ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
рабочая программа по немецкому языку

Ткаченко Людмила Брониславовна

Программа реализациии НРЭО на уроках немецкого языка в10-11 классах образовательной линии УМК Бим И.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nreo1_0-11.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Травниковская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА  РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ  ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ  НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

( ДЛЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ УМК БИМ И.Л.)

                  Составила учитель немецкого языка

                                  Ткаченко Людмила  Брониславовна

с. Травники  Чебаркульского муниципального района

Цели и задачи курса:

Изучение в старшей школе иностранного языка в целом и немецкого в частности  на базовом уровне  направлено на достижение следующих целей и задач:

  • дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
  • речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладениеновыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
  • социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое

  • и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
  • компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычнойинформации;
  • учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебныхумений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в другихобластях знания.
  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределениюучащихся в отношении их будущей профессии;  их социальная адаптация;  формирование качеств гражданина и патриота.

Роль учебного предмета в формировании умений и навыков

Данная программа предусматривает формирование  у  учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях:

использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся старшего звена и способствующих самостоятельному изучению немецкого языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности  межпредметного характера.

Формируются и совершенствуются умения:

•работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

•работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

•работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;

•планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом;  взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;

•самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 204 часа, по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах. Данный объем учебной нагрузки соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Включен материал регионального компонента, что нашло отражение в учебно-тематическом плане и календарно-тематическом планировании.

ІІ. Содержание курса

Предметное содержание речи

Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги

Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс.

Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.

Речевые умения 

Говорение

Диалогическая речь. Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения.

Развитие следующих умений:

• участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему;

• осуществлять запрос информации;

• обращаться за разъяснениями;

• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.

Объем диалогов - до 6-7 реплик со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь. Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным / прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.

Развитие следующих умений:

• делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме.

• кратко передавать содержание полученной информации;

• рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки;

• рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы: описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.

Объем монологического высказывания 12-15 фраз.

Аудирование

Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до 3 минут:

- понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;

- выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;

- относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.

Развитие следующих умений:

• отделять главную информацию от второстепенной;

• выявлять наиболее значимые факты;

• определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.

Чтение

Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):

- ознакомительного чтения - с целью внимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;

- изучающего чтения - с целью полного точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);

- просмотрового/поискового чтения - с целью выборочного понимания необходимой/

 интересующей информации из текста статьи, проспекта.

Развитие следующих умений:

• выделять основные факты;

• отделять главную информацию от второстепенной;

• предвосхищать возможные события факты;

• раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

• понимать аргументацию;

• извлекать необходимую/интересующую информацию;

• определять свое отношение к прочитанному.

Письменная речь

Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в странах, говорящих на немецком языке (автобиография/резюме);

составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.

Развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее.

Компенсаторные умения

Совершенствование следующих умений: пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; прогнозировать содержание текста по заголовку / началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски); игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устноречевого общения, а также мимику, жесты.

Учебно-познавательные умения

Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу, в том числе лингвострановедческую, ориентироваться в письменном и аудиотексте на немецком языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на немецком языке.

Развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на немецком языке.

Социокультурные знания и умения

Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений происходит за счет углубления:

• социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;

• межпредметных знаний о культурном наследии страны/стран, говорящих на немецком языке, об условиях жизни разных слоев общества в ней / них, возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях стран.

Для дальнейшего развития социокультурных умений использовать:

• необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия/несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других;

• необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;

• формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения.

Языковые знания и навыки

В старшей школе осуществляется систематизация языковых знаний школьников, полученных в основной школе, продолжается овладение учащимися новыми языковыми знаниями и навыками в соответствии с требованиями базового уровня владения немецким языком.

Орфография

Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.

Фонетическая сторона речи

Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в немецких словах и фразах; ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений.

Лексическая сторона речи

Систематизация лексических единиц, изученных в V - IX классах; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. Лексический минимум выпускников полной средней школы составляет 1400 лексических единиц.

Расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования. Развитие навыков распознавания И употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран, говорящих на немецком языке; навыков использования словарей.

Грамматическая сторона речи

Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала, изученного в основной школе:

• совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных в основной школе коммуникативных и структурных типов предложения;

• систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, о типах придаточных предложений и вводящих их союзах и союзных словах, совершенствование навыков их распознавания и употребления;

• овладение способами выражения косвенной речи, в том числе косвенным вопросом с союзом ob;

• продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно (Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv). Систематизация всех временных форм Passiv;

• развитие навыков распознавания и употребления распространенных определений с Partizip I и Partizip II , а также форм Konjunktiv от глаголов haben, sein, werden, können, müssen и сочетания würde + Infinitiv для выражения вежливой просьбы, желания;

• систематизация знаний об управлении наиболее употребительных глаголов; об использовании после глаголов типа beginnen, vorhaben, сочетаний типа den Wunsch haben + смыслового глагола в Infinitiv с zu (Ich habe vor, eine Reise zu machen);

• овладение конструкциями haben/sein zu + Infinitiv для выражения долженствования. возможности; систематизация знаний о разных способах выражения модальности

• систематизация знаний о склонение существительных и прилагательных, об образовании множественного числа существительных;

• развитие навыков распознавания г употребления в речи указательных, относительных. неопределенных местоимений а также прилагательных и наречий, их степеней сравнения;

• систематизация знаний функциональной значимости предлогов и совершенствование

навыков их употребления; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, связности (например, с помощью наречий zuerst, dann, nachher, zuletzt).

Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей на уроках немецкого языка в 10 классе.

урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Основные виды учебной

деятельности

13

Вот уже несколько лет мы учим немецкий язык. Что мы уже знаем? Что умеем?

Я и моя Родина

Сочинение - рассуждение

18

Вот уже несколько лет мы учим немецкий язык. Что мы уже знаем? Что умеем?

Моя малая Родина

Оформление странички языкового портфолио, монологическая речь

36

(9)

Школьный обмен, международные молодёжные проекты. Вы хотите в них участвовать?

Традиции нашей школы

Написание письма

39

(12)

Школьный обмен, международные молодёжные проекты. Вы хотите в них участвовать?

Что мы можем показать гостям в нашем селе?

Изготовление рекламных проспектов, буклетов

48

(21)

Школьный обмен, международные молодёжные проекты. Вы хотите в них участвовать?

«Будни и праздники

нашей школы

Зашита проектов (коллаж)

64

(16)

Дружба, любовь… Всегда ли это приносит только счастье?

«Мой лучший друг»

Устное сообщение

73

(25)

Дружба, любовь… Всегда ли это приносит только счастье?

День семьи,

любви и верности на Руси

Просмотр презентации

84

(6)

Искусство идет от умений. Также музыкальное искусство?

Люди искусства - мои земляки

Эссе, просмотр презентации

87

(9)

Искусство идет от умений. Также музыкальное искусство?

Музыкальные фестивали Южного Урала

Описание картинки, фотографии

93

(15)

Искусство идет от умений. Также музыкальное искусство?

Музыкальные предпочтения моих одноклассников

Оформление странички языкового портфолио

Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей на уроках немецкого языка в 11 классе.

урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Основные виды учебной

деятельности

2

Воспоминания
о лете

Как я провёл лето

письмо

4

Повседневная жизнь подростков в Германии и России.

«Мой распорядок дня»

монолог

5

Повседневная жизнь подростков в Германии и России..

Школа в России и в Германии

Диалог –расспрос на основе иллюстративного материала

8

Повседневная жизнь подростков в Германии и России..

Твои домашние обязанности

Устная речь

19

Повседневная жизнь подростков в Германии и России..Что делает молодежь в свободное время?

Хобби моих одноклассников

Защита проекта

40

Театр и кино. Как они обогащают нашу жизнь?

«Мой визит в театр»

Монолог

45

Театр и кино. Как они обогащают нашу жизнь? Известные кинорежис

серы и киноктеры

 «Великий режиссёр С Герасимов - наш земляк»

Защита проекта

62

Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия. Проблемы современного общества. Проблемы экологии и здоровья. Природные катастрофы Чем они вызваны?

 «Экология нашего края»

Устное сообщение

72

Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия. Проблемы современного общества. Проблемы экологии и здоровья. Проблемы окружающей среды в Европе

 «Экологические проблемы моего села»

Фоторепортаж

91

 Мир будущего Какие требования предъявляет он к нам? Готовы ли мы?

 «Куда пойти учиться в Челябинской области?»

Диалог-расспрос

102

Мир будущего.

Немцы на Урале

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии работы с текстами на уроках немецкого языка на средней ступени обучения

Данный материал может быть использован на уроке немецкого языка для совершенствования навыков чтения с разными стратегиями понимания....

Игра - как эффективное средство обучения монологической речи на уроках немецкого языка на среднем этапе.

Игра - как эффективное средство обучения монологической речи на уроках немецкого языка на среднем этапе....

«Практика и реализация методики применения в части учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках физической культуры»

Материал содержит содержание применения национальных игр на уроках физической культуры в младшем, среднем и старшем школьном возрасте....

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данная программа реализации НРЭО составлена для линиии учебников Бим И.Л. в основной образовательной школе (5-9 классы)....

Реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей по английскому языку для 5-11 классов Южный Урал

В современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие "обучение языкам" постепенно вытесняется новым понятием - "обучение языку и культур...

Активные методы формирования функциональной грамотности (читательской) на уроках немецкого языка в средней школе.

В ст                  В статье дается определение функциональной грамотности, рассматриваются её преимущества для современного oбразования, объясняется, по...