Современные тенденции в методике преподавания английского языка. Использование Flash fiction (six word) на уроках.
статья (9 класс)

Мозжухина Наталия Борисовна

В статье описываются современные тенденции в методике преподавания английского языка и в качестве примера предлагаются варианты использования Flash fiction story для повышения мотивации учащихся. Статья будет интересна учителям, а также всем кто интересуется историей и изучением английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные тенденции в методике преподавания английского языка. Использование Flash fiction (six-word story) на уроках.

Некоторые методисты называют 21 век “Postmethods Era”: большинство техник в методике преподавания английского языка уже опробованы, и сложно придумать новое, но преподаватели — люди, находящиеся в постоянном поиске эффективных способов обучения, благодаря чему и появляются ответвления уже известных методов.

Когда речь идет об общих тенденциях в современной методике, можно выделить основные:

  • Индивидуальный подход к студентам (метод подстраивается под ученика, а не наоборот);
  • Более активная роль учащихся (student-centered lessons);
  • Использование онлайн ресурсов в обучении (учебные видеоролики, веб- упражнения и тесты, онлайн-платформы для обученияи т.п.);
  • Частое применение игровых заданий (edutainment);
  • Глобализация и возможность использовать нетворкинг для практики устной и письменной речи (социальные сети, платформы для общения, языковой обмен онлайн);
  • Внедрение творческих заданий с использованием технологий (веб коллажи, проекты, веб-квесты, запись аудио- и видео-монологов);
  • Выбор в пользу аутентичных материалов для обсуждения, прочтения и просмотра.


Хотя коммуникативный подход и является актуальным, появились его модификации, новые подходы в методике. Здесь описаны наиболее популярные из них:

Task based learning. Этот подход появился в конце 80-х, но популярность набрал в середине2000-х.
Теоретические основы заложили: Peter Skehan, Rod Ellis, Jane Willis и другие.

Основные принципы:

  • TBL- ответвление коммуникативного метода, в котором студенты выполняют аутентичные задания;
  • Использование материалов и упражнений, которые студенты выполняют в повседневной жизни;
  • Главное — решить поставленную задачу (взять машину напрокат, провести собеседование), используя языковые структуры, которые есть в обиходе студента;
  • Выполнение задания включает: Task > Planning > Report (1996, Jane Willis). Студенты обязательно рассказывают о том, как выполняли задание и каких результатов достигли. Например, делают презентацию для всего класса — это является одним из отличий от традиционного метода PPP (presentation, practice, production).
  • Глобализация и возможность использовать нетворкинг для практики устной и письменной речи (социальные сети, платформы для общения, языковой обмен онлайн);
  • Внедрение творческих заданий с использованием технологий (веб- коллажи, проекты, веб-квесты, запись аудио- и видео-монологов);
  • Выбор в пользу аутентичных материалов для обсуждения, прочтения и просмотра.

CLIL - Content and Language Integrated Learning – метод известен с 1994 г., но популярность набрал с середины 2000-го. Термин придумал David Marsh.

Основные принципы:

  • Другие предметы изучаются посредством английского языка, т.е. учим не только язык, но и содержание. Приобретаем знания и изучаем язык;
  • Контент должен быть доступным для понимания и сопровождаться визуальными опорами (иллюстрациями, графиками, диаграммами);
  • Все виды речевой деятельности интегрируются, но язык не адаптируется в зависимости от уровня.
    Недостатки.Проблемы: нехватка материала и квалифицированных преподавателей.

Dogme ELT – метод появился в 2001 году. Теоретические основы заложил Scott Thornburry.
Основные принципы:

  • “Свобода” от учебников и планов уроков: ключевые структуры языка не подготавливаются преподавателем заранее, а “всплывают” в учебном процессе. При этом урок может быть абсолютно непредсказуем для преподавателя;
  • Контент создаётся студентами (диалоги, аудио и видеозаписи);
  • Всё происходящее на уроке, включая материалы, имеет прямое отношение к жизни студентов.
    Недостатки:
    Требует от учителя гибкости, умения быстро переключаться и большого опыта.
    Не подходит для подготовки к специализированным курсам, например, экзаменам, и использовании для начальных уровней.

Flipped classroom – «перевернутый класс»
2007 год, основателями считаются Jonathan Bergman и Aaron Sams. Позже этот тренд стал использоваться и в преподавании английского языка.

Основные принципы:

  • Задание даётся студентам на проработку до урока (например, видеолекция по грамматике), на самом занятии время не тратится на разбор теории, всё внимание уделяется обсуждению и продуктивной практике;
  • Студенты занимаются в удобном для них темпе и приходят на урок подготовленными;
  • Благодаря самостоятельной работе студентов преподаватели успевают охватывать больше материала.
    Недостатки:
    Подходит для мотивированных студентов уровня выше среднего. Представляет собой обучение в стиле лекции, при этом студенты получают информацию пассивно. Они не вовлечены в разбор темы, здесь не используется guided discovery.

Итак, мы перечислили лишь некоторые распространенные методы и подходы в современной методике преподавания английского. Они не всегда подойдут учителям в чистом виде: можно периодически применять некоторые элементы на уроках. Например, проводить одно занятие в месяц в стиле Dogme Elt, CLIL или Flipped classroom.

Как уже говорилось выше, одна из современных тенденций при изучении английского языка – это выбор в пользу аутентичных материалов для обсуждения, прочтения и просмотра.

Хотелось бы поделиться из личного опыта материалами по использованию Flash fiction (six-word story) на уроках английского языка. История происхождения термина и сам рассказ о нём звучит следующим образом:

Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Он написал: «For sale, baby shoes, never worn» (с англ. яз. перевод: «Продаются детские ботиночки. Неношеные»),  и выиграл спор.

Авторство хоть приписывается писателю Эрнесту Хемингуэю, но официальных подтверждений этому нет, а сам источник рассказа остается неустановленным.

Эта история, предположительно случившаяся в 20-х годах XX столетия, послужила подтверждением необычайного таланта и остроумия Хемингуэя. Ведь после этого кто только не пытался вместить целый захватывающий рассказ в формат нескольких слов.

По слухам, оригинальная история была написана писателем на салфетке в ресторане Luchow в Манхэттене. Но есть и другая версия, по которой эта история была создана в отеле Algonquin, где собирался круг представителей нью-йоркских интеллектуалов (известный как «Алгонкинский круглый стол»).

Это только первое из расхождений, которые окружают эту легенду, потому что никто не может с уверенностью сказать, где или когда это точно произошло.

Предположительно, история была результатом спора между Хемингуэем и несколькими другими писателями. Хемингуэй попросил каждого из своих коллег поставить ставку в размере 10 долларов. Его же задача состояла в том, чтобы создать этот «самый короткий рассказ, способный растрогать любого».

Единственная проблема в том, что Хемингуэй, вероятно, не является автором истории. В том случае, если это действительно был он, история (на то время) все равно не была чем-то новым. Подобные рассказы существовали задолго до этого, и первый известный из них был опубликован в 1906 году в газете Terse Tales of the Town, и звучал следующим образом: «The Sale, Baby Carriage, Never Used» (с англ. — «Продается детская коляска. Неиспользованная»).

Тем не менее, эта запутанная история с авторством только помогла рассказу распространиться и вдохновить многих людей. Эти шесть слов все же нашли свое место в истории, и, в конце концов, не так уж и важно, кто их написал. Важно то влияние, которое они оставили.

Ведь даже сейчас под фразой «Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого» можно встретить самые разные варианты развития этого формата — от серьезных до сугубо юмористических. Немудрено, что «рассказ, способный растрогать любого» стал полноценным интернет-мемом.

Как мем эта фраза стала использоваться в твиттере в период 2013-2015 годов. Вторую, и гораздо большую волну популярности, эта фраза в виде мема начала переживать в середине 2018 года, перебравшись из твиттера на другие развлекательные сайты.

Значение

Оригинальный рассказ благодаря силе хорошо подобранных слов оставляет неизгладимое впечатление, ведь даже в таком коротком формате он способен описать целую историю. Ведь если детские ботиночки выставлены на продажу, значит за этим точно стоит пара, а так как ботиночки остались не ношеными, то значит родители потеряли своего ребенка.

К тому же, тут есть где разыграться человеческой фантазии, ведь в формате 6 слов каждый может прибавить деталей, искать отсылки, или же попросту найти новый смысл для себя.

Именно поэтому люди на протяжении столетия, так или иначе, возвращались к подобному формату, публикуя свои короткие рассказы в газетах и книгах.

О формате не забыли и в интернете, сделав из оригинального рассказа «мем». В нем под фразой вида «Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил…» публикуют самые неожиданные варианты развития кратких сюжетов. Обычно это что-то забавное или абсурдное, например, небольшие цитаты пользователей из сети или запоминающиеся заголовки новостей.

В настоящее время в Интернете существуют целые сайты, на которых любители точного слова, а также все желающие доказать, что краткость – это «сестра таланта», практикуются в сочинении подобного рода историй. Этим я и предлагаю воспользоваться и подключить своих учеников к переводу такого рода историй с поиском скрытого в них смысла. В дальнейшем можно подтолкнуть учащихся к собственному сочинению подобных six-word stories.

Примеры Flash fiction (six-word story):

DRAMA

  • Late. Speeding. Pulled Over. Really Late. 

Опаздывал. Превысил скорость. Тормознули. Всё, опоздал. 

  • Cat leaps from shadows. Floating feathers. Кот метнулся из тени. Перья оседают. 
  • New start. New you. Not you.  Новое начало. Новый ты. Не ты. 
  • “I do. Wait! You’re Johnny’s twin!” “Да, беру. Стоп! Ты — близнец Джона!” 

Это намек на слова из  английского свадебного ритуал: Do you, (name), take (name) to be your wife / husband? 

  • Unwanted boy grows into wanted man. Нелюбимый мальчик вырос в разыскиваемого преступника. 

(Ассоциация с знаменитыми объявлением:Wanted dead or alive Взять живым или мёртвым )

SCI-FI DRAMA

  • Hold me tight; the meteor’s close. Обними меня крепче — метеор уже близко. 

THRILLER

  • Knife hidden, he rings the doorbell. Спрятав нож, он нажимает кнопку звонка. 

HORROR

  • Alone in bed. My blanket shifts. Одна в постели. Одеяло зашевелилось. 
  • She’s been bitten. Only cure: headshot. Её укусили. Поможет лишь пуля в голову. 
  • Buried in a steel casket. Immortal. Погребён в стальном гробу. Бессмертен. 

OBITUARY / НЕКРОЛОГ

  • Partied through life. All 17 years. Тусил всю жизнь — все 17 лет 
  • Should’ve. Could’ve. Would’ve. Didn’t. Didn’t. Didn’t. Стоило бы. Мог бы. Сумел бы. Не стал, не стал, не стал. 

Интернет источники:

https://en.wikipedia.org/wiki/Flash_fiction

https://memepedia.ru/hemingway-story/

https://skyteach.ru/2017/07/18/sovremennye-tendencii-v-metodike-pre/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологиий в преподавании английского языка

Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языком всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в эт...

«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»

Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...

Методика преподавания английского языка одарённым детям на основе использования коммуникативного метода обучения

Методика преподавания английского языка одарённым детям на основе использования коммуникативного метода обученияПрoблeмa рaбoты с oдaрeнными дeтьми – oднa из сoврeмeнных зaдaч мoдeрнизaции oбрaзoвaния...

Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.

    Тема моей  работы по самообразованию – «Раннее обучение  детей  английскому  языку  с  1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данно...

Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.

    Раннее обучение  детей  английскому  языку  с  1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данной области состоит  в том, чтобы по...

Современные образовательные технологии и методики преподавания английского языка

Изучение новых технологий и методик преподавания англ.яз...

Современные образовательные технологии в преподавании эрзянского языка. Использование функциональных возможностей интерактивной доски нарзянского языка

Статья о современных образовательных технологиях в преподавании мордовского (эрзянского, мокшанского) языка. Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках....