ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
методическая разработка

Альфия Рустамбековна

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_nedelya.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

"ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"

Выполнила:

Ананьева Альфия Рустамбековна

Введение

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей давно. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных, неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью. способностями, одаренностью, сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека.

        Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Обучение и воспитание, поддержка и социализация одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Острота проблемы развития неординарных детей породила широкий интерес как со стороны исследователей, так и педагогов-практиков. В настоящее время разработаны специальные программы для детей, обладающих высоким уровнем умственного творческого развития. А в рамках целевой программы "Дети России" создана рабочая концепция  "Одаренные дети", определившая стратегические ориентиры решения проблемы развития одаренных детей.

Работа с одаренными необходима для развития общественного интеллектуального потенциала, являющегося мощным фактором совершенствования социальной системы, разрешения задачи обеспечения опережающего развития интеллектуального уровня человека, социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса.

Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача – выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя-предметника.

Актуальность данной работы состоит в том, что развитие способностей одаренных детей – одно из наиболее приоритетных направлений работы с обучающимися в свете современных требований к образованию.

Цель данной работы – выявить наиболее эффективные формы проведения предметной недели с целью выявления и развития одаренных обучающихся.

Задачи исследования:

  1. изучение и анализ психолого-педагогический литературы;
  2. определение понятий "одаренность", "одаренные дети";
  3. разработка плана проведения предметной недели с целью выявления и развития одаренных обучающихся;
  4. разработка рекомендации по организации предметной недели в школе.

Методы исследования: анализ, обобщение, конспектирование, наблюдение.

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы учителями-практиками в их педагогической деятельности в школе.

1.Теоретические основы работы с одаренными обучающимися

Понятие "одаренность" и "детская одаренность"

Проблема разработки концепции одаренности интенсивно обсуждается в современной психологии. Различные варианты концептуальных решений предложены многими специалистами (Асмолов А.Г., Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Дьяченко О.М., Н.С., Матюшкин А.М., Попова Л.В., Рензулли Дж., Шадриков В.Д., Холодная М.А., Юркевич В.С., и др.). Все существующие концепции акцентируют внимание на определенных аспектах этого сложного психического явления. 

Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).  Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

Разработанная Дж.Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров. Примечательно, что в названии термин «одаренность» заменен на термин "потенциал".

Ю.Д.Бабаева, А.И.Савенков и другие отмечают, что важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика. Одаренность реально существует лишь в движении, в развитии такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, которые наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, включены факторы среды.

Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.

Словосочетанием  "одаренные дети" (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим, и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Иной аспект проблемы высвечивается при использовании слов "одаренность" и "дети" в ином сочетании –  "детская одаренность". Произнося его, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином "одаренные дети", подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин –  "детская одаренность". И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают две глобальные, вырастающие из одного корня задачи:

разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;

разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.

Виды одаренности

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес предложил различать три категории способных детей.

Первая категория –  это учащиеся с ранним проявлением интеллектуальных способностей.

Ко второй категории относятся дети с ярким проявлением способностей к отельным наукам и видам деятельности.

Третья категория – это дети с потенциальными признаками одаренности.

Для учащихся с ранним проявлением интеллектуальных способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Особенности их умов бывают настолько удивительными, что не заметить их невозможно. Возможно, что одно увлечение сменяется другим, но постоянным остается только неудержимое стремление к умственным занятиям, умственной нагрузке.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой – либо искусства, науки или техники.

Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Это своеобразие заключается в особой оригинальности и самостоятельности суждений. В неординарности точки зрения по разным вопросам и пр. Возможно, эти особенности ребенка указывают на высокие способности к тем видам деятельности, для развития которых в школе пока нет условий.

 

2. Методы и формы работы с одаренными детьми

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Наиболее популярные формы можно представить в таблице.

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи, следовательно, предпочтительно использовать в работе с одаренными детьми следующие методы работы:

  • исследовательский; 
  • частично-поисковый;
  • проблемный; 
  • проектный.

Таким образом, правильно организованная работа с одаренными детьми позволяет организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями,  навыками и  развитие мыслительных способностей.

Предметная неделя, как одна из форм организации работы с одаренными детьми

В целях поддержки интереса к предмету, выявления и развития природных задатков обучающихся в школах организуются и проводятся предметные недели, где каждый может проявить свои способности.

Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников, развитию творческих способностей.

Проведение предметной недели – это не только и не столько развлечение для обучающихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и  тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.

Можно выделить следующие задачи предметной недели:

  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
  • выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;
  • развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одаренных детей и подростков.

Проблема интересной предметной недели, как и хорошего урока – это проблема такого сочетания различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности обучающихся и педагогическому замыслу учителя. Могут проводиться конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, "блиц-турниры", конференции, экскурсии и многое другое.

Программа  проведения недели иностранных языков.

Утверждено

Дир.МБОУ «Введенско – Слободская ООШ

Ответственная

уч. англ.языка Ананьева А.Р.

День недели, дата.

Мероприятие.

Класс.

Учитель

Место проведения

Пн.

1.Линейка. Торжественное открытие недели иностранных языков.

2. Выставка  стенгазет «Russian proverbs and their English equivalents» (русские пословицы и их английские эквиваленты).

3.Анимационный портал « My favorite character» (Мой любимый сказочный герой).

2-9 классы

5-9 классы

2-4 классы

Ананьева А.Р.

Кл. руководители

Актовый зал

фойе школы

фойе школы

Вт.

1. Конференция «Великие и талантливые» (люди с ограниченными возможностями, которые удивили мир).

 2.  Брейн-ринг «We like English» (интеллектуальная викторина на английском языке).

5-9 классы

5-9 классы

Ананьева А.Р.

Ананьева А.Р.

Кабинет англ.яз.

Кабинет англ.яз.

Ср.

1 .Видео-путешествие «Eurоpe festivals» (просмотр видеофильма межкультурной направленности).

2 . «Homo legens »-«Человек читающий» (тотальная проверка техники чтения).

3. Диктант по английскому языку «Just a dictation»

5-7 классы

5-9 классы

3-4 классы

Ананьева А.Р.

Ананьева А.Р.

Ананьева А.Р.

Кабинет англ.яз.

Кабинет англ.яз.

Кабинет англ.яз.

Чт.

1. Проект « Wonders of the Past» (проект «Чудеса Света» историко-архитектурной направленности на английском языке).

2.Конкурс творческих номеров на английском языке «Let’s show our talants». (песни, танцы)

5-9 классы

2-9 классы

Ананьева А.Р.

Ананьева А.Р.

Кабинет англ.яз.

Актовый зал

Пт.

1. Открытый урок-квест по английскому языку «Развитие навыков говорения методом погружения в языковую среду».

2. 2. «Homo legens »-«Человек читающий» (тотальная проверка техники чтения).

5-7 классы

2-4 классы

Ананьева А.Р.

Ананьева А.Р.

Кабинет англ.яз.

Кабинет англ.яз.

Пн.

Подведение итогов недели. Награждение победителей проверки техники чтения грамотами. Рейтинг  участия классов в неделе иностранных языков.

2-9 классы

спортзал

                                                       

VI. Награждение победителей.

Итоги   проведения предметной недели иностранных языков утверждаются приказом и  объявляются на школьной линейке.

Победители в отдельных номинациях награждаются  грамотами.

Списки победителей  выставляются на сайт МБОУ «Вв.-Слоб.ООШ».

Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях учебного заведения.

По итогам предметной недели наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) могут поощряться администрацией учебного заведения, членами попечительского совета или спонсорами.

По итогам предметной недели рекомендуется определить состав команды учебного заведения для участия в городских (районных) предметных олимпиадах, провести набор в научное общество учащихся, организовать научно-практическую конференцию или творческий вечер старшеклассников.

По окончании предметной недели на заседании методического объединения учителей-предметников должен проводиться анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

Заключение

Организация работы с одаренными детьми способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых  знаний.

Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для  обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает   у обучающихся стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Нельзя отрицать, что предметные недели помогают выявить одаренных детей и в дальнейшем построить работу преподавателя с учетом способностей обучающихся.

Список  литературы

  1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. – М., 1997.
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. –  М.; Воронеж, 1997.
  3. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
  4. Панов В.И. Одаренность, диагностика, тренинг // Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. - М., 1997.
  5. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика, 2001. –  № 4.
  6. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2003.
  7. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. – М., 1981. – 89 с.
  8. Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М., 1997. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Поиск, выявление и развитие одаренных детей в условиях ОУ""

Разработка мастер-класса для педагогов (текст мастер-класса, презентация). Идея может быть использована при проведении заседаний методических объединений....

«Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх».

Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх.Каждый ребёнок по-своему одарённый, неодарённых детей нет. Просто надо уметь увидеть, его изюминку таланта. ...

Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей

Творческая работа, содержащая как теоретический так и практический материал по выявлению иразвитию одаренных детей на примере предметной недели по английскому языку...

Педагогический проект "Выявление и развитие одаренных детей, через вовлечение в изучение культурных традиций, ремесел родного края, используя проектную деятельность".

В проекте дано описание применения проектной деятельности учащихся при изучении традиционных народных промыслов Тамбовского края, как одного из эффективных методов обучения и развития творческой и исс...

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Развитие способностей одаренных детей одно из наиболее приоритетных направлений работы  с обучающимися в свете современных требований к образованию. .В данной статье рассматриваются наиболее эффе...

Творческая работа по теме: Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.

Предметная неделя - это не только традиционное внеурочное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими идеологически...