Типичные трудности учащихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку и пути их преодоления
учебно-методический материал (11 класс)

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку является одним из основных направлений работы учителя в школе, но зачастую учащиеся сталкиваются с трудностями при выполнении заданий.

Целью данной работы является анализ типичных затруднений, с которыми сталкиваются выпускники школ при подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipichnye_oshibki.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Типичные трудности учащихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку и пути их преодоления

Успешная сдача ЕГЭ по иностранному языку – это логичный результат хорошо проработанной системы подготовки к нему и чётко сформулированной стратегии апробирования заданий, включённых в его структуру.  

В данном учебно-методическом материале представлены типичные затруднения, которые допускают выпускники средней школы на экзамене по английскому языку.

Чтобы успешно сдать экзамен, нужно хорошо знать структуру КИМ, критерии оценивания, а также владеть стратегиями выполнения каждого задания.

Итак, ЕГЭ по английскому языку в 2024 году (как и в предыдущие годы) включает письменную и устную части.

В письменную часть входит раздел “Аудирование”, “Чтение”, “Грамматика и лексика” и Раздел 4 («Письменная речь»), который состоит из 2 заданий с развернутым ответом и представляет собой письменную работу (написание электронного личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы).

В устной части экзамена четыре задания с развернутым ответом. Первое задание - чтение текста вслух, за которое можно получить 1 балл.  

Второе задание - диалог-расспрос, в котором вопросы задает экзаменуемый. Можно получить 4 балла.

Третье задание это диалог-интервью, где экзаменуемый отвечает на вопросы. Всего 5 вопросов, соответственно, 5 баллов максимально. 

И, наконец, четвертое задание - монолог в виде голосового сообщения другу.  

Как показывает практика, Говорение – самая сложная часть экзамена по английскому языку. Предстоит много сделать для дальнейшего развития устной речи школьников, особенно спонтанной.

Я хочу остановиться на устной части ЕГЭ, рассмотреть типичные трудности учащихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку и пути их преодоления.

 Задания раздела Говорение выполняются за компьютером: экзаменуемый записывает свои устные ответы в отведенное время. Устная часть длится всего 17 минут, включая время на подготовку, и за нее можно получить, как я уже говорила, 20 баллов.

Чтение фрагмента информационного или научно-популярного текста

Первое задание устной части - чтение текста на английском языке вслух. Хорошее вводное задание, которое поможет разогреться и немного снять тревожность. Это задание базового уровня сложности. Нужно прочитать вслух фрагмент информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста. 

Важно продемонстрировать владение техникой чтения, то есть фонетически верно произносить слова в тексте, соблюдая также интонацию, ударение, беглость. Так эксперт поймет, что выпускник понимает содержание читаемого.

Как правило, чтение вслух переносится на самостоятельную работу на дом, что явно недостаточно, так как выполнение задания 1 нуждается в анализе и корректировке.

Каковы же наиболее частые ошибки при чтении вслух? 

Участники экзамена:  делают грубые фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания;  неправильно ставят ударение в словах, состоящих из нескольких слогов, либо в сложных словах, имеющих два корня;  пропускают слова и строчки;  добавляют артикли, предлоги или окончания в словах;  неправильно расставляют фразовое ударение;  не умеют делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы, так как не понимают структуры предложения.

Другим затруднением для участников экзамена является овладение интонацией (паузы, фразовое ударение), что демонстрирует непонимание смысла текста, который читают.

На данном слайде предложены рекомендации по подготовке для успешного выполнения задания 1 устной части экзамена по английскому языку.

Второе задание устной части базового уровня сложности — условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку). Экзаменуемый должен задать четыре вопроса. Каждый из вопросов оценивается по шкале от 0 до1 баллов. Максимально за правильное выполнение этого задания выпускник может получить 4 балла.

В данном задании выпускник должен продемонстрировать умение запрашивать информацию на основе рекламного объявления и опорных слов, а также точное и правильное употребление языковых средств оформления высказывания.

Приятно отметить, что задание хорошо выполняется выпускниками, возможно, потому что часть опорных слов часто повторяется. Но хочется отметить несколько сложностей.

К сожалению, в этом задании экзаменуемые не всегда уделяют достаточное внимание визуальному ряду – фотографии в рекламном объявлении. Были случаи, когда участники не учитывали фотографию, не могли правильно поставить вопрос с опорным словом location и не понимали, куда звонить, так как в формулировке задания отсутствовало название места/организации. Иногда может показаться, что у экзаменуемого возникает проблема в связи с так называемым «трудным» опорным словом. На самом деле оказывается, что источник ошибки — это дефицит лексико-грамматических навыков.

Другое затруднение при выполнении данного задания – это когда экзаменуемый задаёт коммуникативно неоправданный вопрос, не соответствующий по содержанию опорному словосочетанию. Типичной ошибкой считается использование местоимения “it” в первом вопросе вместо названия предмета / здания и т. д. Так как вступления нет, первый вопрос должен прояснять коммуникативную ситуацию – куда мы звоним.

На слайде предложены рекомендации по подготовке к выполнению второго задания.

Третье задание устной части  экзамена - условный диалог-интервью с электронным собеседником. Ученик принимает участие в опросе и отвечает на вопросы без подготовки. Тематика задания 3 построена на стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально трудовой сфер общения. Здесь экзаменуемый должен продемонстрировать умение участвовать в диалоге-интервью в целях обмена оценочной информацией – отвечать на вопросы интервьюера.

Время на ответ — 40 секунд. Всего 5 вопросов, соответственно, 5 баллов максимально.

Теперь это задание высокого уровня. Важно, чтобы коммуникация состоялась – это значит ответить ровно на те вопросы, которые задавали, т.е. ответ был коммуникативно оправдан и не содержал элементарных ошибок, а также ошибок, искажающих смысл высказывания.

Другой важный аспект в этом задании заключается в том, что каждый ответ на вопрос должен быть полным, точным и развёрнутым (не менее 2 фраз). Фраза — это осмысленная часть. Простое предложение – это одна фраза. К ответу при необходимости можно добавить пояснение или объяснение.

Какие затруднения здесь могут возникнуть:

 непонимание смысла вопроса и как следствие нелогичность ответа;

 использование фрагментов топиков вместо ответа на вопросы.

 Очень часто учащиеся стопорятся, не зная, как ответить на вопрос, потому что это их никогда не касалось.

 Еще одно важное затруднение – это когда экзаменуемый не замечает в какой временной форме заданы вопросы, они про прошлое, будущее или настоящее. Либо же это гипотетические вопросы и ответ нужно давать в том же времени.

 ответ дан одной фразой или словосочетанием;

 долгое вступление, ученики не успевают перейти к сути.

На этом слайде приводятся рекомендации по подготовке, которые могут помочь выпускникам 11 класса успешно справиться с выполнением данного задания и получить максимальное количество баллов.                                                        

Четвертое задание устной части относится к высокому уровень сложности - монолог с элементами рассуждения.

Последнее задание в устной части ЕГЭ, — обоснование выбора иллюстраций к проектной работе и выражение своего мнения по её проблематике принесет ученику на экзамене 10 баллов при правильном выполнении.  

На слайде вы видите, как оно выглядит в демоверсии 2024 года.

Особенностью данного задания является то, что, во-первых, в этом задании необходимо не просто описать фотографии, а их надо связать с темой проекта, сопоставить и сравнить, найти различия, определить, почему они могут служить иллюстрациями к предложенной теме проектной работы, объяснить, что именно и как они иллюстрируют, высказать и обосновать свое мнение о теме проекта, выделить преимущества и недостатки объектов, иллюстрирующих, либо раскрывающих тему проекта, во-вторых, задание имеет форму голосового обращения к другу, что обусловливает характер обращенности к другу (наличие адресности во введении и других частях монолога), возможности включения риторических вопросов в монологическое высказывание.

Для получения высокого балла за это задание участник экзамена должен дать развёрнутые ответы, т.е. раскрыть каждый пункт плана либо в форме сложного предложения (сложносочинённого или сложноподчинённого), либо в нескольких простых предложениях. Ответы на все пункты плана должны быть логически связаны между собой. Это означает, что экзаменуемый использует средства логической связи и не допускает в них ошибки. Так как это задание высокого уровня сложности, ожидается, что ученик продемонстрирует лексику и грамматику высокого уровня.

К общим типичным ошибкам при выполнении данного задания можно отнести то, что

1. Из описания и сравнения фотографий непонятно, каким образом они иллюстрируют проект.

2. Указаны преимущества только одного объекта или одной ситуации.

3. Указаны недостатки только одного объекта или одной ситуации.

4. Собственное мнение не выражено или выражено не по теме проекта.

5. Нет пояснения к мнению.

6. Неверная форма глагола в 4 пункте плана.

На слайде к четвертому заданию представлены рекомендации по его успешному выполнению.

В заключении я хотела бы предложить алгоритм подготовки для выполнения всех заданий раздела Говорение. Безусловно, подготовка к идеальному ответу предполагает много практики, необходимо неоднократно тренироваться как с учителем, так и самостоятельно.

1) В первую очередь необходимо выявить типичные затруднения, в результате которых задание не выполняется учеником правильно.

2) Определить учебные элементы, которые необходимо освоить выпускнику для успешного выполнения задания.  

3) Научить школьников находить как собственные ошибки, так и ошибки своих одноклассников в выполнении различных заданий на спонтанную и подготовленную речь, комментировать их и корректировать, стимулировать навыки самоконтроля.

4) В процессе подготовки к устной части ЕГЭ обучающимся следует записывать свою речь и прослушивать ее самостоятельно, анализируя ошибки, и получение высоких баллов будет приятным завершением всех этих усилий.

5. Необходимо контролировать время высказывания, используя таймер.

6. В обязательном порядке предложить критерии оценивания каждого задания, чтобы выпускник знал, за какой элемент ему дадут балл, а за какой ему балл не присудят.

7. Определить список рекомендуемой литературы и электронных средств для подготовки школьников.

8. В заключении хочу добавить ещё один очень важный пункт, требуемый для успешной сдачи экзамена. Данный пункт связан с внимательным чтением формулировки самого задания и корректным его толкованием. Без этого, казалось бы, очевидного условия речь о высоком балле идти не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при обучении чтению на английском языке и способы их преодоления

В данной работе рассматриваются возможные трудности при обучении чтению на английском языке на начальном этапе и приводится ряд приемов по их устранению. Рассмотрение данной проблеиы происходит на баз...

Наиболее типичные ошибки на ЕГЭ по английскому языку и пути их преодоления

Данные рекомендации можно использовать как памятки для предотвращения типичных ошибок на ЕГЭ по английскому языку....

The Greatest Challenges of Teaching ESL and how to Overcome Them(Трудности обучения иностранному языку и пути их преодоления).

Данное эссе было написано для участия в международном конкурсе эссе "Discover Canada"....

Памятка для учащихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку и при его сдаче

Надеюсь, данные советы окажутся полезными как для учителя, так и для учащихся....

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...

Типичные ошибки и специфика подготовки к ОГЭ по английскому языку

Данная статья является результатом анализа ошибок, допускаемых экзаменуемыми при сдаче ОГЭ по английскому языку, и содержит рекомендации по подготовке к экзамену....

Коммуникативные трудности на занятиях английского языка и пути их преодоления.

Коммуникативные трудности на занятиях английского языка и пути их преодоления....