Рабочая программа по учебному курсу "Немецкий язык". Второй иностранный язык.
рабочая программа по немецкому языку

Алеева Эльза Гусмановна

Рабочая программа по учебному курсу "Немецкий язык". Второй иностранный язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_nemetskiy_yazyk.doc441.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Утверждена приказом №                    года

 МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1

Высокогорского муниципального района РТ»

Директор МБОУ ВСОШ №1                            /Е.С.Гильманова

Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей английского языка

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1

Высокогорского муниципального района РТ»

Протокол                                    от                              года

Руководитель школьного МО учителей английского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1

Высокогорского муниципального района РТ»

Рабочая программа по учебному курсу «Немецкий язык»

второй иностранный язык

Разработала: учитель английского языка

высшей категории Алеева Э.Г.

Пояснительная  записка

   Предлагаемая рабочая программа учебного курса предназначена  для факультативных занятий общеобразовательных учреждений при  изучении немецкого языка  как  второго  после  английского и составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта  основного общего  образования второго поколения, на основе авторской программы «Planet»Kursbuch1. Автор учебника Габриел Коп и Зигфрид Бутнер, издательство Хубер.

    Представленный  курс  также  отвечает   требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком).

Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.

Главные  цели  курса:формирование  и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся  в совокупности её составляющих: речевой,  языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми компетенциями, а также развитии  и воспитании потребности школьников пользоваться немецким языком  как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в     развитии  национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми  разных  культур и сообществ.

Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного речевого общения. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой  компетенций.

В основной школе в соответствии с новым базисным учебным/образовательным планом   (БОП)   предусматривается введение элективного курса  второго   иностранного языка и выделяется   1 час  в неделю. На данном этапе немецкий язык вводится как факультативны (кружковый) час.  Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей. Это, с одной стороны, меньшее  количество выделяемых  на него учебных часов  и более сжатые  сроки его изучения, а с другой стороны,  изучение  осуществляется в условиях  контактирования трёх языков   - родного,  первого (ИЯ1)  и второго  иностранного (ИЯ2),  что обусловливает более интенсивное развитие речевой  способности учащихся  в целом и  положительно сказывается на образовательном процессе.

Несмотря на то, что возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия)  не  только  со  стороны   родного языка, но и со стороны  первого иностранного языка,  перед учащимися открываются большие  возможности для  опоры  на уже имеющийся опыт  изучения  первого  иностранного языка для  положительного переноса, особенно если  изучаются  языки  одной   языковой  группы.  Положительный перенос оказывает большое влияние на общее развитие  учащихся в разных аспектах:

    •   чем большим количеством языков человек владеет, тем более развиты его речемыслительные механизмы (такие, например, как кратковременная  память,   механизмы   восприятия - зрительно  и  на  слух,  механизмы   выбора,   комбинирования,  механизмы  продуцирования при говорении и письме  и др.);

    •   сходные лингвистические явления в родном языке и ИЯ 1 переносятся учащимися на ИЯ2 и облегчают   тем самым   их     усвоение;

    •   на уровне учебных умений, которыми обучающийся овладел в процессе изучения как родного языка, так и ИЯ,    которые переносятся им на овладение ИЯ2 и тем самым существенно облегчают  процесс усвоения;

    •   на   социокультурном уровне: социокультурные знания, приобретённые в процессе изучения  первого неродного языка (ИЯI) , и        на этой основе  новые социокультурные поведенческие навыки  также могут быть объектами переноса, особенно при наличии  близости западноевропейских культур (если изучаются два европейских языка).

Чтобы предотвратить интерференцию и способствовать положительному переносу,  необходим контрастный подход к изучению   второго   иностранного  языка,   побуждающий   учащихся к сравнению/сопоставлению изучаемых  иностранных  языков  на всех указанных выше уровнях, что также будет содействовать общему образованию, воспитанию и развитию  школьников. 

Рабочая программа состоит из 8 разделов, в которых конкретизируются цели, место, результаты, содержание, тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного курса:

- Пояснительная записка.

- Общая характеристика элективного курса.

- Описание места элективного курса в учебном плане.

- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса.

- Содержание элективного курса.

- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

- Планируемые результаты изучения элективного курса.

Общая  характеристика учебного курса

Изучение второго иностранного языка  имеет  ряд особенностей  формального и содержательного плана.  К первым относятся:

•   меньшее количество выделяемых  на него  учебных часов (1 час);

•   более сжатые сроки его изучения  (начиная  не с начальной, а с основной  школы).

К особенностям содержательного плана относятся:

•   его изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков  - родного, первого (ИЯl) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны,  обусловливает более интенсивное  развитие  речевой способности  учащихся в целом и положительно  сказывается на образовательном  процессе; с другой стороны возникают проблемы  интерференции (отрицательного  воздействия)  не  только  со  стороны  родного языка,  но  и со стороны  первого иностранного  языка,  что вызывает определённые  трудности;

•   наряду с этим возникают большие  возможности  для опоры на уже имеющийся  оnыт  изучения  первого  иностранного языка,  для  положительного  переноса,  особенно   если  изучаются языки  одной  языковой  группы.  Например, германской: английский, немецкий или западноевропейские языки, имеющие в силу исторического  развития  достаточно  много общего,  например  английский   и  французский, английский   и  испанский.

Возможность опереться на положительный  перенос при изучении второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать его эффективным и результативным, несмотря  на более сжатые сроки  обучения. Это позволяет ставить в основном  те же цели в обучении  второму  иностранному  языку, что и первому.

При изучении второго иностранного языка,  как и первого, учащиеся готовят и представляют речевые проекты, которые должны создавать условия для реального общения  учащихся на немецком языке или  имитировать   общение  средствами  ролевой  игры.  

Особенность данного курса заключается в разнообразии методов и приёмов работы с языковым материалом, он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из реальных потребностей  и возможностей  учащихся.

Место учебного курса в учебном плане

Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в качестве второго иностранного  35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса

Настоящая   программа обеспечивает   достижение  личностных, метапредметных и предметных  результатов.

Личностные  результаты:

  1)воспитание российской  гражданской  идентичности:  патриотизма,  любви  и  уважения  к  Отечеству,  чувства  гордости за свою Родину, прошлое и настоящее  многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание  истории,  языка,  культуры своего  народа,  своего  края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей  многонационального российского  общества;  воспи.тание чувства ответственности  и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности  и способности обучающихся к саморазвитию  и самообразованию на  основе  мотивации   к  обучению  и познанию, осознанному  выбору и построению  дальнейшей  индивидуальной траектории образования  на базе ориентировки  в мире профессий  и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных  интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего  социальное,   культурное, языковое, духовное многообразие  современного  мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,  гражданской  позиции,  к истории, культуре, религии, традициям,  языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных  норм,  правил  поведения, ролей  и форм  социальной   жизни  в  группах  и  сообществах,  включая взрослые  и социальные  сообщества;  участие в школьном  самоуправлении  и общественной  жизни  в пределах возрастных компетенций   с  учётом  региональных,  этнокультурных, социальных и экономических  особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе  образовательной, общественно  полезной,  учебно­исследовательской,  творческой и других видов деятельности;

 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической  культуры на  основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной  жизни,  уважительное и заботливое отношение  к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия  народов  России  и  мира,  творческой  деятельности эстетического  характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать  мотивы  и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать nути достижения  целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы  решения  учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль  своей  деятельности в процессе достижения результата,  определять  способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной  и познавательной деятельности;

6) умение  определять  понятия, создавать  обобщения,   устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для  классификации, устанавливать причинно-следственные связи,   строить  логическое рассуждение,  умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать  выводы;

7) умение  создавать, применять и преобразовывать знаки  и символы, модели  и схемы для решения учебных  и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе  согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё  мнение; _

10) умение  осознанно использовать речевые  средства  в соответствии  с задачей  коммуникации для выражения своих чувств, мыслей  и потребностей; планирования и регуляции своей  деятельности, владения устной  и письменной речью,  монологической  контекстной речью;

11) формирование и развитие  компетентности в области  использования  информационно-коммуникационных  технологий (далее  ИКТ-компетенции).

Предметные  результаты:

 1) формирование  дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира,  в развитии национального самосознания на основе  знакомства с жизнью своих  сверстников в других странах, с образцами  зарубежной  литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися  уровня иноязычной компетентности;

 2) формирование  и совершенствование иноязычной  коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического  кругозора и лексического заnаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

 3) достижение  допорогового уровня  иноязычной  коммуникативной  комnетенции;

 4) создание основы для  формирования  интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе  самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к исnользованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои  знания  в других предметных областях.

     В   коммуникативной сфере  (то  есть  владение  вторым иностранным языком как средством  общения):

 Речевая  компетенция  в следующих видах речевой деятельности:

говорении

•   умение начинать, вести/nоддерживать и заканчивать  различные  виды диалогов в стандартных  ситуациях общения,  соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая,  уточняя;

•   умение расспрашивать  собеседника  и отвечать на его вопросы,  высказывая  своё мнение,  просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь  на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

•   рассказывать  о себе, своей  семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

•  сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;

•  описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

аудировании

•   воспринимать  на слух и полностью  понимать речь учителя, одноклассников;

•   воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);

                     •   воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные    прагматические  аудио- и видеотексты с выделением нужной/ интересующей  информации;

чтении

•   читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием  основного  содержания;

читать несложные  аутентичные тексты разных  жанров  и стилей  с полным  и точным  пониманием  и с использованием различных  приёмов  смысловой  переработки  текста  (выборочного перевода, языковой догадки , в том числе с опорой на первый иностранный язык),  а также справочных  материалов;

•   читать  аутентичные  тексты  с  выборочным  пониманием нужной/интересующей информации;

письменной  речи

•   заполнять  анкеты и формуляры;

•   писать поздравления, личные письма с оnорой  на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;

Языковая  компетенция (владение  языковыми  средствами и действиями  с ними):

•   применение правил написания  изученных слов;

адекватное  произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного  языка; соблюдение правильного ударения  в словах и фразах;

•   соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, nовелительное); правильное членение предложений на смысловые групnы;

•   распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);

•   знание  основных  способов  словообразования (аффиксация, словосложение,  конверсия);

•   понимание   явлений  многозначности  слов  второго  иностранного  языка,  синонимии, антонимии  и лексической  сочетаемости;

•  распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание nризнаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

  •    знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного  и русского/родного языков.

Социокультурная компетенция

                         знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их            применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

•   распознавание   и  употребление   в  устной  и  письменной речи основных  норм  речевого  этикета  (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной  лексики),  принятых  в странах изучаемого языка;

•   знание употребительной  фоновой  лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство  с образцами  художественной,

                        публицистической  и научно-популярной литературы;

•   понимание   важности   владения  несколькими   иностранными  языками  в современном поликультурном  мире;

•   nредставление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка,  о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;

•   представление  о сходстве и различиях  в традициях  своей страны  и стран изучаемых иностранных  языков.

Компенсаторная компетенция

Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств nри получении и приёме информации за счёт использования  контекстуальной догадки,  в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

 В  познавательной сфере:

•   умение сравнивать языковые  явления  родного  и изучаемых иностранных  языков на уровне отдельных грамматических явлений,  слов, словосочетаний, предложений;

•   владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться  определённой  стратегией  чтения/аудирования в  зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать  текст с разной глубиной понимания);

•   умение действовать  по  образцу/аналогии nри  выполнении   упражнений   и  составлении   собственных   высказываний в пределах изучаемой тематики;

•   готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную  работу;

•   умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);

•   владение  способами  и приёмами  дальнейшего  самостоятельного изучения иностранных  языков.

 В ценностно-ориентационной сфере:

•   представление  о  языке  как  средстве  выражения  чувств, эмоций, как основе  культуры мышления;

•   представление  о  целостном  полиязычном,  поликультурном  мире,  осознание   места  и  роли  родного  и  иностранных языков в этом мире как средства общения,  познания,  самореализации  и социальной  адаптации;

•  приобщение  к ценностям  мировой культуры как через источники информации на иностранном  языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках  и т. д.;

•   достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления меж­ личностных и межкультурных контактов в доступных пределах.

 В  эстетической сфере:

•   владение элементарными средствами выражения  чувств и эмоций на втором иностранном  языке;

•   стремление  к  знакомству  с  образцами   художественного творчества на втором иностранном  языке и средствами изучаемого второго иностранного  языка;

                     •   развитие  чувства прекрасного  при знакомстве  с образцами живописи,  музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.

 В  трудовой сфере

Умение рационально планировать  свой  учебный труд и работать в соответствии  с намеченным  планом.

Календарно - тематическое планирование (35 ч.)

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

Дата

Ф П

Содержание учебного материала

Планируемые результаты

  1. Знакомство

Ich und du

На концерте

В киоске

Семья

Идем в гости

9

2

2

2

2

1

Личные местоимения: ich, du, Sie.

Глаголы: heißen, wohnen, mögen, sein. 

Вопросы с вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них.

Порядок слов; интонация простого предложения

Ученики научатся:

  • приветствовать людей;
  • представляться и говорить, где живут;
  •  заполнять анкету;
  • произносить имя по буквам;
  • говорить, что они любят

2.Schule und Lernen. Школа и учеба

Школьные предметы

Алфавит

Школьные принадлежности

Свободное время

На перемене

8

2

2

2

1

1

Личные местоимения: er/sie, wir, ihr.

Глаголы: kommen, heißen, mögen, sein.

Определённый и неопределённый артикли: der, das, die, ein, eine.

Притяжательные местоимения: mein, dein

Предлоги: in, auf

Числа; школьные принадлежности; названия некоторых школьных предметов.

Ударение в предложении; интонация вопросительного предложения; словарное ударение

Ученики научатся:

  • называть числа от 0 до 1000;
  • диктовать телефонные номера;
  • говорить о людях и предметах;
  • говорить, что они любят, а что нет
  1. Freizeit. Свободное время

Друзья

Что будем делать сегодня

Пойдем вместе…

Покупаем одежду

11

3

2

3

3

Спряжение глаголов haben, sein

Вопросы без вопросительного слова

Винительный падеж

Множественное число существительных

Словарное ударение, краткие и долгие гласные

Ученики научатся:

  • говорить о свободном времени;
  • проводить интервью в классе;
  • описывать друзей
  • называть увлечения

  1. Zu Hause. Дома

Стрессы

Распорядок дня

Домашние животные

 В зоопарке

8

2

2

2

2

Указание времени

Порядок слов в предложениях с указанием времени

Предлоги: um, von … bis, am

Названия часов, времени суток, дней недели

Краткая и долгая гласная

Ученики научатся:

  • называть дни недели и время суток;
  • описывать домашних животных
  •  описывать свой распорядок дня;
  • понимать и составлять тексты о своем доме, указать адрес, рассказать о домашнем животном

Учебно – методическое и материальноехническое  обеспечение

образовательного процесса

•   Учебник Рабочая программа обеспечивается компонентами УМК на основе авторской программы «Planet» Kursbuch1. Автор учебника Габриел Коп и Зигфрид Бутнер, издательство Хубер.

    Представленный  курс отвечает   требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком).

•   CD является  частью УМК «Planet». Содержит диалоги,  задания  по развитию навыков устной речи; задания  на развитие навыков   аудирования;  задания   по  развитию   произносительных навыков, заnиси  песен  и рифмовок.

Технические средства обучения

Компьютер, магнитофон

Мультимедийные средства обучения

CD для занятий в классе

Сайт  дополнительных образовательных ресурсов http:/www.prosv.ru/, busu 

Планируемые результаты изучения учебного курса

Основные  содержательные линии

В курсе немецкого  языка  как второго иностранного  можно выделить следующие содержательные линии:

•   коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании , говорении,  чтении и письме;

•   языковые   навыки   пользования   лексическими,   грамматическими,   фонетическими  и  орфографическими  средствами языка;

•   социокультурная  осведомлённость  и умения межкультурного общения;

•   общеучебные  и  специальные   учебные  умения,   универсальные  учебные действия.

Главной содержательной  линией  является  формирование и развитие коммуникативной компетенции в совокупности  с речевой  и языковой  компетенцией.  Уровень развития  коммуникативной  компетенции  выявляет  уровень овладения  речевыми навыками и языковыми  средствами второго иностранного  языка на данном  этапе обучения,  а также  уровень развития  компенсаторных   навыков,   необходимых  при  овладении   вторым; иностранным   языком.  В свою  очередь,  развитие  коммуникативной  компетенции   неразрывно  связано  с  социокультурной осведомлённостью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи  и единстве учебного предмета «Иностранный  язык».

Предметное содержание речи

1. Межличностные  взаимоотношения в семье,  со сверстниками.  Внешность и черты характера  человека.

2. Досуг и увлечения  (чтение,  кино,  театр и др.).  Виды отдыха , путешествия. Транспорт.  Покупки.

3. Здоровый  образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.

4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение  к ним. Переписка  с зарубежными сверстниками.  Каникулы в различное  время  года.

5. Мир профессий.  Проблемы  выбора профессии.  Роль иностранного  языка в планах на будущее.

6. Природа.  Проблемы  экологии.  Защита  окружающей  среды. Климат, погода.

7. Средства массовой информации и коммуникации  (npecca, телевидение, радио,  Интернет).

8. Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое nоложение, столицы и круnные города, достоnримечательности,  культурные  особенности   (национальные nраздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Виды речевой  деятельности/Коммуникативные умения

Говорение

Диалогическая речь

Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-рассnрос, диалог  - побуждение  к действию,  диалог  - обмен  мнения­ ми. Объём диалога  от 3 реnлик  (5-7 классы)  до 4-5 реnлик (8-9 классы)  со стороны  каждого  учащегося.  Продолжительность диалога 1,5-2 минуты (9 класс).

Монологическая речь

Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с оnорой и без оnоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность.

Объём   монологического    высказывания   от   7-10    фраз (5-7 классы) до 10-12 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога 1-1,5 минуты (9 класс).

Аудирование

Умение воспринимать   и  понимать   на   слух  аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием  основного  содержания,  с выборочным  nониманием  и  полным  пониманием содержания  текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Жанры текстов: прагматические,  публицистические. Типы текстов: сообщение,  рассказ,  диалог-интервью и др. Содержание  текстов  должно   соответствовать   возрастным особенностям  и интересам  учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность. Аудирование с полным пониманием содержания предполагает  понимание  речи  учителя  и  одноклассников на  уроке,  а также  понимание несложных  текстов,  построенных на полностью знакомом  учащимся языковом материале  или содержащих некоторые незнакомые слова.  Время звучания  текста  - до 1  минуты.

Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.  Время звучания текстов  - до 1,5 минуты.

Аудирование с выборочным пониманием   предполагает умение выделить необходимую информацию  в одном или  нескольких  аутентичных коротких  текстах  прагматического   характера ,  опуская  избыточную  информацию.  Время  звучания текстов  - до 1,5 минуты.

Чтение

Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной  глубиной и точностью  проникновения в их содержание  (в зависимости  от коммуникативной задачи): с пониманием  основного  содержания  (ознакомительное чтение);  с полным  пониманием   содержания  (изучающее  чтение);  с  выборочным   пониманием необходимой  информации (просмотровое/поисковое чтение).

 Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.

 Типы текстов: статья,  интервью,   рассказ,  объявление,   рецепт, меню, просnект,  реклама,  песня  и др.

 Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям  и интересам  учащихся,  иметь  образовательную и воспитательную ценность, воздействовать  на эмоциональную сферу школьников.

 Независимо  от  вида  чтения  возможно  использование  двуязычного словаря.

 Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных  аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения  - 600-700 слов.

  Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенные основном на  изученном языковом  материале,   с  использованием  различных приёмов смысловой переработки  текста (языковой догадки , выборочного перевода) и оценки  полученной  информации. Объём текста для чтения  - около 500 слов.

Чтение с выборочным пониманием  предполагает умение просмотреть  аутентичный  текст  или  несколько  коротких  текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения  - около  350 слов.

Письменная речь

умение:

-делать выписки из текста для их дальнейшего использования  в собственных высказываниях;

-писать короткие поздравления с днём  рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30-40  слов, включая  адрес);

-заполнять несложные анкеты  в форме, принятой в странах изучаемого языка  (указывать имя,  фамилию, пол,  гражданство,  адрес);

- писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец  (сообщать краткие сведения о себе;  запрашивать анало­ гичную информацию о нём; выражать благодарность и т. д.). Объём личного письма   - 100-140 слов,  включая адрес.

Языковые знания и навыки

 Орфография

Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их примененния в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки  адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка.  Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки  nроизношения различных  тиnов  предложений.

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы,  проблемы и ситуации  общения в пределах  тематики основной школы, в объёме около  1000 единиц. Лексические единицы  включают  устойчивые  словосочетания,   оценочную лексику,  реплики-клише речевого  этикета.

Основные способы словообразования:

1) аффиксация:

•   существительных  с суффиксами  -ung  (die  Lösung, die  Vereinigung);  -keit  (die  Feindlichkeit); -heit  (die  Einheit); -schaft  (die Gesellschaft);  -um  (das  Datum); -or (der  Doktor); -ik  (die  Mathematik); (die  Liebe), -er (der  Wissenschaftler); -ie (die  Вiologie);

•   прилагательных с суффиксами  -ig (wichtig);  -lich  (glйcklich); -isch (typisch);  -los (arbeitslos); -sam (langsam);  -bar (wunderbar);

•   существительных и прилагательных с nрефиксом un- (das Unglйck, unglйcklich);

•   существительных и глаголов с префиксами: vor-  (der  Vorort,  vorbereiten); mit-  (die  Mitverantwortung, mitspielen);

•   глаголов с отделяемыми и неотделяемыми  приставками  и другими словами в функции  приставок  типа erzählen,  wegwerfen.

2) словосложение:

•   существительное +существительное  (das   Arbeitszjmmer);

•   прилагательное +прилагательное  (dunkelblau,  hellblond); прилагательное  + существительное  (die  Fremdsprache);

•   глагол + существительное (die  Schwimmhalle);

3) конверсия  (переход одной части речи в другую):

•   образование   существительных   от  прилагательных   (das Blau, der  Junge);

•   образование  существительных  от  глаголов (das  Lernen, das  Lesen).

Интернациональные слова (der Globus,  der Computer). Представления  о синонимии, антонимии, лексической  сочетаемости, многозначности.

Грамматическая сторона речи

Знакомство с новыми  грамматическими явлениями.Уровень овладения  конкретным грамматическим  явлением (продуктивно-рецептивно или  рецептивно)  указывается  в графе  «Характеристика  основных  видов деятельности  учащихся» в Тематическом планировании.

   Нераспространённые и распространённые предложения:

•   безличные предложения  (Es ist  warm.  Es ist Sommer);

•   предложения  с глаголами  legen,  stellen, hängen, требующими  после  себя  дополнение в  Akkusativ и  обстоятельство места  при  ответе  на  вопрос   Wohin? (lch  hänge   das   Bild  an die  Wand);

•   предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Jnfinitiv с zu;

•   побудительные  предложения  типа  Lesen   wir! Wollen   wir lesen!;

•   все типы вопросительных  предложений;

•   предложения         с   неопределённо-личным   местоимением тап (Man schmйckt die  Stadt vor  Weihnachten);

•   предложения с инфинитивной группой um ...  zu ( Er lernt Deutsch, um  deutsche Bйcher zu  lesen);

•   распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных  оборотов: um  ...zu + lnfinitiv, statt ... zu + lnfinitiv, ohne  ...  zu  + lnfinitiv);

•   слабые и сильные  глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;

•   сильные    глаголы   со   вспомогательным   глаголом   sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen);

•   Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;

•   глаголы  с  отделяемыми  и  неотделяемыми   приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur  (anfangen, beschreiben);

•   временные  формы  в Passiv (Präsens, Präteritum);

•   местоименные наречия (worйber, darйber, womit,  damit);возвратные         глаголы        в   основных         временных    формах Präsens, Perfekt,  Präteritum (sich  anziehen, sich  waschen);

•   распознавание   и   употребление   в   речи   определённого, неопределённого  и нулевого артиклей, склонения  суще­ ствительных нарицательных; склонения  прилагательных и наречий;    предлогов,   имеющих   двойное    управление,   предлогов,   требующих   Dativ,    предлогов,   требующих   Akkusativ;

•   местоимения:  личные,  притяжательные,  неопределённые jemand, niemand);

•   Plusquamperfekt и употребление  его в  речи при согласовании  времён;

•   количественные        числительные         и         порядковые         числительные.

Социокультурные  знания  и умения

Умение осуществлять  межличностное  и межкультурное общение,  используя  знания  о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в nроцессе изучения других предметов  (знания  межпредметного  характера). Это предполагает овладение:

•   знаниями   о  значении   родного  и  иностранных   языков в современном  мире;

•   сведениями  о социокультурном  портрете  стран,  говорящих на изучаемом иностранном  языке,  их символике  и культурном наследии;

•   уnотребительной  фоновой  лексикой  и реалиями  страныизучаемого языка: традициями  (в питании,  nроведении  выходных дней,  основных  национальных  праздников),   расnространёнными  образцами  фольклора;

•   представленнем  о  сходстве   и  различиях  в  традициях своей  страны   и  стран,   говорящих   на  втором  иностранном языке;   об  особенностях  их  образа   жизни,   быта,   культуры (всемирно известных  достопримечательностях,  выдающихся людях  и  их  вкладе  в мировую  культуру);  о некоторых   nроизведениях   художественной   литературы на  изучаемом  иностранном  языке;

•   умением распознавать и употреблять в устной и nисьменной речи в ситуациях формального  и· неформального  общения

основные нормы речевого этикета,  принятые  в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее  расnространённую оценочную лексику);

•   умениями представпять родную страну и культуру на иностранном  языке;  оказывать  nомощь  зарубежным  гостям в нашей стране в ситуациях nовседневного  общения.

Компенсаторные умения

•   nересnрашивать,  просить  повторить,   уточняя  значение незнакомых  слов;

•   исnользовать   в  качестве  оnоры   nри   порождении   собственных высказываний ключевые слова,  план к тексту, тематический словарь и т. д.;

•   прогнозировать  содержание  текста  на  основе  заголовка, nредварительно  nоставленных  воnросов;

•   догадываться о значении  незнакомых  слов по контексту, по используемым собеседником  жестам и мимике;

•   использовать   синонимы,   антонимы,  оnисания   понятия при дефиците  языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные  способы деятельности

Формируются умения:

•   работать  с  информацией:  сокращение,  расширение  устной  и  письменной  информации ,  создание  второго  текста   по аналогии, заполнение таблиц;

•   работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной  информации, извлечение  запрашиваемой или нужной  информации , извлечение  полной  и точной информации;

•   работать  с разными источниками на иностранном языке: справочными  материалами,  словарями,  интернет-ресурсами, литературой;

•   самостоятельно  работать,    рационально  организовывая свой  труд в классе  и дома.

Специальные учебные умения

Формируются умения:

•   находить  ключевые  слова  и социокультурные реалии  при работе  с текстом;

•   семантизировать слова  на основе  языковой догадки;

•   осуществлять словообразовательный анализ слов;

•   выборочно использовать перевод;

•   пользоваться двуязычным и толковым  словарями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)»

Рабочая программаучебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)»...

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в 5В классе

Рабочая программаучебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в  5В классе...

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в 6 классе

Рабочая программаучебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в  6 классе...

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в 8 классе

Рабочая программаучебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в  8 классе...

Рабочая программа по предмету "Немецкий язык". Второй иностранный язык.

Рабочая программа по второму иностранному (немецкому) языку. 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Немецкий язык". Второй иностранный язык.

Рабочая программа по втрому иностранному (немецкому) языку. 6 класс....

Рабочая программа по предмету "Немецкий язык". Второй иностранный язык.

Рабочая программа по второму иностранному(немецкому) языку. 7 класс...