Обучение аргументированию при помощи элементов программы «Молодёжь дебатирует»
консультация по немецкому языку по теме

подборка материалов и информации на основании программы конкурса "Jugend debattiert"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение аргументированию при помощи  элементов программы: «Молодёжь дебатирует»

Все мы хорошо знаем, что умение аргументировать является слабым местом наших учащихся. Это даётся трудно и на родном языке, а уж на иностранном тем более проблематично.

Благодаря общению с немецкими коллегами я познакомилась с программой «Jugend debattiert». Изначально - это конкурс, родившийся в Германии, и, ставший в 2004 году интернациональным. В нём могут принять участие школьники из центральной и восточной Европы и показать свои умения аргументировать, слушать и слышать аргументы оппонентов, иметь и убедительно представлять свою точку зрения на немецком языке.  

Очень похоже на требования к заданию С2 из нашего ЕГЭ.

При написании С2 учащиеся должны продемонстрировать следующие умения:

1.        Уметь правильно и логично строить высказывание.

2.        Уметь использовать соответствующие речевые клише для выражения разных точек зрения по заданной теме.

3.        Уметь выразить свою точку зрения, применяя всю палитру языковых (грамматических и лексических) средств.

Итак, параллели налицо.

За 10 лет существования  «Jugend debattiert» появилась масса дидактических материалов и разработок, позволяющих интегрировать элементы этого конкурса в уроки иностранного языка. И сделать это можно не только с учащимися, имеющими высокий уровень владения немецким языком. Каждый может адаптировать задания и речевые клише под уровень своих учеников.

Сначала хочу представить классический формат дебатов.

Die drei Teile der Debatte

In der Eröffnungsrunde beantwortet jeder Teilnehmer in zwei Minuten die Streitfrage aus seiner Sicht. In der Eröffnungsrunde beginnt, wer die Änderung des bestehenden Zustands wünscht.

Die Freie Aussprache dauert zwölf Minuten. Hier werden weitere Argumente gebracht und miteinander abgeglichen.

In der Schlussrunde hat jeder Teilnehmer noch einmal eine Minute Zeit, die Streitfrage ein zweites Mal zu beantworten: diesmal im Lichte all der Argumente, die er gehört hat.

Debattiert wird jeweils zu viert: Zwei Personen antworten mit "Ja" und sprechen sich für das Gefragte aus ("pro"), zwei antworten mit "Nein" sprechen sich gegen die Maßnahme aus ("contra")

Über die Einhaltung der Redezeiten wacht ein Zeitwächter. Fünfzehn Sekunden vor Ablauf der Redezeit wird ihr nahes Ende durch einmaliges Klingelzeichen angezeigt. Das Überschreiten der Redezeit wird durch zweimaliges Klingelzeichen angezeigt und anschließend durch dauerndes Klingelzeichen unterbunden

На конкурсе «Wir sind Profis» используется уже адаптированный, несколько упрощённый вариант

„Jugend debattiert“                  

             

                                                

Jede Aussage – 1 Minute

  1. Teil. Eröffnungsrede:
  • Wir stellen uns heute die Frage: ……………………………………
  • Dafür /dagegen spricht …………………………………
  • Deshalb bin ich der Meinung, dass …………………………….
  1. Teil. Schlussrede:  
  • Wir haben uns die Frage gestellt, ……………………………..
  • Der  wichtigste  Argument war für mich …………………………..
  • Deshalb ……………………………./ Ich bin  überzeugt……………/Jetzt bin ich der Meinung, ...

На уроке можно использовать ещё более упрощённый вариант: чередование мнений «за» и «против»  по цепочке:

1.  Schuler: ich bin für…. ,weil…..

  1. Schuler: du hast gesagt, du bist für…., weil….. Aber ich bin mit dir nicht einverstanden. Ich bin gegen…, weil….

Важно, чтобы каждый последующий участник повторял позицию предыдущего и старался назвать контраргумент именно на его аргумент.

Таким образом автоматизируются простые речевые клише:

-ich bin für…. ,weil….

-аber ich bin mit dir nicht einverstanden

-ich bin gegen…, weil….

Кроме того, развивается такое важное качество, как умение слышать аргумент собеседника и строить своё высказывание с учётом этого аргумента.

Использую такую форму с учащимися  7-х, 8-х и 9-х классов.  Для девятиклассников можно предлагать уже  более сложные и разнообразные речевые клише.

Что касается тематики, то наши УМК предлагают достаточно материала, на основании которого можно устраивать дебаты. Например: оценки – «за» и «против»; школьная форма – плюсы и минусы; и многие другие

Если сделать такую форму работы привычной для учащихся, то умение аргументированно представлять свою точку зрения разовьётся и поможет не только при написании сочинений на немецком языке, но и на других уроках, а также в последующей жизни.

Возможный список речевых клише:

Die eigene Meinung sagen

 Ich möchte zu den folgenden Punkten Stellung nehmen: …

 Meiner Meinung nach …

 Wenn Sie mich fragen, …

 Ich persönlich bin der Überzeugung, dass …

 Was ich sagen will, ist folgendes: …

 Eines möchte ich klarstellen, …

 Die Frage ist doch die: …

 Hier stellt sich doch die Frage, …

 Viel wichtiger scheint mir die Frage zu sein, …

 Das (eigentliche) Problem besteht doch darin, dass …

 Abschließend möchte ich noch einmal besonders betonen,…

Argumentieren

 Erörtern wir mal das Für und Wider dieser Frage.

 Denken Sie nur an …

 Das können Sie in jedem Buch über " …" nachlesen.

 Jetzt will ich mal definieren, was " …" eigentlich ist.

 Was heißt " …" eigentlich?

 Ich verstehe unter " …" folgendes: …

 Da will ich Ihnen mal ein Beispiel geben:

 Ich möchte das mal mit einem Beispiel untermauern: …

 Für, beziehungsweise gegen dieses Argument / dafür beziehungsweise dagegen spricht, dass…

 Von einem progressiven/konservativen Standpunkt aus gesehen, stellt sich das Problem so dar: …

Fortführen, wieder aufgreifen

 Darf ich zu dem Punkt " …" kurz Stellung nehmen?

 Darf ich zu diesem Punkt noch etwas hinzufügen?

 Ich möchte noch einen weiteren Punkt hinzufügen: …

 Ich möchte an Sarahs Argument anschließen.

 Ich möchte auf einen Punkt, der vorher schon (von Sarah) erwähnt wurde, zurückkommen.

 Ich würde gerne etwas darauf erwidern.

Zustimmen

 Das stimmt.

 Da stimmen wir alle gerne zu.

 Ich glaube, das akzeptieren wir alle.

 Genau das muss hier (mal) gesagt werden.

 Derselben Meinung bin ich auch.

 Ich schließe mich dieser Meinung an.

 Ich teile Ihren Optimismus/Pessimismus in diesem Punkt.

 Ich finde dieses Argument wichtig/bedenkenswert/entscheidend/überzeugend/ausschlaggebend/zutreffend

Abwägen, Zweifel ausdrücken

 Das möchte ich doch wirklich stark bezweifeln.

 Es ist mir nicht ganz klar, was Sie meinen, wenn Sie sagen, dass …

 Gibt es dafür irgendwelche Beweise?

Ich sehe da einen gewissen Widerspruch.

 Das kann man doch nicht miteinander vergleichen!

 Höflich widersprechen

 Das mag (durchaus) sein. Allerdings/aber…

 Sehr richtig. Dennoch glaube ich, dass …

Im Großen und Ganzen bin ich Ihrer Meinung, nur möchte ich darauf aufmerksam machen, dass …

Es ist doch offenbar so, dass …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)

Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...

Презентация "Шерстяные нити. Часть 2.", урок трудового обучения, 7 класс, адаптированная программа школы YII вида

Презентация может быть использована при изучении раздела "Материаловедение". Урок состоит из двух частей, каждая часть презентации, разделена в свою очередь на три фрагмента. Презентации представляют ...

Реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый двор!» в сфере молодежной политики за счёт средств гранта Губернатора Алтайского края, в рамках программы «Молодёжь Алтая» на 2013-2014 годы.

    С 15 июля по 1ноября  учителя  Шимолинской школы организовали работу по реализации  социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый д...

Реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый двор!» в сфере молодежной политики за счёт средств гранта Губернатора Алтайского края, в рамках программы «Молодёжь Алтая» на 2013-2014 годы.

В этом году на протяжении нескольких  месяцев педагоги нашей  школы  работали над проектом «Служба дворовых инструкторов – здоровье в каждый двор». Проект реализовывался на средства, вы...

Обучение учащихся на разных этапах обучения аргументированному высказыванию

Данная статья посвящена основным приёмам аргументирования и упражнениям по овладению этими приёмами, что способствует развитию умения говорить логично и убедительно.  Аргументированно высказывать...

Методическая работа: «Результативность и качество обучения детей по образовательной программе «Обучение английскому языку в клубе Тандем»

В методической разработке описаны основные способы, формы и средства контроля и оценки усвоения программного материала по предмету английский язык. Предполагаемые результаты по окончании каждого года ...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи (обучение на дому, образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2023/2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе ...