Применение теории множественного интеллекта в организации образовательного процесса по иностранному языку
статья

Ковалева Анастасия Сергеевна

Аннотация:

В настоящее время большую популярность как в обучении в целом, так и в обучении иностранному языку в частности приобретает теория множественного интеллекта американского учёного Г. Гарднера (ТМИ), согласно которой каждый человек обладает не единым интеллектом, а, по меньшей мере, восемью типами интеллекта: вербально-лингвистическим, логико-математическим, визуально-пространственным, моторно-двигательным, музыкально-ритмическим, межличностным, внутриличностным, натуралистическим. Анализ последних публикаций по проблеме показывает, что она является чрезвычайно актуальной и востребованной.

В результате проведённых долгосрочных исследований в области применения теории в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов, автор доказал эффективность использования ТМИ в формировании и развитии иноязычной коммуникативной компетенции. Основываясь на собранных в ходе работы учебно-методических материалах и экспериментальных данных, в результате теоретического осмысления теории и проведения пробного обучения, автор систематизирует имеющийся методический опыт и представляет в статье модель обучения иностранному языку на основе ТМИ.

В статье рассматривается применение теории множественного интеллекта Г. Гарднера как один из способов реализации субъектной индивидуализации в обучении иностранному языку. Приводится описание метода обучения иностранному языку на основе ТМИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.881.1

А. С. Ковалева

Применение  теории множественного интеллекта в организации образовательного процесса по иностранному языку

Аннотация:

В настоящее время большую популярность как в обучении в целом, так и в обучении иностранному языку в частности приобретает теория множественного интеллекта американского учёного Г. Гарднера (ТМИ), согласно которой каждый человек обладает не единым интеллектом, а, по меньшей мере, восемью типами интеллекта: вербально-лингвистическим, логико-математическим, визуально-пространственным, моторно-двигательным, музыкально-ритмическим, межличностным, внутриличностным, натуралистическим. Анализ последних публикаций по проблеме показывает, что она является чрезвычайно актуальной и востребованной.

В результате проведённых долгосрочных исследований в области применения теории в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов, автор доказал эффективность использования ТМИ в формировании и развитии иноязычной коммуникативной компетенции. Основываясь на собранных в ходе работы учебно-методических материалах и экспериментальных данных, в результате теоретического осмысления теории и проведения пробного обучения, автор систематизирует имеющийся методический опыт и представляет в статье модель обучения иностранному языку на основе ТМИ.

В статье рассматривается применение теории множественного интеллекта Г. Гарднера как один из способов реализации субъектной индивидуализации в обучении иностранному языку. Приводится описание метода обучения иностранному языку на основе ТМИ.

Ключевые слова: индивидуализация, субъектная индивидуализация, интеллект, теория множественного интеллекта, ТМИ-метод, обучение иностранному языку в неязыковых вузах.

  1. S. Kovaleva

Application of the Multiple Intelligence Theory  in Foreign Language Teaching

Abstract:

 Currently, the theory of multiple intelligence of the American scientist H. Gardner (MIT) is becoming very popular both in teaching in general and in teaching a foreign language in particular. According to the theory each person has at least eight types of intelligences (linguistic, logical-mathematical, spatial, kinesthetic, musical, interpersonal, intrapersonal, naturalist). The analysis of recent publications on foreign language learning shows that the theory is in great demand.    

As a result of long-term studies in the application of the theory in teaching foreign languages ​​to students of non-linguistic universities, the author proves the effectiveness of using MIT in developing foreign-language communicative competence. Based on the worked out educational materials and experimental data collected during the investigation, theoretical analysis and  trial training have resulted in systematizing the available methodological experience and presenting the model of teaching a foreign language with the focus on MIT.

The paper studies the application of H. Gardner’s multiple intelligence theory as one of the ways of the subjective individualization in teaching a foreign language. The paper presents a method of foreign language teaching based on the theory of multiple intelligence (MIT).

Keywords: individualization, subjective individualization, intelligence, multiple intelligence theory, MIT-method, foreign language teaching in non-linguistic educational programs.

Теория множественного интеллекта американского учёного Говарда Гарднера (далее – ТМИ), согласно которой каждый человек обладает «набором» из нескольких типов интеллекта в разном их соотношении и сочетании, на сегодняшний день признана классической в психологии [1; 2; 3], она не теряет своей актуальности, что подтверждается востребованностью теории в педагогическом сообществе и последними публикациями за 2016-2018 годы [4 - 10].        

Теория Г. Гарднера используется педагогами различных дисциплин для повышения эффективности образовательного процесса. Существующая практика применения ТМИ в обучении показывает, что с ее помощью можно повысить мотивацию и энтузиазм учащихся, значительно разнообразить способы предъявления информации на уроке. Эта теория открывает иной подход к индивидуализации обучения, предоставляет возможность помочь обучающемуся учиться тем путем, что ему наиболее близок. По мнению Г. Гарднера, основной принцип применения этой теории в образовании – образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы дать возможность обучающимся приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта [2; 3].

Цель нашего исследования – изучить потенциал теории в обучении иностранному языку. Мы видим взаимосвязь между учетом типов интеллекта студентов и эффективностью обучения иностранному языку, поскольку использование упражнений для разных типов интеллекта на занятиях позволит активизировать субъектную индивидуализацию в процессе усвоения языка, что с высокой долей вероятности повысит эффективность обучения.

Занимаясь вопросом применения ТМИ в процессе обучения иностранному языку как способа учёта субъектной индивидуализации в обучении (экспериментальная работа проводилась нами с 2014 по 2017 гг. на базе филиала Псковского государственного университета (ПсковГУ) в г. Великие Луки [11; 12; 13]), мы экспериментально доказали, что специально организованный на основе учёта типов интеллекта процесс обучения ведет к повышению эффективности обучения иностранному языку. Проведенное эмпирическое исследование позволило нам разработать метод  обучения иностранному языку на основе теории множественного интеллекта.

Ключевое понятие ТМИ – интеллект. Проанализировав  различные трактовки интеллекта, мы синтезировали определение, согласно которому интеллект – это совокупность познавательных способностей, определяющих наиболее эффективный способ решения проблемы или создания продукта и являющихся основой для успешной деятельности в различных сферах.  Исходя из цели нашего исследования, мы конкретизировали общее определение интеллекта в контексте изучения иностранного языка: интеллект (тип интеллекта) представляет собой совокупность познавательных способностей, определяющих наиболее эффективный способ решения коммуникативных задач в процессе получения информации или создания речевого продукта на иностранном языке и являющихся основой для успешного развития  иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции.

Очевидно, что в контексте изучения иностранного языка именно вербально-лингвистический тип интеллекта способствует наиболее эффективному решению коммуникативных задач в ситуациях межкультурной коммуникации. Однако не у всех обучающихся он достаточно развит, что обусловливает необходимость индивидуализации образовательного процесса, которая может быть реализована посредством использования разработанного нами ТМИ-метода.

 ТМИ-метод основывается на принципах теории множественного интеллекта и позволяет конкретизировать их, исходя из условий организации образовательного процесса по иностранному языку. Остановимся подробнее на принципах ТМИ.

1. Процесс обучения должен учитывать индивидуальные познавательные  различия обучающихся. Данный принцип заключается в том, чтобы предоставить каждому возможность учиться наиболее эффективным для него способом, максимально реализовать свои способности, а также наилучшим образом проявить себя в процессе обучения, что немаловажно для мотивации.

2. Познавательные способности (или субъектные свойства обучающихся) делятся на группы по отношению к восьми типам интеллекта, набором которых обладает каждый индивид: вербально-лингвистический интеллект, логико-математический интеллект, визуально-пространственный интеллект, моторно-двигательный интеллект, музыкально-ритмический интеллект, межличностный интеллект, внутриличностный интеллект, натуралистический интеллект.

3. Уровень развития типа интеллекта определяется степенью развития задействующих его познавательных способностей обучающихся. Согласно данным, полученным в результате исследования, чем выше уровень развития определённого типа интеллекта студента, тем увереннее он оперирует средствами учения в ходе решения поставленной задачи, активизирующей интеллект этого типа, и тем успешнее её выполняет. Таким образом, определить уровни развития интеллектов мы можем, наблюдая, насколько хорошо обучающийся выполняет упражнения, задания, опирающиеся на тот или иной интеллект. Для наименьшей затраты времени и удобства преподавателей, мы предлагаем определять уровни развития типов интеллекта студентов в контексте изучения иностранного языка с помощью анкеты, составленной автором [11]; её данные можно будет впоследствии сопоставить с данными наблюдения уже в процессе обучения.  

4. Типы интеллекта характеризуются контекстностью. Как показали эксперименты, развитие одного и того же типа интеллекта может сильно отличаться в зависимости от контекста; это значит, что оценка уровней интеллектов, как и весь процесс обучения на основе ТМИ, должны опираться на контекст дисциплины. Поэтому в своей работе мы употребляем термин «типы интеллекта в контексте изучения иностранного языка» [11].

5. Типы интеллекта способны развиваться посредством тренировки с помощью упражнений, при выполнении которых задействуются интеллекты данного типа. Стоит также заметить, что при отсутствии тренировки уровни развития типов интеллекта могут понижаться.

6. Каждый тип интеллекта имеет внешние составляющие: инструменты, систему записей, помощников. Каждая из составляющих может стать средством активизации типов интеллекта. К примеру, преподаватель, как обладатель собственного набора интеллектов, развитых в разной степени, может неосознанно (или осознанно) влиять через организацию процесса обучения на развитие интеллектов обучающихся. Неосознанное влияние оказывается тогда, когда педагог проводит занятия так, как удобно ему (он задействует свои «сильные» интеллекты); обучающиеся вынуждены при этом задействовать те же самые типы (степень развития которых у всех разная), таким образом, тренируя их. Ведущая роль в системе интеллекта, с нашей точки зрения, принадлежит упражнению как средству развития интеллекта. Помимо этого, на развитие различных типов интеллекта могут влиять способы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая работа; или ведение записей,  формат которых активизирует интеллекты в зависимости от их содержания и организации.

7. Взаимообусловленность уровней развития интеллектов и эффективности обучения. Этот принцип, на наш взгляд, является основополагающим для ТМИ-метода. Он заключается в том, что целенаправленное развитие типов интеллекта в процессе обучения является залогом его успеха. Развивая способности учиться у студента, преподаватель не только обеспечивает эффективность своих занятий, но и закладывает фундамент для дальнейшего успешного овладения студентом иностранным языком.

ТМИ-метод обучения иностранному языку определяется нами как направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание дисциплины «иностранный язык» посредством способов, приёмов, упражнений, технологий, разработанных на основе концептуальных положений теории множественного интеллекта. Целью использования метода на занятиях по иностранному языку мы видим создание условий для сохранения и развития индивидуальности обучающихся в процессе овладения иноязычной коммуникативной компетенцией.

           

Среди задач, ведущих к её достижению, считаем целесообразным обозначить следующие: 1) оптимизация  обучения иноязычному общению (эффективное развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся); 2) индивидуализация процесса обучения в условиях групповой работы; 3) развитие у обучающихся субъектных свойств личности для достижения наибольшего результата в изучении иностранного языка как в рамках образовательного процесса в вузе, так и в автономной познавательной деятельности.  

Корректное использование ТМИ-метода в процессе обучения иностранному языку подразумевает определённый алгоритм, включающий следующие этапы деятельности преподавателя как организатора процесса обучения и совместной деятельности преподавателя и обучающихся как субъектов образовательного процесса:

1) изучение педагогом литературы по ТМИ;

2) определение педагогом собственного интеллектуального профиля в контексте изучения иностранного языка;

3) знакомство обучающихся с ТМИ; определение уровней развития типов интеллекта обучающихся;

4) комплексный анализ уровней развития типов интеллекта обучающихся, выявление общих и резко отличающихся показателей в группе, наиболее и наименее развитых типов интеллекта;

5) определение общей стратегии развития типов интеллекта обучающихся;

6) анализ применяемых в обучении учебных пособий на предмет учёта всех типов интеллекта; классификация видов деятельности по типам интеллекта; подбор дополнительных заданий, упражнений, технологий обучения, компенсирующих недостаток задействования тех или иных типов интеллекта;

7) подбор упражнений в соответствии с содержанием дисциплины и стратегией развития типов интеллекта обучающихся в условиях групповой, парной и индивидуальной работы в рамках образовательной программы;

8) реализация образовательной программы как интегрированных образовательных маршрутов обучающихся;

9) отслеживание прогресса в формировании иноязычной коммуникативной компетенции и в развитии типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка;

10) корректировка образовательной программы по мере необходимости.

Соблюдение данных этапов обеспечивает сохранение условий индивидуализации, а именно возможность приспособить обучение к уровню развития каждого конкретного обучающегося, выявление этого уровня у каждого студента, сохранение индивидуализации на протяжении всего процесса обучения, обеспечение образовательного процесса соответствующими средствами обучения [14].

Как было отмечено ранее, упражнение – основа ТМИ-метода, поскольку является главным средством активизации типов интеллекта. Чётко прослеживается способность практически всех упражнений коррелировать с  одним или несколькими типами интеллекта. Например:

Типы интеллекта

Типы заданий (упражнения, приёмы)

Технологии

Моторно-двигательный

- игры, направленные на сочетание двигательной и вербальной информации;

 - создание своими руками различных предметов и их описание или включение в игровую деятельность;

- ролевые игры, подача материала с помощью движений (изобразить животных, указать на части тела, озвучить что-либо или кого-либо);

- проведение экскурсий, походов;

- разыгрывание сцен;

- создание моделей, сбор головоломок;

- работа руками (рисование, создание коллажа);

- подготовка спектаклей, постановок;

- придумывание игр для запоминания какой-либо информации;

- танец, обучающий спорт, тактильные упражнения, релаксация.

- игровая технология;

- проектная технология;

- интерактивные технологии;

- технология «Трежа хант»;

- технология «Сабджект сэмпл»;

- технология «Вебквест».

Таб. 1. Корреляция упражнений, приёмов, технологий обучения иностранному языку в соответствии с типами интеллекта (на примере моторно-двигательного интеллекта).

Анализу заданий и технологий на предмет их соответствия развиваемым или задействованным типам интеллекта способствует изучение ряда пособий, в первую очередь «Multiple Intelligences in EFL» Г. Пухты и М. Ринволюкри [15], поскольку в них представлены и описаны задания и приемы, соответствующие всем актуальным типам интеллекта. Помимо этого, методически обосновать выбранные упражнения и приемы помогут следующие ключевые вопросы, на которые вслед за О.В. Евстифеевой мы советуем ответить преподавателю [6; 7]:

- Как включить в занятие числа, классификацию, вычисления (логико-математический интеллект)?

- Как задействовать чтение, письмо, устную речь (вербально-лингвистический интеллект)?

- Как включить образы, цвет, графики, рисунки и диаграммы (визуально-пространственный интеллект)?

- Как связать звуки, ритм, музыку и танцы с изучаемой темой (музыкально-ритмический интеллект)?

- Как включить движение, драматизацию, моделирование и поделки (моторно-двигательный интеллект)?

- Как организовать индивидуальную самостоятельную работу (внутриличностный интеллект)?

- Как организовать парную и групповую работу, обсуждение, сотрудничество (межличностный интеллект)?

- Как привлечь знания о природе и природных явлениях, экологическое сознание (натуралистический интеллект)?

Заключительным и важным этапом занятия по ТМИ-методу является его анализ с точки зрения ТМИ для отслеживания прогресса и корректировки процесса обучения. Рефлексия может включать оценку занятия по следующим аспектам: 1) типы интеллекта, задействованные на занятии; 2) упражнения, вызвавшие наибольший интерес обучающихся (кого именно); 3) обучающиеся, не проявившие интереса к занятию и возможные причины этого; 4) альтернативные способы работы на занятии; 5) что лучше всего/ хуже всего получилось на занятии.

Таким образом, теоретическое осмысление теории и проведение экспериментального обучения позволили нам изучить возможности использования ТМИ в процессе обучения иностранному языку. Выявленные во время исследований принципы, этапы, направления и система учебных видов деятельности являются базовыми компонентами модели реализации ТМИ-метода в образовательном процессе, основной целью которого является создание условий для сохранения и развития индивидуальности обучающихся, что на сегодняшний день является одним из приоритетов в российском образовании.  

Литература

  1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. – М.: ООО «И. Д. Вильямс, 2007. – 512 с.
  2. Gardner, H. Multiple Intelligence: The Theory in practice. New York: Basic Books, 1993.  304 p.
  3. Gardner, H. Are there additional Intelligences? The case for the Naturalist Intelligence. Cambridge, M. A.: President and Fellows of Howard College, 1995. 195 р.
  4. Боброва Т. О. Теория множественного интеллекта Х. Гарднера в обучении иностранному языку в средней школе // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. Сборник материалов XIV Международно-практической конференции. - 2017. - С. 95-101.
  5. Гоголева М. А. Использование теории множественного интеллекта в обучении английскому языку в неязыковом вузе // Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка». - 2014. - Т. 5. - №5-1. - С. 2.
  6. Евстифеева О. В. Способы применения теории множественного интеллекта в школе // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. - №5.  
  7. Евстифеева О. В. Способы применения теории множественного интеллекта в школе: организация работы в учебных центрах // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - №4.
  8. Калинина Е. Э. Теория множественного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вопросы лингводидактики и методики преподавания  иностранных языков.  Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. - 2016. - С. 34-38.
  9. Фёдорова Н. П., Трубицина О. И. Преимущества использования многосенсорного подхода в обучении иностранным языкам // Евразийский союз учёных. - 2016. - №4-3 (25). - С. 83-85.
  10. Mayer, J. D., Roberts, R. D., Barsade, S. G. Human Abilities: Emotional Intelligence // Annual Review of Psychology, 59(1), USA, Palo Alto: Annual Reviews, Inc., 2008. - P. 507-536.
  11. Ковалева А. С. Роль субъектной индивидуализации в повышении уровня владения иностранным языком на нелингвистических направлениях подготовки // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. Тольятти, 2017. № 4 (31). С. 29 - 35.
  12. Ковалева А.С. Индивидуализация процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: Сборник материалов первой международной научно-практической конференции. Псков, издательство "Логос", 2015. 284с., с. 215 - 227.
  13. Ковалева А.С. Применение теории множественного интеллекта Г. Гарднера в разработке современных УМК по английскому языку // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: Сборник материалов второй международной научно-практической конференции. Псков, издательство "Логос", 2016. 172 с., с. 122 - 136.
  14. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
  15. Puchta H. Rinvolucri M. Multiple Intelligence in EFL. London: Helbling Languages, 2005. 158 p.

Literature

  1. Gardner H. Struktura rasuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta: Per. s angl. – М.: ООО «I. D. Wilyams, 2007. – 512 s.
  2.  Gardner H. Multiple intelligence: the theory in practice. New York, Basic Books Publ., 1993. 304 p.
  3. Gardner H. Are there additional Intelligences? The case for the Naturalist Intelligence. Cambridge, President and Fellows of Howard College Publ., 1995. 195 р.
  4. Bobrova Т. О. Teoriya mnozhestvennogo intellekta H. Gardnera v obuchenii inostrannomu yaziku v srednej shkole // Sovremenniye obrazovatelniye technologii v mirovom uchebno-vospitatelnom prostranstve. Sbornik materialov XIV Mezhdunarodno-prakticheskoj konferentsii. - 2017. - S. 95-101.
  5. Gogoleva М. А. Ispolzovaniye teorii mnozhestvennogo intellekta v obuchenii anglijskomu yaziku v neyazikovom vuze // Interaktivnij nauchno-metodicheskij zhurnal «Soobshestvo uchitelej anglijskogo yazika». - 2014. - Т. 5. - №5-1. - S. 2.
  6. Evstifeeva О. V. Sposobi primeneniya teorii mnozhestvennogo intellekta v shkole // Eksperiment i innovatsii v shkole. – 2012. - №5.  
  7. Evstifeeva О. V. Sposobi primeneniya teorii mnozhestvennogo intellekta v shkole: organizatsiya raboti v uchebnich tsentrach // Eksperiment i innovatsii v shkole. – 2013. - №4.
  8. Kalinina E. E. Teoriya mnozhestvennogo intellekta v obuchenii inostrannim yazikam // Voprosi lingvodidaktiki i metodiki prepodavaniya inostrannich yazikov. Sbornik nauchnich statej po materialam XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Otvetstvenniye redaktori N. V. Kormilina, N. Y. Shugayeva - 2016. - S. 34-38.
  9. Fedorova N. P., Trubitsina О. I. Preimushestva ispolzovaniya mnogosensornogo podchoda v obuchenii inostrannim yazikam // Evrazijskij soyuz uchenich. - 2016. - №4-3 (25). - S. 83-85.
  10. Mayer, J. D., Roberts, R. D., Barsade, S. G. Human Abilities: Emotional Intelligence // Annual Review of Psychology, 59(1), USA, Palo Alto: Annual Reviews, Inc., 2008. - P. 507-536.
  11. Kovaleva A.S. The role of subjective individualization improving the second language skills. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, Psichologiya. Tolyatty, 2017. №4 (31), pp. 29-35.
  12. Kovaleva A.S. Individualization of foreign language teaching in non-linguistic universities. Yazyk i kultura v bilingvalnom obrazovatelnom prostranstve: sbornik materialov pervoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pskov, Logos Publ., 2015, pp. 215–227.
  13. Kovaleva A.S. Application of G. Gardner’s theory of multiple intelligence to writing of contemporary English textbooks. Yazyk i kultura v bilingvalnom obrazovatelnom prostranstve: sbornik materialov vtoroy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pskov, Logos Publ., 2016, pp. 122–136.
  14. Unt I. E. Individualizatsiya I differentsiatsiya obucheniya. – М.: Pedagogika, 1990. – 192 p.

15. Puchta H. Rinvolucri M. Multiple Intelligence in EFL. London: Helbling Languages, 2005. 158 p.

Рекомендовано к публикации:

Маслова Галина Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

декан факультета русской филологии и иностранных языков ПсковГУ, г. Псков

Ковалева Анастасия Сергеевна

lebedeffa@inbox.ru

тел.: 89113733916

учитель иностранных языков МАОУ Лицей №11 г. Великие Луки

Псковская обл., г. Великие Луки, проспект Гагарина, д. 9, корпус 2

тел.: (881153)53476, e-mail: ch11@eduvluki.ru

аспирант кафедры английского языка, ПсковГУ, г. Псков

сфера научных интересов: методика обучения иностранному языку; субъектная индивидуализация в обучении иностранному языку

число опубликованных работ: 14 (из них 3 в изданиях, включённых в перечень ВАК)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.

тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...

Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»

Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...

Технологии организации учебного процесса изучения иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС

Мой материал пригодится учителям иностранного языка.  работающим в  образовательной школе. Главными характкеристиками педагогических  технологий  можно назвать гуманность, эффектив...

«Планирование и организация образовательного процесса по иностранным языкам в основной школе с учетом ФГОС ООО»

УУД и их основная функция - обеспечение главной компетенции обучающихся - умения учиться....

Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по иностранному языку -2019

Презентация "Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессепо иностранному языку" -2019...

Методическая разработка по организации образовательных событий по иностранному языку.

Данная разработка предназначена для проведения образовательных событий в 5,7, 8 классах на основе линии УМК "английскийв фокусе"авторов Ю. Ваулина, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс. В этой раз...

Особенности организации учебного процесса второму иностранному языку в условиях разновозрастного обучения

Особенности организации учебного процесса второго (немецкого) иностранного языка в условиях разновозрастного обучения заключаются в концептуальном подходе Усть-Илимского лицея “Реализация идей р...