Урок "Песнь о нибелунгах"
план-конспект занятия по немецкому языку (10 класс)

Цыбикова Сэсэгма Жигжитовна

Предлагается разработка урока по сказанию "Песнь о нибелунгах" и творческая мастерская по этой же тематике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme.doc48 КБ
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_laboratoriya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Песнь Нибелунгов»

в 10 б классе

Структура урока:

  1. Оргмомент
  2. Речевая зарядка:  

Antwortet auf meine Fragen (ответьте на мои вопросы)

Welche Heldenepen kennt ihr?

Wie heissen die Heldenepen bei Russen, bei Burjaten, bei Deutschen?

Wo spielt die Handlung in „Geser“? in „Nibelungenlied“?

Ist es schwer, solche Bucher zu lesen?

Worin besteht die Schwierigkeit?

  1. Работа с лексическими и грамматическими единицами текста
  1. подчеркните все географические названия
  2. назовите имена
  3. найдите сложные слова в тексте, переведите
  4. найдите отрицательные предложения
  5. найдите предложения в пассив и переведите
  6. преобразуйте настоящее время в простое прошедшее
  1. Проверка домашнего задания (проверяется заранее подготовленный перевод)
  2. Работа над текстом

Das Nibelungenlied ist ein mittelalterliches Heldenepos. Es entstand im 13. Jahrhundert und wurde in der damaligen Volkssprache Mittelhochdeutsch aufgeschrieben. Ein historischer Kern der Sage ist die Zerschlagung des Burgundenreiches im Raum von Worms in der Spätantike (um 436) durch den römischen Heermeister Aëtius mit Hilfe hunnischer Hilfstruppen. Das räumliche Umfeld ist das Burgundenreich am Rhein, sowie (im zweiten Teil) Südostdeutschland und das Donaugebiet des heutigen Österreichs und Ungarns. Der Verfasser des Nibelungenliedes wird im Text nicht genannt. Etwa 2.400 Strophen des Nibelungenlieds sind in 39 Aventüren untergliedert. Das Nibelungenlied besteht aus zwei Teilen: Im ersten Teil steht Siegfrieds Tod, im zweiten die Rache seiner Gattin Kriemhild im Mittelpunkt. Am Königshof in Worms lebt Kriemhild zusammen mit ihren drei Brüdern Gunther, Gernot und Giselher. Siegfried, ein Königssohn aus Xanten, erscheint bei Hof und fordert Gunther heraus. Siegfried ist bekannt fur seinen mächtigen Schwert Balmung und seinem legendären Nibelungenschatz des Zwergenkönigs Alberich. Er badet im Blut des Drachen, um unverwundbar zu werden. Eine Stelle seines Rückens bleibt jedoch verwundbar, da ein Lindenblatt diese beim Bad bedeckt. Siegfried hilft Gunter, Brunhild zu heiraten. Brunhild verlangt von den Brautigamen, sie im Kampf besiegen zu können. Das gelingt Gunther nur mit Hilfe Siegfrieds. Gunther lädt auf Bitten seiner Frau Siegfried und Kriemhild nach Worms ein. Dabei geraten die Frauen über die Frage nach dem Rang ihrer Männer in Streit: Brunhild erklärt, dass sie mit eigenen Augen beobachtet habe, dass Siegfried Gunther als Vasall und „Knecht“ gedient habe. Kriemhild hingegen kann Ring und Gürtel von Brunhild vorweisen (die ihr Siegfried geschenkt hatte) und nennt sie die Kebse (Mätresse) ihres Mannes. Der Streit (Senna) endet in einem harten Wortwechsel. Viele Jahre später lädt sie ihre Brüder und Hagen, dem sie den Mord an Siegfried und den Raub des Nibelungenschatzes niemals verziehen hat, ins Land der Hunnen (Ungarn) zu einem Hoffest ein. Durch Kriemhilds Intrigenspiel kommt es schließlich zum offenen Kampf. Es kommt zum Blutbad.

1. Betitelt den Text. Gebt 2-3 Varianten

2.. Bestatigt meine Aussage

3. Verneint mich

4. Beendet meine Satze

5. Ich bin hinter der Glaswand, ihr hort mich nicht, aber seht. Was sage ich?

6. Wahlt die Hauptsatze

7. Stellt die Fragen zum Text

VI. Подведение итогов урока

Анализ методической структуры и содержания урока

1. Цель и тип урока

а) правомерность постановки данной цели

Цель: совершенствование монологической речи

Сопутствующая задача -  закрепление лексических и грамматических навыков по теме «Prasens|Prateritum», развитие устной речи.

б) определение типа урока и его места в системе других уроков по данной теме

Данный урок комбинированного типа посвящен развитию продуктивных речевых навыков и занимает промежуточное место в изучении темы “Literatur”, связывая этап формирования (рецептивный) и этап активизации (репродуктивный) речевых навыков.

2. Характеристика языкового и речевого материала

а) количество отобранных языковых единиц для урока

Kampfen

Hasslich

Der Held (in)

an der Spitze stehen

Unverwundbar

Die Drache

schutzen vor

Die Rache

Die Blut

Den Speer werfen

Hunnisch

Die Hochzeit

б) использование материала для повторения

Для повторения и закрепления был использован лексический материал из прошлого урока, а так же грамматический материал, усвоенный ранее.

в) языковые трудности

Языковые трудности были связаны с трансформацией лексических конструкций согласно заданным моделям, для снятия этих трудностей использовались различные упражнения.

г) связь нового материала с пройденным

Лексический материал данного урока базировался на материале прошлого урока и закреплялся посредством известной лексики и уже пройденных грамматических конструкций.

д) адекватность ситуаций предъявления и активизации нового материала речевому опыту носителей данного языка

Для закрепления и активизации нового материала были использованы методы, которые соответствуют речевому опыту учащихся, а именно: 1) устные упражнения, развивающие навыки монологической речи, 2) чтение с последующим высказыванием.

3. Оснащение урока. Виды наглядности и технические средства на уроке.

На уроке была использована языковая наглядность: записи на доске, текст, рисунки.

4. Методическая структура урока

а) этапы урока и их общая характеристика:

Организационный момент:

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга и настраиваются на урок.

Речевая зарядка:

Была направлена на активизацию навыков говорения, а также на повторение лексических и грамматических единиц.

Работа с лексическими и грамматическими единицами:

Были использованы различные упражнения (вопрос-ответ, упражнения на трансформацию конструкций).

Проверка домашнего задания:

Ученики устно переводили текст.

Работа с текстом:

Закрепив лексические единицы, ученики выполняли упражнения по тексту с последующими монологическими высказываниями с основой на текст.

Подведение итогов:

Были выставлены оценки. Задано домашнее задание (готовить рассказ от имени героев эпоса).

На начальных этапах урока использовались упражнения, направленные на развитие грамматических навыков, а так же формирование навыков правильного формоупотребления лексических единиц. Последующие задания предполагали краткие монологические высказывания с использованием отработанной лексики и грамматики.

Для закрепления лексического материала и повторения грамматического были выбраны комбинированные упражнения: лексико-грамматические. Каждое задание сопровождается коммуникативными установками и, в случае необходимости, примерами выполнения. Выполнение упражнений отвечало поставленной цели урока,  и было методически оправдано.

Методическая структура урока соответствовала его целям и условиям обучения: акцент был сделан на достижении основной цели урока – работа над устным монологическим высказыванием и закрепление лексического материала, с использованием которого проходило и повторение грамматических единиц.



Предварительный просмотр:

Творческая лаборатория «Песнь о Нибелунгах»

Цель: расширить культурно-страноведческие знания учащихся по теме: “Культура Германии”

Образовательная задача:

приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе с текстом с целью получения необходимого языкового материала  

Развивающая:

развитие языковых способностей и интереса к культуре своего народа, страны изучаемого языка.
Воспитательная:

воспитание коммуникативно-речевого такта и коммуникабельности.

Оснащение: компьютер, экран, видеокамера, мультимедийные технологии, реквизиты для сценки.

I. Ученик Дабаев Бато в костюме немецкого рыцаря под музыку представляется Зигфридом. Ich bin Sigfried, ein Königssohn aus Xanten. Ich habe einen mächtigen Schwert Balmung und eineт legendären Nibelungenschatz des Zwergenkönigs Alberich. Ich bade im Blut des Drachen, um unverwundbar zu werden. Eine Stelle meines Rückens bleibt jedoch verwundbar, da ein Lindenblatt diese beim Bad bedeckt. Ich helfe Gunter, Brunhild zu heiraten. Brunhild verlangt von den Brautigamen, sie im Kampf besiegen zu können. Das gelingt Gunther nur mit meiner Hilfe. Einmal lädt Gunther auf Bitten seiner Frau mich und meine Frau Kriemhild nach Worms ein.  

II. Москалёва Маша: А теперь посмотрим, что же случилось с Зигфридом и его женой в Вормсе. На ваше внимание видеофильм «Город нибелунгов Вормс»

(ученики показывают через компьютер на экране сценку, которую они сыграли и сняли через видеокамеру)

III. Творчество учащихся. Прослушиваются стихи собственного сочинения об эпосе.

IV. Сценка «Месть Брунгильды» на немецком языке.  

Обсуждение сценки.

Y. Конкурс исследовательских работ по эпосу

Были предложены исследовательские проекты:

Кто такие нибелунги?

Города нибелунгов в Германии

 Женщины в древнегерманском героическом эпосе «Песнь о Нибелунгах»

Поэтика эпоса

Сопоставительный анализ героических эпосов (на выбор)

Функционирование некоторых грамматических явлений в эпосе «Песнь о нибелунгах»

Исследование «Сопоставительный анализ героических эпосов «Песнь о нибелунгах»

 И «Абай Гэсэр» Цыденовой Аюны был оценён на «отлично»

Как вершину духовной культуры, мы сопоставили героический эпос двух народов:”Сказание о Нибелунгах”, “Абай Гэсэр” Эпос исполняли немногие знатоки, талантливые народные певцы, улигершины. В Германии это были бродячие профессиональные певцы, называемые шпильманами. Они выступали перед народной аудиторией и при феодальных дворах как творческие хранители эпического предания.

Материалами исследования были тексты из “Nibelungenlied” из пособия “Kulturfenster: Nibelungen lied”(Яцковская Г.В.) и «Абай Гэсэр» 1960 года издания, под редакцией Н. Балдано. После работы над текстами на творческом этапе работы над темой мы проводим контрастивный анализ.

В ходе анализа выявляются следующие сходства, которые мы выразили в следующей таблице:

1)поиски жены и борьба за неё;

2)борьба с зооморфными чудовищами;

3)герои эпоса – защитники страны и народа;

4)признаки начавшегося разделения труда, выделение кузнечного ремесла;

5)говорящий богатырский конь;

6)фантастический элемент как средство выражения героического;

7)история народа, старинные обряды и традиции.

Песнь о Нибелунгах

Абай Гэсэр

Поиски жены и борьба за неё:

Зигфрид – Кримхильда

Гюнтер-Брунхильда

Абай Гэсэр - Тумэн - Жаргалан,

Урмай Гоохон, Алма Мэргэн

Борьба с зооморфными чудовищами

Бой Зигфрида с драконом

и чудовищным змеем.

Бой Гэсэр хана с чудовищами Гал Нурман, Шэрэм Минаата, Лойр хара Лобсоголдой.

Герои эпоса - защитники Отечества и народа

Когда короли Саксонии и Дании пошли войной против Бургундии, Зигфрид возглавил войско и героически отстоял королевство. Не было рыцаря отважнее и сильнее его, он стал народным героем.

Бурятский богатырь Абай Гэсэр был рожден как защитник среднего мира, “чтоб людей от гибели оградить”.

Женщины - богатырки.

“Брачный бой” героя и героини является частью мотива “героического сватовства”- женитьбы героя в результате героических поединков. Героиня-богатырка не желает выходить замуж за слабого богатыря, не способного защитить семью и народ. Поэтому она испытывает героя боем. Брунхильда, королева Isenland. Никто не мог победить её в бою. Кто приезжал свататься, должен был состязаться с ней в метании копья и тяжелого камня. У проигравших летела голова с плеч. Многих рыцарей погубила она. И только Зигфрид смог её победить в образе короля Гюнтера, для которого он поехал сватать Брунхильду.

Алма Мэргэн хатан была искусна в стрельбе из лука, охотилась не хуже мужчин. Когда Гэсэр с мужчинами покидал дом, она оставалась защитницей женщин, детей, стариков. Когда Гэсэр, чтобы спасти жену Урмай Гоохон, попал в плен, спасла их Алма – Мэргэн.

Фантастический элемент как средства выражения героического.

После повержения дракона, юный Зигфрид искупался в его крови и стал неуязвимым для врагов. Только на спине, между лопатками, к нему в это время прилип лист дерева. Это место осталось незащищенным, уязвимым.

З игфрид стал обладателем клада Нибелунгов.

При помощи шапки-невидимки он помогает Гюнтеру в сватовстве с Брунхильдой.

Фантастические перевоплощения героев и божеств в птиц и зверей, живая и мертвая вода, пища-благодать, способная быть свежей в течение десяти лет, увеличивающаяся в размерах.

Описание истории народа

оживают старинные народные обряды и традиции: рыцарский турнир, праздник летнего солнцестояния, свадьба.

богатырские соревнования,

свадьба, которая длится девять дней,

благословение-уреэлы, национальные костюмы, национальные блюда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Песнь о Нибелунгах"

Данная презентация представляет собой пересказ с иллюстрациями известного немецкого эпоса "Песнь о Нибелунгах"....

Презентация "Песнь о Нибелунгах"

Презентация, посвящённая германскому эпосу "Песнь о Нибелунгах"...