дать утвердительный или отрицательный ответ на поставленный вопрос. Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении школьников иностранному языку. Учащиеся могут работать в подходящем для них режиме: компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждёт, пока они сами справятся с упражнениями. Компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и объективно оценивает сделанные упражнения.

Возможности использования ЭФУ   в качестве тестового контроля.

 1. Учет потребностей разных категорий обучающихся;

2. Работа в индивидуальном темпе;

 3. Разные формы контроля;

ЭФУ обладает рядом преимуществ в качестве индивидуальной формы обучения. Преимущества электронной формы учебника в зависимости от доминирующего способа восприятия:

1. Визуалам: галереи фотографий, видеофрагменты, текстовая информация;

2. Аудиалам: звуковое сопровождение, видеофрагменты;

3. Кинестетикам: интерактивные задания и ссылки, виртуальные лаборатории, практические тренажеры и тесты;

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс влечет за собой изменение роли педагога, который превращается из простого «вещателя» в консультанта и организатора деятельности обучающихся по приобретению новых знаний, умений и навыков. Это также и поиск новых, более эффективных методик, методов и приемов преподавания иноязычной культуры для поддержания устойчивого интереса учащихся к изучению иностранного языка, развитие информационной компетентности обучающихся для создания и поддержания их активной мотивации к изучению иностранного языка в условиях отсутствия среды языкового общения.

Ведущей педагогической идеей является использование электронных пособий для повышения мотивации изучения иностранного языка. Использование данных пособий способствует повышению качества усвоения материала по определенным темам.

Упражнения в электронных учебных пособиях подходят для самостоятельной работы учащихся, так как в виде помощи им придаются грамматические таблицы и лексические структуры. Упражнения дополняются акустическими и анимационными трюками, что делает их более наглядными и привлекательными.

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

 Мотивировать должен учитель вопросами на открытие новых возможностей ИМЭУ. Открытие неизвестного (по меньшей мере, себе любимому и одноклассникам) - сильный стимул "грызть гранит науки".

Таким открытием для моих учащихся было создание дополнительных грамматических справочников по темам, двуязычного англо-немецкого словаря, использование знаково-символического моделирования для создания связного монологического высказывания по изучаемым темам.

Работа с электронным учебником может повысить учебную самостоятельность школьников, но это зависит от учителя и организации занятий по предмету. Самостоятельность школьников, по - моему мнению, повысится, если перенести центр тяжести использования ИМЭУ на внеурочные занятия, а на уроке сравнивать результаты, самостоятельно полученные учащимися.

Использование компьютерных средств в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес обучаемых, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

Говоря о связи методики обучения иностранным языкам и новых информационных технологий, необходимо упомянуть об активном исследовании учебных возможностей новейших средств обучения (НСО). В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение НСО позволяет:

1) восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;

2) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;

3) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

4) создавать лучшие условия для программирования и контроля;

5) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;

6) максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;

7) более или менее точно определять качественные показатели иноязычной речи учащихся в магнитной записи;

8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение.

Необходимость широкого внедрения НСО в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного из важнейших дидактических принципов - принципа наглядности.

Электронное учебное пособие дополняет обычное и особенно эффективно в тех случаях, когда оно:

1. Обеспечивает почти мгновенную обратную связь;

2. Помогает быстро найти необходимую информацию;

3. Существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

4. Рассказывает и моделирует;

5. Позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного ученика, проверить знания по определенной теме.

Использование готовых (стандартных) цифровых ресурсов и презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

 - в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

 - при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

  -на этапе объяснения нового материала используются изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей.

  -на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ.

Урок с использованием ЭФУ имеет ряд особенностей:

–наличие технических устройств на уроке

–соблюдение СанПин

–чередование форм деятельности

–наличие наушников

–доступ к различным учебникам

–доступ к авторским материалам учителя.

Таким образом,  использование ЭФУ способствует улучшению качества усвоения  учебного материла,  повышению мотивации изучения иностранного языка и увеличению доли самостоятельной работы учащихся.



Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Кафедра иностранных языков

Урок немецкого языка в 5 классе на тему: «Tiere»

Класс 5г

Дата проведения 6 декабря 2016

Автор: Анашкина Л.Р. учитель немецкого языка

Сургут 2016

Тип урока: урок актуализации знаний и умений, урок-практикум.

Технологии: сотрудничества,  личностно-ориентированная,  здоровьесберегающая, ИКТ.

Возрастная группа: учащиеся 5 класса (12 )

Продолжительность: 1 урок (40 минут).

Цель урока:

Образовательная: актуализация речевого и языкового материала по теме « Животные».

Развивающая: формирование навыков практического применения знаний.

Воспитательная: формирование толерантного отношения к партнеру в группе в паре.

Задачи урока:

-активизация лексики по теме «Животные»;

-актуализация коммуникативных типов предложений;

- развитие интеллектуальных способностей и формирование   универсальных учебных действий;

- формирование и развитие умений  иноязычной коммуникации (говорение, аудирование, чтение);  языковых навыков (фонетических, лексических и  грамматических);  социокультурных умений учащихся;

- создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Коммуникативные умения

Говорение

Аудирование

Чтение

Ученик научится:

-участвовать в элементарном диалоге;

-составлять небольшое описание животного.

Ученик научится:

-понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении вербально/невербальнореагировать на услышанное;

-воспринимать на слух  основную информацию из сообщения, построенном в основном на знакомом языковом материале.

Ученик научится:

-читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.

Ученик получит возможность научиться:

-участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;

-составлять краткое описание животного.

Ученик получит возможность научиться:

-воспринимать на слух и полностью понимать информацию;

Ученик получит возможность научиться:

-догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

-не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание.

УМК: Немецкий язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / М.М. Аверин, Ф джин, Л. Рорман. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2014. – 96 с.: ил. – (Горизонты). Электронная форма учебника.

Технологическая карта урока

Предмет, по которому проводится урок

Немецкий язык

Класс

5

Этап

Форма работы

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Деятельность учителя,

Осуществляемые действия

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

Инициация (начало урока, приветствие)

2 мин

Проверяет готовность учащихся к уроку. Взаимное приветствие в начале урока. Учитель задает несколько вопросов о настроении и настрое учащихся на занятие.

Отвечают на вопросы учителя.

Формирование доброжелательного отношения к одноклассникам

Речевая зарядка. Вхождение и погружение в тему

4 мин

Метод «Zungenbrecher» «Скороговорка»

Рассказывает о своем домашнем животном. Спрашивает у учащихся уже известную скороговорку  о животных, предлагает заменить слова и проговорить быстро. Обсуждает тему и деятельность на уроке. Напоминает учащимся, что одноклассников следует оценивать путем использования опорных карточек.

Цель: оживление внимания, вхождение в языковую среду, формулирование  темы занятия.

Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи (скорость  скороговорки). Структурируют полученные знания, делают вывод о том, что будут обсуждать на уроке.

Проговаривают скороговорки

Определяют последовательность своих действий. Адекватно оценивают действия одноклассников, корректируют допущенные ошибки.

Актуализация  фонетических навыков (групповая)

3 мин

Метод «Найди звуки»

Предлагает  назвать звуки по карточкам и  животных, в которых эти звуки присутствуют.

Цель: включение учащихся в активную коллективную работу, правильное нахождение звуково – буквенных соответствий и слов.

Анализируют и сравнивают типы открытого и закрытого слогов, находят

соответствующие звуки в словах

Организуют совместную деятельность  по определению звуков в заданных словах.

Контролируют правильность ответов.

Актуализация навыков определения утвердительных и отрицательных предложений (по цепочке)

5 мин

Метод

«Угадай-ка»

Предлагает открыть электронную форму учебника в разделе «Животные», прочитать названия животных под изображениями и найти несоответствия, составить отрицание.

Цель: формирование умения чтения вслух с опорой на наглядность, составления предложений.

Активируют электронную форму учебника. Извлекают необходимую информацию, подтверждают или отрицают

Контролируют правильность ответа

Актуализация навыков диалогической речи (фронтальная)

3

Метод «Знаково-символическое моделирование»

Задает вопросы о животных, расширяя информацию, предлагает построить схему вопроса-ответа, используя известные геометрические фигуры

 Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к коррекционной деятельности.

Планируемый результат: осознание учащимися собственных знаний (знаю), умения и желания применить в учебной ситуации (хочу), возможность применения данного алгоритма для построения разных типов предложения в других речевых ситуациях и коррекции собственных ошибок и ошибок одноклассников  (могу).

Анализируют типы предложений, место лица и глагола в каждом.

                

Лицо

глагол связка    

глагол действия

Вступают в коммуникацию

Определяют последовательность своих действий. Адекватно оценивают действия одноклассников, корректируют допущенные ошибки.

Актуализация навыков диалогической речи (парная)

3 мин

Инсценирование

Предлагает расспросить друг друга о животных.

Цель: организация парной работы безбоязненное вступление в коммуникацию с одноклассниками.

Осуществляют деятельность, инсценируя  диалог

Коммуникативное взаимодействие в рамках диалога

Оценивают работу одноклассников. Адекватно относятся к оценке

Понимают, что оценивается правильность исполнения, а не отношения между учащимися

Динамическая пауза

2 мин

Проводит динамическую зарядку, проговаривая известную считалку.

Цель: достижение эмоциональной разрядки,  позитивный настрой на продолжение занятия.

Исполняют хором, изображая жестами действия

 Мотивация к коррекционной деятельности проверке

4 мин

Метод «Знаково-символическое моделирование»

Просит назвать основные коммуникационные типы предложений и их грамматическую основу, обозначить их место в предложении, используя известные геометрические фигуры.

Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к коррекционной деятельности: осознание учащимися собственных знаний (знаю), умения и желания применить в учебной ситуации (хочу), возможность применения данного алгоритма для построения разных типов предложения в других речевых ситуациях и коррекции собственных ошибок и ошибок одноклассников  (могу).

Анализируют типы предложений, место лица и глагола в каждом.

Проговаривают во внешней речи анализируемые предложения, выделяя их грамматическую основу:

Контролируют процесс создания схем. Корректируют свои действия и действия одноклассников, перестраивая символы на доске

Формирование навыков  самооценки

Актуализация языковых навыков Включение в систему знаний

10 мин

Предлагает перейти на электронную форму учебника,  в режим «Тренажер» и «Контроль»

Цель: организовать повторение и активизацию полученных знаний с опорой на знаковую фиксацию способа действий для рефлексивного анализа учащимися алгоритма, достижение индивидуального результата.

Активизируют электронную форму учебника. Систематизируют свои знания о структуре предложения, выполняют задания на тренажере, получают оценку результатов при контроле

Проговаривают вслух формулировки способов  действий, которые вызвали затруднение

Самопроверка и взаимопроверка

Активизация навыков монологической речи (индивидуальная)

3 мин

Предлагает рассказать о своем домашнем животном

Цель: формирование навыков связного монологического высказывания.

Рассказывает о своем животном

Оценивают работу одноклассников. Адекватно относятся к оценке

Заключительный этап.

Подведение итогов. Рефлексия. Обсуждение домашнего задания.

2 мин

Мотивирует на обсуждение результатов деятельности.

Цель: анализ процесса урока, своей собственной учебной деятельности,  осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов намечают цели последующей.

Называют способы действий, вызвавшие затруднение, уточняют алгоритм исправления ошибок

Высказывают свое мнение, задают вопросы для уточнения домашнего задания

Оценивают собственную деятельность на уроке, намечают цели последующей деятельности

Формируется стремление к завершенности учебной задачи. Осознают, что осуществляется оценка  деятельности на уроке, а не их самих.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ЭФУ на уроке немецкого языка

Слайд 2

Аудирование

Слайд 3

Послушай и запиши

Слайд 4

Послушай и прочитай

Слайд 5

Послушай и выдели долгие и краткие звуки

Слайд 6

Послушай и запиши время

Слайд 7

Послушай и найди картинку

Слайд 8

Работа с тренажером Закончи предложение- выбор варианта

Слайд 9

Составь словосочетание

Слайд 10

Процесс выполнения

Слайд 11

Запиши слово

Слайд 12

Результат выполнения

Слайд 13

В процессе работы

Слайд 14

Контроль знаний – составь диалог

Слайд 15

Процесс выполнения

Слайд 16

Выбор варианта

Слайд 17

Результаты контроля

Слайд 18

Работа в контексте: ЭФУ и использование возможностей электронного устройства

Слайд 19

Создание систематизированного грамматического справочника

Слайд 20

Двуязычный тематический словарь

Слайд 21

Двуязычный тематический словарь

Слайд 22

Создание текста из учебника по теме «Хобби» в заметках

Слайд 23

Трансформация предложений в знаково-символические модели

Слайд 24

Создание собственного связного монологического высказывания по теме

Слайд 25

Моделирование структуры предложений в знаково-символическую

Слайд 26

Удаление из текста глаголов, восстановление и сверка по образцу

Слайд 27

Готовое монологическое высказывание « Мои увлечения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе с использованием электронной формы учебника по теме: "Древние американские племена" (УМК "Starlight 5” К.М.Баранова, Д.Дули)

В технологической карте приведен конспект урока по английскому языку с использованием электронной формы учебника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт...

Использование электронной формы учебника на уроках математики в 5 классе

Презентация по теме "Использование электронной формы учебника на уроках математики" представляет обобщение работы по апробации ЭФУ учителя математики Невенкиной И.В. и учителя математики и информатики...

Анкета для обучающихся "Использование электронных форм учебников"

Данная анкета разработана в ходе опытно-экспериментальной работы центра образования № 162 по теме "Использование электронных форм учебников и дополнительных учебных материалов в условиях введения ФГОС...

Технологическая карта урока в 5 классе с использованием электронной формы учебника по теме: "Школы Англии" (УМК "Starlight 5” К.М.Баранова, Д.Дули)

Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Урок в 5 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАс использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Технологическая карта урока и  организационная структура урока с использованием Электронной формы учебника (Английский язык. VII классс учебник для общеобразовательных школы с углубленным изучени...