Роль самостоятельной работы на уроках немецкого языка в начальной школе
методическая разработка по немецкому языку на тему

Халахон Наталия Анатольевна

Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной, его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учебному (школьному) предмету, иностранному языку, в частности. Наименее изученной, и в то же время, представляющей наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности является самостоятельная работа школьника. Именно в ней более всего может проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованость, самостоятельность, самоконтроль и другие личные качества. Именно самостоятельная работа школьника может служить основой перестройки его позиции в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль самостоятельной работы на уроках немецкого языка

начальной школе

Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной, его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учебному (школьному) предмету, иностранному языку, в частности. Наименее изученной, и в то же время, представляющей наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности является самостоятельная работа школьника. Именно в ней более всего может проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованость, самостоятельность, самоконтроль и другие личные качества. Именно самостоятельная работа школьника может служить основой перестройки его позиции в учебном процессе.

Самостоятельная работа, как известно, является одной из важных и широко обсуждаемых проблем в преподавании иностранного языка в школе.

При достаточно многостороннем освещении общепедагогических и методических вопросов этой проблемы ее психологическая сторона остается наименее представленной, тем более с позиции деятельностного подхода к обучению иностранным языкам. Можно выделить исходные положения этой проблемы.

  1. Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Соответственно, организуемая и управляемая учителем учебная (классная и внеклассная по заданию учителя) работа школьника должна выступать в качестве определенной присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению иностранным языком. Это означает для учителя четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознание его формирования у школьников как некоторой схемы освоения языка в ходе решения ими новых учебных задач.
  2. Во-вторых, самостоятельная работа школьника представляет более широкое понятие, чем домашняя работа, которая есть выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку.

Самостоятельная работа может включать внеурочную, задаваемую в той или иной форме учителем работу школьника. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

1. В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая    форма    (вид)    учебной    деятельности    школьника, характеризующаяся всеми выше перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности. Она по сути есть форма самообразования, связанная с учебной деятельностью школьника в классе. В   целом   самостоятельная   работа   школьника   основывается   на правильной с точки зрения учебной деятельности организации его классной учебной деятельности. В частности, это относится к связи и переходу от внешнего контроля учителя к самоконтролю школьника и от внешней оценки к формированию его самооценки [24, c. 45]. Планируя классную и домашнюю самостоятельную работу, учитель:  

- предусмотрит ее место в структуре урока;

—        подумает, как она будет сочетаться с другими методами и формами учебной деятельности;

  • определит  ее  оптимальный  объем  в  зависимости  от  уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
  • предусмотрит  затруднения,   которые   могут   возникнуть   при выполнении самостоятельной работы;

—        установит оптимальную длительность работы;

—           предусмотрит рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

В зависимости от цели и задач самостоятельная работа учащихся практикуется  на всех этапах урока. Чаще всего учителя на самостоятельную работу выносят закрепление и повторение (около 60% всего объема), реже усвоение нового материала (около 20%), часть самостоятельных работ предназначается для выполнения контрольных функций (около 20%).

На каждом уроке детям предлагаются работы разнообразного видан назначения: проверочные, подготовительные, обучающие. Выполнение всех самостоятельных работ обязательно контролируется. Поэтому обучающие задания, кроме своего прямого назначения — учить, выполняют и контрольную функцию.

До последнего времени для изучения нового материала самостоятельные работы применялись сравнительно мало. Педагогический опыт подтвердил, что если у учеников нет проблем с чтением и пониманием прочитанного, то самостоятельные работы можно успешно использовать и для усвоения новых знаний. Следовательно, если учитель сформирует устойчивый навык безошибочного чтения и понимания прочитанного, то у него будут хорошие шансы успешно одолеть программу и даже сэкономить немного времени на другие занятия. Одним из видов самостоятельной работы является ознакомление учеников с новым материалом по учебнику. При этом ученик сам определяет цель, выделяет неизвестное, обращает внимание на главное, устанавливает последовательность действий, контролирует их. Перед чтением учитель сообщит цель работы, назовет материал, который следует прочесть, поставит контрольные вопросы, на которые необходимо найти ответы при чтении. В 3—4-х классах целесообразно вводить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания.

Число самостоятельных работ на одном уроке не регламентируется. Предлагая их, надо учитывать прежде всего возможности учеников. Это влечет за собой требование так осмыслить содержание учебного материала, чтобы выносить для самостоятельной работы лишь доступные и посильные для учеников задания. Без гарантии, что работа может быть успешно выполнена, она не должна предлагаться школьникам.

Для учеников 1- 4-х классов доступны и посильны следующие виды самостоятельной работы:

— подготовительные упражнения, которые выполняются до изучения нового материала (повторение по учебнику, работа с карточками, таблицами и т. п.);

  • самостоятельное изучение нового материала, аналогичного ранее усвоенному, проводимое по детальной инструкции;
  • упражнения на закрепление с целью усвоения способов действия с опорой на алгоритмические таблицы, предписания, памятки;
  • контрольные и проверочные задания, которые предлагаются после усвоения всех частей учебного материала.

Для экономии времени на уроке необходимо свести к минимуму те объяснения учителя, которые можно записать на доске или в карточках для самостоятельной работы. Со временем инструкции становятся все более сжатыми.

Учителя настойчиво ищут пути повышения интереса к самостоятельной работе. Этому, в частности, способствуют  творческие задания, выполнение которых требует сочетания умственных действий с практическими. Правило, скажем, нужно не только безошибочно повторить, но и записать в тетради собственные примеры. Появились творческие самостоятельные работы с элементами игры — шарады, кроссворды, лабиринты, угадайки, тестовые задания. Разнообразятся способы выполнения самостоятельных заданий. Теперь они выполняются не только в тетрадях. Коллекции, карты, планшеты, конструкторы наборы хорошо служат развитию интеллекта и эстетических качеств.

  Рабочая тетрадь является неотъемлемым компонентом учебно-методического комплекта по немецкому языку, дополняя содержание учебника. Задания данного пособия  неотделимо включаются в образовательный процесс, запланированы для работы учащихся не только дома, но и в классе, являются логическим продолжением заданий учебника.  Упражнения, содержащиеся в рабочей тетради помогают учителю распределить учебный материал, в зависимости от способностей ребенка и уровня его знаний. Кроме всего перечисленного рабочая тетрадь является эффективным помощником в активизации умений письменной речи, аудировании с письменным контролем, чтении. Она содержит в себе  много заданий игрового и творческого характера, например: инсценировки диалогов с помощью пальчиковых кукол, составление аналогичных диалогов, раскрашивание рисунков, разгадывание кроссвордов, нахождение слов в "магическом квадрате", восстановление текста по рисункам и отдельным словам и др.

Ярким примером творческой самостоятельной работы являются проектные задания. Они предусмотрены при прохождении каждой темы, например: «Твое любимое время года», «Празднование дня рождения», «Весенние праздники».

Самостоятельная    работа    позволяет    широко    практиковать самоконтроль.

Таким образом, самостоятельная работа в начальных классах — обязательный компонент учебно-воспитательного процесса. Ее роль, содержание, длительность определяются целью изучения материала, ее спецификой и уровнем подготовки школьников.