ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
статья

Мустафаева Эльзана Ханларовна

В современной практике обучения иностранным языкам широко используются информационные технологии, позволяющие более эффективно организовать образовательный процесс, совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию обучаемых, развивать их познавательную самостоятельность, а также осуществлять дистанционное обучение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

 

 Мустафаева Эльзана Ханларовна

Учитель английского  языка

                                                                      МАНОУ «Гимназия №2»,г.Мариинск

В современной практике обучения иностранным языкам широко используются информационные технологии, позволяющие более эффективно организовать образовательный процесс, совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию обучаемых, развивать их познавательную самостоятельность, а также осуществлять дистанционное обучение. Применение этих технологий позволяет решить проблему нехватки речевой практики, способствуя формированию, главным образом, таких компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, как её речевая, социокультурная и компенсаторная. Информационные технологии позволяют определить степень соответствия языковой и речевой подготовки учащихся социальному заказу общества на всесторонне развитую личность, обладающую социокультурной, интеркультурной, языковой и речевой компетенциями. При этом планомерный и грамотно организованный контроль позволяет определить уровень успешности обучения, своевременно устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках, а также оказывает воспитательное воздействие на обучающихся, стимулируя их познавательную активность. Был проведен литературный обзор, в ходе которого рассмотрены основные цели и задачи информационных технологий в образовании. В статье раскрыты основные структурные элементы информационных технологий, используемые преподавателем и учеником в процессе изучения иностранного языка. Также были описаны формы работы с компьютерными обучающими программами, используемые преподавателями иностранного языка.

В современном мире цифровых технологий необходима разработка таких методов обучения, которые бы гармонично сочетали преимущества традиционного и информационного образования, повышали мотивацию учащихся к учебе и повышали уровень владения иностранным языком, делали этот процесс менее трудоемким, но в то же время более эффективным.

Главным в деятельности педагога является поиск возможных путей обработки и передачи информации в оптимальной для усвоения форме. Преподаватели иностранного языка применяют различные формы работы с компьютерными обучающими программами, которые включают:

1. Изучение лексики. При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д. при обучении лексике необходимо формировать рецептивные лексические навыки чтения и аудирования, а также продуктивные лексические навыки преимущественно в письменной речи, где можно предложить эссе или проект. Осуществление контроля за уровнем сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ, используя визуальную наглядность.

2. Отработка произношения. После прослушивания слова или словосочетания учащийся повторяет за диктором, и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности.

3. Обучение диалогической речи. Одним из наиболее эффективных способов организации процесса обучения диалогической речи с применением информационных технологий является использование режима видеоконференции с носителями изучаемого языка. Использование видеоконференцсвязи при обучении иностранному языку возможно как в любом образовательном учреждении, в том числе в самостоятельной работе по совершенствованию иноязычных речевых умений.

4. Обучение письму. Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение компьютерной клавиатуры.

5. Отработка грамматических явлений. Все обучающие компьютерные программы предусматривают отработку определённых грамматических структур.

При работе с информационными технологиями меняется роль преподавателя, основной задачей которого является поддержка и направление развития личности учащихся, их творческий поиск. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

В обучении иностранному языку широко используются мультимедийные технологии, основными средствами которых являются звук, текст, видео. Использование компьютера на уроке иностранного языка невозможно представить без таких аутентичных языковых материалов, как видеоролики, флеш-анимация, новости и т. д.

Изучение иностранного языка с использованием информационных технологий дает ученикам возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно : лингво- страноведческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее.

Невозможно представить образовательный процесс без мультимедийных презентаций. Именно проектная деятельность – это значимая сторона использования информационных технологий на уроках иностранного языка.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3].

Благодаря проектной деятельности учащиеся могут самостоятельно выбрать тему своей творческой работы, используя различные источники информации, выбрать способ ее демонстрации. Кроме того, с помощью метода проектов учащимся предоставляется прекрасная возможность использовать иностранный язык в ситуациях повседневного общения.

Проектная деятельность способствует совершенствованию навыков работы учащихся с компьютером и другими современными техническими средствами. Учащиеся осваивают электронные версии словарей, справочников, энциклопедий; расширяют языковые знания; повышают уровень практического использования иностранного языка.

Мультимедийные технологии наиболее продуктивно отвечают дидактическим целям урока. Учебный аспект предполагает осознание обучающимися учебного материала; развивающий аспект предполагает развитие познавательного интереса учащихся, творческих способностей, способностей к догадке, сравнению, сопоставлению, формированию заключений; воспитательный аспект способствует обеспечению стимулирования речемыслительной деятельности учащихся и их социальной активности.

Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают:

– большую информационную емкость;

– создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника;

– учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;

– повышение познавательной активности учеников, а также усиление мотивации и заинтересованности.

Использование Интернет-технологий предполагает увеличение контактов, дает возможность обмениваться социокультурными ценностями, усиленно изучать иностранный язык, преодолеть коммуникативный барьер, развивать творческий потенциал.

Итак, ресурсы сети Интернет можно применять с целью:

– поиска необходимой информации учащимися в рамках проектной деятельности;

– самостоятельного изучения иностранного языка;

– развития творческого потенциала учащихся (участие в различных конкурсах, викторинах, конференциях);

– самостоятельной подготовки учеников к ЕНТ;

– дистанционного изучения иностранного языка под руководством педагога;

– поиска необходимого материала во время подготовки к уроку, внеклассному мероприятию.

Для изучения иностранного языка существует множество различных современных мультимедийных учебников, в которых можно найти достаточно упражнений для учеников всех возрастов и разных уровней знаний. Большую помощь в проведении фонетических зарядок оказывает учебная программа «Профессор Хиггинс» «Английский без акцента» и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются обучающимися на зрительно и слух. Ученики наблюдают на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимают на слух правильную интонацию.

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью.

При использовании компьютерных технологий в процессе обучения встречается такая ошибка, как постоянное сидение обучаемых у компьютера, злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок, зачастую готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать к традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют рабочей программе дисциплины, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.

Следует отметить, что компьютерные технологии помогают:

– привлекать пассивных слушателей;

– делать практические занятия более наглядными;

– обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают студентам проявлять их творческие способности;

– приучать обучающихся к самостоятельной работе с материалом;

– обеспечивать моментальную обратную связь;

– объективно оценивать действия обучающихся;

– реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.

Можно сделать вывод, что проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам

Данная статья посвящена актуальной теме- использованию современных информационных технологий в обучении иностранным языкам...

Информационные технологии в обучении иностранному языку

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вызвано новыми подходами к процессу обучения. Основной целью использования ИКТ на уроках иностранного языка является формировани...

Информационные технологии в обучении иностранных языков. Нетрадиционные модели обучения.

Информационные технологии, являясь традиционными моделями обучения, делают процесс овладевания иностранным языком доступным и интересным.Они позволяют ...

Применение информационных технологий в обучении иностранному языку

Применение информационных технологий  в обучении иностранному языку...

Информационные технологии при обучении иностранному языку

В статье описываются возможности создания цифровой образовательной среды на уроках английского языка....

Презентация "Использование информационных технологий при обучении иностранному языку"

Презентация "Использование информационных технологий при обучении иностранному языку"...

Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении иностранным языкам.

Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении ИЯ....