Cтатья "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку для 5 класса"
статья

Егоров Дмитрий Алексеевич

В данной статье, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку, описаны технологии использования межпредметных связей на уроках китайского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_-_kopiya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку для 5 класса

Технологии использования межпредметных связей на уроках китайского языка.

Представленных ниже примеры внеурочной деятельности направлены, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Их новизна состоит в том, что она позволяет устранить противоречие между требованиями основного урочного курса и потребностями учащихся в дополнительном материале и применении полученных знаний на практике, а так же между условиями работы в классно-урочной системе преподавания определенного основного предмета и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Дополнительный материал закрепляется в рамках проектной деятельности, песенно-игровой форме, игровой деятельности, драматизации и т.д.

В целом данная внеурочная деятельность проводится в помощь к основному урочному курсу, обеспечивая полноту и цельность содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его и нацелена на овладение обучающимся духовно-нравственных компетенций, делающих будущего выпускника культурно развитым и адекватным к реальности человеком.

 Помимо возможности сочетать деятельность изучаемого предмета с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т.д., потенциал внеурочной деятельности раскрывается в полной мере при  осуществлении разнообразных связей с предметами, изучаемыми в средней школе, и формировании общеучебных умений и навыков, которые межпредметны по своему содержанию.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. 

Как предмет китайский язык прекрасно взаимосочетается с историей, географией, литературой, физкультурой и, конечно же, с другими иностранными языками. Даже с такими на первый взгляд далекими от друг друга предметами как математика, химия, физика возможно провести межпредметные параллели.

1) Китайский язык — иностранный язык

Вот уж по истине нет такого богатого выбора всевозможной совместной деятельности как между учащимися по предмету иностранных язык. Возможна совместная творческая деятельность:

  • представление сравнения аналогичного учебного материала, например, алфавита на обоих языках. Представление реализуется в виде наглядного материала или в песенно-игровой форме;
  • представление сравнения традиционного или современного песенного фольклора и поэзии;
  • совместные занятия на всевозможные темы по кулинарии, культуры чаепития, этикета, культурных достопримечательностей и т.д. Подобные занятия реализуются в виде игровой деятельности и драматизации.

В рамках темы кулинарии, учащиеся обоих предметов, заранее, в виде проектной деятельности, подготавливают реквизиты готовых традиционных блюд (например, бумажных) и аппетитную информацию по каждому из них. На совместном уроке учащиеся представляют друг другу блюда и делятся впечатлениями. Возможно соревнование при приглашении независимых судей. Выигрывают учащиеся тех предметов, традиционные блюда которых были представлены интересней и аппетитней.

Аналогичные совместные занятия возможны по теме культуры чаепития. Учащиеся с упоением представляют друг другу традиции чаепития в странах, изучаемых ими языка. На занятиях идет дегустация настоящего чая. Занятие предусматривает просмотр видео материалов, а чайные церемонии проводятся под музыкальную атмосферу.

2) китайский язык — история

Любой иностранный язык — это культурное достояние, которое обладает богатой историей. Без включения в учебный процесс исторических и культурологических отсылок, невозможно дальнейшее понимание и изучение языка. Такие уроки могут включать краткие лекции с использованием компьютерных технологий (например, Power point), использованием видеоматериалов. Кроме того, в рамках исторического компонента внеурочной деятельности по китайскому языку, очень интересен и перспективен сам итог проектной деятельности на уроках истории. С одной стороны, учащиеся по предмету китайский язык участвуют в проектной деятельности, а, с другой, учащиеся по предмету история узнают что-то новое об истории другой страны.

3) китайский язык — география

На уроке по географии, учащимися по предмету китайский язык, возможно подготовленное представление расположения Китайской народной республики на карте мира, с указанием наиболее известных городов, рассказ о флоре и фауне различных территорий Китая, проведение викторины и т.д. В тоже время, возможно проведение учителем географии лекции по теме «Китай» для учащихся обоих предметов. Подобная совместная деятельность красноречиво укажет на их взаимосвязь и межпредметность.

4) китайский язык — литература

В мире каждая страна представлена своими широко известные литературными памятниками. В России такими как «Война и мир» Л.Н. Толстова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. В Великобритании «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса, «Шерлок Холмс» Конана Дойла. Что касается Китая, последнее время классические китайские романы все больше и больше завоевывают сердца читателей и любителей кинематографа. Это и «Путешествие на запад» У Чен-эня, «Троецарствие» Ло Гуаньчжуня, «Речные заводи» Ши Найаня и т.д.

Совместные чтения неизвестных ранее приключенческих романов могут значительно обогатить внутренний мир учащихся обоих предметов.

5) китайский язык — физкультура

Китайские оздоровительные практики хорошо известны по всему миру. Каждый россиянин хоть раз, но слышал такие слова как «цигун», «ушу», «йога». Использование оздоровительных элементов китайской гимнастики на уроках физкультуры предоставляет возможность узнать, изучающим китайский язык школьникам, много нового о китайской культуре и ее духовных традициях. А учащимся по предмету физкультура по новому взглянуть на свой предмет.

6) китайский язык — математика

Сложение, вычисление, умножение и деление. К пятому классу каждый ученик способен на решение элементарных арифметических уравнений. Особенно этот процесс становится на удивление увлекательным, если у учащегося возникает возможность выполнить данные исчисления на китайском языке. Учащиеся по предмету китайский язык будут рады продемонстрировать свои знания, а учащиеся по предмету математика получат большое удовольствие от их демонстрации и, конечно, же непосредственного участия в совместном уроке.

Например, учащиеся по предмету математика могут непосредственно задавать гостям арифметические уравнения. Данная совместная деятельность может проходить в виде игры «Переводчик». В ходе игры «Переводчик» любой желающий задает арифметическое уравнение, другой участник переводит это уравнение с русского на китайский и уже затем, третий участник записывает это уравнение на доске и решает его.

7) китайский язык — химия

Что может быть общего между китайским языком и химией? Ответ на этот вопрос был описан учителем китайского языка города Иркутска Е.С.  Ореховой в статье «Проектная деятельность как механизм формирования лингвокультурологической компетенции на уроках китайского языка».

 В рамках применения метода проектов на уроках китайского языка были использованы межпредметные проекты, работа над которыми предполагала особую интеграцию между дисциплинами не только лингвистического профиля, но естественно - научного. В ходе урока проводился сравнительно-семантический анализ, который позволил выявить сходства и различия в номинации химических элементов; структурно-семантический, который позволил выявить особенности организации иероглифического знака (логограммы). Проведенный анализ показал, что компонент иероглифического знака маркирует каждый из химических элементов, указывая на его принадлежность к металлам, газам, минералам и жидкостям соответственно. Когда соотнесенность элемента двойственная по своей природе, это также отражается и в содержании самого знака. Более того маркировка внутри самого письменного знака совпадает с общенаучными представлениями о свойствах данных веществ. Тем самым письменный знак (логограмма) транслирует особое мировосприятие носителей китайского языка, что находит свое подтверждение в самой структуре иероглифа.

Реализуя вышеописанный проект в рамках учебно-исследовательской деятельности на уроке, учащийся, используя полученные на уроках китайского языка знания о лексико-грамматических особенностях изучаемого языка, провел исследование лексических единиц, представляющих особую значимость в разделе химии. Более того сделал вывод об особенностях научной картины мира, имеющей свое отражение в китайском языке. Введение метода проектов позволило использовать китайский язык именно как инструмент познания лингво-культурологического пространства изучаемой страны, с включением метапредметных взаимосвязей с естественнонаучным блоком дисциплин.

Выше были приведены лишь несколько примеров использование совместной межпредметной деятельности. Подобная совместная деятельность может быть реализована любыми проектными, информационным и игровыми и т.д. технологиями. Возможности и потенциал межпредметной деятельности неисчерпаем.

Несмотря на то, что каждый предмет ставит свои непосредственные цели для учащегося, совместная учебная деятельность складывает у детей общую «картину мира». При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность. В школе, как правило, эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учащимися. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочного курса по русскому языку и литературе "Юнкор"

Программа внеурочного курса «Юнкор» знакомит обучающихся с основами журналистики, корректорской и редакторской работой.Данный курс позволяет ученикам формировать понимание законов создания собственных...

Программа внеурочного курса по русскому языку для 11 класса

Программа внеурочного курса по русскому языку для 11 класса "От простого к сложному. Отличник ЕГЭ" направлена на формирование практической грамотности выпускников...

Программа внеурочного курса по русскому языку для 8 класса

Программа внеурочного курса по русскому языку для 8 класса " В мире грамматики русского языка"...

Программа внеурочного курса по русскому языку для 7 класса

Программа внеурочного курса по русскому языку "Увлекательная грамматика" для 7 класса...

Программа внеурочного курса «Тайны русского языка». 8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа

Программа внеурочного курса«Тайны русского языка».8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа...

Рабочая программа внеурочного курса по английскому языку для 5 класса «Занимательное чтение на английском»

Данная программа внуерочной деятельности предназначена для учителей английского языка, ведущих деятельность в 5 классах...