2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
статья по немецкому языку

Лемчужникова Галина Владимировна

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmasocializacii.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение

3

  1. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

7

  1. План реализации программы

8

  1. Этапы

10

  1. Список используемой литературы

12


Введение

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся: непрерывность образования, его значимость, как для индивида, так и для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Важнейшая черта современного обучения – направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Поэтому основной задачей педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются очень актуальными, они способствуют непрерывному поиску новых технологий социализации, адекватных постоянно изменяющейся социальной среде.

Школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Поэтому процесс социализации школьников очень важен для рассмотрения.

Программа, посвященная социализации детей делает возможным создание

таких условий взаимодействия ребёнка с миром собственного «Я», других людей, предметным и природным миром, при которых он сможет проявлять свою индивидуальность, научится чувствовать себя уверенно, сможет защищать себя и строить безопасные отношения с людьми и миром.

Всё, что делается на уроке, в школе в целом, только в том случае будет безопасным для ребёнка, если превратить его всубъекта учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересами, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно ориентированный, индивидуальный характер. Человеку необходимо то, что даёт ему возможность чувствовать себя человеком, поэтому важно перевести изучаемые факты, явления, события в личностную сферу каждого ученика, связать с актуальными потребностями ребёнка.

В основе развивающего обучения лежит системно – деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности ученика и его социализации. На уроках немецкого языка я использую системно-деятельностный подход, не только предлагая детям знания в готовом виде, но и способствую превращению ученика в активного субъекта собственного учения.

Обучение диалогической речи, монологической речи способствует внутреннему раскрепощению, делает ребёнка внутренне свободным. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном – это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к реальной действительности.

На своих уроках немецкого языка я способствую формированию метапредметных  умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. Не вызывает сомнений, что умение вести диалог в паре, группе, проявлять инициативу, высказывать свои мысли, умение найти нужную информацию, усвоить её, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач, являются залогом успешной социализации ученика.

Большую роль в социализации школьника, на мой взгляд, играет процесс проектной деятельности. Я полагаю, что активное участие  учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы.

Что даёт нам проектная деятельность? Каждая проектная деятельность начинается с проблемной ситуации, в которой существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора новой комбинаций понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении – система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путём логических рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие.

Цель данной программы – социальное становление личности школьника на уроках немецкого языка, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.

Объект – управление процессом социализации школьников.

Предмет – система управления социализацией школьников в общеобразовательной школе.

Задача программы – сформировать личность, которая бы отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо обозначить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

Формирование следующих социальных качеств:

  • Товарищество, партнерство, умение работать в группе.
  • Уважение к старшим.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Трудолюбие.
  • Бережливость.
  • Дисциплинированность, соблюдение порядка.
  • Любознательность.
  • Любовь к прекрасному.
  • Стремление быть здоровым, соблюдать режим дня.

Предполагаемый результат

Данная программа нацелена на достижение следующих результатов:

  • Формирование социально значимых качеств (трудолюбие, доброта, честность, соблюдение режима дня, забота о здоровье и т.д.);
  • Воспитание любви к родному и иностранному языку;
  • Вызвать интерес и толерантное отношение к культуре иностранного языка;
  • Воспитание трудолюбия и творчества

Формы работы в учебной деятельности:

интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, ассоциации, сравнение социолингвистических элементов родного и иностранного языка,  работа в группах, проектная деятельность.

Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

  • Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • Опыт в понимании других людей и другой культуры;
  • Приобщиться  к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью;
  • Понимание ценности каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Образовательный процесс как условие реализации концепции социализации должен отвечать требованиям:

•        вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами системы;

•        подвижность форм образовательного процесса и деятельности учащихся.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

Организация воспитания и социализации учащихся на уроках немецкого языка осуществляется по следующим направлениям:

1.Воспитание гражданственности,  уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание толерантного отношения к другой культуре, языку.

Ценности: любовь к родине, к своему народу, свобода и ответственность, толерантное отношение к языку и культуре Германии.

2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

Ценности: любовь к семье, забота о старших и младших.

3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь, бережное отношение к природе, к животным, растениям

Этапы работы

1.        Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.

2.        Этап реализации.

3.        Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.


План реализации программы

Направления

Мероприятия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к другой иноязычной культуре

  • Направление. «Родная и иноязычная культура. Зачем мне нужно изучать иностранный язык?»

Организация работы учащихся индивидуально и в группах для развития коммуникативной компетенции, а также для формирования толерантного отношения к иноязычной культуре.

Использование ИКТ для успешной социализации школьников

Проект «Книга без границ» в 5 классе (2015г.)

Открытый урок- путешествие «Поездка классом по Германии» в 6 классе (2016г.)

Воспитание трудолюбия,

творческой активности,

сознательного отношения к учёбе

  • Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Организация участия детей в международных, всероссийских, районных конкурсах, олимпиадах и проектах на немецком языке

Дифференцированный подход, работа с одаренными  детьми, мотивация к изучению иностранного языка.

Проведение викторин и конкурсов по теме «Германия».

Работа в группах и индивидуально над проектом по теме «Хобби»  в 8 и 5 классах (2014г., 2015г.)

Воспитание нравственных чувств,

достойного отношения к семье

  • Направление «Человек и его семья»

Проект «Любимые семейные праздники в России и Германии» ( в пректе)

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • Направление «Ученик и окружающий мир»

Проект «Давайте все вместе заботиться о нашей планете Земля!»  в 7 классе (в плане)

Формирование

ценностного отношения к здоровью

и здоровому образу жизни

  • Направление «Ученик и его здоровье»

Формирование правильного отношения к здоровью как ценности

Работа над темами «Режим дня» и «День здоровья»

Открытый урок в 7 классе «Спорт в нашей жизни» (в плане)

Формы проведения мероприятий

  • урочная деятельность
  • викторины
  • праздники
  • конкурсы стихов
  • проектная деятельность
  • диагностические исследования

Этапы программы

Программа реализуется в несколько этапов на базе Беленинского филиала МКОУ «Дуровская СОШ». Программа рассчитана на три года по 34 часа в год, исходя из 1 часа в неделю в  классе.

На первом этапе  - изучается состояние проблемы в теории и практики социализации учеников и возможности ее успешной реализации на уроках немецкого языка; анализ литературы; определяются цели и задачи.

На втором этапе проводится самоанализ, определяются элементы содержания и направления деятельности по социализации школьников на уроках немецкого языка.

На практическом этапе осуществляется реализация личностно-деятельностного подходов в обучении, мотивации к изучению поликультурного мира и культуры своей страны, активируются виды деятельности направленные на формирование социально значимых качеств, таких как трудолюбие, успех в учебе, отношения в семье, отношение к окружающему миру, своему здоровью и т.д.

На этапе проверки достигнутых результатов, предполагается описание полученных результатов, корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами, определение дальнейших перспектив на дальнейшее изучение предмета.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка относятся:

состояние психического здоровья детей;

наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса.

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.


Список используемой литературы

  1. Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. — 2000. — № 1.
  2. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — Ярославль, «Ремдер», 2005. — 164 с.
  3. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования России, 2002. — № 6.
  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2,3 -2000г.
  5. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Теория и практика. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М:Творческий центр, 2004
  6. Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений: учебное пособие. – М.: НФПК, ООО «Мирал», 2005.
  7. Тотолян А. Практика для жизни: система воспитания социально активной личности . //Управление школой.  2006.  №16.  с.35-37.
  8. Хуторской А.В. Статья "Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования", Народное образование, 2003. - №2. - С.58-64.
  9. Хуторской А.В. Статья "Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей". Интернет- журнал "Эйдос".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

Програма воспитания и социализации учащихся на степени основного общего образования.

Приведена примерная программа для воспитательной работы с классом среднего звена....

Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия.

Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия. В школе ...

Елизарова А.В. Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия.

Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия. В школе ...

Методологическая основа воспитания и социализации учащихся в рамках реализации ФГОС.

Целью воспитания и социализации учащихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Ро...

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Общие задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного р...