Повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.
методическая разработка по немецкому языку на тему

 

Стремление провести урок на боле высоком уровне, обеспечить

максимальную мыслительную активность учащихся и            прочное запоминание изучаемого материала заставляет искать эффективные методы проведения урока. Так продуктивность урока иностранного языка во многом зависит от правильно поставленной задачи урока, от продуманного отбора методических приемов, направленных на реализацию задачи, от оснащенности урока дидактическим материалом и техническими средствами обучения, которые повышают  эффективность учебного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stremlenie.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

г.Армавир

МБОУ-СОШ № 10

Повышение эффективности

урока как основной формы

учебно-воспитательного

процесса.

Учитель иностранного языка

                                                                       Заикина Е.П.

Стремление провести урок на боле высоком уровне, обеспечить

максимальную мыслительную активность учащихся и            прочное запоминание изучаемого материала заставляет искать эффективные методы проведения урока. Так продуктивность урока иностранного языка во многом зависит от правильно поставленной задачи урока, от продуманного отбора методических приемов, направленных на реализацию задачи, от оснащенности урока дидактическим материалом и техническими средствами обучения, которые повышают  эффективность учебного процесса. Немаловажную роль играет  организационное начало урока. Можно с уверенностью  сказать , что продуманное содержание  так называемого организационного момента обеспечивает оптимальные условия  для успешного проведения всей последующей работы. Особого внимания требуют возрастные особенности учащихся. В советской психологии известно положение, согласно которому смена возрастных этапов развития сопровождается сменой  ведущей деятельности в жизни ребенка. Ведущей деятельностью дошкольного возраста  признается игровая деятельность , младшего школьного возраста- учебная деятельность, подросткового возраста- деятельность общения.  Взаимосвязь ведущих видов деятельности названных возрастных этапов наиболее ярко проявляется в 5 классе. Игра занимает важное место в жизни  младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Игры на уроках иностранного языка должны являться неотъемлемой частью методической организации урока. Учитель всегда точно и четко представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра.

Ролевые игры.

Ролевые игры завоевывают все большую популярность среди учителей иностранного языка. Ролевые задания- это первый шаг от репродуктивной речи к инициативной. Поскольку такие задания стимулируют школьников самостоятельно решать ту или иную ролевую задачу, их можно отнести к группе игр упражнений с элементами драматизации. Ролевые игры целесообразно использовать в начале урока. При этом учащиеся могут работать в режиме

Класс-ученик

Ученик- ученик

  1. Эффективное  значение имеет на уроке игра в учителя. Например, чтобы научить учащихся понимать команды с употреблением лексики школьного обихода. Команды вводятся постепенно, а затем им уделяется время на каком-либо уроке. При этом учитель ставит цель: внимательно слушайте и запоминайте мои команды, чтобы потом исполнить роль учителя. Используется лексика, предоставленная учителем для повторения.
  2. Например: ситуация №1: к нам приехала девочка из ФРГ. Давайте познакомимся с ней. Для большей заинтересованности учащихся задания приносят сказочные герои. Они могут периодически повторяться.
  3. Многократность повторения материала очень трудно провести эффективно, не осуществляя элементы игры, поэтому используя персонажи из учебника для осуществления ролевой игры. Для этого изготовлены пальчиковые куклы с изображением героев:

Immerklug, Frau Stimmt, Herr Fergesslich. Frau Nein, Fraulein Wissbegierig, Herr Bitte.

По считалке : A,E,I,U- aus bist du!

Или  :   Eins, zwei, drei, vier,

               Die Maus sitzt am Klavier.

               Am Klavier sitzt eine Maus,

               Und du bist draus.

Выбираем ученика, который получает пальчиковую куклу и после того, как ученики произносят речевые образцы с использованием введённой лексики, он либо утверждает , либо отрицает , либо переспрашивает и т. д. в зависимости от того , какую роль выбрал.

«Магазин»

Перед продавцами разложен «товар» : школьные принадлежности, игрушки, овощи и фрукты, в зависимости от того , в какой магазин решили играть.

Класс делится на две команды. Выбирают от каждой команды продавца. Члены команд по очереди ходят в «магазин» соперника с вопросом  У:  Haben Sie einen Kugelschreiber?

                      П:  Ja, ich habe einen. Nehmen Sie bite!

Выигрывает та команда, которая быстрее раскупит весь товар.

Лексические игры:

  1. Образуй из двух групп слов сложные существительные!

Mond              Plan

Spiel                Licht

 Affe                Tur

Sonne             Kafig

Werk               Schein

Flug                 Zeug

Vogel              Ball

Haus               Leute

  1. Найди для каждой группы слово, которое в соединении с каждым из 5 слов этой группы , придаёт новое значение.

Bahn          Tag           Mannschaft                    Wagen

Bein            Paar         Spiel                                 Tunnel

Blume         Reise       Platz                                 Linie

Berg           Kleid         Stadien                            Fahrplan

Diele          Feier         W-Meisterschaft           Scheine

  1. Из каждого из следующих слов выдели хотя бы одно короткое слово

Z.B.   Traum- Raum

Schmaus, Kaffee,  Rinde, Graben, Schaufel, Schlamm,  Leiste, Feier,

Marmor, Gedanke, Bedingung.

  1. Найди названия городов, которые здесь описаны.

  1. In welcher Stadt lebt man schwer?   \Schwerin\
  2. In welcher Stadt wird man alt? \Altstadt\
  3. In welcher Stadt gibt es noch Wildtiere? \lowenberg\
  4. Welche Stadt liegt im Norden?  \Nordhausen\
  5. Welche Stadt ist reich?  \Reichenbach\
  6. In welcher Stadt ist es finster?  \Finsterwalde\
  7. In welchen Städten leben Moritz  \Moritzburg\

     Rudolf   \Rudolfstadt\  und Marie \Marienberg\  gern ?

  1. Найдите антонимы!

    Игроки садятся в круг.  Один бросает другому мяч с высказыванием типа   Es ist kalt.   Игрок реагирует :   Es ist heiss.   –Mein Ball ist neu.  – Mein ist alt.

  1. Очень нравится учащимся и используется часто для работы со слабыми учениками игра «Silbersalat» или «Wörterratsel»

Для этой игры изготовлены карточки со слогами типа  lau-fen,  sa-gen,  rech-nen,  и словами по какой – нибудь  теме, например  «Зима»

Es ist\kalt. Es \ schneit.  Überall liegt \ Schnee.

  1. Rate schnell! Es gibt viele Losungen.

Was ist tiefer als ein Fluss?

Was ist höher als ein Baum?

Was ist kleiner als ein e Maus?

Was ist schneller als ein Zug?

  1. Worterbilder.

Узнаёте вы слова?  Что они означают?

Schlaf                                Strumpf

Kranken                            Raum                        Lese

  1. Парные картинки.

       

        Всей группе раздаются парные картинки.   Задача каждого ученика – найти свою пару.   Для этого учащиеся задают друг другу вопросы:

        Ist auf dem Bild eine Karte?

     -Nein, das ist keine Karte. Услышав ожидаемый ответ, ученик говорит:

    Auf unseren Bildern sind Karten.

Выигрывает та команда, которая отреагирует быстрее или та команда, в которой ученики быстрее разобьются на пары.

     

  1.   На уроках повторения легко можно проводить игру, задания в которой идентичны тому, которое даётся в телевизионной игре «Поле чудес». Предварительно на доске начерчено несколько клеточек , в которые нужно вписать слово. Загадывается слово по названной теме и участники команд по очереди называют буквы. Команда, отгадавшая слово, получает 5 баллов.
  2.  Сложи фразу.

Играющие объединяются в группы по два-три человека, получают конверты с карточками , на которых записаны отдельные слова, составляющие фразу. Условие игры- быстрее собрать фразу и по памяти записать её на доске без ошибок.

  1. Цветик-семицветик.

Оборудование: ромашка со съёмными разноцветными лепестками.

Речевая задача: развитие умения называть цвета предметов.

Класс делится на две группы. Школьники друг за другом называют цвет лепестка. Если ученик ошибся , все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала..

Перечень игр можно продолжать бесконечно. Каждый учитель использует их избирательно на своих уроках, отдавая предпочтение

некоторым из них в конкретном классе.

Но, говоря о повышении эффективности урока, нельзя не коснуться такого  немаловажного аспекта как мотивация .

Рассмотрим этот аспект в  свете изучения иностранного языка.

Виды мотивации изучения иностранного языка

Общепринятые мотивы, составляющие тот или иной вид мотивации

Мотивы ( по результатам анкетирования)

Антимотивы

(по результатам анкетирования)

1.Широкая  социальная мотивация.

Внешняя

1.Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык.(Варианты: изучаю для общего развития, этот ин. язык –один из самых распространённых в мире и его надо знать)

2. Ин. язык знают в семье и его надо знать.

3. Изучаю, потому что этот предмет есть в школьной программе.

4.Учу из уважения к учителю.

5. Хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей.

1. Мне нравится немецкий язык , потому что в нём больше интересного чем в русском.

2.Без знания иностранного языка нельзя прочитать ни одной иностранной вывески.

3. Мне нравится иностранный язык, потому что хорошая учительница и всё объясняет.

1. Я не люблю немецкий язык , потому что он мне не нужен. Я бы хотел учить английский язык- он пригодился бы в работе и в дальнейшей  учёбе.

2. Мотивация, связанная с перспективным развитием личности.

Внутренняя.

6.Изучаю, потому

что иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни.

4.Ин. язык может пригодиться в институте

(Варианты: в будущей работе, в дальнейшем в жизни.)

2.Ин. язык мне не пригодиться в жизни.

3.Коммуника-

тивная мотивация

Внутренняя.

7.Интересно общаться с ребятами на уроке, обмениваться мнениями, обсуждать какое-либо событие.

8.На занятиях иностранным языком интересно.

9.Ин. язык служит средством удовлетворения моих внутренних интересов.

5.Хочу научиться писать письма на иностранном языке.

6.Нравится, когда читаем письма из Германии, вместе переводим эти письма.

3.Не  хочу заниматься ин. языком, он мне не даётся.

4.Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью

(операционно-инструментальная мотивация)

Внутренняя.

10.Интересуюсь иностранным языком как таковым: нравится отгадывать значения новых слов, выводить грамматические правила, выполнять упражнения, ощущать успех в учёбе.

7.Нравится, когда мы играем.

8.Нем.слова легко запоминаются.

9.Нравится учить стихи.

10.Люблю переводить короткие интересные тексты( и чтобы все незнакомые слова можно было найти в словаре.

11.Люблю готовить карточки к уроку, рисовать что-то интересное.

4.Не нравится,

Потому что мало смотрим фильмы.

5.Много задают на дом.

6.Много пишем.

7.Побольше бы играть, загадывать загадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Повышение мотивации обучающихся основного уровня образования на уроках химии через использование информационных технологий

Ведущая педагогическая идея опыта  заключается в определении путей, которые повышают эффективность процесса обучения химии, повышения мотивации   к изучению предмета, посредством широко...

Применение новых информационных технологий - средство для повышения качества знаний обучающихся в образовательном процессе"

Статья посвящена применению информационных компьютерных технологий в образовательном процессе....

Использование ИКТ на уроках технологии для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса

Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Доказано, ...