Тема: «Наставничество – цели и принципы. Виды наставничества»
статья

Дандыль Галина Петровна

2023 год в России - год педагога и наставника, призванный продемонстрировать особый статус педагогических работников. Это следует из указа Президента Владимира Путина, опубликованного на официальном портале правовой информации.  Год проводится «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность».

Предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся, педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

Президент отмечает, что

«…Задача, смысл проведения Года педагога и наставника как раз и состоит в том, чтобы привлечь внимание общества к труду людей, которые отдают своё время и силы детям, молодёжи, нашему будущему. Убеждён, нужно больше рассказывать  о том колоссальном вкладе, который внесли и вносят сегодня учителя, наставники в успех и достижения всей  страны.»

 

Наставничество - форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №1

с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

Тема: «Наставничество – цели и принципы. Виды наставничества»

        

Учитель: Дандыль Галина Петровна,

 учитель английского языка.

 

2023 г.

Тема: «Наставничество – цели и принципы. Виды наставничества»

2023 год в России - год педагога и наставника, призванный продемонстрировать особый статус педагогических работников. Это следует из указа Президента Владимира Путина, опубликованного на официальном портале правовой информации.  Год проводится «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». Согласно указа необходимо

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
    2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся, педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

Президент отмечает, что

«…Задача, смысл проведения Года педагога и наставника как раз и состоит в том, чтобы привлечь внимание общества к труду людей, которые отдают своё время и силы детям, молодёжи, нашему будущему. Убеждён, нужно больше рассказывать  о том колоссальном вкладе, который внесли и вносят сегодня учителя, наставники в успех и достижения всей  страны.»

Наставничество - форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии.

Президент Российской Федерации В. В. Путин считает «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое»

«Никакие знания не передаются иначе, как от человека к человеку; за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник».

 Мы сегодня поговорим  о наставничестве в образовании: современной теории и инновационнной практике.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В современных условиях особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. В системе наставничества отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.  Молодые специалисты, поступающие в школьные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии школьников, методик школьного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий. 

Наставничество - одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных

компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.

Суть наставничества – передача богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.

ЦЕЛЬ наставничества – это успешное закрепление молодого (начинающего) педагога на месте работы, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.

Одна из основных целей наставничеств –развитие продуктивного специалиста.

Продуктивный специалист – это профессионал:

  • способный постоянно обновлять свой поведенческий репертуар,
  • обладающий чувством перспективы,
  • разрабатывающий различные стратегии и стили профессионального поведения, адекватные контексту ситуации,
  • признающий возможность альтернативных способов решения проблемных задач

 В рамках образовательной деятельности конкретной образовательной организации мы имеем ТРИ ГЛАВНЫЕ РОЛИ кадровой системы реализации целевой программы наставничества

Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник–участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор–сотрудник образовательной организации либо организации из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества. Так можно отразить эту модель: руководитель – куратор, наставники и наставляемые.

                                                                                 

Отличаются формы наставничества. В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены три:

● «ученик – ученик»;

● «учитель – учитель»;

● «учитель – ученик»;

Формы наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией Формы наставничества

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ УСПЕШНОГО НАСТАВНИКА

1.  Принцип уважения:      Проявлять уважение к окружающим

                                             Ценить труд окружающих

                                             Быть логичным в своих словах и делах

                                             Быть преданным своему делу и  профессии        

2.Принцип взаимосвязи:    Быть уверенным в своих убеждениях и жить согласно им

                                            Указывать направления подопечным  и быть

                                            сконцентрированными на них, а не на себе

                             Говорить открыто и искренне, на одном языке с подопечными

                             Подстраиваться под культуру и интересы подопечных

                             Узнать своих подопечных ближе и верить им        

3.Принцип доверия: Постоянно демонстрировать подопечным свою компетентность

                                   Быть  честным, служить примером

4.Принцип вдохновения: Укреплять у подопечных веру в их возможности, в

                                          достижение успеха

Виды наставничества педагогических работников:

  • традиционное
  • реверсивное
  • партнерское
  • групповое
  • виртуальное
  • краткосрочное
  • ситуационное
  • скоростное

 Наставничество педагогических работников можно разделить на несколько видов, которые в образовательной организации могут применяться в комплексе или выборочно – в зависимости от конкретной ситуации.

Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно - коммуникационных технологий, таких как видео-конференц-связь, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайнсообщества, тематические интернет-порталы и др. Этот вид наставничества обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым. Он позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и пополнить банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.

Виртуальное наставничество особенно эффективно при создании межмуниципальных и межрегиональных сетевых сервисов и ресурсов, особенно в тех случаях, когда в конкретной образовательной организации невозможно найти наставников по конкретным предметам или сферам педагогической деятельности. При этом создается виртуальное пространство горизонтального сетевого наставничества и взаимодействия (формирование электронной базы наставничества, совместные интернетпроекты, консультации, конкурсы и пр.).

Групповое («веерное») наставничество – вид наставничества, при котором один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (два и более человека).

Групповое наставничество особенно эффективно и востребовано в тех случаях, когда в образовательной организации имеется опытный наставник, способный оказывать профессиональную помощь по устранению определенного дефицита, распространенного среди начинающих педагогов. Это также может быть наставник, который будет работать с группой наставляемых как в очном, так и в дистанционном режиме, как со своими коллегами, так и с педагогами из других организаций, муниципалитетов, регионов по минимизации общих профессиональных дефицитов.

Интересный аспект группового («веерного») наставничества – привлечение молодых, но уже имеющих определенный профессиональный опыт педагогов к наставничеству по отношению к молодым, начинающим педагогам в рамках группы наставляемых. Сегодня объективно складывается ситуация, при которой в конкурсах профессионального мастерства педагогических работников регулярно побеждают педагоги моложе 35 лет. Эта тенденция создает интересный выход на технологии наставничества по модели «молодые – молодым», «равные – равным». Наставляемый может попробовать свои силы в инновационных проектах вместе с наставником сверстником, в том числе по созданию цифровых образовательных ресурсов.

Групповое комплексное наставничество – вид наставничества, при котором один наставляемый взаимодействует сразу с несколькими наставниками по различным вопросам

и сферам педагогической деятельности. Групповым комплексным наставником также может выступить предметная кафедра в образовательной организации, школьная команда, педагогическое сообщество и т.д. Оно также эффективно в ситуации подготовки конкретного педагога к конкурсам профессионального мастерства, в которых конкурсант оценивается по различным критериям.

Этот вид наставничества также необходим в ситуации, когда менее опытный педагог не имеет педагогического образования или, имея педагогическое образование, пришел в образовательную организацию после большого перерыва. Он нуждается в комплексном наставничестве по различным вопросам педагогической деятельности, которые курируют разные наставники. Краткосрочное, или целеполагающее, наставничество – это вид наставничества, при котором наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Это также может быть одна крупная цель, разбитая на несколько шагов-этапов. Наставляемый должен приложить определенные самостоятельные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.

Реверсивное наставничество – вид наставничества, при котором профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, цифровизации образования, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.

Реверсивное наставничество способно резко расширить горизонты наставнической деятельности, вовлекая в нее значительную часть педагогов. Помимо этого, оно мотивирует молодых специалистов на закрепление в данной должности и образовательной организации, так как молодые педагоги ощущают свою востребованность, компетентность, а иногда и незаменимость в решении ряда образовательных проблем.

Ситуационное наставничество возникает в том случае, если наставник оказывает помощь или консультацию наставляемому педагогу, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Взаимодействие наставников и наставляемых в рамках этого вида наставничества может быть эффективно для реализации тематических проектов и других видов проектной деятельности, например: проведение целевых интенсивов, онлайн-марафонов, разработка дистанционных курсов, запись видеороликов и др.

Скоростное консультационное наставничество предполагает однократную встречу наставника (наставников) с наставником более высокого уровня (профессионалом / компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами, или обмена опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста наставников на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» по типу «равный – равному».

Традиционное наставничество («один на один») – это вид наставничества, предполагающий взаимодействие между более опытным наставником и начинающим работником в течение продолжительного времени. Традиционное наставничество применялось в практике отечественного образования на протяжении многих десятилетий. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, профессиональные навыки, личностные характеристики и др.

Традиционное наставничество предполагает не только профессиональные контакты между наставником и наставляемым, но и тесные товарищеские взаимоотношения между ними во внерабочее время. Сочетание различных видов наставничества в образовательной организации способно учитывать все многообразие кадровых проблем в ней и предлагать эффективные пути их решения.

Награду «Почётный наставник сферы образования» начнут вручать учителям на Ставрополье

24 августа,2023 г. в Ставрополе состоялось открытие педагогической конференции. Там выступил глава Ставрополья Владимир Владимиров и вручил почётные грамоты работникам сферы образования.

 Там же приняли решение начать уже с текущего года награждать учителей медалями «Почётный наставник сферы образования». Получить эту награду смогут педагоги, чья работа с детьми оказалась наиболее эффективной.

Нагрудные знаки для учителей, которые наиболее эффективно помогают детям раскрывать свои таланты и способности, будут вручать на Ставрополье. Первое награждение планируют провести ко Дню учителя в этом году, рассказал в своих соцсетях губернатор Владимир Владимиров.

 И заканчивая свое выступление, хочу сказать словами Яна Амоса Коменского - о наставнике:

    «Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди»

Профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому, впереди еще много интересного и нового.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-НАСТАВНИКОВ

«КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ НАСТАВНИКОМ

1. Стань наставником для своих учеников. Будь диагностом и помощником в развитии личности ученика.

2. Умей радоваться даже незначительным успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

3. Не будь авторитарным: сотворчество, сотрудничество и позитивная энергия   дадут свои плоды.

4. Будь готов учиться и работать над собой на протяжении жизни.

5. Постарайся, чтобы уроки не стали шаблонными и стандартными

(скучными): ребенку должно быть интересно на уроке.

6. Каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед.

Мотивируй своих учеников на новые свершения.

7. Учи своих учеников ставить перед собой достойные цели и доводить

дело до логического конца. Будь последовательным для своих учеников.

8. Верь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. Дай почувствовать себя активным участником учебного процесса.

9. Учи трудиться и добывать необходимые знания, анализировать и принимать грамотные решения.

10. Будь терпелив к ошибкам детей, учи их быть упорными и правдивыми. Создай условия для продуктивного и эффективного обучения.

11. Не должно быть особого места для «любимчиков». Будь с ними честен и справедлив.

12. Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с детьми в поиске.

13. Не унижай достоинство своих учеников: каждый из них личность.

14. Не бойся извиниться, если оказался неправ.

15. Не увлекайся отметкой «2».

16. Входи в класс с улыбкой!

17. Начинай урок энергично!

18. Держи в поле зрения весь класс.

19. Прекращай урок со звонком.

20. Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТ МХК ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ,ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.

Цели, задачи, принципы построения предмета МХК....

Цели, задачи, принципы и содержание адаптивного физвоспитания лиц со сложными нарушениями

Материал предназначен для педагогов дополнительного образования и инструкторов адаптивного физвоспитания, работающих с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2020/2024 годы

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образова-тельной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыко...

Самостоятельная работа по теме «Модуль целого числа. Сравнение целых чисел»

Самостоятельная работа по теме «Модуль целого числа. Сравнение целых чисел» предназначена для текущего контроля в 6 классе...

Доклад в рамках вебинара «Реализация целевой модели наставничества в МОУ СОШ №131» «НАСТАВНИЧЕСТВО в добровольческой деятельности учащихся» Капарулина Д.А.

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимис...