Дистанционное обучение иностранному языку студентов с ограниченными возможностями.
статья

Калинина Ольга Евгеньевна

В настоящее время в мире более 1 млрд. людей с ограниченными возможностями здоровья (примерно 23 % от всего населения планеты), а в России — более 12 млн. человек и из них более 2 млн. детей . Наиболее перспективной формой образования для детей с ОВЗ является инклюзивное образование.      Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование.Дистанционное обучение  (ДО) – является одной из форм обучения, предполагающей иные средства, методы и формы организации обучения, взаимодействия преподавателя и студента, основанного на использовании Интернет-технологий. Обучение детей с ОВЗ в режиме дистанционного обучения позволяет решить проблему получения для них качественного образования.  При дистанционном обучении иностранному языку детей с ОВЗ в первую очередь должен соблюдаться личностно-ориентированный подход. При обучении студента иностранному языку надо опираться на его медицинские показания и индивидуальные особенности, использовать различные формы работы на занятии: работа со студентом, различные игры с учетов физических и психических особенностей студента, проектная деятельность и т.д. ДО  позволяет людям с ОВЗ получить образование, поверить в себя и свои силы. Ведь главной целью образования является  не достижение учащимися какого-то объёма знаний, а достижение ими определенного общественного статуса и утверждения своей социальной значимости. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Дистанционное обучение иностранному языку студентов с ограниченными возможностями.

В настоящее время в мире более 1 млрд. людей с ограниченными возможностями здоровья (примерно 23 % от всего населения планеты), а в России — более 12 млн. человек и из них более 2 млн. детей (около 8 % всех детей страны). Количество людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет из года в год в мире, так и в России. Наиболее перспективной формой образования для детей с ОВЗ является инклюзивное образование. Под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания. Это означает, что образовательная среда будет едина для всех, но при этом для каждого ребенка будут созданы своеобразные «мостики», с помощью которых он сможет спокойно существовать в этой среде.
     Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование.

И так, что же такое дистанционное обучение. Дистанционное обучение  (ДО) – является одной из форм обучения, предполагающей иные средства, методы и формы организации обучения, взаимодействия учителя и учащегося, основанного на использовании Интернет-технологий. Цель ДО – обеспечить всех желающих возможностью получить качественное образование, которое они не могут позволить себе в рамках обычной формы обучения по причине дефицита времени, удалѐнности желаемого образовательного учреждения или в силу каких-либо ограничений, связанных с психо-физическим состоянием человека.

С развитием Интернета и информационных технологий у детей с ОВЗ появилась возможность получения образования. Наиболее эффективной в таких случаях формой получения образования через Интернет является дистанционное обучение. Обучение детей с ОВЗ в режиме дистанционного обучения позволяет решить проблему получения для них качественного образования. При этом надо помнить, что обучение таких детей должно проходить в рамках специальной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При организации ДО для данной категории людей необходимо для начала вывести требования для преподавателя, работающего в системе ДО: 1. Преподаватель должен чѐтко осознавать, что ДО – это целостная технология включающая в себя философскую, педагогическую и психологическую основу, результатом которой должно стать развитие информационно-технологической компетенции учащегося и учителя. 2. Преподаватель должен быть морально готов к работе в ДО, а именно преодолеть страх работы без классно-поурочного планирования, быть готовым к работе с ОВЗ. 3. Преподавателю следует пройти обучение со специалистами ДО, изучить технологию ДО, уметь создавать и размещать в данной оболочке практические и тестовые задания, уметь проектировать рейтинговую систему оценивания, уметь создавать чаты, форумы. 4. Необходимо участие в вебинарах по работе с детьми с ОВЗ. Также стоит обратить внимание на то, что в процессе работы с детьми инвалидами в режиме ДО должна проводиться психолого-педагогическая поддержка не только самого ребѐнка и его родителей, но и преподавателя.

При дистанционном обучении иностранному языку детей с ОВЗ в первую очередь должен соблюдаться личностно-ориентированный подход. К основным задачам в обучении иностранному языку детей с ОВЗ в ДО относятся:  получение знаний, умений, навыков в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования;  создание оптимальных условий для сдачи ЕГЭ по иностранному языку для тех, кто собирается в дальнейшем связывать свою деятельность с иностранными языками,  формирование конкурентоспособной личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья и повышение уровня мотивации к изучению английского языка и информационных технологий;  социализация – возможность почувствовать себя компетентным и уверенным на рынке труда;  повышение своего уровня самооценки. При обучении студента иностранному языку надо опираться на его медицинские показания и индивидуальные особенности, использовать различные формы работы на занятии: работа со студентом, различные игры с учетов физических и психических особенностей студента, проектная деятельность и т.д. Программа обучения иностранному языку для детей с ОВЗ должна содержать: базовый учебник, содержащий основную информацию, это может быть учебник, по которому занимаются дети в обычной школе. Дополнительный материал, который используется для расширения кругозора и освоения знаний учащегося, включает в себя: методические разработки, которые учитывают индивидуальные особенности учащегося (например, для студентов с нарушением слуха альтернативным вариантом работы  на занятие  будет работа с карточками, а для студентов с проблемами опорно-двигательного аппарата таким вариантом может служить физическая зарядка на иностранном  языке с использованием слов по теме «Body»), аудио и видеоматериалы, использование телекоммуникационных технологий и др. При обучении иностранному языку студентов с ОВЗ в режиме ДО необходимо выделить несколько требований к занятию: создание проекта на базе современных Интернет-технологий;  использование мультимедийных возможностей компьютера;  привлечение учебных материалов, созданных носителями языка; обеспечение возможности общения обучающегося с преподавателем независимо от места их нахождения и разницы во времени. Основными этапами уроков иностранного языка в режиме ДО являются следующие: 1. Вовлечение учащегося в учебный процесс, его погружение в иноязычную среду: приветствие, фонетическая зарядка, проверка домашнего задания. 2. Введение новой темы. 3. Закрепление пройденной темы. Основными показателями успешности работы учителя иностранного языка в ДО являются:

1. положительное отношение детей и родителей к процессу обучения иностранному языку;

2. повышение мотивации учащихся к изучению предмета;

 3. повышение качества знаний учащихся (в перспективе);

4. социализация учащихся посредством участия в творческих проектах и конкурсах различного уровня, форумах и конференциях;

5. рост профессионального мастерства учителя.

Дистанционное обучение позволяет детям с ОВЗ получить качественное образование в любой области знаний, в том числе и в области иностранного языка.

Хотелось бы сказать о том, что дистанционное обучение имеет ряд плюсов и минусов.

К плюсам ДО мы можем отнести:

  • ДО позволяет снизить расходы на материальные затраты (бумагу, проезд, аренду помещения ).  
  • ДО может быть ориентировано как на целевую аудиторию, так и на одного человека.  
  • Дистанционно  человек может обучаться в удобное для него время, не выходя из дома.
  • ДО является хорошим способом получения образования для категории людей с ограниченными возможностями здоровья, а также для людей, которые проживают в отдалѐнных местах и не имеют возможности получить какое-либо образование по месту проживания.  
  • Использование мультимедийных и интернет технологий в ДО делают процесс обучения более увлекательным, чем традиционная форма урока.  
  • Если говорить об уроках иностранного языка в системе ДО, существует возможность обучения носителем изучаемого языка.  
  • Для учащегося с ОВЗ комфортнее обучаться в системе ДО из-за отсутствия давления со стороны других участников образовательного процесса.

 К минусам ДО относятся:  

  • Отсутствие живого общения между педагогом и учащимся, недостаток коммуникации и вербального общения.
  • Не всегда есть возможность проследить честность выполнения заданий.  
  • Возможны технические сбои в работе локальных и глобальных сетей.
  • Не все работодатели признают дистанционное образование как одну из форм получения образования.
  • Не по всем направлениям деятельности можно получить знания путем  дистанционного обучения.
  • Обязательное наличие дорогостоящего оборудования (компьютер, вебкамера, наушники, микрофон, колонки).

Но не смотря на все выше перечисленные недостатки, ДО  позволяет людям с ОВЗ получить образование, поверить в себя и свои силы. Ведь главной целью образования является  не достижение учащимися какого-то объёма знаний, а достижение ими определенного общественного статуса и утверждения своей социальной значимости. Происходящие на сегодняшний день изменения в социальных отношениях, средствах и методах коммуникации требуют повышения коммуникативной деятельности и детей и взрослых, следовательно, ключевую значимость получило изучение иностранного языка как средства межкультурного общения. Но нам следует понимать, что дети с ОВЗ не смогут хорошо говорить по-английски и, нужно быть готовыми к тому, что их словарный запас не будет богат и разнообразен. Но нужно научиться понимать и главное принимать детей с ОВЗ как полноценных членов общества. Именно этому способствует инклюзивное образование. Нам следует не забывать и о своем здоровье и с целью избежания конфликтных ситуаций придерживаться золотого правила: «Сохраняйте голову «холодной», помните, что это просто работа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Тема. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Особенности использования дистанционных образовательных технологий  в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями....

Статья Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждо...

Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждо...

Специфика обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями с применением дистанционных образовательных технологий.

В данной презентации представлен краткий обзорный анализ специфики обученя иностранному языку детей с ограниченными возможностями с примениением дистанционных образовательных технологий....

Специфика обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями с применением дистанционных образовательных технологий.

.ДО призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образованности обучающегося в самостоятельном режиме...

Статья «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Идея формирования универсальной безбарьерной доступной среды в общеобразовательных организациях возникла благодаря осознанию того, что все дети без исключения имеют равные образовательные права...