Методическая разработка. КОНКУРС-ФЕСТИВАЛЬ «Петербургский урок 2019-2020» для подготовки к Всероссийской Олимпиаде школьников 2019 год.
методическая разработка по немецкому языку (9 класс)

Колобова Ольга Николаевна

Номинация 2 – «Лучшее внеурочное занятие в 5-11-х классах»

Занятие – квест «Германия, которую мы знаем» («Deutschland, das wir kennen»). Предмет – немецкий язык, 9 класс.

Занятие актуализации знаний и умений.

Программа внеурочной деятельности «Знакомство с Международными экзаменами по немецкому языку».

Данная методическая разработка помогает решить проблему расширения знаний обучающихся по страноведению, подготовить их к участию в международном школьном обмене и осуществить подготовку к участию во Всероссийской Олимпиаде школьников по немецкому языку, так как задания занятия-квеста написаны с учетом Методических рекомендаций по проведению школьного и районного этапов ВОШ.

Достижению основной цели обучения иностранному языку - формированию  личности, готовой к общению с носителями языка и взаимопониманию – способствует решение задачи по ознакомлению учащихся с представителями другой, иноязычной культуры, с особенностями их менталитета, речевого и невербального общения.

Страноведение, являясь неотъемлемой частью курса изучения иностранного языка, помогает формированию умений адекватного поведения в новых коммуникативных условиях непосредственного общения с носителями языка, формированию социокультурной компетенции у обучающихся.

Занятие проводится в виде игры – квеста. Учащийся должны пройти все станции. Соревновательный момент мотивирует на быстрое прохождение всех пяти станций.

Проверка учителем на каждой станции позволяет участникам сразу узнав правильные результаты проходить на следующую станцию.

Итоговая станция дает возможность играть, используя: «Дрезден-мемо». Даны карточки с элементами шедевров дрезденской коллекции. Необходимо по памяти собрать по два одинаковых элемента.

Последующая рефлексия дает возможность оценить станции игры и выбрать самую интересную. Осознать то новое, что узнали в ходе игры. Оценить себя и других.

Особое внимание хочу обратить на выбор тем и заданий. Дрезден является городом партнёром нашей школы. Тема о театре тоже не случайна. Год 2019 – год театра в нашей стране. Юбилейные события этого года, связанные с именами Крузенштерна, Гумбольдта, Беллинсгаузена также актуальны.

 

 

Тема о праздниках в Германии осенью завершающая станция, которая вызывает интерес обилием праздников, тут и Oktoberfest, и Martinstag, и Halloween, и 3 октября - День Единства Германии. По этому празднику подготовленно усложнённое задание.

Очень важно,когда по окончанию занятия обучающиеся получают продукт –конверт с правильными ответами по каждой станции. Он заполняется каждым учащимся по мере прохождения игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vneurochnogo_zanyatiya_2019.docx629.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга

____________________________________________________________________________

Методическая разработка.

КОНКУРС-ФЕСТИВАЛЬ

 «Петербургский урок 2019-2020»

НОМИНАЦИЯ 2:

«Лучшее внеурочное занятие в 5-11классах» (немецкий язык)

Для подготовки к Всероссийской Олимпиаде школьников 2019 год.

Авторы:

Колобова Ольга Николаевна, учитель немецкого языка

Домнина Татьяна Васильевна, учитель немецкого языка  

Рыкова Дарья Владимировна, учитель немецкого языка

Санкт- Петербург

2019

Методическая разработка внеурочного занятия - квеста

«Deutschland, das wir kennen» (Германия, которую мы знаем)

Цели:

Предметная: расширение словарного запаса по немецкому языку за рамками программы.

Познавательная: обобщающее повторение, контроль навыков говорения по страноведческому аспекту, расширение кругозора в рамках углублённого изучения немецкого языка.

Развивающая: развитие интереса к странам Европы; коммуникативной культуры учащихся; развитие умения работать в сотрудничестве; развитие логического и творческого мышления, воображения, памяти, повышение мотивации к изучению немецкого языка

Воспитательная: Воспитание уважения и толерантного отношения к культуре другой страны, формирование художественного вкуса

Задачи:

1. Организовать активное использование слов и грамматических конструкций на каждом этапе занятия.

2. Расширить знания об известных людях, живших в городе-партнёре - Дрездене.

3.  Воспитать у учащихся интерес к истории развития российско-германских отношений.

4.  Мотивировать к поисковой и исследовательской работе, связанной с конкретными фактами в истории, культуре Германии.

5. Актуализировать знания по теме «Театр». (Немецкие драматурги, внёсшие существенный вклад в развитие мирового театрального искусства).

6. Активизировать, расширить и углубить знания учащихся по страноведческому аспекту о праздниках осени Германии.

Планируемые образовательные результаты:

         Предметные:

  1. Расширение словарного запаса в рамках предъявленного материала по станциям.
  2. Знание об известных личностях, прославивших г. Дрезден.
  3. Знание важных юбилейных дат 2019 года связанных с историей немецко-российских отношений.
  4. Знание фактов биографии и знаменитых произведений немецких писателей и драматургов, внёсших существенный вклад в развитие мирового театрального искусства.
  5. Получение практических навыков организации поисковой и исследовательской работы в истории и культуре Германии.
  6. Знание основных праздников осени Германии.

Метапредметные:

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

  1. Личностные:

Получат навыки сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций нравственно-этической ориентации, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.

  1. Познавательные:

 Получат умение добывать знания из различных источников.

Получат умение читать иноязычный текст с применением ознакомительного /просмотрового /изучающего видов чтения.

 Получат умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Овладеют ИКТ – компетенцией.

Получат умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

  1. Регулятивные:

Научатся определить и формулировать цель своей деятельности на основании учебной задачи.

Научатся формулировать задачи творческого и поискового характера.

Научатся составлять план действий по решению задачи.

Научатся осуществлять самокоррекцию, саморегуляцию.

Научатся сотрудничеству в поиске и сборе информации, планированию и последовательности действий

4. Коммуникативные:

 Научатся умению формулировать собственное мнение.

 Научатся учитывать различые мнения и стремиться к координации разных позиций.

Материально – техническое обеспечение:

Раздаточные материалы. Фотографии знаменитых личностей. Игра «Дрезден - мемо». Карточки с названиями станций игры на немецком языке. Конверт для каждого участника с правильными краткими ответами по каждой станции.

Подготовка к мероприятию и организация пространства:

Класс делится на группы по 8-9 человек в случайном порядке. Каждый ученик получает карточку с красным, жёлтым или чёрным цветом (по цветам флага Германии) в результате образуется 3 команды, объединённые одним цветом карточки. На столах, расставленных в три ряда, по пять в одном ряду, находится раздаточный материал, одинаковый для трёх команд. Определено 5 станций со следующими темами: «Праздники Германии осенью», «3 октября - День Единства Германии», «Театр», «Важные даты», «Открываем Дрезден».

Описание хода игры:

  1.  Приветствие команд. Объяснение правил игры.
  2.  Каждая команда проходит все станции. Побеждает команда, которая раньше всех пройдёт 5 станций и окажется на последней, где происходит релаксация и само- /взаимооценка и выбирается лучший игрок.
  3.  Команды по сигналу начинают игру по станциям. Все три команды проходят пять одинаковых станций. Проход на следующую станцию разрешён, если ответы проверены учителем. В классе три учителя по числу команд.
  4.  Происходит работа по станциям.
  5.  По разрешению учителя команды переходят на следующую станцию.
  6.  Когда команды пройдут все станции, на последней станции релаксации команда победитель проходит игру «Дрезден-Мемо». [10] К ней подходят следующие команды.
  7.  Подведение итогов происходит, когда все команды пройдут 5 станций. Выбор лучшего игрока в каждой команде. Рефлексия. Что нового узнали на занятии. Обмен мнениями.

Описание станций. Описание УУД по каждой станции.

1. «Открываем Дрезден».

На столе находится лист [1], где нарисованы знаменитые личности, прославившие город Дрезден. Необходимо по символам, находящимся в их руках и короткому описанию, определить имя и фамилию личности, годы жизни, сферу деятельности и изобретение, принёсшее мировую известность. Эти данные записываются в таблицу [2] и предъявляются на проверку учителю.

Универсальные учебные действия

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

формирование уважительного отношения к иному мнению развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

поиск и выделение информации в аутентичном тексте;

умение структурировать информацию.

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

2. «Важные даты». (В этом году празднуется юбилеи, связанные с именами И. Крузенштерна, Ф. Гумбольдта, Ф. Беллинсгаузена).

На столах портреты знаменитых личностей, а также лист [3] с 11 вопросами по событиям, свидетельствующим об истории русско-немецких отношений. Предложены три варианта ответов. Необходимо выбрать правильный. Только после проверки команда покидает станцию.

Универсальные учебные действия

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

находить ответы, на вопросы, используя свой опыт и информацию, полученную на других уроках

умение оценить правильность выбранного действия

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

3. «Театр»

На станции три листа [4], на русском языке информация о выдающихся немецких писателях и драматургах: об Иоганне Вольфганге фон Гёте, Иоганне Фридрихе фон Шиллере и Бертольде Брехте.

Представлены портреты немецких писателей. На столе также карточки с понятиями, [5] связанными с фактами биографии, названиями произведений этих писателей. Необходимо распределить понятия и связать их с соответствующими личностями. Учитель, проверив задание, отпускает учащихся на следующую станцию.

Универсальные учебные действия

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

 установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

смысловое чтение как осмысление цели чтения; определение основной и второстепенной информации

умение прилагать волевое усилие для достижения цели.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4. «Германия осенью. Осенние праздники».

На столах находится информация об осенних праздниках в Германии. [6].  Проработав информацию, учащиеся должны сопоставить карточки с немецкими праздниками и датами их проведения. [7]. После проверки все проходят на пятую станцию.

Универсальные учебные действия

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания

выбор наиболее эффективных способов решения задач

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

5. «3 октября - День Единства Германии». (Уровень задания усложнённый).

 Дан текст, содержащий страноведческую информацию. [8] Необходимо выбрать правильный ответ [9] из трёх предложенных.

Универсальные учебные действия

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

находить ответы, на вопросы, используя свой опыт и информацию, полученную на других уроках

умение оценить правильность выбранного действия

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

6. На итоговой станции команде, которая пришла первой, предоставлена возможность поиграть с «Дрезден мемо» [10] - игра с карточками по мотивам из архитектуры и искусства Дрездена. Здесь можно обойтись без оценивания. Когда подойдут остальные две команды, проводится рефлексия. Учащиеся обсуждают то, какая станция была интереснее и познавательнее, что узнали нового. Какой игрок в команде был наиболее активен. Каждый оценивает свой вклад в игру. Выбираются три номинации: «Самая быстрая команда», «Самая интеллектуальная команда» и «Самая неторопливая команда». Каждый игрок получает конверт, где содержаться краткие правильные ответы по каждой станции (рефлексия).

Универсальные учебные действия

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Литература и ссылки:

1. Mathias Stresov. Dresden entdecken. Der Stadtführer für Kinder. Der Hauptstadverlag 2015-79S

2. http://daz.asia/blog/deutsche-feiertage-und-gedenktage-im-herbst/

3.https://www.dw.com/de/12-deutsche-feste-br%C3%A4uche-und-feiertage-im-herbst/a-40009604

4. Didaktisierungsvorschläge zum Kalender https://www.goethe.de/lhr/pro/kalender/2014/10%20Oktober%20-%20Wiesenzeit.pdf

5.  http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/29708 «Знакомство с Международными экзаменами по немецкому языку», рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 9-м классе, углубленный уровень, 2 часа в неделю. О.Н. Фролкина

Приложения

[1]

C:\Users\Учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\9587D431-0F17-4F6E-AF02-E65D1E62D193.jpeg

[2]

Persönlichkeit

Lebensjahre

Tätigkeitsbereich

Erfindung

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 [3]

C:\Users\A5CE~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI00.469\D2601254-7A98-4733-9195-0438E8B86FF0.jpegC:\Users\A5CE~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI16.563\50471D6C-AEBB-467A-8949-F8F4B3443FD4.jpeg

[4]

C:\Users\A5CE~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI55.672\ADA69C05-75B7-451A-8878-9AB58D01FDE3.jpegC:\Users\A5CE~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI62.203\6036BE8B-021D-493E-8DB7-757664C732BE.jpegC:\Users\A5CE~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI70.500\28F1ADCB-77AC-4BE6-94F3-5F42B3FEE4E4.jpeg

[5]

 C:\Users\A5CE~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI87.891\841CA412-090E-4BE8-8BF9-B7570A456B52.jpeg

[6] Herbst

Wenn die Blätter von den Bäumen fallen und der Wind rauer wird, wird klar: Es ist Herbst. Er läutet die kalte Jahreszeit ein. Für viele Deutsche ist es auch die Zeit der Traditionen, Feste und Feiertage.

Früchte und Blumen als Ernten des Sommers für das Erntedankfest (Foto: picture-alliance/All Canada Photos)

Erntedankfest

Bereits seit dem 3. Jahrhundert danken Christen ihrem Gott für die Gaben, die die Herbsternte eingebracht hat. In Deutschland wird das Erntedankfest normalerweise am ersten Oktober-Sonntag gefeiert. Doch auch der September bietet manche Möglichkeit, den herannahenden Herbst zu zelebrieren. Neben den traditionellen Weinfesten werden eigene Kürbisbeete und Maislabyrinthe immer populärer. allem darüber, dass sie nicht arbeiten müssen immer populärer.

Feierlichkeiten zum Tag der Deutschen Einheit 2015 (Foto: picture alliance / bild pressehaus)

Deutsche Wiedervereinigung

Wie sähen Deutschland und die Welt wohl heute aus, wenn nicht am 9. November 1989 die Berliner Mauer gefallen wäre? Das Brandenburger Tor steht symbolisch sowohl für Deutschlands Teilung als auch für seine Wiedervereinigung. Die erfolgte offiziell jedoch erst fast ein Jahr nach dem Mauerfall und ist heute ein gesetzlicher Feiertag im Oktober.

Erleuchtete Halloween-Kürbisse (Foto: picture alliance/dpa/P. Pleul)

Halloween

Für die Kelten markierte der 31. Oktober das Sommerende und den Beginn der dunklen Jahreszeit. Um böse Geister fernzuhalten, trugen sie furchteinflößende Masken. Dieser Brauch ist heute als Halloween bekannt und wird vor allem in den USA gefeiert. Auch in Deutschland werden Kürbisse geschnitzt und Kinder ziehen um die Häuser. Doch Halloween hat sich hierzulande nicht wirklich durchgesetzt.

Deutschland - Bahnstreik - Das Gute daran (picture-alliance/dpa/O. Spata)

MartinstagAm 11. November strahlen in Deutschland Kinderaugen. Nach dem Martinsumzug durchs Wohnviertel mit Musik und Feuer verteilt der Mann auf dem Pferd süße Weckmänner. Danach ziehen die Kleinen mit ihren Laternen singend von Haus zu Haus und bekommen dafür Süßigkeiten. Der Brauch geht auf den Bischof Martin von Tours zurück, der der Legende nach seinen Mantel mit einem Bettler geteilt haben soll.

Brandenburger Tor in den 1990ern (Foto: picture-alliance/ZB/J. Bauer)

Tag der Deutschen Einheit

Jedes Jahr am 3. Oktober feiern die Deutschen den Tag der Deutschen Einheit. Politiker halten Reden, in den Städten finden Konzerte statt und auch Feuerwerk darf an diesem Tag nicht fehlen. Für manche Deutsche ist die politische und historische Bedeutung dieses Tages aber zweitrangig. Sie freuen sich vor

[7]

2. Oktober

Erntedankfest

3. Oktober

Tag der Deutschen Einheit

30. Oktober

Ende der Sommerzeit und Zeitumstellung

31. Oktober

Reformationstag

31. Oktober

Halloween

1. November

Allerheiligen

2. November

Allerseelen

13. November

Volkstrauertag

16. November

Buß- und Bettag

20. November

Totensonntag

27. November

1. Advent

 [8] Oktober – Tag der deutschen Einheit

Der 3. Oktober ist der deutsche Nationalfeiertag. Er erinnert an die deutsche Wiedervereinigung 1990. Am 9. November 1989 fiel in Berlin die Mauer, die Ost und West trennte, aber es dauerte fast ein Jahr, ehe die beiden deutschen Staaten sich zusammenschlossen. Am 3. Oktober trat die Deutsche Demokratische Republik offiziell der Bundesrepublik Deutschland bei. 50 Jahre Trennung waren überwunden. Die offizielle Feier findet jährlich in Berlin statt. Rund um das Brandenburger Tor gibt es Konzerte und Feuerwerk. Wer im Bundesrat den Vorsitz hat, darf zusätzlich ein großes Bürgerfest organisieren, bei dem sich in der „Ländermeile“ alle Bundesländer vorstellen. Seit 1997 gibt es auch den Tag der offenen Moscheen. Dies soll zeigen, dass auch die Muslime ein Teil der deutschen Gesellschaft sind.

[9] Aufgabe: „3. Oktober – Tag der deutschen Einheit“ 

a. Lies den Text. Nur zwei von den vier Titeln passen zum Text.

Welche? Zu welchem Abschnitt? Markiere sie.        

 Wie die Hauptstadt feiert                   50 Jahre Wiedervereinigung

 Landesweite Feierlichkeiten              Ursprung des Nationalfeiertags

b. Seit wann gibt es die Berliner Mauer nicht mehr?

 seit dem 3. Oktober 1990                    seit über 50 Jahren

 seit dem 9. November 1989                seit 1997

c. Was feiert man am deutschen Nationalfeiertag?

 die Befreiung der DDR                        die deutsche Wiedervereinigung

 den Fall der Berliner Mauer              50 Jahre deutsche Trennung

d. Warum gibt es den Tag der offenen Moscheen?

 weil man da Moscheen besichtigen kann.

 damit alle zusammen beten.

 weil es in Deutschland viele Moscheen gibt.

[10]

C:\Users\Учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\42F2265D-3521-491A-9AC7-13BBBB1FB4C7.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол результатов участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2019 -2020

Протокол результатов участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2019-2020...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников 2019-2020 учебный год ТЕХНОЛОГИЯ (для мальчиков) 10-11 класс

Тестовые задания для проведения школьного этапа  Всероссийской олимпиады по технологии для учащихся 10-11 классов были составлены учителем технологии высшей категории МАОУ «СОШ №21» З...

Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2019-2020 год Тывун Мария, ученица 8 кл.,3 место

Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии Тывун Мария,ученица 8 кл. 2019-2020 г.,заняла 3 место,80.7 баллов....

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников предназначены для работы педагогов для успешной подготовки обучающихся с высоким...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Презентация  Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников....

Методическая подборка упражнений для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку для обучающихся 9-11 классов  

В данной методической разработке подобраны примеры заданий, которые можно использовать при подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников 9-11 классов...

Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020

Участие обучающихся ГКОУСКОШИ №52 в ВОШ по математике (муниципальный этап)....