"Профессиональный стандарт учителя иностранного языка"
статья

Цыпылова Ольга Валерьевна

В статье содержится информация о том,что представляет собой новый профессиональный стандарт учителя иностранного языка, какими дополнительными трудовыми навыками должен обладать современный учитель,какие новые задачи стоят перед педагогом при осуществления его деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Профессиональный стандарт педагога

  ( учителя иностранного языка)»

«Новый стандарт-это, прежде всего, стремление учителя к обучению» (академик А.Асмолов)

«…только в условиях когда будет развиваться педагог, будет развиваться ученик»  

(Министр образования и науки РФ Д.Ливанов)

     Стремительно меняющаяся жизнь ставит перед всеми, в том числе перед школой, новые задачи, решать которые не приходилось раньше.

    С введением профстандарта в работе учителя вводится  много новых задач. Многим педагогам  придётся освоить дополнительные виды трудовых действий и навыков. Прежде всего, определимся с самим понятием "профессиональный стандарт".

    Профессиональный стандарт - это общая характеристика квалификации, необходимой специалисту для осуществления определённого вида профессиональной деятельности.( 2 слайд )

    В профстандарте чётко прописано, какие функции выполняет педагог дошкольного образования, начальной школы, средней школы, специалист в системе  специального образования и персонал специального обучения. Проще говоря, чтобы понимать, что должен уметь делать тот или иной специалист, а также какова его функция и роль  в своей сфере. Предполагается, что введение профстандарта поможет повысить уровень педагогических работников, эффективно решить проблему по планированию и реализации кадровой политики, установить систему оплаты труда с учётом актуальных требований. (3 слайд)

       Итак, каковы же общие требования профстандарта к педагогу? (4 слайд)

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3.Уметь планировать уроки, анализировать их эффективность.

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки урока: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.д.

      Условия для внедрения стандарта не самые благоприятные. Мы психологически не готовы жить по стандартам, постоянно противопоставляя их творчеству. По мнению Ямбурга, далеко не все руководители местных министерств и департаментов образования понимают, что теперь требуется от учителей. Знания педагогики, психологии у многих руководителей на местах - минимальные. "Как можно требовать то, чему тебя не учили?" - спросила одна из министров учителя Ямбурга. У него есть ответ на этот вопрос: иди и учись. Стандарты - закон, и его надо выполнять.

      При этом зарплата учителей напрямую будет зависеть от выполнения требований стандарта. Документ уже разработан, проходит апробацию и может быть внедрен в 2017 году. По идее, он должен был вступить в силу в этом году, но педагогическое сообщество пока к этому не готово.

       Педагог также обязан овладеть современными информационно-коммуникационными технологиями, освоить навыки преподавания и воспитания  в поликультурной среде, обладать определёнными переводческими компетенциями,  уметь кооперироваться с учениками, их родителями для разработки индивидуальных программ развития детей. Отсюда вытекает необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями. Попытаемся их перечислить.   (5   слайд)

1. Работа с одаренными учащимися

   Психологи различают 2 типа одарённых детей: дети с гармоничным типом развития, и дети с негармоничным типом развития. Второй тип проявляется в ситуации отсутствия мотивации у ребенка. Чем содержательнее урок, тем выше становится степень мотивации. Именно творческое отношение ребенка к делу показывает, насколько он углублен в процесс познания.

2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

 К примеру, директор школы ищет учителя иностранного языка, но это уже не просто школа, а учреждение, реализующее программы инклюзивного образования, где совместно обучаются здоровые учащиеся и дети с ограниченными возможностями. Просто математик, не обладающий  специальными компетенциями, с таким контингентом учащихся  работать не сможет). Но здесь недостаточно будет иметь медико-психологическую подготовку.

 И ещё здесь появляется главная проблема - отсутствие материальных условий для внедрения стандарта. Допустим, если школа будет брать особых учеников, ей нужно не менее 3 психологов, 11 тьюторов - по одному на параллель, хотя бы по одному сурдопереводчику и дефектологу. А еще нужны лифт, пандус, оборудованный туалет, удобный подъезд  к зданию, и желательно приспособленные места в столовой и особое меню.

Сегодня вопрос внедрения профстандарта является одним из самых обсуждаемых в педагогическом сообществе. Очень часто учителя задают авторам профстандарта такой вопрос: "Теперь в одном классе будут одновременно обучаться все дети (с разным психическим, умственным развитием)? О каком творческом подходе к делу вообще может идти речь, если все время урока учитель будет обязан только успевать дифференцировать подход к разным обучающимся. Сейчас практически все учителя работают на полторы ставки или даже больше. При такой нагрузке об индивидуальном подходе к каждому ученику вряд ли можно говорить. Разработчики профстандарта в свою очередь заявляют следующее:" Нагрузка учителя должна быть не больше 20 часов в неделю".

3. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. ( К примеру,  руководитель школы находится в поисках словесника, но специфика контингента его школы такова, что в некоторых классах преобладают учащиеся, для которых русский язык не является родным и разговорным в семьях. Следовательно, руководителю станет необходимым привлечение специалиста, обладающего определенной компетенцией,  а именно: компетенцией, позволяющей преподавать русский язык как иностранный, т.е. учитель должен  владеть методикой обучения детей-мигрантов. Соответственно  в системе высшего профессионального образования также грядут большие перемены в содержании методики обучения будущих учителей. Также новый стандарт предполагает, что каждый школьный учитель будет свободно говорить на иностранном языке, использовать вместе с учениками иноязычные источники информации.

 4. Работа с девиантными, социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

      Учитель иностранного языка должен демонстрировать знание предмета и программы обучения так, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Более того, учитель иностранного языка, будучи партнёром общения, должен быть заинтересован в процессе и результате этого общения.  «Мне прекрасно понятно, что такое метапредметные умения и личностный результат, - поделился Д.Ливанов с педагогами. - У меня есть тяжелобольная ученица, которая учит английский язык для того, чтобы получше узнать, как лечат ее заболевание в мире и общаться с врачами из разных стран, к которым она может поехать». Сейчас мы все чаще говорим о понятии «плоский мир», мире «без швов», о возможности человека перемещаться по планете без ограничений. Дети учат теперь английский еще и для того, чтобы успешно общаться во время передвижения за границей.

      Сказанного достаточно, чтобы понять должностные обязанности учителя иностранного языка неотвратимо ставит перед учителем сама жизнь. Список остается открытым. Перечень компетенций для внесения в новый профессиональный стандарт можно продолжить. Перечислим, какими дополнительными профессиональными знаниями и практическими способами трудовой деятельности должен обладать педагог, самой жизнью поставленный решать новые задачи образования.

                       Должностные обязанности учителя иностранного языка

1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.

 2. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

 3. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования, соответствующих требованиям новых ФГОС  и несет ответственность за их реализацию.

 4. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по  предмету, учитывая освоение знаний,  овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся используя компьютерные технологии в своей деятельности.

5. Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка".

6. Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.

7. Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая Интернет-форумы и интернет-конференции.

8. Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.

9.  Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т. п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.

10. Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т. п.

11. Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся.

12. Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов.

13. Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т. д.).

14. Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного английского языка.

15. Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав.

16. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

17. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.

      Таким образом,  самоанализ   педагогической деятельности, планомерная работа учителя по перестройке собственного мышления,  умение вести несколько видов деятельности одновременно, умелое применение традиционных и инновационных методов обучения и воспитания на уроках, безупречное владение информационными компьютерными технологиями, потребность в постоянном самообразовании и готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, способность интегрировать различные направления являются составляющими многомерности  профессиональных компетенций учителя  иностранного языка,  внедряющего новые стандарты и решают задачи современной школы в рамках имеющих место кардинальных перемен в системе российского образования.

           

14.06.2016.                 Доклад подготовила                 учитель англ.языка  Цыпылова О.В.



Предварительный просмотр:

                                                         Цыпылова Ольга Валерьевна,

                                                                             МАОУ "СОШ № 1 г.Улан-Удэ",

                                                                    учитель английского языка

            Использование проектной деятельности на уроках английского языка

        в системе реализации ФГОС (из опыта работы)

    На протяжении нескольких лет в своей профессиональной деятельности я использую проектную технологию, которая, на мой взгляд, в полной мере позволяет реализовать требования, предъявляемые ФГОС. В числе положительных моментов данной технологии можно назвать усиление деятельностного характера обучения. Учащиеся выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными зрителями. В ходе создания продукта проектной деятельности у учащихся происходит открытие знаний, создается ситуация успеха. А такие формы работы, как "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, семинар, используемые мною на уроках английского языка, помогают создать мотивационную среду для углубленного изучения иностранного языка.

 Опыт показал, что при обучении иностранному языку метод проектов особенно  эффективен на этапе обобщения, закрепления и повторения знаний, так как до начала работы над проектом необходимо снять языковые трудности у школьников путем закрепления лексико-грамматического материала изучаемого раздела. На заключительных уроках по определенному тематическому разделу происходит определение учащимися тем будущих проектов. Однако бывают случаи, когда некоторые ученики способны  обозначить  темы  своих будущих проектов уже на начальном этапе изучения новой темы.  

  В процессе работы над проектами я стараюсь поддерживать позитивную мотивацию детей, что является ключом успешного овладения английским языком. Работа над проектами привлекает школьников тем, что дети сами зачастую формулируют интересную для них тему исследования. Поэтому на первом этапе определения темы будущих проектов дети имеют возможность выбрать любую понравившуюся им тему, предложенную учителем, или формулируют ее самостоятельно. Так, после изучения третьего раздела учебника английского языка Rainbow English для 5 класса ( "Здоровый образ жизни" - назв.раздела) учащиеся на протяжении трех уроков искали пути решения  интересной проблемы (" Healthy and unhealthy food"), обозначенной самими учащимися. На первом уроке осуществлялась работа по речевой подготовке по теме "Вредная  и "полезная еда". Затем произошло определение состава проектных групп, в которых ребята определили цели  предстоящей работы, разработали план действий. На втором уроке творческие группы проводили обсуждение по собранной информации. На данном этапе актуальной становится работа по коррекции речевого материала и снятию языковых трудностей, так как в качестве одними из главных критериев оценивания проектов на иностранном языке я считаю такие критерии, как беглость и грамотность речи, языковое оформление проекта.

Выполнение данной проектной задачи осуществлялось благодаря процессу интеграции знаний других предметных областей. Так, при решении актуальной проблемы увлечения современными подростками продуктами быстрого питания учащиеся 5 класса добывали  информацию о сбалансированном питании, рассчитывали суточную норму калорий в день для подростка, составляли ежедневный рацион подростка, учитывая при этом возможную повышенную физическую нагрузку. Все это способствовало развитию познавательного интереса у обучающихся, формированию правильных представлений школьников о вкусовых привычках.  

 Опыт показал, что именно благодаря выполнению проектных работ школьники получают возможность увидеть перспективы обучения английскому языку. В качестве примера расскажу о проекте « История моей семьи в истории Бурятии». Работа над данным проектом носила долгосрочный характер и велась в течение 2 лет. Обучаясь еще в 4 классе, ученик начал работу по изучению  родословной своей семьи, о её роли в  истории образования и культуры Бурятии. Продуктом этой работы стало создание учеником макета под названием "Книги памяти". В следующем учебном году данная работа была продолжена с точки зрения углублённого иноязычного образования, а именно: учащийся создал семейный альбом " My Family", к которому шло описание рассказов о членах семьи на английском языке. Альбом был составлен с целью предстоящей поездки ученика в страну изучаемого языка и был адресован другу по переписке.

   Проектная деятельность на уроках английского языка, развивая творческие и исследовательские способности учащихся,  повышает мотивацию к изучению английского языка.  Так, в процессе работы над проектом “ Познаем мир с английским” в 5 классе, группы ребят, выполняя свое индивидуальное задание,  осуществляли экскурсию по родному городу с целью определения степени распространения английских слова на улицах родного города. Ребята запечатлели иноязычные названия на рекламных вывесках, афишах, названиях магазинов, затем оформили мультимедийный проект и создали несколько тематических постеров. Развитие познавательной самостоятельности учащихся происходило  через осознание того факта, что процесс глобализации обозначил практическую значимость английского языка во многих сферах окружающей действительности.

 На уроках английского языка через осуществление проектной деятельности происходит работа по развитию универсальных учебных действий. Так, в ходе реализации проектной деятельности ученик 5 класса овладевал такими умениями, как находить информацию, анализировать, сопоставлять. Работая над творческим проектом "Английский дом"  учащийся  выявил  особенности современного английского дома, попытался дать свое объяснение известной английской пословицы "My home is my castle". Поскольку сам мальчик проживает в частном доме, он смог провести сопоставительный анализ между спецификой строения двух домов - русского  и английского. Ученик также обнаружил, что  английский дом имеет совершенно невысокий фундамент, что  является приемлемым в условиях мягкого островного климата. В Британии почва вообще не промерзает, в то время как в России глубина промерзания грунта может доходить до нескольких метров. Продуктом стало создание макета английского дома, где отразились вековые традиции современных англичан.

  На мой взгляд, проектная деятельность на уроках английского языка открывает перед учащимися прекрасную возможность применять полученные знания на других предметах. Расширение языковых знаний происходит благодаря проведению межпредметных проектов. Например, большой интерес вызвал у учащихся 10 класса совместный проект по биологии и английскому языку "Будущее посылает SOS", а также интегрированный проект по бурятскому и английскому языкам "Особенности традиционного английского и бурятского чаепития: происхождение и значение ритуала".  

  В нашей школе в 2016 году стартовал Фестиваль проектов, вызвавший огромный интерес у обучающихся. Надо отметить, что ребята стараются  представлять на данном масштабном мероприятии разные виды проектов. Среди наиболее удачных работ можно назвать, например, проекты практической направленности:  "Экологические проблемы города Улан-Удэ", " Как превратить Улан-Удэ в привлекательную туристическую зону"; информационные проекты : "История загадочного Тауэра", "Особенности национального характера англичан ", "Доступные способы изучения английского языка";  исследовательские проекты: "Система образования в России и Великобритании: что общего и в чѐм различия?", " Школа моей мечты", "Роль молодежных журналов в развитии личности подростка в англоязычных странах и России"; творческие проекты: "Один день из моей жизни",  "Мой питомец". Формы продуктов проектной деятельности были  разнообразны: макеты, плакаты, альбомы, мультимедийный продукт, спектакль. В процессе реализации  некоторых проектов отмечается заинтересованность родителей, которые стараются оказать помощь свои детям в виде создания костюмов сказочных персонажей, оформления декораций для проведения театральных постановок.   

 Профессиональная деятельность для меня связана с постоянным поиском новых наиболее эффективных приемов и методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Считаю, что использование проектной деятельности на уроках английского языка  позволяет ребенку максимально раскрыть свой творческий потенциал. Эта технология обеспечивает ряд важных умений школьников: умение учиться, умение планирования и прогнозирования, умение видеть практическую перспективу лингвистического образования. А все это, несомненно, способствует интенсификации практической направленности иноязычного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт учителя русского языка и литературы

Презентация к представлению (описанию) профессионального стандарта учителя русского языка и литературы....

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций

Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки  к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...

Профессиональный стандарт учителя русского языка

Материал раскрывает основные задачи учителя в условиях ФГОС...

Профессиональный стандарт учителя русского языка

Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной. Русский язык формирует мышление и речь учащихся, от овладения им зависят у...

Доклад «Профессиональный стандарт учителя татарского языка».

Доклад предназначен для выступления на ШМО, на педагогическом совете при подготовке к аттестации....

Профессиональный стандарт учителя русского языка (презентация и доклад)

Презентация и доклад на педагогическом совете школы "Профессиональный стандарт учителя русского языка"...