Развитие компетенции межличностного общения средствами предмета английский язык в процессе диалогового общения у учащихся средней школы.
методическая разработка

Ситникова Екатерина Викторовна

В статье даётся описание компетенции межличностного общения и приводятся методы и приёмы развития диалоговой формы общения на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие компетенции межличностного общения средствами предмета английский язык в процессе диалогового общения у учащихся средней  школы.

1.Компетенция – межличностное общение.

Описание.

            Диалог – форма общения, при которой в процессе коммуникации участвуют  два человека, выражающие идеи, мысли, ценности. В процессе беседы могут быть выявлены различия во мнениях. Целью дискуссии является нахождение компромисса.

Межличностное общение – положительное взаимодействие между людьми в процессе диалога. Участники диалога не только  выражают своё мнение, но и внимательно выслушивают собеседника, даже если мнение оппонента не соответствует личностной позиции.

Слова составляют важную часть в диалоге, хотя большое значение имеет не только то,  как вербально выражается мысль, но и как она воспринимается собеседником. Тем не менее, важно учитывать и вербальные и невербальные средства общения.

Развитие этой компетенции напрямую связано с процессом коммуникации, для осуществления которого важны хорошие предпосылки. Таким образом, во- первых,  необходимо  установить контакт с собеседниками.

Во-вторых,   нужно обратить внимание на способность учащихся средней школы к диалоговому общению, могут ли они сотрудничать в процессе коммуникации. То есть применить индивидуальный подход в общении, так как есть дети, которые или не имеют желание или стесняются участвовать в диалоге с собеседником на любую тему.

В-третьих, необходимо обратить внимание на создание благоприятной атмосферы для коммуникации, потому что это показывает, насколько учащиеся средней школы обращают внимание друг на друга, как они выражают собственные идеи в процессе общения друг с другом, насколько доверительны в общении, приходят ли к общему мнению. Например, можно предложить учащимся сами распределиться по группам для составления диалога или осуществления беседы, чтобы они комфортно себя чувствовали в процессе выполнения задания.

Показателями данных характеристик являются: способность внимательно слушать, осуществлять конструктивный диалог и контакт с людьми.

2. Взаимосвязь межкультурной компетенции  с другими компетенциями.

        Эта компетенция напрямую связана с устным общением и общением на иностранном языке, когда в процессе коммуникации участвуют иностранцы. Это также имеет непосредственное отношение к работе в команде, в решение конфликтных ситуаций, при ведении переговоров и лидерстве. Всё что может пригодится ученику в реальной жизни.

        Более того, эта компетенция играет важную роль в личностном развитии и социализации. Таки качества, как самооценка, мотивация и самоуверенность, помогают  развивать коммуникационные способности. Также, в процессе межличностного общения развивается способность принимать и уважать мнение собеседника.

        

3. Развитие и значение межкультурной компетенции на примере задай для 5 класса из учебника «Английский в фокусе» под редакцией Д. Дули

Школа создаёт благоприятные условия для развития межличностной коммуникации. В период учёбы в шкое дети учатся общаться друг с другом. Во-первых,  во время  повседневного общения с одноклассниками. Во-вторых, в процессе общения с преподавателями. В-третьих, в процессе общения с учениками из других групп или школ или классов, знакомство с некоторыми из которых может быть продолжительным и очень полезным.

        Обучение в школе в том числе и на уроках английского языка  также готовит детей к будущей  профессиональной жизни в обществе, в которой межличностное общение между людьми является неотъемлемой частью. Можно назвать несколько ситуаций, таких как транслирование знаний, взаимоотношения на работе, где межличностное общение играет важную роль. А с учётом того, что английский язык сегодня занимает лидирующие позиции для осуществления коммуникации во многих сферах жизни, обучение данному предмету играет огромную роль в формировании этой компетенцию.

        4. Как внедрить эту компетенцию на уроке английского языка.

Обучение этой компетенции может быть основано на анализе примеров и использовании проблемного метода.

Идея заключается в создании ситуаций или такой организации работы, при которой дети на уроке учатся сотрудничать, общаться.

Компетенция – межличностное общение.

Определение: Позитивное взаимоотношение людей друг с другом через выслушивание собеседника, выражение своих чувств вербальными и невербальными способами.

Мастерство владения данной компетенцией состоит в обращении внимания на других людей, оказании поддержки, а также самооценке, уважении, информировании, доверии, эмпатии, личностном развитии, поддержке.

Уровни владения данной компетенцией:

1. Умение вести диалог с однокурсниками, преподавателями, способность говорить понятно, настойчиво.

2. использование диалога с целью укрепить отношения.

3. Воспитание искреннего общения, целью которого является конструктивный диалог.

Показатели:

1. Слушание.

2. Настойчивость.

3. Обратная связь.

4. Атмосфера.

5. Приемлемость.

Итак, рассмотрим примеры работы над заданиями из учебника «Английский в фокусе».

Уровни мастерства

Показатели

Описание

1

2

3

4

5

Первый уровень мастерства:

умение вести диалог с однокурсниками, преподавателями, способность говорить понятно, настойчиво.

Внимательно слушать

Отстаивание только своей точки зрения.

Игнорирование информации.

Внимательное выслушивание других.

Внимательное выслушивание с целью понимания  идей других людей.

Достаточное уделение времени говорящему, чтобы показать, что на нём сконцентрировано внимание.

Говорить то, что думаешь по данному вопросу.

Трудно определить, о чём он/она думают.

Неприятие двусмысленных идей.

Выражение того, о чём он/она думают, что чувствуют по осуждаемой теме.

Ясно представлять, что он/она чувствуют, думают.

Самоуверенность. Один человек всегда знает, какую позицию занимает собеседник по обсуждаемой теме.

Обсуждать вопросы, не вызывая неприятия окружающих.

Постоянное обсуждение мнения других, всегда с целью защиты.

Ведение беседы с показным превосходством.

Избегание вносить ценные замечания или проявление превосходства во время слушания говорящего. Не позволение другим вступать с мнениями в поддержку.

Все участвуют в процессе коммуникации и поддерживают  беседу.

Создание благоприятной атмосферы в процессе коммуникации.

Задавать дополнительные  вопросы для лучшего понимания.

Не задавать вопросов и просто понимать, что он/она поняли, о чём было сказано.

Его/её вопросы несвоевременны или плохо продуманны.

Использование метода открытых вопросов, чтобы лучше понять прозвучавшее мнение.

Использование уместных вопросов, что не затрудняет понимание обсуждаемой информации.

Задаваемые вопросы организуют диалог и создают благоприятную атмосферу.

Чёткое выражение своего мнения.

Слабая аргументация.

Невербальные средства общения не соответствуют ситуации.

Выражение идей близких по контексту.

Незатруднительное выражение идей.

Коммуникативная ясность.

Развивать хорошего, логичного выражения мыслей.

Невербальные средства общения не соответствуют обсуждаемой информации.

Невербальные средства общения не уместны в данной  ситуации.

Невербальные средства общения соответствуют вербальным в данной коммуникативной ситуации.

Невербальные средства общения подчёркивают выразительность вербальных.

Невербальные средства общения довольно выразительны и уместны в данной ситуации в потоке коммуникации.

Уровни мастерства

Показатели

Описание

1

2

3

4

5

Второй уровень мастерства:

использование диалога и понимания с целью создания условий для сотрудничества.

Выслушивание и принятие идей других людей, даже если они противоречат собственным умозаключениям.

Конструктивная критика, ясно показывающая, что чувствует и о чём думает человек, не задевающая их чувств.

Неформальное общение, создающее благоприятную атмосферу сотрудничества.

Уважение мнения других (что и как сказано).

Отбор лексических средств в зависимости от ситуации.

Уровни мастерства

Показатели

Описание

1

2

3

4

5

Первый уровень мастерства:

умение вести диалог с однокурсниками, преподавателями, способность говорить понятно, настойчиво.

Восприимчивость к предложениям других, даже в случае критики. Выслушивание с целью дополнить диалог.

Эмоциональное подтверждение мнений.

Специальное выражение незаинтересованности в различных мнениях.

Обращение внимания на мнения других людей.

Выражение заинтересованности.

Активное выявление критических замечаний.

Высказывание предположение с целью построения конструктивного диалога.

Нечёткое выделение идеи.

Непринятие других идей.

Высказывание предположений, как улучшить диалог и сам процесс коммуникации.

Создание дальнейших диалогов, учитывая различные  мнения.

Особый подход к утверждению способности вовлекать свои и чужие идеи.

Создание коммуникативного пространства, основанного на честности и искренности участников.

С пренебрежением относиться к тем, кто высказывает своё несогласие.

Постоянная критика мнений других людей.

Искреннее самовыражение.

Открытое обсуждение затруднений и ошибок.

Стимулирование честной, открытой и искренней коммуникации.

Поиск разночтений, обсуждение различных точек зрения, возникающих в процессе коммуникации.

Концентрирование  внимания прежде всего на различиях.

Осуждение без достижения согласия.

Нахождение путей достижения согласия.

Анализ ошибок с целью избежать их в будущем.

Проявление инициативы в достижении согласия.

Glossary

1. ethical – нравственный

2. perserverance – стойкость, упорство

3. sensibility- восприимчивость

4. to be aware – быть осведомленным в чём-то

5. proposed for assessing – предлагать для оценивания

6.virtuous behavior –добродетельное /  нравственное поведение

7. academic work – университетская работа

8. prime element – основной элемент

9. moral options- моральные понятия

10. scope – кругозор

11.axiological reality –  аксиологическая реальность

12.heterogeneous group – разнородная группа

13. moral conscience – нравственный выбор

14. contribute – содействовать, способствовать

15. pertinent questions – уместные вопросы

16. bonds of affection – узы привязанности

17. to be inclined to smth – склоняться к чему-либо

18. to share smb needs – разделять чьи-либо взгляды

19. interpersonal communication – межличностное общение

20. to take into account – рассматривать

21. integrative consensus – полное согласие

22. feed-back – обратная связь

23. appropriate situations – подходящие ситуации

24. communicative flow – поток коммуникации

25. to enrich a dialogue – дополнить диалог

27. elicit - извлекать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся

 Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработ...

Технология В.Н.Зайцева как способ формирования метапредметных результатов деятельности учащихся основной школы средствами предмета английский язык.

Статья написана учителем английского языка МБОУ СОШ № 5 г.Киржач,  Владимирской области Брусничкиной Мариной Леонидовной...

Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ребенок живет в мире электронной культуры и для того чтобы говорить с ним на одном языке учителю необходимо владеть современными методиками и новыми оьразовательными технологиями. Интернет...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ и ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, которое подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаи...

Использование интернет - ресурсов на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Способствовать освоению участниками современных технологий в обучении английскому языку для создания реальных ситуаций для его использования....

Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства развития межкультурной компетенции учащихся

В данной работе приведены названия некоторых интернет ресурсов, которые можно использовать в обучении английскому языку. Даётся описание учебной версии он-лайн газеты The New York Times, сайта BBC Lea...