Эссе на конкурс "Учитель года": Учитель : вчера, сегодня, завтра
статья

Дудкина Марина Валентиновна

Сочинение-эссе, в котором я рассматриваю цель и функции профессии учитель, в статье поднимаю актуальные вопросы и проблемы, с которыми сталкивается современный учитель: система оценивпния, дисциплина, низкая мотивация учеников. Рассматриваю образ учителя в мировой литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОННКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ - 2020»

Конкурсное  задание «Эссе»

Дудкина М.В.

Грачевский район

Эссе

Учитель: вчера, сегодня, завтра

Учителю - ученик, и отмерено время:

Ему – целая жизнь, мне – 45 минут.

Живительное бросаю семя

Нельзя бисер метнуть.

Марина Дудкина

        Все течет, и ничто не остается на месте. Известное высказывание древних греков актуально и сегодня. Современный мир меняется у нас на глазах: меняются реалии и объекты, а вместе с ним меняемся и мы – учителя. Меняются наши формы и методы работы, появляются новые стандарты. Однако смысл и функции педагогической деятельности, на мой взгляд, остаются неизменными во все времена: сохранить и передать Знание, развить личность, научить любить.

Как писал в своем письме к учителю своего сына Авраам Линкольн, каждому учителю необходимо научить ребенка тому, что на каждого подлеца найдется герой, на всякого эгоиста найдется готовый пожертвовать собой. Если есть враг, то найдется и друг, значит надо видеть лучшее в людях. Научить проигрывать и наслаждаться победами. Научить тому, что гораздо почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать. Научить доверять своим собственным идеям, даже если кто-то говорит, что они неверны. Таким образом, неподвластная времени конечная цель учительского труда – это ответственная и думающая Личность, готовая к дальнейшему саморазвитию.

Наш мир отчаянно нуждается не в большом количестве «успешных» людей, но в миротворцах, реставраторах и любящих. Он нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить, в людях с высокой моралью, которые готовы включиться в борьбу, чтобы сделать мир живим и гуманным. Такими героями вчера, сегодня и завтра будут учителя.

Любопытен исторический факт, в 18-19 веках маленьких детей учили божественным письменам по Псалтыри. Именно богослужебные книги служили главным средством к образованию русского народа. Обучение носило церковный характер, учили «страху Божьему». Книга как источник сакрального знания была ценна сама по себе. Книг было мало, достать нужную книгу трудно. Религиозные тексты заучивали наизусть. Важно заметить, что под чтением в старину понималось осмысленное изучение, которое впоследствии легло в основу современной читательской грамотности. Сегодня вопрос доступности информации легко решается с помощью Интернета, однако перед учителем стоит задача доступно ее преподнести и заинтересовать своих подопечных.

Чтобы перейти от единичных частных и церковных училищ к массовой государственной школе, России понадобилось почти 300 лет. Главную роль в этом сыграла подготовка учителей. Изначально преподавать мог любой человек, умеющий читать и писать. Но затем к учителям стали предъявляться определенные требования: от хорошего знания церковного богослужения до «кроткого нрава» и справедливости. Постепенно формировалась традиционная школа – школа объяснения знаний, которая в свою очередь уступила место школе нового исторического типа – школе развития. Сегодня школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии. Современный Учитель любит детей, знает психологию разных возрастов, может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка.

Что же теперь являет собой учитель, каким предстает его образ в мировой литературе? Образ «идеального» учителя изображен в  «Кадетском монастыре» Николая Лескова. Реальным прототипом главного героя стал выдающийся военный педагог Михаил Перский.

В романе Джона Апдайка «Кентавр» главный герой Колдуэлл предстает перед читателем в двух ипостасях: он и мудрейший из всех учителей – Кентавр, и простой американский учитель. Колдуэлл раскрывает перед своими учениками тайны мироздания и секреты происхождения всего живого на Земле. Во время урока, повернувшись к классу спиной, он получает от ученика стальную стрелу в лодыжку. Страдая от нестерпимой боли, герой продолжает вести урок. Неискушенному читателю он может показаться «униженным и оскорбленным». Однако дочитавший роман до конца понимает, что учитель, явивший пример бесконечной мудрости и терпения, доброты и самоотдачи, становится примером для подражания: насмехавшиеся над ним ученики сами в будущем выбирают профессию учителя. В реальной практике учителя также сталкиваются с проблемой грубого и агрессивного поведения учеников. Со времен «Поучения» Владимира Мономаха решение остается неизменным – сплотить, объединить и научить жить в мире.

В романе Грема Свифта «Водоземье» главный герой, учитель истории Том Крик, во время своих уроков отходит от программы. Вместо истории Французской революции он начинает рассказывать свои истории: о Фенах, о заслонке на шлюзе, об угрях. На вопрос одного из учеников – зачем им вся эта История – он дает свое оригинальное осмысление исторического процесса: объяснение, в котором миф сплетается с реальностью, а реальность с вымыслом. Рассказывая свои полубайки, полусказки, учитель раскрывает совершенно другую Историю. Обращаясь к своим ученикам, Том Крик называет их «наследниками мира». Он призывает своих учеников помнить  о том, что какими бы  злыми не оказались люди, у каждого из них была мать и каждый сосал материнскую грудь. Очевидна авторская позиция в том, что «наследникам мира» крайне важно сохранить нравственный человеческий облик, чтобы избежать кровопролития любой революции. И миссия учителя как раз и заключается в том, чтобы посеять эти семена человечности.

С другой стороны раскрыт образ учителя у Валентина Распутина в «Уроках французского». Молодая учительница Лидия Михайловна соглашается играть на деньги в «пристенок» с учеником, чтобы спасти его от голода. Жертвенность и самоотдача русского человека и учителя – ключевая тема этого произведения. Как известно, нет больше той Любви, чем душу свою отдать за други своя. Таков был и остается образ Русского Учителя, и мы не имеем права снижать планку.

Современное среднее образование универсально, в нем нет «ненужных» предметов. Действительно, ученик обязан слушать, а учитель должен объяснять свой предмет всем в классе, ребятам с разными склонностями и интересами. Задача учителя предметника очевидна, выявить одаренных, заинтересовать скучающих, пробудить любопытство. Когда ученик сам выстраивает план работы, сам формулирует микро цель и достигает ее, ощущение успеха испытывают и учитель, и ученик.

В наши дни в школе учитель работает в рамках пятибалльной системы. Она вызывает много вопросов как у детей, так и у родителей. Многие считают, что система оценивания несовершенна. На «пять» ребенок должен знать предмет блестяще, а не всем это посильно даже по состоянию здоровья. Остается «разбег» в две оценки: «четыре» и «три».  «Двойку» рассмотрим как признак немилосердия или  непрофессионализма педагога. Как учитель, работающий в структуре государственного образования, я не в силах изменить систему. Она остается пятибалльной. При этом федеральный государственный стандарт позволяет предложить ученику индивидуальную образовательную программу, индивидуальный план, учитывающий его личный исходный уровень и темп работы. Любой прогресс относительно своего уровня будет оцениваться положительно.

К сожалению, иностранный язык всегда был «элитарным» предметом. Не могут сельские ребятишки поехать на экскурсию и посмотреть окрестности Лондона. Проблема подсказывает решение: организация виртуальных видео экскурсий  частично спасает положение. Современный проектор и хорошая скорость интернета позволяют взглянуть на Тауэрский мост и Трафальгарскую площадь с разных ракурсов. Проект «My native town» также доступен для всех. Да, это действительно трудная, но посильная задача – описать родные знакомые места на английском, сопроводить их фотографиями  и – высший пилотаж – озвученным текстом. При этом научиться работать в команде, договариваться, слышать друг друга – это дорогого стоит.

Как учитель иностранных языков важнейшей своей задачей считаю формирование национальной идентичности учеников. Изучая на уроках английский и немецкий языки, традиции и культуру европейских стран, стремлюсь, чтобы выпускники испытывали чувство гордости за то, что они являются гражданами России. Знакомство с образцами зарубежной литературы различных жанров формирует у моих учеников дружелюбное отношение к ценностям иных культур. В быстро меняющемся современном мире, охваченном процессом глобализации, использование иностранного языка становится необходимостью. Соответственно возрастает роль и  ответственность учителя иностранного языка.

Получив классическое университетское образование, могу с гордостью произнести: « Аз Буки Веди» – я грамоту знаю! Поэтому вижу смысл и цель своей профессии вчера, сегодня и завтра в том, чтобы нести убежденное и проникновенное Слово, знание как дар Божий.