Вариативность использования средств ИКТ в учебном процессе
методическая разработка

Гущина Маргарита Николаевна

Мы достигли того времени, когда почти во всех школах, элитных и обычных, городских и сельских, появилась компьютерная техника и понятие  цифровые образовательные ресурсы прочно вошло в обиход. Но это лишь внешняя, вроде бы благополучная сторона дела, а вот с тем, что касается использования этой техники в организации учебного процесса, создания новых передовых технологий обучения и повышения качества образования, дело обстоит гораздо сложнее. Здесь существует масса нерешенных проблем, и во многих учебных заведениях новейшая техника просто простаивает.

   Как и любое нововведение, цифровые образовательные ресурсы вызывают неоднозначное отношение. Противники применения ЦОРов указывают то на недостаточную оснащенность, то на невысокий уровень владения информационными технологиями педагогов-практиков. Что же касается сторонников, за них говорит их педагогическая деятельность. Учитель, прежде всего, - это просветитель, новатор. Используя современные методы  технологии, они пытаются разнообразить учебный процесс. Но надо помнить, что подобный фанатизм приводит к перенасыщенности уроков техническим сопровождением, а это приводит к утомляемости учащихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы Гущиной Маргариты Николаевны

«Вариативность использования средств ИКТ в учебном процессе»

   Мы достигли того времени, когда почти во всех школах, элитных и обычных, городских и сельских, появилась компьютерная техника и понятие  цифровые образовательные ресурсы прочно вошло в обиход. Но это лишь внешняя, вроде бы благополучная сторона дела, а вот с тем, что касается использования этой техники в организации учебного процесса, создания новых передовых технологий обучения и повышения качества образования, дело обстоит гораздо сложнее. Здесь существует масса нерешенных проблем, и во многих учебных заведениях новейшая техника просто простаивает.

   Как и любое нововведение, цифровые образовательные ресурсы вызывают неоднозначное отношение. Противники применения ЦОРов указывают то на недостаточную оснащенность, то на невысокий уровень владения информационными технологиями педагогов-практиков. Что же касается сторонников, за них говорит их педагогическая деятельность. Учитель, прежде всего, - это просветитель, новатор. Используя современные методы  технологии, они пытаются разнообразить учебный процесс. Но надо помнить, что подобный фанатизм приводит к перенасыщенности уроков техническим сопровождением, а это приводит к утомляемости учащихся на уроке.

   Многие современные преподаватели одной из своих задач по повышению качества знаний считают создание единого информационно- образовательного пространства на основе внедрения новых подходов. Меняются условия жизни – меняется система ценностей. К учителям предъявляются все более высокие требования, удовлетворить которые можно, используя такие современные достижения, как цифровые образовательные ресурсы. Снять некоторые трудности в поиске информации помогает использование школьной медиатеки. Так, например,  проекты «Бунт или смирение» по Ф.М.Достоевскому, «Особенности романов

 И.С. Тургенева» и другие заставляют учащихся по-новому взглянуть на сухие факты из учебника. Не секрет, что учащиеся в наше время мало читают: учебным дисциплинам сложно конкурировать с телевидением. Ресурсы учителя позволяют  не только повысить интерес к предмету, но и возрождают любовь к чтению. Отсюда вытекает, что главная задача, которую решают ЦОРы в образовательном процессе, - это повышение эффективности урока.

   На первых порах ЦОРы увеличивают трудозатраты  учителя по разработке уроков. Создание презентации – процесс творческий, требующий не только технических умений, но и нетрадиционного подхода к проведению занятия, глубокого переосмысления материала. Однако с течением времени образуется коллекция электронных уроков, которая может быть неоднократно использована, её легко видоизменить в соответствии с особенностями класса. И вот тогда ЦОРы становятся незаменимыми помощниками, позволяющие снизить трудозатраты учителя.

                                       

                                                       

 

Важным моментом в использовании ЦОРов является создание медиатеки. К сожалению, лишь небольшая часть дисков используется учителями на уроках. Несоответствие учебнику, уровню класса – все это осложняет применение готовых разработок на уроках. Неумелое применение технических средств может тормозить процесс обучения, «превращая серьезное дело в веселый видеоряд». Каждый раз, используя эти ресурсы, надо задумываться над вопросом, насколько оправданным является их применение. Надо помнить, что ЦОРы не цель, а всего лишь средство обучения.

   Основная цель ЦОРов – это формирование устойчивой мотивации через активное участие учеников и преподавателей в учебном процессе. Цифровые ресурсы позволяют успешно решать методические задачи.

Технологии применения средств ИКТ в предметном обучении

Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают возможности их использования.

Информационно-коммуникационная    технология чтения средств ИКТ в предметном обучении основываются на:

1)        использовании некоторых формализованных модели содержания (педагогических программных средствах);

  1. деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  2. повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Формализованные модели содержания включают на современном уровне: обучающие и контролирующие программы по предметам, базы данных, гипертекстовые и мультимедиа дополнения, микромиры, имитацию, компьютерные коммуникации, экспертные системы. Чрезвычайное разнообразие типов информации: текстовая, графическая, звуковая, анимационная и видеоинформация, предоставление свободного выбора логики ознакомления с информацией и оперативность обработки информации имеют практически неограниченный объём «поддерживающей информации»

Программными средствами обучения называют такие компьютерные продукты, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники ( изучение полного курса, модулей учебной программы), программы-тренажёры (сборники задач и упражнения на применение), конструкторы, словари, справочники и энциклопедии, хрестоматии, книги для чтения, музеи, экскурсии и путешествия, игры, методические материалы для учителя, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий (сборники фотографий, музыкальных записей, видеосюжетов, рисунков, текстов).

Наиболее распространённые примеры использования компьютерных программных средств в общеобразовательных предметах (в скобках указаны конкретные удачные программы):

Русский язык и литература. Программы-тренажёры: диктанты, изложения и сочинения. Проверка орфографии компьютером (встроенная функция)

Сейчас всё большее распространение получают так называемые электронные библиотеки — достаточно представительные базы данных образовательной информации, учебных компьютерных программ, электронные учебники. Последние являются новым видом учебных пособий, специально подготовленных для образования и самообразования на
основе последних достижений мультимедийной техники и педагогической науки.        
:

Математика. Формулы и расчёты в электронных таблицах. Обучающие программы по различным разделам и темам («Живая геометрия» и др.), программно-методические комплексы по математике («Алгебра и начала анализа*, «Функции и графики», «Метод координат», «Симметрия» и др.).

Предлагаются новые принципы изучения геометрии, химии, физики и биологии, где пространственные представления об изучаемых объектах и процессах их взаимодействия становятся исключительно важными.

Иностранные языки. Интерактивные курсы обучения иностранному языку, лексические игры. Мультимедиа тренажёры. Программно-методические комплексы по английскому языку . Особенно эффективны для самостоятельного изучения электронные учебники по иностранному языку.

Физика и астрономия. Обработка результатов экспериментов в электронных таблицах. Обучающие и моделирующие программы по различным темам («Живая физика», «Физический эксперимент», «Интерактивный планетарий» и др.).

Природоведение и биология. Классификация растений и животных с помощью баз данных; Программы, эмулирующие развитие живых систем и биологические эксперименты («Искусственная жизнь», «Фотосинтез» и др.). Биологические энциклопедии: зоопарки, млекопитающие и др.

Химия. Классификация химических веществ с помощью баз данных. Программы, моделирующие химические эксперименты (обучающие программы «Химия-6», «Хи-мия-7»).

География. Страноведческие базы данных (программы ^активные глобусы и атласы», обучающие программы 2фия-5, 6, 7,8»).

      Экономика. Игровые программы, моделирующие экономические системы.

     История. Программы — интерактивные энциклопедии по истории.

     Черчение. Чертежи на компьютере. Системы автоматического проектирования САПР.

      Начальная школа. Обучение чтению. Орфография и каллиграфия с помощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы: «Обучение грамоте»; «Буква потерялась»; «СВАН»; «Пентамино»; «Кот учёный»; «Емеля» и др.

Технологии компьютерного урока

 Огромные возможности компьютерной техники находятся в противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную  технологию.

Существуют два принципиально различных пути преодоления этого противоречия:

1)        радикальное изменение содержания и методов образования, отказ от урока в пользу самообразования, организации свободного культурно-образовательного путешествия в информационном пространстве;

2)        приспособление новых информационных возможностей  к рамкам традиционного урока.

Первый сегодня возможен только во внеклассной, внеурочной деятельности учащихся, второй, получающий всё большее и большее распространение, осуществляется в виде  компьютерного урока.

        Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства.
        В уроке как целостной дидактически законченной единице деятельности ребенка по усвоению какого-либо учебного материала реализуется психологический цикл деятельности: «целеполагание — планирование и организация — выполнение (решение) учебной задачи — анализ и оценка результата». Этим определяются следующие дидактические части урока:

  • В — вступление, организационная часть;
  • А — актуализация зон актуального и ближайшего развития (усвоенных, опорных ЗУН);
  • Ин — изучение нового материала (формирование новых ЗУН, СУД);
  • 3 — закрепление материала — повторение и применение;
  • Кон — контроль усвоения;
  • Кор — коррекция;
  • Об — обобщение;
  • Дз — домашнее задание.

Тогда дидактическую структуру традиционного комбинированного урока можно представить следующей формулой:

Урок =В + А + Ин + 3 + Кон + Кор + Об + Дз

Распределение времени на отдельные части урока даст временную его структуру, тип.

Компьютерный урок характеризуется прежде всего интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Если 100% времени урока учащиеся работают на компьютере, он полностью заменяет учителя (в этом случае урока, по существу, нет, есть компьютерное обучение). Если компьютер не используется совсем — это обыкновенный урок. При частичном использовании компьютера получается то, что называется «компьютерным уроком*.

В соответствии с интенсивностью использования компьютера в различных частях урока формула компьютерного ' урока может выглядеть так:

У(%) =В(%) +А(%) +Ин(%) +3(%) +Кон(%) +Кор(%)+ + 0б(%)+Дз(%)

(в скобках указан % времени использования компьютера в  данной части и в уроке в целом).

Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы, т.е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств (полностью или частично).

Вариативность использования средств ИКТ
в учебном процессе.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным пособием по предмету.
  • частичная замена деятельности учителя обучающими программами.
  • использование тренинговых программ для закрепления материала.
  • выполнение домашних творческих заданий.

использование игровых и занимательных программ для закрепления материала.

Современная педагогическая практика  показывает, что можно рационально сочетать  традиционные технологии и ИКТ  в обучении и воспитании.

Применение ИКТ  может существенно изменить в лучшую сторону  качество образования  школьников:

  • - применение современных мультимедийных технологий повышает наглядность урока, как следствие активизируется  внимание ученика, его зрительная память,  мотивация  обучения;
  • - применение электронных учебников, тестовых оболочек на уроке позволяет  сделать работу каждого ученика деятельной, результативной;
  • - применение различных ИКТ на уроке  позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, применить дифференцированные задания;
  • - большой спектр возможностей дают ИКТ для работы с одаренными детьми: исследовательская и проектная  деятельность, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, дистанционное самообразование.

ИКТ имеет ряд преимуществ перед традиционными технологиями обучения:

1) компактность накопления и хранения информации;

2) мобильность;

3) демонстрация труднодоступного материала (виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и т.д.);

4) предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

5) быстрая обработка результатов;

6) способствует повышению познавательной активности и мотивации в усвоении знаний за счет разнообразия форм работы;

7) самостоятельная работа учащихся становится контролируемой и управляемой;

8) ИКТ позволяет легко распространить опыт работы учителя.

Интерактивное обучение.

Если вспомнить теорию, то интерактивное обучение – это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это один из методов педагогики взаимодействия, развивающего обучения, обучения, основанного на коммуникации. А изучение иностранного языка без коммуникации невозможно. Поэтому эта тема была особенно близка учителям иностранных языков.

Один из основных методов интерактивного обучения – это групповая форма. В УМК по иностранным языкам, начиная уже с самого раннего этапа обучения, авторами уже заложены задания, ориентированные на работу в парах и группах.. Интерактивное обучение невозможно без развития коммуникативных навыков и умений. И тут не обойтись без игровых технологий. Например:

  1. После изучения английских имен, названий стран и континентов дети представляют  себя жителями Великобритании, Америки, Африки. Они встречаются в гостинице, на конференции и знакомятся друг с другом, все происходит в свободном движении по классу.
  2. После изучения школьных принадлежностей и глаголов take (брать) и  put (класть), которые ученики часто путают,  учащиеся советуют Незнайке, или какому-нибудь ещё сказочному персонажу, идущему  в первый класс, что взять и положить в свой портфель: Take a pen and put it in your school – bag.

3.  Ученик загадывает животное, а остальные должны отгадать его, задавая вопросы:

  • Is it a wild animal?
  • Does it live in the forest (on the farm, in the house)?
  • Does it eat meat (grass, fish)?
  • Is it big (little)?
  • Is its tail long (short)?
  • What colour is it? и т.д.

4. После ознакомления с Present Continuous Tense учащиеся показывают пантомиму друг другу и отгадывают, что показывают их друзья:

  • Are you swimming now?
  • Are you eating now?
  • Are you jumping now?  и т.д.

5. Когда учащиеся выучили все буквы и английский алфавит, мы проводим соревнование между двумя командами. Команды отвечают на вопросы:

  • How many different letters appear in the word TRANSCRIPTION? (Сколько разных букв в этом слове?)
  • Make two words that start with the 19th letter of the alphabet and finish with the 12th (Составьте два слова, которые начинаются с 19-й буквы алфавита и заканчиваются 12-й)
  • Which letter appears twice in the word SUNSHINE and once in the word MOON? (Какая буква появляется дважды в первом слове и один раз во втором ?) и т.д.

6. С целью облегчить  ученикам запоминание  правильного написания  английских слов,  используются следующие  игры:

  1. «Поле чудес» – популярная игра не только среди взрослых. На доске учитель рисует клеточки. Дети называют буквы, чтобы отгадать спрятанное слово из только что изученной темы.

6.2. Тема «Семья»: какие члены твоей семьи спрятались в этих словах:

       m _ _ _ _ _; s_ _; _ i _ _ _ _ ; _ _ c _ _ ; _ _ _ t; _ _ o _ _ _ _ .  

6.3. Прочитай слова и напиши рассказ, как твоя семья ходила на пикник:

        The  Picnic

fire                        tent                        tree                        drink

boat                         flow                         bridge                 grass

cake                        apple                        game                        put up

sing                        river                        bird                        make

6.4. Дополни   предложения, и у тебя получится твоя визитная карточка.

My name is ________________________ .

I am ______________________  years old.

I live at ___________________________ .

With _____________________________ .

My friends are _____________________ .

My favourite games are ______________ .

My favourite animal is _______________ .

6.5.Кто составит больше слов из букв, которые есть в слове TRANSCRIPTION.

6.6. Кто напишет больше слов, которые ассоциируются со словом  food (animal, flat) и т.д.

Одним из компонентов содержания речевой деятельности являются условия, в которых она протекает. Для этого создаются учебные речевые ситуации, стимулирующие общение.

Реальные ситуации практически выдвигаются на первый план в старших классах. Но на начальном и среднем этапе обучения ведущее место принадлежит воображаемым ситуациям. Например, с помощью магического «если бы» или «представь себе, что …». Например: «Как бы ты действовал (а), если бы был уже взрослый и тебе уже пришлось …» (сдвиг по возрасту); «Ты в незнакомом городе не знаешь, где почта» (сдвиг по местонахождению); «Ты – мама, инструктирующая сына, отправляющегося с классом в поход» (сдвиг по роли, деятельности) и т.п.  

Учащимся начальных классов предлагаются, например, такие ситуативные задания:

  1. Обсудите со своим друзьям, какие подарки вы попросите у Деда Мороза. Почему?
  2. У Ани вчера был день рождения. Расспросите ее, кто приходил к ней в гости, что ей подарили, что она и ее гости делали?
  3. После чтения и обсуждения сказок учащиеся не только отвечают на вопросы по тексту, но и учатся выражать свое мнение о главных героях,  отмечая, чтобы сами учащиеся сделали бы в подобной ситуации.

         Так, прочитав сказку «Pif», дети осуждают собачку, поступившую неверно, и советуют Пифу, что надо было сделать, чтобы не промокнуть и не ломать дерево. Прочитав рассказ «The Bird’s Friends», дети рассказывают, как они помогают птичкам зимой.

На  этапе обучения в основной школе (5-9 кл.) большое значение имеет использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи. Примеры коммуникативно-направленных ситуаций:  

  1. Скажи, какие качества характера наиболее ценные, и почему мы восхищаемся ими, а какие качества разочаровывают нас. Приведи примеры из своей жизни.
  2. Представьте, что американские школьники приехали с визитом в вашу школу. Они спрашивают вас о вашей учебе, любимых предметах, ваших учителях, занятиях после уроков, о школьных традициях. Разыграйте эту беседу.
  3. Некоторые люди не любят выполнять работу по дому. Вы согласны, что работа по дому – это скучное занятие? Какую работу по дому выполняете вы? Что случается, если вы забыли (не выполнили) свои домашние обязанности?
  4. Обсудите со своими одноклассниками, что необходимо сделать, если:

-  вы увидели, что мальчики разбили окно и убежали;

-  вы услышите, что ваш одноклассник говорит глупости;

-  вы слышите, что ваш приятель хвастается;

-  когда вы заметили, что ваш одноклассник пытается списывать.

      - когда вы заметили, что некоторые пытаются сбежать, когда весь класс убирает школьную территорию.

  1. Обсудите необычные приключения, которые были в вашей жизни. Решите, чье приключение было самым захватывающим, докажите свою точку зрения.
  2. Придумайте возможное объяснение следующим фактам:  

-  поездка оказалась полным разочарованием;

-  маршрут оказался легче, чем мы думали;  

-  путеводитель оказался очень полезен;

-  наши попутчики оказались приятными людьми.  

Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков  продолжается на уроках чтения.

А после контроля понимания прослушанного текста (аудирования), учащимся  предлагается представить себя на месте героя и сказать, как бы поступили они, выразив свое мнение об услышанной ситуации.

Коммуникативные умения и навыки  письменной речи развиваются при выполнении следующих заданий:

  1. «Был жаркий вечер, и я сидел в саду. Вдруг …» Закончите историю.
  2. Какого знаменитого человека ты хотел бы встретить? Почему?
  3. Напиши рассказ, историю из своей жизни на тему:

- Я счастлив, когда …

-  Мне нравится узнавать о …

-  Когда мне грустно, я …

-  Если бы я был волшебником, …     и т.д.

        Применяемые учебно-речевые ситуации:

  • Когда мне было два года…
  • Я злюсь, когда …
  • Я шел по улице и нашел …
  • Я не люблю, когда …
  • Удачный день…
  • Я не мог поверить своим глазам…
  • Мой учитель думает, что я …
  • Я хочу помнить всегда …
  • Я хочу забыть …  и т.д.

        Например, создаваемые учебно-речевые ситуации по теме «Holidays»:

  • Как вы думаете, где лучше провести каникулы? Куда бы вы поехали, будь сейчас каникулы?
  • Обсудите и найдите лучший способ хорошо провести время;
  • Где бы вы посоветовали человеку с плохим здоровьем провести свой отпуск? Почему?

          Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка.

          Ролевая игра «Отпуск».

Цель: активизация умений и навыков дискутирования, обсуждения, аргументирования, объяснения, убеждения на английском языке.

Ход игры: участники игры разрабатывают маршрут поездки к морю и план проведения отпуска. Каждая группа обсуждает и представляет свой план. Условия, которые должны быть учтены, могут быть разными (определение суммы денег, мест для посещения, выбор транспортных средств, необходимых вещей в поездке и т.д.)

        Учащимся предлагается прослушать текст «Waiting At The Airport» и выполнить следующие задания:

  1. Вы услышите, как четыре человека ответили на вопросы «Как вы себя чувствуете, находясь  в аэропорту? Что вы думаете, пока ожидаете свой рейс». Скажите, что переживает каждый из этих людей.
  2. Представьте, что вы собираетесь лететь самолетом. К кому из говорящих вы бы присоединились? Почему?
  3. Представьте себя на месте этих людей. Пока вы ожидаете свой рейс, познакомьтесь друг с другом, обменяйтесь мнениями об ожидании в аэропорту.

        В заключении работы над темой учащимся предлагается написать сочинения на одну из тем:

  • Я провел прошлые каникулы в …
  • Если бы у меня были средства, я бы провел отпуск в …
  • Лучший способ отдохнуть – это …

Ролевая игра «Дети и родители».

        Цель: формирование умений и навыков выражения различных коммуникативных намерений и аргументации в иноязычном общении.

Ход игры: учащиеся представляют разговор между родителями и подростком, который получил плохие отметки и должен рассказать об этом своим  родителям, ожидающим  хороших оценок.

Темы для развития навыков письменной речи:

  1. Напишите эссе о ваших отношениях с одним из родителей.
  2. Опишите случай, когда ваши родители либо смутили, либо помогли вам в школе.
  3. Напишите письмо – совет младшему другу, как поладить с одноклассниками и учиться успешно.

Практика подтвердила, что ребята больше думают, чаще высказывают свою точку зрения, осуществляют творческую деятельность на проблемном уроке.

На каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? Убеждена, что на уроке изучения нового материала. И думаю важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо: «Нужно стараться не давать информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали знание».

 Практика подтвердила, что ребята больше думают, чаще высказывают свою точку зрения, осуществляют творческую деятельность на проблемном уроке.

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

  • более качественное усвоение знаний,
  • мощное развитие интеллекта и творческих способностей,
  • воспитание активной личности.

   Суть проблемного урока – в творческом усвоении знаний. Результатом научного творчества являются новые знания о мире. Можно выделить основные звенья научного творчества:

  1. Постановка проблемы
  2. Поиск решения
  3. Выражение решения
  4. Реализация продукта

На уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах.

Это не значит, что каждый урок должен быть проблемным. Ведь навыки вырабатываются многократным повторением, поэтому этапы формирования умений и навыков репродуктивны. Их можно сделать занимательными, увлекательными, но творческими их сделать нельзя. Поэтому проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Напомню методы введения знаний традиционного урока: сообщение темы, сообщение знания; методы воспроизведения знаний – выучи и перескажи.

 Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

З

Н

А

Н

И

Е

введение

Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока

Поиск решения – открытие субъективно нового знания

воспроизведение

Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме.

Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

 Проблемная ситуация.

Любой проблемный урок должен начинаться с проблемной ситуации. Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик. По реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два типа:

  • «с удивлением»,
  • «с затруднением».

     Эмоциональное переживание возникает у школьников при столкновении с противоречием.

 Приёмы создания проблемной ситуации.

Тип пробл. ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1) Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2) Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

3) Шаг 1. Обнажить житейские представления учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

4) Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затрудне-нием

Между необходи-мостью и невозможностью выполнить задание учителя

5) Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

6) Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

7) Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.

8) Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

 Учитель может одновременно предъявить классу противоречивые факты, точки зрения. Урок чтения в 11 классе по теме «Culture Shock».

Учитель: The Sales are the period when shops sell goods at reduced prices. In Britain the Sales are usually in January & in summer. Harrod’s sale is the most famous. People begin to queue for days beforehand to be first in when the doors open. In 1996, 200,000 people visited the first day of the Harrod’s sale. You are allowed, & even expected, to bargain with the shop assistant to try & get a better price for goods.

          Ученики испытывают удивление, возникает                                     проблемная ситуация.

 Сложнее столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления.

 Например, урок аудирования в 11 классе по теме «How Сosmopolitan Аre You?».

Учитель: If you invite a visitor from an Arab country for dinner, which of the following should you avoid serving?

    pork      shellfish   alcohol    chips   lettuce

Ученики:

     -    Pork.   

  • Pork & alcohol.
  • Alcohol    chips.
  •  Pork   &   shellfish.
  •   Lettuce.

Таким образом, приёмы 1 и 2 создают противоречие между двумя или более положениями.

Однако проблемные ситуации «с удивлением» могут иметь и другую основу – противоречие между житейским, т.е. ограниченным и даже ошибочным представлением учеников и  научным фактом.

Для его создания применяется приём 3. Он сложнее предыдущих, так как выполняется в два шага. Сначала учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью    предъявляет научный факт.

Например, урок формирования грамматических навыков в 3 классе по теме «Исчисляемые и неисчисляемые существительные».

Учитель:

Что такое синонимы? 

Ученики:

  • Слова, сходные  по смыслу.
  • Назовите английские синонимы слова «много».
  • Many, much.

Составьте словосочетания, используя словa apple, bread, egg (практическое задание на ошибку)

Ученик записывает на доске: much apples, many bread,  much eggs

  • Посмотрите, как это задание выполнено в учебнике (предъявление научного факта)

   видят в учебнике:

    much bread, many apples, many eggs

Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации)

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Создают это противоречие сразу три приёма.

Приём 4 самый простой: учитель даёт задание, не выполнимое вообще. Например: урок развития речевых навыков в 8 классе по теме « Сolour Idioms».

 Учащимся предлагается перевести следующие идиомы:

Once in a blue moon

To feel blue

A white elephant  

 Попытавшись выполнить задание, ученики оказываются в затруднении (возникает проблемная ситуация).

 Приём 5 состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Не зная способа выполнения задания, ученики испытывают затруднение. Например: урок формирования грамматических навыков в 8 классе по теме «Сomplex Subject».

Учащимся предлагается перевести следующие предложения:

Ann happened to have overheard their talk.

He is likely to win the prize.

(ребята испытывают затруднение).

Приём 6 – самый сложный, выполняется в два шага. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Ученики его применяют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание всё-таки не выполнено. После чего у ребят и возникает требуемое замешательство.

Например: урок формирования грамматических навыков в 9 классе по теме «Глаголы, употребляемые с инфинитивом и герундием».

Учитель: Поупражняемся в переводе предложений (ученики выполняют задание).

I still remember visiting the Tower.

I really must stop smoking.

Учитель: А теперь переведите предложения:

 We remember to do things which we have to do.

I stopped to have a chat with Sally.

 (переводят ошибочно, учитель объясняет, что это глаголы, меняющие значение в зависимости от последующих за ними инфинитива/герундия).

             Эти 6 приёмов создания проблемной ситуации можно использовать по каждому   предмету.

Учебная проблема

Из проблемной ситуации необходимо выйти     к учебной проблеме. Здесь возможны различные варианты:

  1. Учитель сам заостряет противоречие и формулирует проблему.
  2. Осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
  3. Учитель говорит вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль. Учитель  выводит учеников из проблемной ситуации, развернув побуждающий диалог, задаёт наводящие вопросы, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему. Учебная проблема существует либо как тема урока, либо как вопрос, не совпадающий  в своём звучании с темой.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

 может выглядеть так:

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение

к формулировке

уч. проблемы

Приём 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

                о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на другое?

Приём 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

 На шаге формулирования учебной проблемы педагог действует по обстоятельствам, выбирая те стимулирующие фразы, которые больше подходят. Например: продолжение урока «Culture Shock».

Учитель: Вижу, вы удивлены. Почему?

Ученики: Потому что есть два (три) разных мнения по этому вопросу.

Учитель: Значит, какой вопрос у нас возникает?

Ученики: Кто из вас прав? Какая из фраз ошибочна?

После воздания проблемной ситуации учитель разворачивает побуждающий диалог, в ходе которого ученики   предлагают свои формулировки учебной проблемы. После этого следует сразу же переходить к поиску решения, даём ответ на изначальный вопрос.

 Второй способ постановки учебной проблемы – подводящий к теме диалог. Учителю в данном случае не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, выстраивается из повторения.

Существует и третий путь к учебной проблеме – мотивирующие приёмы. Можно увлечь ребят и заранее сформулированной темой, но для этого нужно использовать специальные приёмы «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, культуры, шутки, любой материал, способный заинтриговать внимание учеников, но всё-таки связанный с темой урока.  Например, при прохождении темы “Multimedia” в 10 классе ставятся проблемные вопросы, которые являются актуальными для учащихся.

  1. How does MP3 reduce the size of music files?
  2. What can you obtain From www. MP3.com?
  3. How can you listen to MP3 files?

 Итак, учебную проблему можно  поставить тремя методами:

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
  • Подводящий к теме диалог.
  • Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Коренное отличие этих методов заключается в той мыслительной работе, которую выполняют ученики, и, следовательно, в развивающем эффекте. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, т.е. осуществить подлинно творческие действия. В результате развиваются творческие способности, речь Подводящий диалог активно задействует логическое мышление учащихся и речь. Каждый из этих способов завершается интересной классу учебной проблемой, т.е. обеспечивается учебная мотивация у ребят.

Урок английского языка в 4 классе по теме «Разделительный вопрос»

Анализ

Учитель

Ученики 

Подводящий к теме

диалог

— Переведите на английский: Твой друг очень хорошо умеет кататься на коньках.

— Задайте к этому предложению общий вопрос.

— Теперь задайте специальный вопрос

— В русском языке есть еще и такой вопрос: Твой друг умеет кататься на конькахочень хорошо, не так ли?

— Your friend can skate very well (записывают на доске)

— Can your friend skate very well? (записывают)

— How can your friend skate?(записывают)

П

О

С

Т

А

Н

О

В

К

А

Вот он по-английски: Your friend can skate very well, can't he? (записывает). 

Этот вопрос похож на общий?

— А на специальный?

— Это новый для вас вопрос?

— Такой вопрос называется разделительным. Мы умеем  задавать такие вопросы?

— Так какая сегодня тема?

- Нет, не похож.

- Нет.

- Да.

- Нет.

-Разделительный вопрос.

П

О

И

С

К

— Сколько частей в разделительном вопросе? Как вы это определили?

— Работаем с первой частью. На что она похожа?

— Каков порядок слов в утвердительном предложении?

— Где в первой части подлежащее?

— А сказуемое?— Работаем со второй частью разделительного вопроса. Сколько в ней слов? Какие?

— Что это за части речи?

— Почему здесь я написала местоимение he?

— Закончите следующие разделительные вопросы

- Итак, от чего зависит выбор местоимения во второй части вопроса?

Теперь посмотрим на  глагол во второй части. Чем он
отличается от глагола в первой части?

- Понаблюдайте (вывешивает плакат) за глаголами в этих предложениях..

- А теперь по  схеме, которая у нас получилась в результате рассуждений, сделайте вывод о структуре разделительного вопроса

- Две части.

- Их разделяет запятая.

- На утвердительное предложение.

- Сначала подлежащее, потом сказуемое.

- Your friend.

- Can.

 

-  Два слова: can't he

- Глагол и местоимение

-  Потому что вместо «your friend» можно сказать he.

выполняют задание, обосновывая выбор 

- От подлежащего первой части.

- Во второй части глагол отрицательный, причем отрицание краткое

- Отрицательный глагол во второй части вопроса зависит от глагола в первой

делают обобщение по схеме

 Поиск решения учебной проблемы

Первый путь к решению учебной проблемы – выдвижение гипотезы, а затем её проверка. В данном случае снова поможет побуждающий диалог. Сначала классу подаётся реплика:  «Какие у вас есть гипотезы? Догадки? Предположения?». Если общее побуждение не помогло, т.е. ученики выдвинули ошибочную гипотезу или молчат, вводится подсказка. А если и подсказка не дошла до адресата, учителю остаётся самому предложить решающую гипотезу.

Существует два варианта выдвижения гипотез на уроке:

  • последовательный,
  • одновременный. Одновременное выдвижение гипотез можно организовать и фронтально и в групповой работе.

 Возможные проблемы:

1. Догадка врасплох. Ребята могут выдвинуть совершенно неожиданную ошибочную гипотезу. В таком случае нужно отдать проверку ученикам, развернуть побуждающий диалог. Пока ученики высказываются, учитель успеет придумать контраргумент и подсказку к нему.

2. Заклинило на ошибках. На уроке нередко бывает, что ученики долго высказывают ошибочные догадки, а правильная не появляется. В этом случае нужно простимулировать рождение решающей гипотезы подсказкой.

3. Идея невразумительна. Довольно часто ученические гипотезы плохо сформулированы. Следует побудить автора к переформулированию.

4.  Раз - и в дамки. В сильном классе может случиться, что первая же выдвинутая гипотеза окажется решающей. Если учителю нежелательно, чтобы урок получился с одной-единственной гипотезой, можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу, с которой и следует начать проверку.

5. Стойко молчат. В слабом классе, если школьники не могут самостоятельно выдвигать гипотезы, можно сразу дать подсказку к решающей гипотезе, а если она не дойдёт, то сообщить гипотезу самому и плавно перейти к проверке.

Второй путь поиска решения учебной проблемы – подводящий диалог. Он представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания.

 Также можно применять подводящий без проблемы диалог, в результате получится короткий проблемный урок. Различие этих трёх методов заключается в той мыслительной работе, которую выполняют ученики, в их развивающем эффекте. Первый метод развивает творческие способности и речь учеников. Подводящий же диалог активно задействует и формирует логическое мышление учащихся и речь. Принципиальное сходство трёх способов состоит в том, что учащиеся сами открывают новые знания. А то, что открыл сам, невозможно не понимать.

 Понимание – главный результат поиска решения учебной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»

«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...

Повышение качества знаний учащихся на основе применения новых педагогических технологий, мультимедиа средств и информатизации учебного процесса

Сегодня не вызывает сомнения необходимость компьютерной компетентности каждого школьного учителя. Моя цель – осветить направления работы по повышению активности учителей-предметников в использовании и...

"Оценка эффективности использования средств ИКТ в образовательном процессе"

Воспитание человека мира - человека, свободно ориентирующегося в море информации и многообразии стран.   Использование ИКТ расширяет возможности в выборе материалов и форм учебн...

Обобщение опыта работы по теме «Вариативность использования средств ИКТ в учебном процессе»

главная задача, которую решают ЦОРы в образовательном процессе, - это повышение эффективности урока. Основная цель ЦОРов – это формирование устойчивой мотивации через активное участие учеников и препо...

Использование технологии активных методов обучения как средства эффективной организации учебного процесса

Использование технологии активных методов обучения как средства эффективной организации учебного процесса...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...