Компетентностный подход в образовании
статья по немецкому языку на тему

Бухтоярова Т.В.

Материал использовать можно при выступлении на педсовете, ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod_v_obrazovani1.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Бухтоярова Т.В

Компетентностный подход в образовании

         Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова немецкого психолога Роджера Левина : “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы,  которые надо решить”.

  1. Концепция модернизации содержания общего образования, а теперь и ФГОС второго поколения  одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход». Компетентностный подход-это важнейший компонент новой модели школьного образования ,который ориентирован  на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты..  Таким образом, компетентностный подход возник по 3 основным причинам:

Первое: успешность политики в образовании должна определяться согласованием потребностей и интересов государства, общества, личности.

Второе: образовательные программы должны способствовать развитию у учащихся умения применять полученные знания за пределами учебных ситуаций в повседневной практике.

Третье: на человека обрушилась лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать.

 Кто заказчики компетентностного подхода?

  • работодатели
  • обучающиеся
  • преподаватели 

Интерес работодателя в том, чтобы выпускники образовательных учреждений, принимаемые ими на работу, были к ней готовы. Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Стандартной схемы «знания — умения — навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточно, традиционные ЗУНы уступают позиции компетенциям . Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, инициативность, инновационность, , гибкость, динамизм и конструктивность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.  Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

 

Таким образом,наиболее востребованные качества и умения

  • саморазвитие (способность к самообразованию)
  • решение проблем, общение (устная и письменная коммуникация)
  • работа с другими (сотрудничество)
  • владение информационными технологиями
  • адаптация на рынке труда (эффективное поведение на рынке труда, предпринимательская деятельность)

 Наиболее сложный заказчик – сам обучающийся. Не каждый сможет сходу ответить на вопрос, зачем он учится. Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений. Однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами:

  • хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
  • золотой или серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз;
  • молодой специалист – выпускник института – слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объём профессиональных знаний и умений, полученных им в институте, вполне достаточен;
  • в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;
  • подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни

Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса в массовой школе, который в своей основе является «некомпетентностным».  Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентный человек.  Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Он не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределённости, постоянно повторяющихся в жизни. Нет гарантии, что все обучающиеся развивают ключевые компетенции .

Поэтому было принято решение:

  • выделить ключевые компетенции, чтобы они могли развиваться во время освоения образовательной программы, определить их содержание;
  • довести важность формирования ключевых компетенций до сотрудников ОУ,  учащихся и родителей;
  • оценивать достижения по ключевым компетенциям учащихся;

Ключевые компетенции -

  • универсальны,  применимы в различных жизненных ситуациях;
  • ими должен обладать каждый член общества; · ключ к успешной жизни человека в обществе;
  • универсальные способы социальной деятельности  -4 элементарные ключевые компетенции
  • информационная- готовность работать с информацией;
  • коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной
  • кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
  • проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих;

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?  

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  • подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;
  • подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам

 Компетентностный подход позволяет  

  • повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; · облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении:  «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» (Л.С.Выготский)
  • разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;
  • не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.

Педагог должен уметь :

  • успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • ориентироваться в ситуации на рынке трудя,  хотя бы в своём районе, и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста; · закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
  • планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; · в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
  • оценивать учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Педагог должен понимать, что:

  • стабильности в мире уже больше не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям;
  • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
  • его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники;
  • любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать ученикам;
  • часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;
  • достаточно проводить хотя бы каждый десятый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.

Педагог должен остерегаться:

  • по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;
  • передавать своим ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам; · представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
  • мелочных правил и инструкций;

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Компетентностный подход - этот подход к:

  • определению целей,

Цели образования необходимо описывать в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. Цели обучения должны быть направлены на развитие обучающихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.

  • отбору содержания,

Определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.

  • организации образовательного процесса,

Учащиеся должны достигать личностные результаты путем получения опыта самостоятельного решения проблем.

Необходимо взаимодействие учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса.

Должна быть решена проблема мотивации учебной деятельности школьников путем реализации модели «учения с увлечением».

  • выбору образовательных технологий,
  • оценке результатов.

Поэтому, если мы, для себя, на каком-то уровне, планируем развитие образовательного процесса с точки зрения компетентностного подхода, то было бы желательно поэтапно определить, вплоть до целого учебного года, а что меняется в постановке целей, что меняется в оценке результатов, а что меняется в отборе содержания и так далее.

Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования. 

Компетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает:

  • стратегическую деятельность,
  • исследование,
  • проектирование,
  • моделирование,
  • конструирование,
  • прогнозирование результата.

Использовать такой подход в преподавании общеобразовательных дисциплин просто необходимо, что бы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки. 

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Основания для сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Основная формула результата образования

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения. ФГОС в образовательной программе уже закладывают не формирование ЗУН, а формирование универсальных учебных действий (личностные, метапредметные и предметные). Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях.

 При составлении плана урокав системе компетентностного образования  необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование. Компетентностным является то задание, которое не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.      

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:

1-й этап – целеполагание. 

Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. 

На нём происходит:

  1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
  • теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
  • практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
  • воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.
  1. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования).
  2. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.

Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.

Основные характеристики творческого урока:

  • Исследовательский метод и вид деятельности;
  • Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
  • Многообразие подходов и точек зрения;
  • Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
  • Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:

  • 20% услышанного;
  • 40% увиденного;
  • 60% увиденного + услышанного;
  • 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими

Компетенции формируются на учебном занятии деятельностного типа. Через деятельность учащийся получает навыки применения знаний при решении проблемных ситуаций. Через деятельность учащийся может сказать «могу», вместо «знаю». К чему, собственно, и стремится «школа компетенций». 

Современная жизнь требует от любого работника не только знаний, умений, хороших исполнительских навыков, но и сформированных у него на высоком уровне новых компетентностей, лежащих в основе качественного овладения любой профессией, в т.ч. и педагогической. Сразу же надо внести ясность относительно используемых определений. Различают понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетентность – способность индивида решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).

Компетенция – способность человека следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность).

Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека. Учителя в формулу «знания –умения-навыки» не загонишь. Компетентность хоть как-то можно «измерить», в то время как компетенция часто не поддается диагностике с помощью традиционного набора оценочных средств. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет.

 

Результатами работы любого учителя являются :

  • ключевые компетенции;
  • воспитанность;
  • здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), - это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы.  В связи с этим необходимо понять, какие компетенции определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.

               Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов.
Но результаты исследований показывают, что при использовании компетентностного подхода у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения становятся более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в образовании

Выступление на районном методическом объединении , тема которого была "Приоритетный национальный проект "Образование" как фактор развития муниципальной системы образования"...

Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в преподовании физики....

Компетентностный подход в образовании

Вашему вниманию представлен доклад  и презентация к нему...

Компетентностный подход в образовании

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования...

Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...