Речевая зарядка на уроках немецкого языка
учебно-методический материал по немецкому языку (5 класс) на тему

Мололкина Татьяна Владимировна

В данной статье автор делится личным опытом организации и проведения речевой зарядки как одного из важных этапов урока, её формами и содержанием.Статья будет полезнаю молодым учителям, имеющим трудности в создании на уроке неформальной ненадуманной языковой среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_zaryadka_na_urokakh_nemetskogo_yazyka.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

            Речевая  зарядка  на   уроках   немецкого  языка

  Часто  мы,  учителя  иностранного  языка  сетуем,  что  сначала  учащиеся  абсолютно  все  горят  желанием  изучать  язык,  но  вскоре  при  встрече  с  первыми  трудностями  таких  ребят  становится  меньше,  а  через  несколько  лет – уже  единицы. Как  сделать  так,  чтобы  желание  заниматься  языком   не  угасало,  а наоборот,  нарастало?

  Собственный  многолетний  опыт  обучения  немецкому  языку  позволяет  нам  сделать  вывод – начало  урока  является  одним  из   его  важных  этапов,  во  многом  определяет  успех  всего  урока.

  Задача  учителя  на  этом  этапе – сразу  ввести  учащихся  в  атмосферу  иностранного  языка,  заменяя  формальный   оргмомент  речевой  зарядкой  в  форме  диалога.

  При  этом  использование  учителем  внешних  и  внутренних  мотивов  речи  исключает  искусственность  и  надуманность  высказываний  учащихся  и  приближает  данный  этап  урока  к  естественной  речи  на  иностранном  языке.  А  доброжелательный  тон  учителя  создаёт  рабочий  контакт  с  учениками,  настраивает  их  на  общение.

  Регулярное,  целенаправленное  проведение  речевой  зарядки  без  особых  усилий  и  больших  затрат  времени  позволяет:

  повторить  и  прочно  усвоить  лексику,  связанную  с  календарём,  школьной  жизнью,  погодой  и  т. д.;

  закрепить  в  памяти  учащихся  новые  грамматические  структуры  и  речевые  обороты,  которые  ещё  недостаточно  прочно  усвоены  в  процессе  работы  с  учебником;

  лучше  овладеть  навыком  диалога,  умением  задавать  общие  и  специальные  вопросы,  отвечать  на  них.

  Для  осуществления  поставленных   целей  мы  стараемся:

  вовлечь  в  беседу  как  можно  больше  учеников,  используя  заранее  намеченный  и  рационально  отобранный  языковой  материал;

  связать  вводную  беседу  с  основным  этапом  урока,  стремясь  логически  перейти  к  обучающему  этапу;

  избегать  монотонности,  однообразия  и  шаблона  в  проведении  вводной  беседы.

  Мы  полагаем,  что  первое  требование  не  нуждается  в  пояснении.   Два  последующих  требования  поясним  на  конкретном  языковом  материале.    Как  увязать  вводную  беседу  с  темой  урока  на  этапе  его  закрепления?

  По  мере  того  как  учащиеся  знакомятся  с  формами  глагола  в  Prȁsens,  Perfekt,  Prȁteritum,  Futurum,  эти  грамматические  явления  мы  сразу  включаем  в  речь.

  Примеры  диалогов,  которыми  начинается  урок.

    Lehrerin  (L.): - Wie  ist  das  Wetter  heute?

Schȕler 1 (S1): - Das  Wetter  ist  nicht  schȍn.

L.: - Scheint  die  Sonne?

S2: - Nein,  die  Sonne  scheint  nicht.

L.: - Regnet  es  heute?

S3: - Nein,  es  regnet  nicht.

    L.: - Welche  Stunden  habt  ihr   heute?

S1: - Wir  haben  Russisch,  Deutsch,  Literatur,  Mathe  und  Geschichte.

L.: - Habt  ihr  die  Russischstunde  schon  gehabt?

S2: - Nein,  die Russischstunde  kommt  nach  Deutsch.

L.: - Hast  du  deine  Hausaufgaben  in  Deutsch  gemacht?

S3: - Ja,  ich  habe  meine  Hausaufgaben  gemacht.

L.: - Was  hast  du  gemacht?  Hast  du  gelesen,  geschrieben,  Wȍrter  gelernt?

   L.: - Welcher  Wochentag  ist  heute?

S1: - Heute  ist  Freitag.

L.: - War  gestern  Donnerstag?

S2: - Ja,  gestern  war  Donnerstag.

L.: - Und  welcher  Wochentag  war  vorgestern?

S3: - Vorgestern  war  Mittwoch.

   L.: - Wie  viel  Stunden  habt  ihr  gestern  gehabt?

S1: - Wir  haben  gestern  sechs  Stunden  gehabt.

L.: - Habt  ihr  gestern  eine  Russischstunde  gehabt?

S2: - Ja,  wir  haben  gestern  eine  Russischstunde  gehabt.

L.: - Und  eine  Deutschstunde?

S3: - Nein,  wir  haben  gestern  keine  Deutschstunde  gehabt.

  Знание  степеней  сравнения  прилагательных  даёт  нам  возможность  вести  с  учениками  такую  беседу:

  L.: - Ist  der  Tag  heute  lȁnger  als  gestern?

S1: - Ja,  der  Tag  heute  ist  lȁnger  als  gestern.

L.: - Sind  die  Tage  im  Mȁrz  oder  im  April  kȕrzer  ?

S2: - Die  Tage  im  Mȁrz  sind  kȕrzer.

L.: - Wann  ist  es  wȁrmer:  im  Mȁrz  oder  im  April?

S3: - Es  ist  wȁrmer  im  April.

L.: - Ist  das  Wetter  heute  kȁlter  als  gestern?

S4: - Ja,  das  Wetter  heute  ist  kȁlter  als  gestern.

  Беседа  в  начале  урока  позволяет  прочно  закрепить  грамматические  структуры  с  модальными  глаголами,  а  также  вводные  слова,  речевые  обороты,  характерные  для  разговорного  немецкого  языка.  Вот,  например,  такие  микродиалоги:

S.: - Verzeihung.  Ich  habe  mich  verspȁtet.  Darf  ich  hinein?

L.: - Ja,  bitte.  Aber  du  sollst  zur  nȁchsten  Stunde  rechtzeitig  kommen.

  L.: - Welche  Ȕbung  musstest  du  schriftlich  machen?

S1: - Ich  musste  Ȕbung  3  auf  der  Seite  15  schriftlich  machen.

L.: - Und  du?

S2: - Leider  konnte  ich  diese  Ȕbung  nicht  machen.

   L.: - Ich  sehe,  A. fehlt  heute.   Weiβt  du,  was  mit  A.  los  ist?  Warum  fehlt  er?

S1: - Ich  vermute,  A.  ist  krank.

L.: - Wer  kann  A.  besuchen?

S2: - Ich  kann.  Mit  Vergnȕgen.  A.  ist  mein  Freund.

  Изучение  иностранного  языка  предполагает  многократное  повторение языкового  материала.  Однако,  чтобы  избежать  шаблона  в  проведении  речевой  зарядки,  не  следует  повторять  одно  и  то  же  на  каждом  уроке  в  течение  всего  учебного  года.  И,  конечно  же,  диалог  в  V классе  отличается  от  диалога  в  VII классе.  Общеизвестно,  что  механическое  проговаривание  одного  и  того  же  материала  приводит  к  потере  интереса.

   Когда  мы  видим,  что  учащиеся  твёрдо  усвоили  определённый  круг  вопросов  и  ответов,  мы  стараемся,  в  зависимости  от  обстановки,  конкретной  ситуации,  ввести  что-то  новое  в  диалог  с  учащимися.

   Вот  несколько  примеров.

  Если  изменилась  погода.  После  традиционных  вопросов  о погоде  мы можем  спросить: «Gefȁllt  dir  das  Wetter  heute?  Warum  (nicht)?  Was  machst  du  gewȍhnlich  bei  gutem  Wetter?»

  На  первом  уроке  в  начале   месяца  или  времени  года  возможны  такие  реплики  и  вопросы  учителя:

   - Der  Herbst  ist  gekommen.  Gefȁllt  dir  der  Herbst?  Warum?

   - Ihr  habt  Frȕhlingsferien  gehabt.  Wie  waren  sie?

  На  последнем  уроке  недели  учащиеся  с  удовольствием  говорят  о  предстоящем  отдыхе.  Учитель  может  спросить:

   - Was  mȍchtest  du  am  Wochenende  machen?  Wirst  du  zu  Hause  bleiben  oder  ins  Kino  gehen?

    На   первом  уроке  недели  мы  спрашиваем: «Wie  hast  du  die  Zeit  am  Wochenende  verbracht?»

    Перед  праздником  мы  организуем  беседу  на  уроке,   задавая  вопросы:

«Werdet  ihr  morgen  in  die  Schule  kommen?  Warum  kommt  ihr  morgen  in  die  Schule  nicht?  Wie  mȍchtet  ihr  eure  Feiertage  verbringen?»

  Речевой  зарядкой  может  также  служить  обсуждение  различных  сторон  школьной  жизни:

L.: - Wie  viel  Stunden  habt  ihr  heute?  Welche  Stunde  war  die  erste,  die  zweite …?  Welches  Schulfach  ist  dein  Lieblingsfach?  Warum?  Welches  Schulfach  fȁllt  dir  leicht/ schwer?  Fȁllt  dir  Deutsch  schwer?  Warum?  Was  machst  du  in  der Deutschstunde  besonders  gern?

  Можно  начать  речевую  зарядку  с  сообщения  учителя  о  событии  его  жизни,  например:

L.: - Ich  war  gestern  im  Museum.

     - Ich  habe  am  Wochenende  das  Theater  besucht.

    - Ich  habe  die  Zeit  am  Wochenende  sehr  schȍn  verbracht.

Учащиеся  задают  учителю  вопросы  с  целью  получения  большей  информации.

   Мы  стараемся  связать  беседу,  начатую  в  рамках  речевой  зарядки,  с темой  урока  и  логически  перейти  к  обучающему  этапу. Это  отвечает  практической  направленности  данного  этапа  урока.

   На  различных  этапах  обучения  форма  речевой  зарядки,  как  и  её  содержание,  меняется.  В  конце  V класса  мы,  убедившись,  что  ученики   прочно  усвоили  определённый  круг  вопросов,  уступаем  свою  роль  классу,  и  учащиеся  беседуют  с  дежурным  учеником.  На  более  позднем  этапе  лучшие  ученики  выступают  в  роли  учителя  и  ведут  беседу  с  классом.

  Возможны  такие  формы  диалога:  учитель  -  класс,  учитель – дежурный  ученик,  класс – дежурный  ученик,  дежурный  ученик  -  класс.  На  старшем  этапе  диалог  «учитель – класс»  является  более  продуктивным,  так  как  у  старшеклассников  всегда  есть  желание  и  мотивация  высказаться.