Технология театрализованной деятельности на уроках иностранного языка
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Вишняков Андрей Сергеевич

В статье описана методика применения технологии театрализованной деятельности, как одного из направлений арт-педагогики, и приводятся примеры из личного опыта работы. Арт-педагогика – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих развитие школьников через искусство и художественно-творческую деятельность. Данное направление включает в себя ряд инновационных методов и приемов, которые вызывают сильный эмоциональный отклик и живой интерес у детей, создают условия для активной познавательной деятельности каждого ученика на уроке и, как следствие, повышают мотивацию к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_na_urokah_statya.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

А. С. Вишняков

учитель иностранных языков

МАОУ «СОШ п. Дубки

муниципального образования «г. Саратов»

ФГОС нового поколения устанавливает ряд требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями. В частности, особое внимание в новом Стандарте уделяется проблеме формирования образовательных компетенций у обучающихся. Если речь идет о ключевых компетенциях в области иностранных языков, то важнейшей среди них является коммуникативная. Формирование у учащихся коммуникативной компетенции – овладение иностранным языком как средством общения – является важнейшим результатом освоения предмета иностранный язык в школе.

В связи с эти возникает вопрос: как в современных условиях можно наиболее эффективно развивать навыки говорения, аудирования, чтения и письма, составляющие коммуникативную компетенцию учащихся? Насколько реальна задача по выполнению требований ФГОС, стоящая перед педагогом, в условиях снижения мотивации учеников к обучению?

Для решения данной проблемы в процесс обучения иностранным языкам внедряется большое количество инновационных методик, которые создают необходимые условия для развития учащегося как личности, владеющей комплексом универсальных учебных действий (УУД) и готовой к их практическому применению в разных ситуациях. Одним из таких инновационных направлений является Арт-педагогика.

Арт-педагогика – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих развитие школьников через искусство и художественно-творческую деятельность. Данное направление включает в себя ряд инновационных методов и приемов, которые вызывают сильный эмоциональный отклик и живой интерес у детей, создают условия для активной познавательной деятельности каждого ученика на уроке и, как следствие, повышают мотивацию к обучению.

В Арт-педагогике можно выделить следующие основные виды деятельности учащихся:

  1. Изобразительная деятельность (рисование).
  2. Музыкальная деятельность (прослушивание музыки, пение, танцевально-двигательная деятельность).
  3. Театрализованная деятельность (придумывание, дописывание и переписывание сказок, инсценировка, ролевая игра и др.).

Поскольку главной целью при обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений (говорение, аудирование, чтение, письмо), то самым ценным элементом Арт-педагогики с образовательной точки зрения нам представляется театрализованная деятельность как образовательная технология, позволяющая моделировать реальные, жизненные ситуации общения.

На своих уроках я часто использую следующие приемы технологии театрализованной деятельности:

  • выразительное чтение;
  • инсценировка;
  • ролевая игра.

Рассмотрим практическое использование данных приёмов.

Прием  выразительное чтение используется мной при работе с учащимися начальной и средней школы, изучающими английский и немецкий языки. Детям предлагается сначала хором за учителем (или диктором на аудиозаписи), затем индивидуально по желанию прочитать слово или фразу с разными эмоциями (радость, грусть, страх). Данный прием особенно актуален на этапе введения новой лексики, также он помогает отработать с учащимися правильное произношение новых слов.

Например, на уроке английского языка по теме «Моя школьная поездка» в 6 классе можно попросить ребят представить, что они всем классом отправляются в Англию на каникулы. Поставив перед ребятами задачу – подумать и назвать все необходимые им в поездке вещи, я, таким образом, ввожу новую лексику на английском языке, которую мы прорабатываем сначала вместе хором, затем индивидуально с разными эмоциями (радость, удивление, страх, огорчение):

  • suitcase (чемодан);
  • hat (шлапа);
  • umbrella (зонт);
  • medicine (лекарства);
  • clothes (одежда);
  • passport (паспорт);
  • tickets (билеты);
  • money (деньги);
  • mobile phone (мобильный телефон);
  • diary (записная книжка);

и др.

Следующий прием, инсценировка, отлично подходит при парной работе учащихся над диалогами. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте текст» находят эмоциональный отклик у детей. Так, например, в учебниках английского языка за 5–9 классы (УМК «Spotlight») в каждом модуле (всего их 10, в учебниках 8 и 9 классов - 8) встречаются диалоги на разные темы (покупка билетов в кино, покупка подарков к празднику, и т.д.). В учебниках немецкого языка за 2-4 классы (авторы Гальскова Н.Д., Гез Н.И.) также широко представлены несложные тематические диалоги. На основе представленных примеров ребята составляют свои собственные диалоги и разыгрывают их по ролям.

Прием инсценировка обычно реализуется мной в два этапа.

Этап 1. Отработка с ребятами фраз для диалога (фразы произносятся с разной интонацией, соответствующей звучащей фоновой музыке или заданной ситуации). Например, фразы из диалога на тему «Знакомство» (немецкий язык, 2 класс) произносим сначала под спокойную музыку, затем более ритмичную:

  • Приветствие: Hallo! – привет!
  • Представление: Ich heiße… – меня зовут …
  • Вопрос: Wie heißt du? – как тебя зовут?

               Wie geht’s? – как у тебя дела?

  • Ответ: Danke, gut! – спасибо, хорошо!
  • Встречный вопрос: Und dir? – а у тебя как дела?

Этап 2. Составление учащимися собственных диалогов и разыгрывание их по ролям после проверки учителем. Пример:

  • Hallo! Ich heiße Mischa. Wie heißt du? (Привет, меня зовут Миша. А тебя?)
  • Hallo! Ich heiße Julia. (Привет, меня зовут Юлия.)
  • Wie geht’s? (Как дела, Юлия?)
  • Danke, gut! Und dir? (Спасибо, хорошо! А у тебя?)
  • Auch gut! (Тоже хорошо!)

Наиболее артистичные ученики по желанию могут разыграть свои диалоги в разных ситуациях (если болит зуб, если получил пятерку, во время бега на физкультуре и т.д.).

Еще одним интересным приемом является ролевая игра, которая используется на уроках как для усвоения нового материала, так и закрепления пройденного, а также для развития творческих способностей учащихся разных возрастных групп. Особенно широко данный прием применяется мной на уроках немецкого и английского языка в начальной школе (2–4 классы), поскольку для детей данной возрастной категории игра является приоритетной формой деятельности. Так, на одном из уроков английского языка во 2 классе дети прослушали песенку про животных:

I'm a horse! I'm a horse!

And I can jump, of course!

Look at me! Look at me!

I'm a cat! I'm a cat!

And I can climb like that!

Look at me! Look at me!

I'm a fish! I'm a fish!

And I can swim, splash splish!

Look at me! Look at me!

I'm a chimp! I'm a chimp!

And I can climb and swing!

Look at me! Look at me!

Затем каждый по своему выбору сделал маску понравившегося животного, после чего исполнил свою роль в музыкальной сценке.

В заключение отметим, что личная заинтересованность детей в получении знаний играет важнейшую роль в процессе обучения. Только увлекательно проведенный урок вызывает у детей столь необходимый эмоциональный отклик, способствующий быстрому прогрессу ребенка в обучении. Технология театрализованной деятельности как элемент Арт-педагогики позволяет с большой эффективностью развивать у учащихся когнитивные способности, навыки говорения, аудирования, чтения и письма посредством моделирования различных ситуаций живого общения; формирует у ребенка творческий подход к решению многих проблемных ситуаций; помогает преодолевать неуверенность в себе и активнее работать на уроке.

Список использованных источников:

  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.1960).
  2. Ильченко Е.В. Игры, импровизации и мини спектакли. 2003.
  3. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранному языку. МГУ 1986.
  4. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО «Аспект Пресс», 1993.
  5. Полякова Т.Н. Театр в изучении немецкого языка. Спб., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка на начальном этапе

Общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. В течение XXвека лингвистика, психология, методика и дид...

Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Представленная статья представляет собой обобщение материала по подготовке проектных работ учащихся, проводимой в 10 классе по теме "Профессии" Она содержит основные этапы реализации проектного метода...

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Мотивация учебной деятельности на уроках иностранного языка

Материалы из опыта работы: способы анонсирования темы урока, проведение организационного этапа урока....

Мастер-класс "Использование приемов театрализованной деятельности на уроках английского языка"

Данная презентация сопровождает мастер-класс по использованию приемов театрализованной деятельности на уроках...

Речевое развитие школьников посредством театрализованной деятельности на уроке английского языка.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических форм, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалог...