Мотивация на уроках английского языка
статья (9 класс)

Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена не только обновлением содержания обучения, но и постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них имеется познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена не только обновлением содержания обучения, но и постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них имеется познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

 Мотивация – (от лат. Moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета. Учебная мотивация складывается из мотивации обучения (относящаяся к учителям и преимущественно их профессиональным обязанностям) и мотивации учения (относящаяся к обучаемым и их внутренней и внешней мотивации)

Основная часть

Формирование мотивации учащихся к изучению английского языка в образовательном учреждении БУ «Сургутский профессиональный Колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»

1. Постановка проблемы и анализ путей ее решения.

Проблема мотивации обучения возникает перед учащимся по всем школьным предметам и английский язык не является в этом исключением. Анализ и сравнение результатов анкетирования учащихся младшего и среднего школьного возраста по выявлению уровня познавательного интереса к изучению английского языка показал, что среди первой группы учащихся наблюдается высокий уровень интереса к изучению иностранного языка. Детям представляется захватывающей и интересной способность говорить на другом языке. Кроме того, занятия на данном этапе обучения иностранному языку проводятся больше в игровой форме, что само по себе является достаточно сильным стимулом учения. Но в среднем звене, в 7-8 классах, на смену игровому содержанию приходит изучение достаточно объемного лексико-грамматического материала, запоминание огромного количества новой информации, чтение аутентичных текстов - все то, что связано с повседневной кропотливой работой, необходимой для овладения иностранным языком. На данном этапе учитель сталкивается с падением успеваемости учащихся по иностранным языкам. Как показали данные первичного опроса, проводимого в нашем образовательном учреждении, если у учащихся начальной ступени 2-4 классов интерес к изучению иностранного языка наблюдается у 75%, то среди учащихся 7-9 классов уровень познавательного интереса к языку на 20% ниже. Именно в этот период, на средней ступени обучения, возникает необходимость в повышении интереса, или, другими словами, той самой мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Если ученик не понимает значения изучения иностранного языка и если процесс изучения предмета, в то же время, перестает быть так или иначе привлекательным для учащегося, возникают проблемы в учебной деятельности. Каждый учитель, сталкиваясь с этим, рано или поздно задумывается над тем, как повысить интерес своих учащихся к изучению языка. Да и сам учитель, проработав 8-10 лет в школе, чувствует, что уроки стали скучными, обыденными, учебник уже не раз пройден, программный материал один и то же. Кто-то посоветует в таком случае сменить сферу деятельности, говоря, что, возможно, это тот самый критический момент, когда «пора менять работу». Но есть учителя, любящие свою работу, своих учеников, болеющие за свое дело, которые начинают искать другой выход из сложившейся ситуации. Благодаря таким педагогам мы имеем множество примеров того, как можно действовать в таком случае, и благодаря которым мы знаем о том, что существует множество способов стимулирования учащихся к познавательной деятельности. Несколько лет назад я также столкнулась с этой проблемой в своей педагогической деятельности. Менять любимую работу не хотелось, поэтому я решила, что нужно себя как-то мотивировать. К своему удивлению я обнаружила, что проблемой мотивации профессиональной деятельности учителя занимается целый раздел науки. И уже в процессе поиска мотивации своей деятельности, пришло понимание, что мотивировать нужно не только себя, но и своих учеников, а именно повысить у них интерес к предмету. Именно такой, двусторонний, процесс мотивации является наиболее успешным. Что касается проблемы моей мотивации, она тут же была решена - у меня появились новые цели, а с ними стимул к работе и стремление решить задачу как мотивировать детей. В этом отчете мне хотелось бы представить вашему вниманию, свой опыт решения задачи, связанной с повышением уровня мотивации учащихся, предложить средства для ее развития, которые были опробованы мной в моей педагогической деятельности, проследить эффективность применения этих средств в обучении учащихся, а также проанализировать, над чем еще можно работать в данном направлении.

2. Описание образовательной среды, в которой проводилась работа по повышению мотивации учащихся.


Прежде, следует сказать несколько слов о специфике образовательного учреждения, где проводилась данная работа. Наш колледж реализует программы дошкольного, общего и среднего профессионального образования. Также на отделении общего образования учащиеся осваивают одновременно две программы: непосредственно общего образования и программу музыкального или художественного образования по выбору. Это говорит о том, что наши учащиеся творчески ориентированные личности. Но не будет лишним заметить, что большая часть учащихся профессионально ориентирована все же на получение не высшего образования, а среднего специального образования для овладения в будущем творческими профессиями, связанными с музыкой (вокальное искусство, инструментальное исполнительство) и искусством (прикладное искусство, живопись, театр). После 9 класса учащимся колледжа предоставляется выбор: они могут продолжить образование в колледже, выбрав среднее профессиональное образование, по одной из специальностей (Народное художественное творчество, Звукооператорское мастерство, Декоративно-прикладное искусство); продолжить музыкальное образование и в дальнейшем поступить в музыкальную консерваторию либо перейти в общеобразовательную школу и продолжить обучение в 10-11 классе, с целью поступить в ВУЗ. Таким образом, мы видим, что сфера интересов у наших учащихся очень велика и многообразна. Что касается учебного предмета «английский язык», то необходимо отметить, что этот учебный предмет не является профильным в образовательной программе учащихся и студентов колледжа, но, тем не менее, это обязательная для изучения дисциплина и, безусловно, желательная. В течение нескольких последних лет я преподаю английский язык у учащихся 7-9 классов и студентов 1-4 курсов колледжа и моя работа по повышению мотивации проводилась у довольно широкой группы обучаемых, поэтому в этом отчете я расскажу об опыте работы именно с этой группой учащихся и прослежу динамику развития их мотивации на протяжении нескольких лет работы в период с 2010 по 2015 годы.

3. Проведение работы по формированию и повышению мотивации учащихся.

Итак, целью моей деятельности было повышение мотивации учащихся к изучению предмета «английский язык». Объектом исследования являлся процесс формирования мотивации учащихся и эффективность средств, используемых для ее развития. Исходя из цели, мной были поставлены следующие задачи, которые одновременно выступили и в качестве этапов работы над данной проблемой: 1) Ознакомиться с психолого-педагогической литературой по проблеме исследования; определить понятие «мотивация», проанализировать различные классификации мотивов; изучить подходы к формированию мотивации учения. Изучить способы диагностики мотивации учащихся. 2) Найти пути и средства формирования учебной мотивации. Выбрать наиболее эффективные формы урочной и внеурочной работы, способствующие повышению мотивации учащихся при обучении английскому языку. 3) Разработать и применить выбранные средства формирования и повышения учебной мотивации в конкретном учебном учреждении. 4) Выявить эффективность использования выбранных средств повышения мотивации, используя проведение первичной и повторной диагностики мотивации учащихся. 5) Наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели. Сформулировать методические рекомендации по формированию мотивации учения у учащихся подросткового возраста. Также была выдвинута гипотеза, что выбранные средства мотивации, действительно способствуют повышению интереса учащихся к изучению предмета.
Рассмотрим процесс работы над этими этапами более подробно. Свою работу в данном направлении я начала с изучения исследований психологов, педагогов по данному вопросу (некоторые из трудов ведущих специалистов по проблеме мотивации приведены в списке литературы в конце данной работы). Были рассмотрены понятия общей и учебной мотивации, проанализированы различные классификации мотивов учебной деятельности, изучены подходы к формированию мотивации и современные средства оценивания мотивации. Основные теоретические положения по данному вопросы были систематизированы мной в Презентации 1. «Мотивация учебной деятельности учащихся. Общие положения». (Папка «Приложение к аттестационному заданию»)
Исследуя теоретическую часть передо мной возник вопрос - с чего начать процесс формирования учебной мотивации учащихся на практике? Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощённого их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза ("хочет" или "не хочет" школьник учиться). Оценивая мотивацию конкретного ученика, учителю недостаточно сказать о том, что "интерес к учению слабый", "учиться не хочет", а надо назвать, что именно в мотивации отсутствует, какие именно её уровни не развиты и т.д. Современная педагогика предлагает множество способов, с помощью которых учитель может осуществлять диагностику учебной мотивации учащихся. Это можно делать не только посредством длительного наблюдения за учениками в реальных жизненных условиях, изучения работ учащихся, беседы с ними. Существуют также специально разработанные методики диагностики уровня мотивации учащихся к обучению в общем и к изучению отдельно взятых предметов, в частности. Для того, чтобы отследить динамику развития мотивации учащихся в результате применения выбранных средств, исследование мотивации должно проводится регулярно, так как в этом случае есть возможность сравнить результаты диагностики, проведенной до и после применения теории на практике. Также не менее важно уметь правильно трактовать и интерпретировать полученные результаты опроса учащихся. Таким образом, изучение уровня мотивации учащихся к изучению английского языка предусматривает использование современных средств оценивания мотивации, поэтому с целью проведения исследования мотивации учащихся мной были разработаны специальные опросники, а также использовались следующие методики ведущих специалистов-психологов в области учебной мотивации: 1. Диагностика уровня и направленности мотивации изучения предмета. (автор Дубовицкая Т.Д.) 2. Опрос «Неоконченное предложение. Мотивы учебной деятельности учащихся». (на основе методики Марковой А.К.) 3. Опросник «Учитель - ученик» для старших классов. (модифицированная методика Клюевой Н.Г.) 4. Опрос «Любимые виды деятельности на уроках английского языка». (авторская разработка) 5. Опрос удовлетворенности родителей преподаванием английского языка в колледже (авторская разработка). (Подробное содержание используемых мной методик диагностики представлено в
Документе 4 «Психолого-педагогические диагностики») Следует также упомянуть, что для более профессионального и объективного исследования, диагностика мотивации в колледже осуществлялась в сотрудничестве с школьным психологом, преподавателями начальных классов, а также с привлечением родителей учащихся. Следующим этапом работы был выбор средств развития мотивации на основе первичной диагностики учащихся. Педагогика предлагает множество методов обучения. И для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы. Таким образом, каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые направлены непосредственно на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающихся учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов. Это так называемые «активные методы». Активные формы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве их основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Активные методы обучения включают в себя такие технологии, как технологию проблемного обучения, проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. В своей педагогической практике я активно использую следующие средства развития мотивации: создание ситуации успеха, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, содержание обучения, творческую работу в группах, наглядность, интернет ресурсы, внеклассную деятельность, проектную деятельность, игровые технологии, музыку, песни и видео. Данный выбор средств развития мотивации учащихся, основывался, помимо всего прочего, на результатах опроса учащихся №4 «Любимые виды деятельности при изучении английского языка», который показал, в чем заключаются интересы учащихся. Необходимо сказать, что многие из этих методов применялись мной и ранее так или иначе, но с целью формирования мотивации учащихся на них был сделан больший акцент, а также добавлены новые методы работы. Описание опыта применения этих средств повышения мотивации в моей педагогической деятельности представлено в Презентации 2. «Средства развития мотивации учения у школьников на примере предмета английский язык. Из опыта работы». (Папка «Приложение к аттестационному заданию») Соответствуют ли данные средства развития мотивации учащихся современным целям обучения? Положительный опыт их применения в учебном процессе по изучению английского языка позволяет ответить положительно на данный вопрос. Используемые средства развития у учащихся мотивации к изучению предмета: - учитывают возрастные особенности учащихся. Рассмотрение вышеуказанных средств развития мотивации показывает, что они соответствуют потребностям и интересам подростков на средней и старшей ступени обучения. В особенности, это относится к использованию правильного отбора содержания материала как на уроке, так и при планировании внеурочной деятельности. Это подтверждает и то, что во время опроса именно эти средства были выбраны самими учащимися в качестве тех, которые они желают использовать в своей учебной деятельности по предмету; - учитывают безусловное положительное влияние внеурочной деятельности учащихся на развитие интереса к изучению иностранного языка: с помощью многих из предложенных средств оказалось возможным планирование успешной внеурочной деятельности в колледже. Тот факт, что такие виды внеурочной деятельности как проектная деятельность, проведение недели английского языка, участие в языковых конкурсах, олимпиадах пользуются успехом у учащихся также подтверждается анализом результатов диагностики; - учитывают и соответствуют возможностям внешкольной образовательной среды для развития мотивации, что позволяет создать благоприятные психологические и педагогические условия. Благодаря этому, педагог может полноценно работать, используя современные методы обучения, проектировать и осуществлять внешкольную деятельность, а у воспитанников имеются прекрасные возможности для раскрытия способностей и потенциала;
- предусматривают использование современных средств оценивания мотивации учения, о чем уже упоминалось выше при рассмотрении используемых средств диагностики мотивации учащихся; - позволяют осуществлять взаимодействие с коллегами, направленное на развитие учебной мотивации учащихся. Многие наши проекты, мероприятия имели тесную межпредметную связь и были осуществлены совместно с педагогами не только отделения общего образования, но и с преподавателями с отделения декоративно-прикладного искусства, народного-художественного творчества, звукооператорского мастерства, вокального искусства, инструментального исполнительства. Практика показывает, что такие интегрированные мероприятия позволяют привлечь намного больше подростков в силу того, что они насыщены интересной информацией, отвечают различным интересам учащихся, позволяют учитывать их индивидуальные особенности и склонности, их уровень обученности и обучаемости, что создает благоприятную атмосферу для применения языка как средства общения; - способствуют применению современных технологий обучения, таких как использование интернет ресурсов, проблемное обучение, создание ситуации успеха, принцип наглядности, элементы игровой деятельности непосредственно в обучении учащихся, что повышает работоспособность учащихся на уроке. Все это в совокупности позволяет стимулировать развитие положительной мотивации учения, что, в свою очередь, несомненно оказывает положительное влияние на развитие личности учащегося. Рассмотрим, как эта теория находит подтверждение на практике. Каковы результаты применения данных средств развития мотивации при использовании их в учебной деятельности?

4. Диагностика уровня мотивации учащихся к изучению английского языка по результатам проведенной работы.


Работа по повышению мотивации ведется мной на протяжении 5 лет (с 2010 по 2015гг). Хотелось бы рассказать о том, каких результатов удалось достичь на сегодняшний день. С целью выявления результатов эффективности применения данных средств на протяжении всего периода проводилась регулярная диагностика состояния мотивации у учащихся, с применением уже упомянутых методик. Эти результаты и анализ диагностики мотивации учащихся колледжа отражены в
Презентации 3. «Диагностика и анализ мотивации учащихся к изучению английского языка» п.1,2. (Папка «Приложение к аттестационному заданию») Результаты Опроса №1 «Диагностика уровня и направленности мотивацииизучения предмета» показывают, что довольно высокий процент учащихся (94%) имеют средний и высокий уровень мотивации. При этом внутренняя мотивация наблюдается у 74% опрошенных. Если посмотреть динамику развития мотивации с 2010 по 2015гг, то можно констатировать, что по сравнению с периодом начала работы количество учащихся, имеющих средний и высокий уровень мотивации, повысилось на 24%. Более того, на 34% увеличилась доля учащихся, имеющих внутреннюю направленность мотивации. Дружелюбные взаимоотношения учителя и ученика очень важны для успешного освоения предмета учеником. С целью выявить возможные проблемы и наладить отношения был использован опрос «Учитель – ученик». Данный опрос не выявил проблем во взаимоотношениях учителя с учениками. Напротив, результаты показывают, что у учеников довольно высокий уровень эмпатийности и толерантности к учителю, и, что логично, низкий уровень конфликтности. Также из графика, показывающего динамику развития основных показателей мотивации учащихся, видно, что взаимоотношения учителя и учеников улучшились. Можно сделать вывод, что моя работа учителя в этом отношении имеет верную направленность и приносит положительные результаты, что несомненно влияет на повышение интереса к изучаемому предмету среди учащихся с 52 до 78% (об этом свидетельствуют результаты Опроса №3).
Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводился опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. Как видно из диаграммы, наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, пропорционально росту интереса к изучению английского языка со стороны учащихся. Такое уважительное отношение родителей учащихся к предмету и осознание ими важности изучения иностранного языка в образовании их детей безусловно оказывает положительное влияние на развитие мотивации к изучению английского языка и их детьми.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что перечисленные средства являются эффективными для формирования мотивации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Их применение положительно влияет на развитие личности. У учащихся развивается память, внимание, творческие способности, музыкальные способности, расширяется кругозор, улучшается языковая компетенция. Кроме того, с их помощью возможно воспитание дисциплинированности и ответственности, установление доброжелательности по отношению к учителям и своим товарищам. Применение этих средств в обучении положительно сказывается на физическом здоровье и эмоциональном состоянии учащихся.

5. Анализ влияния применения данных средств повышения мотивации на результаты учебной деятельности учащихся по предмету «английский язык»


Показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является не только общее возрастание положительного отношения к учению, оно должно также находить отражение и в других сферах учебной деятельности. Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются: 1. позитивная динамика уровня качества обучения; 2. позитивная динамика количества учащихся, участвующих во внеурочной деятельности (олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности), а также наличие призовых мест по результатам участия3. положительные результаты государственной итоговой аттестации. Именно с этой целью и ставится задача повышение мотивации учащихся. Какие успехи демонстрируют мои учащиеся здесь? В
Презентации 3. «Диагностика и анализ мотивации учащихся к изучению английского языка», п.3, представлена динамика успехов учащихся по этим трем направлениям в период с 2010-2015гг.: 1) исходя из данных диагностической ведомости качества и успеваемости учащихся по предмету, можно констатировать повышение качества обучения учащихся, которое выросло на 9 % (с 58% до 67%) по сравнению с периодом 2010 года. У студентов СПО также произошло повышение результатов качества обучения на 21%, а к 2015 году удалось добиться 100% успеваемости по предмету английский язык у студентов колледжа. 2) Количество учащихся участвующих во внеклассных языковых мероприятиях варьируется из года в год, но остается довольно высоким. В течение последних 5 лет оно увеличилось на 34 человека и составило 48 человек, что составляло на тот момент почти ¼ часть от общего количества учащихся колледжа. Наибольшее количество учащихся приходится на 2011-12, 2012-13 и 2014-15 учебные годы, т.е. на время проведения наиболее крупных проектов.
3) результаты, которые демонстрируют учащиеся на итоговой государственной аттестации выпускников основной школы по предмету «английский язык» также свидетельствует об успешной учебной деятельности школьников. С 2010г. выпускники основной школы имеют стопроцентную успеваемость. Выпускники 2011, 2013, 2015гг. показывали довольно высокий процент качества по предмету.

Заключение

В результате работы по формированию мотивации учащихся получены следующие результаты:
1) проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Раскрыта сущность, структура понятия «мотивация»; проанализированы различные классификации мотивов. Изучены подходы к формированию мотивации учения. Подобрана диагностика мотивации учения;
2) выбраны средства развития мотивации учения в учебной деятельности учащихся;
3) проведена опытно–экспериментальная часть, которая подтвердила гипотезу, выдвинутую в начале исследования о том, что работа по повышению мотивации учащихся с применением данных средств развития мотивации способствует не только формированию положительного отношения учащихся к предмету, но и положительно сказывается на всей учебной деятельности учащихся относительно дисциплины «английский язык».
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что цель достигнута, поставленные задачи выполнены.

При работе над этим исследованием, мной было подмечено еще больше способов того, как можно разнообразить учебную деятельность учащихся по своему предмету, а значит и повысить их интерес к ней, и, следовательно, повысить компетентность ребят в английском.
Во-первых, это совершенствование и развитие уже используемых методов. Во-вторых, существует множество приемов, которые еще не были мной использованы (наши учителя – просто кладезь идей, которые можно и нужно, и хочется использовать в своей практике).
Например, для поощрения мотивации используется такой прием, когда успехи ученика сравниваются не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Как мне кажется, это очень действенный способ мотивации. Также привлекают интерес такие методы, как составление портфолио ученика, организация выставок творческих работ учащихся. Хотелось бы также воплотить мечту моих учащихся и организовать их встречи с носителями языка и множество других.


В заключение хочу привести слова Марковой А.К.: «Можно считать, что в мотивационной сфере наступили необходимые качественные изменения, если выпускника школы удается воспитать как активную личность, движимую системой действенных мотивов, где доминируют социально-значимые мотивы с коллективистической направленностью, имеющую возможность реализовать эти мотивы через самостоятельную постановку гибких, перспективных целей и их достижение, т. е. обладающую высоким уровнем целеполагания, занимающую вследствие этого активную жизненную позицию и могущую включиться в общественную практику, умеющую преобразовать общественную практику и осознанно совершенствовать самого себя в ходе этих преобразований, принять на себя всю меру ответственности за свои поступки и действия в системе общественных отношений. Конечно, эти особенности присущи зрелой личности, они не всегда представлены даже у взрослого человека, но стремиться к их воспитанию надо в течение всего школьного детства». Полностью соглашусь с этими словами и, как написано в одном очень древнем пособии по воспитанию человека, никогда не следует презирать «день скромных начинаний». Это высказывание как нельзя лучше отражает то, что не стоит недооценивать даже малейшие усилия, предпринимаемые учителем по воспитанию и образованию учеников, которые в свое время, несомненно должны дать и обязательно дадут хорошие плоды.


Список источников

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
2. «Стратегия развития культуры в Ханты-Мансийском Автономном Округе - Югре до 2020года и на период до 2030 года» Постановление Правительства ХМАО-Югры от 18 мая 2013 г. N 185-п.
3. «Стратегия развития образования Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры до 2020года». Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп.
4. «Концепция национально ориентированного образования колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского». Е.В. Лоншакова.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
6. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 356
7. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя /А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
8. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности. Дубовицкая Т.Д. Вестник ОГУ, №2, 2004г.
9. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации /Т.Д. Дубовицкая //Вопросы психологии. – 2005. - № 1. – С. 73-78.
10. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. - 352 с.
11. Ильин Е. П. И 46 Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
12. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения // Иностранные языки в школе. - 1976. - №1 С. 25
13. Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд-во Воронеж, 2003.96 с.
14. Пассов Е.И. Прогрессивная концепция иноязычного образования. М.: Изд-во Титул, 2000. 47 с.
15. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005. 28 с.
16. Верютина А.Б. Методы повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. //Журнал «Иностранные языки в школе». -2013.-№10
17. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2010 года No 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10).
18. Министерство образования и науки Российской Федерации
http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938
19. Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку. Ю.Ф. Гросс.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=789054
20. Пути повышения мотивации при изучении английского языка у студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Фуфурина Т.А.
http://hmbul.ru/articles/156/156.pdf
21. Издательство Просвещение. http://www.prosv.ru/umk/spotlight


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твочество как положительная мотивация на уроках английского языка

В результате стремительного роста потребности в современном обществе в иностранных языках, возникла необходимость развития творческого подхода как положительной мотивации с использованием ИКТ на урока...

Особенности формирования мотивации на уроках английского языка.

Вашему вниманию предлагается статья, где приведены примеры из моего опыта по формированию мотивации учащихся к изучению иностранного языка....

Способы повышения мотивации на уроках английского языка

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

СТАТЬЯ  О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Презентация по английскому языку "Мотивация на уроках английского языка"

Эта презентация предназначена для учителей английского языка. Вы можете воспользоваться ею на семинарах и конференциях. Дан термин мотивации и основные виды учебной и воспитательной деятельности стиму...

«СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...