Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка.
учебно-методический материал

Копьёва Татьяна Викторовна

   С ведением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в систему образования поставили перед учителем новые задачи, направленные на воспитание у учащихcя стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, а не просто освоение знаний в рамках одного предмета. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Как же можно организовать свою работу используя этот подход?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка.

   Мы живём в очень непростое время, когда в России меняется социально-политическая ситуация, требующая от учителей и наших воспитанников больших перемен. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в систему образования поставили перед учителем новые задачи, направленные на воспитание у учащихcя стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, а не просто освоение знаний в рамках одного предмета. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Осуществление системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, комфортности, вариативности, творчества.  При таком подходе меняется роль учителя, он теперь – организатор деятельности детей. Мы говорим о новом подходе в обучении и воспитании, однако его принципы учителя уже давно реализуют.

   В своей работе использую различные виды заданий, направленных на формирование коммуникативной компетенции учащихся и способствующих активизации познавательной деятельности детей: составление диалогов, проектов, презентаций. Проведение нестандартных уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок-конференция. Для  развития творческих способностей учащихся и вовлечение их в самостоятельный поиск по предмету использую такие виды творческих работ, как: ребусы, кроссворды, сочинения на изученные темы, письма друзьям и учителям, литературные переводы стихотворений с английского языка на русский язык.

   Сегодня много говорят и пишут о методе проектов. Что это – дань моде или потребность времени? Для тех, кто только начинает строить свою работу, наверное, первое, а для тех, кто занимался и работал по этой методике – это один из старейших актуальных методов для решения проблем современного образования, в том числе в свете ФГОС. Как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Я работаю в обычной образовательной школе, где обучаются учащиеся с разными способностями. В 5-9 – х классах я работаю по УМК «Английский в фокусе» / «Spotlight»  (авторыВ. Эванс, Д. Дули, О.Е. Подоляко, Ю.Е. Ваулина). В курсе данного УМК данный метод проектов можно использовать в рамках программного материала практически по любой теме. Мне же интересен этот метод ещё и тем, что наиболее полно и широко применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет осуществить системно - деятельностный подход в обучении и решить основные дидактические принципы. Нельзя не сказать и ещё об одной важной задаче, которая решается в процессе подготовки и презентации любых проектов – это решение воспитательных аспектов, развитие у учащихся мобильности, адаптированности их к современной жизни, развитию немаловажных черт как дисциплинированность, обязательность, организованность и толерантность.

   Остановимся более подробно на некоторых примерах проведённых уроков с использованием данного метода. На старших и средних этапах общения учащиеся более осознанно и творчески подходят к созданию проектов. С учётом их интересов были проведены такие проекты как: «Мой первый учитель», «Учителя нашей школы». В процессе подготовки учащиеся ведут поисково-исследовательскую работу: берут интервью, работают в школьном музее, делают видеоролики, обрабатывают анкетные данные. Весь собранный материал нужно перевести на английский язык, найти достойную форму презентации. В 6-м классе довольно увлекательно проходит защита проекта по теме «Еда». Ценность этого проекта заключается в том, что он даёт возможность учащимся почувствовать себя в роли рекламных агентов, художников оформителей, будущих предпринимателей, ведь им предстоит открыть своё кафе, разработать меню и завлечь клиентов, а это не всегда просто, нужно освоить дополнительную лексику и порой рассчитывать только на себя. В 7 –х классах хотелось бы выделить такие игровые ролевые проекты как: «Телевидение», «Книги, журналы и газеты». Учащиеся пробуют себя на месте редакторов, художников, фотографов, корреспондентов. Итогом данной деятельности послужил выпуск своих газет к Новому году, с актуальными статьями, рекламными блоками, рецептами новогодних блюд, ребусами  и т.д. В 8-м классе очень креативно проходят уроки на темы: «Школьная форма, какая она в глазах современных учеников», «Школьное расписание в Российских и Британских школах». Данные проекты можно отнести к конструктивно-практическим, т.к. в качестве конечного продукта здесь выступает коллекция моделей школьной одежды, образцы школьного расписания с учётом интересов и запросов детей.  

      Как мы видим, метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат, значимый для ученика. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Учитель теперь – консультант, помощник, организатор. Данная деятельность помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения//Педагогика М.:2009. - №4. – С.18-22.
  2. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка//Иностранные языки в школе. – 2002. -№3. – С.41-46.
  3. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку// Иностранные языки в школе. – 2002. - №3. – С.46-48.
  4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке английского языка

Реализация системно-леятельностного подхода  на примере урока английского языка в 5 классе с углубленным изучением по программе О.В. Афанасьевой....

Достижение результативности при реализации системно-деятельностного подхода на уроке английского языка

Данная статья включает как теоретический материал по вышеизложенной проблеме,так и практические разработки,такие как:- Структура уроков введения нового знания  в рамках реализации системно-деятел...

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...

Мастер-класс: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Презентация содержит рекомендации по организации урока английского языка с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода...