Развитие компетенции межличностного общения средствами предмета английский язык в процессе диалогового общения у учащихся средней школы.
методическая разработка
В статье даётся описание компетенции межличностного общения и приводятся методы и приёмы развития диалоговой формы общения на уроках английского языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие компетенции межличностного общения средствами предмета английский язык в процессе диалогового общения у учащихся средней школы.
1.Компетенция – межличностное общение.
Описание.
Диалог – форма общения, при которой в процессе коммуникации участвуют два человека, выражающие идеи, мысли, ценности. В процессе беседы могут быть выявлены различия во мнениях. Целью дискуссии является нахождение компромисса.
Межличностное общение – положительное взаимодействие между людьми в процессе диалога. Участники диалога не только выражают своё мнение, но и внимательно выслушивают собеседника, даже если мнение оппонента не соответствует личностной позиции.
Слова составляют важную часть в диалоге, хотя большое значение имеет не только то, как вербально выражается мысль, но и как она воспринимается собеседником. Тем не менее, важно учитывать и вербальные и невербальные средства общения.
Развитие этой компетенции напрямую связано с процессом коммуникации, для осуществления которого важны хорошие предпосылки. Таким образом, во- первых, необходимо установить контакт с собеседниками.
Во-вторых, нужно обратить внимание на способность учащихся средней школы к диалоговому общению, могут ли они сотрудничать в процессе коммуникации. То есть применить индивидуальный подход в общении, так как есть дети, которые или не имеют желание или стесняются участвовать в диалоге с собеседником на любую тему.
В-третьих, необходимо обратить внимание на создание благоприятной атмосферы для коммуникации, потому что это показывает, насколько учащиеся средней школы обращают внимание друг на друга, как они выражают собственные идеи в процессе общения друг с другом, насколько доверительны в общении, приходят ли к общему мнению. Например, можно предложить учащимся сами распределиться по группам для составления диалога или осуществления беседы, чтобы они комфортно себя чувствовали в процессе выполнения задания.
Показателями данных характеристик являются: способность внимательно слушать, осуществлять конструктивный диалог и контакт с людьми.
2. Взаимосвязь межкультурной компетенции с другими компетенциями.
Эта компетенция напрямую связана с устным общением и общением на иностранном языке, когда в процессе коммуникации участвуют иностранцы. Это также имеет непосредственное отношение к работе в команде, в решение конфликтных ситуаций, при ведении переговоров и лидерстве. Всё что может пригодится ученику в реальной жизни.
Более того, эта компетенция играет важную роль в личностном развитии и социализации. Таки качества, как самооценка, мотивация и самоуверенность, помогают развивать коммуникационные способности. Также, в процессе межличностного общения развивается способность принимать и уважать мнение собеседника.
3. Развитие и значение межкультурной компетенции на примере задай для 5 класса из учебника «Английский в фокусе» под редакцией Д. Дули
Школа создаёт благоприятные условия для развития межличностной коммуникации. В период учёбы в шкое дети учатся общаться друг с другом. Во-первых, во время повседневного общения с одноклассниками. Во-вторых, в процессе общения с преподавателями. В-третьих, в процессе общения с учениками из других групп или школ или классов, знакомство с некоторыми из которых может быть продолжительным и очень полезным.
Обучение в школе в том числе и на уроках английского языка также готовит детей к будущей профессиональной жизни в обществе, в которой межличностное общение между людьми является неотъемлемой частью. Можно назвать несколько ситуаций, таких как транслирование знаний, взаимоотношения на работе, где межличностное общение играет важную роль. А с учётом того, что английский язык сегодня занимает лидирующие позиции для осуществления коммуникации во многих сферах жизни, обучение данному предмету играет огромную роль в формировании этой компетенцию.
4. Как внедрить эту компетенцию на уроке английского языка.
Обучение этой компетенции может быть основано на анализе примеров и использовании проблемного метода.
Идея заключается в создании ситуаций или такой организации работы, при которой дети на уроке учатся сотрудничать, общаться.
Компетенция – межличностное общение.
Определение: Позитивное взаимоотношение людей друг с другом через выслушивание собеседника, выражение своих чувств вербальными и невербальными способами.
Мастерство владения данной компетенцией состоит в обращении внимания на других людей, оказании поддержки, а также самооценке, уважении, информировании, доверии, эмпатии, личностном развитии, поддержке.
Уровни владения данной компетенцией:
1. Умение вести диалог с однокурсниками, преподавателями, способность говорить понятно, настойчиво.
2. использование диалога с целью укрепить отношения.
3. Воспитание искреннего общения, целью которого является конструктивный диалог.
Показатели:
1. Слушание.
2. Настойчивость.
3. Обратная связь.
4. Атмосфера.
5. Приемлемость.
Итак, рассмотрим примеры работы над заданиями из учебника «Английский в фокусе».
Уровни мастерства | Показатели | Описание | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Первый уровень мастерства: умение вести диалог с однокурсниками, преподавателями, способность говорить понятно, настойчиво. | Внимательно слушать | Отстаивание только своей точки зрения. | Игнорирование информации. | Внимательное выслушивание других. | Внимательное выслушивание с целью понимания идей других людей. | Достаточное уделение времени говорящему, чтобы показать, что на нём сконцентрировано внимание. |
Говорить то, что думаешь по данному вопросу. | Трудно определить, о чём он/она думают. | Неприятие двусмысленных идей. | Выражение того, о чём он/она думают, что чувствуют по осуждаемой теме. | Ясно представлять, что он/она чувствуют, думают. | Самоуверенность. Один человек всегда знает, какую позицию занимает собеседник по обсуждаемой теме. | |
Обсуждать вопросы, не вызывая неприятия окружающих. | Постоянное обсуждение мнения других, всегда с целью защиты. | Ведение беседы с показным превосходством. | Избегание вносить ценные замечания или проявление превосходства во время слушания говорящего. Не позволение другим вступать с мнениями в поддержку. | Все участвуют в процессе коммуникации и поддерживают беседу. | Создание благоприятной атмосферы в процессе коммуникации. | |
Задавать дополнительные вопросы для лучшего понимания. | Не задавать вопросов и просто понимать, что он/она поняли, о чём было сказано. | Его/её вопросы несвоевременны или плохо продуманны. | Использование метода открытых вопросов, чтобы лучше понять прозвучавшее мнение. | Использование уместных вопросов, что не затрудняет понимание обсуждаемой информации. | Задаваемые вопросы организуют диалог и создают благоприятную атмосферу. | |
Чёткое выражение своего мнения. | Слабая аргументация. | Невербальные средства общения не соответствуют ситуации. | Выражение идей близких по контексту. | Незатруднительное выражение идей. | Коммуникативная ясность. | |
Развивать хорошего, логичного выражения мыслей. | Невербальные средства общения не соответствуют обсуждаемой информации. | Невербальные средства общения не уместны в данной ситуации. | Невербальные средства общения соответствуют вербальным в данной коммуникативной ситуации. | Невербальные средства общения подчёркивают выразительность вербальных. | Невербальные средства общения довольно выразительны и уместны в данной ситуации в потоке коммуникации. | |
Уровни мастерства | Показатели | Описание | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Второй уровень мастерства: использование диалога и понимания с целью создания условий для сотрудничества. | Выслушивание и принятие идей других людей, даже если они противоречат собственным умозаключениям. | |||||
Конструктивная критика, ясно показывающая, что чувствует и о чём думает человек, не задевающая их чувств. | ||||||
Неформальное общение, создающее благоприятную атмосферу сотрудничества. | ||||||
Уважение мнения других (что и как сказано). | ||||||
Отбор лексических средств в зависимости от ситуации. | ||||||
Уровни мастерства | Показатели | Описание | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Первый уровень мастерства: умение вести диалог с однокурсниками, преподавателями, способность говорить понятно, настойчиво. | Восприимчивость к предложениям других, даже в случае критики. Выслушивание с целью дополнить диалог. | Эмоциональное подтверждение мнений. | Специальное выражение незаинтересованности в различных мнениях. | Обращение внимания на мнения других людей. | Выражение заинтересованности. | Активное выявление критических замечаний. |
Высказывание предположение с целью построения конструктивного диалога. | Нечёткое выделение идеи. | Непринятие других идей. | Высказывание предположений, как улучшить диалог и сам процесс коммуникации. | Создание дальнейших диалогов, учитывая различные мнения. | Особый подход к утверждению способности вовлекать свои и чужие идеи. | |
Создание коммуникативного пространства, основанного на честности и искренности участников. | С пренебрежением относиться к тем, кто высказывает своё несогласие. | Постоянная критика мнений других людей. | Искреннее самовыражение. | Открытое обсуждение затруднений и ошибок. | Стимулирование честной, открытой и искренней коммуникации. | |
Поиск разночтений, обсуждение различных точек зрения, возникающих в процессе коммуникации. | Концентрирование внимания прежде всего на различиях. | Осуждение без достижения согласия. | Нахождение путей достижения согласия. | Анализ ошибок с целью избежать их в будущем. | Проявление инициативы в достижении согласия. | |
Glossary
1. ethical – нравственный
2. perserverance – стойкость, упорство
3. sensibility- восприимчивость
4. to be aware – быть осведомленным в чём-то
5. proposed for assessing – предлагать для оценивания
6.virtuous behavior –добродетельное / нравственное поведение
7. academic work – университетская работа
8. prime element – основной элемент
9. moral options- моральные понятия
10. scope – кругозор
11.axiological reality – аксиологическая реальность
12.heterogeneous group – разнородная группа
13. moral conscience – нравственный выбор
14. contribute – содействовать, способствовать
15. pertinent questions – уместные вопросы
16. bonds of affection – узы привязанности
17. to be inclined to smth – склоняться к чему-либо
18. to share smb needs – разделять чьи-либо взгляды
19. interpersonal communication – межличностное общение
20. to take into account – рассматривать
21. integrative consensus – полное согласие
22. feed-back – обратная связь
23. appropriate situations – подходящие ситуации
24. communicative flow – поток коммуникации
25. to enrich a dialogue – дополнить диалог
27. elicit - извлекать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся
Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработ...

Технология В.Н.Зайцева как способ формирования метапредметных результатов деятельности учащихся основной школы средствами предмета английский язык.
Статья написана учителем английского языка МБОУ СОШ № 5 г.Киржач, Владимирской области Брусничкиной Мариной Леонидовной...

Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры и для того чтобы говорить с ним на одном языке учителю необходимо владеть современными методиками и новыми оьразовательными технологиями. Интернет...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.
Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ и ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, которое подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаи...
Использование интернет - ресурсов на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.
Способствовать освоению участниками современных технологий в обучении английскому языку для создания реальных ситуаций для его использования....

Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства развития межкультурной компетенции учащихся
В данной работе приведены названия некоторых интернет ресурсов, которые можно использовать в обучении английскому языку. Даётся описание учебной версии он-лайн газеты The New York Times, сайта BBC Lea...
